Ангажированный и неангажированный
Виды политических процессов. Политические изменения как фактор общественного развития. Теория политической модернизации
Основные виды политического процесса
В зависимости от критериев политические процессы можно разделить на следующие типы:
1. базовые и периферийные. 2. внутриполитические и внешнеполитические, 3. революционный и эволюционный 4. ангажированные и неангажированные, 5. открытые и скрытые, 6. стабильные и нестабильные.
1.По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Базовые процессы характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти. В то же время и базовые, и периферийные политические процессы различаются по времени и характеру осуществления, сориентированностью своих субъектов на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. К примеру явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая в свою очередь делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. В противоположность открытому теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.
Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институтов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами, и потому политическая активность населения развивается здесь в соответствии с фазами выдвижения кандидатов в законодательные (исполнительные) органы, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Как правило, пик такой активности приходится на время выборов, после чего политическая жизнь как бы затихает, а осуществление контрольных функций за управляющими рутинизируется.
Циклы государственного управления может задавать деятельность правящих партий. К примеру, в бывшем СССР очередные съезды КПСС, определяя «исторические» задачи, рубежи пятилеток и проч., обусловливали ритм деятельности всех институтов власти на внутри- и внешнеполитической арене. В то же время сегодня — в период реформации общественных отношений — решающее влияние на ритмы функционирования государственных учреждений, способы политического участия населения оказывают уже не решения высших органов управления, а отдельные политические события, изменяющие расстановку и соотношение политических сил (например августовский «путч» ГКЧП в 1991, апрельский референдум в 1993, кризис в октябре 1993 г.). Аналогичный «рваный» ритм задавали политическому процессу военные перевороты в ряде афро-азиатских государств, менявшие как институциональные структуры управления, так и условия включения населения в политическую жизнь.
Внутриполитические и внешнеполитические Для понимания особенностей внутриполитического процесса следует обратить внимание на роль и значение институализированных форм политической активности граждан. Основой процесса выступает организационная структура власти. От динамичности и мобильности политической организации власти зависит степень ее влияния на социальную среду. В каждой стране содержание внутриполитических процессов различно, поскольку определяется формой правления и формой государственного устройства, политическим режимом, качеством правящей элиты и т.д. Внешнеполитический процесс регулируется отношениями государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности.
Эволюционный и революционный Можно говорить о революционном процессе тогда, когда преобразования носят качественный характер, осуществляются за короткое время, в процессе используются как мирные, так и немирные средства, насилие. В такие периоды электоральные предпочтения уступают место стихийным, произвольным формам массовых политических движений. В эволюционном процессе изменение властно-политических структур происходит путем постепенных преобразований и реформ. Необходимой основой эволюционного политического процесса является легитимность властей и наличие единых социально-культурных ценностей управляющих и управляемых. Ангажированный и неангажированный Неангажированные политические процессы предполагают свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти. При ангажированных политических процессах преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жестко централизованные методы принятия управленческих решений. К этим процессам можно отнести процессы принятия политических решений в период правления военных элит, авторитарных лидеров и монархов или единственной в стране партией. К неангажированным можно отнести политические процессы в условиях прямой, представительной либо плюралистической демократии.
5. С точки зрения публичности политические процессы могут быть скрытыми (теневыми) и открытыми. Открытый политический процесс характеризуется тем, что политические интересы граждан или групп выявляются в электронных предпочтениях, в программах партий, в средствах массовой информации и т.д. К тому же открытость предполагает доступность для общественности различных фаз и этапов принятия политических решений. Скрытый процесс осуществления правящими кругами своих властных полномочий базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти, в роли которых могут выступать запрещенные, нелегальные и непризнанные обществом структуры. Такой процесс регулируется принятыми в этих центрах решениями, установленными там правами и свободами действующих субъектов. Тогда информация о готовящихся управленческих решениях не доводится до общественного мнения, а контроль за правящими элитами отсутствует.
Что же касается устойчивости политической системы, можно говорить о стабильных и нестабильных политических процессах. Стабильный процесс отличается устойчивыми социальными структурами, функционально отработанными механизмами принятия политических решений, легитимностью режима и высокой политической культурой его участников. Нестабильный возникает в условиях кризиса, как необходимость изменения политического курса. Причин для этого процесса множество: от социальных конфликтов до осложнения международных отношений. Нестабильность проявляется в резком колебании предпочтений граждан, активизации оппозиции, в импульсивном характере принятия политических решений, в падении регулятивной роли правовых и моральных норм. К тому же такие явления носят не временный, а Длительный характер. Принятие политических решений - центральный элемент политического процесса. Обобщенным типом политического решения является выработка политического курса, обычно называемого стратегией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|