Тема урока: Наблюдение – метод чувственного познания природы
(продолжение) 1.Передовые педагоги: Наблюдению как важному методу познания природы придавали большое значение все передовые педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А. А. Быстров, П. М. Басс, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.). В 50 – 70-е годы XX века в Москве, Ленинграде, Минске проводились исследования, которые позволили определить особенности познания дошкольниками природы через наблюдения (Э. И. Залкинд, А. И. Васильева, А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова, Г. С. Филиппюк и др.). Авторами установлено: правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений. Исследования, выполненные в ЛГПИ им. А. И. Герцена, показали: наблюдение – это сложный вид психической познавательной деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдения характеризуется наличием качеств, обеспечивающих высокую результативность наблюдений: умения понять познавательную задачу, принять план наблюдения, умения отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.
2. Содержание наблюдений за живыми объектами в условиях дошкольного учреждения: Педагогические исследования позволяют сделать вывод о том, что содержание наблюдений за живыми объектами в условиях дошкольного учреждения должно складываться из следующих моментов:
– рассматривания внешних особенностей строения растений и животных; – наблюдения за способами функционирования отдельных органов или частей тела (для животных это разные формы поведения); – знакомства с компонентами внешней среды; – выявления зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей). В исследованиях Н. И. Ветровой, Е. И. Корзаковой, В. Г. Фокиной показано, как специальная организация познания признаков растений совершенствует наблюдательность детей и расширяет кругозор, что помогает им успешно различать комнатные растения, огородные культуры и сорняки. 3. Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся с функциями их органов: корни растения удерживают его в земле, всасывают воду и питательные вещества, поступающие затем по стеблю (стволу) к листьям, цветам, плодам; листья поглощают свет. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена – будущие новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание детьми взаимосвязанной работы живого организма в целом, а также зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды. 4. Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев, кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют сформировать у детей прочные знания о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. Это убедительно раскрыто в исследовании И. А. Хайдуровой.
4. Циклы наблюдений за объектами природы Содержательный подход к наблюдению в целом, выделение отдельных параметров в жизни животных и растений, в сезонных изменениях природы дали возможность разработать циклы наблюдений за объектами природы, находящимися в пространстве жизнедеятельности дошкольников.
Циклы – это новая форма организации наблюдений на практике, позволяющая весь объем содержания знаний об объекте разложить на ряд наблюдений, выстроить их в определенной последовательности и рассредоточить во времени. В качестве значимых моментов циклической организации познания природы необходимо отметить: содержание наблюдений, включенных в цикл, составляют основные жизненные проявления животных и растений; последовательность наблюдений обеспечивает постепенную подачу знаний об объекте; циклы наблюдений за одними и теми же обитателями для разных возрастных групп позволяют формировать у детей понимание сначала общих связей животного со средой обитания, затем – дифференцированных, отражающих специфические формы приспособленности к ней. Итак, цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное накопление и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 – 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. Важным содержанием наблюдений являются изменения в природе, которые носят закономерный характер. Изменения живых организмов, как правило, экологически обусловлены состоянием неживой природы – погодно-климатические факторы создают сезонно меняющиеся условия для жизни растений и животных.
Можно выделить два процесса, которые доступны наблюдению дошкольников и могут продемонстрировать им закономерные изменения объектов природы. К этим процессам относятся: рост и развитие живых существ (растений и животных), сезонные явления природы и их смена на протяжении года. Объективно оба процесса взаимосвязаны друг с другом: рост и развитие живых организмов подчиняется сезонно меняющимся условиям жизни. Тем не менее для детей дошкольного возраста с учетом ограниченных возможностей их познания эти процессы целесообразно представить раздельно и независимо друг от друга. Закономерный характер обозначенных процессов заключается в том, что живые организмы и природа в целом постепенно и последовательно (но всегда одинаково) меняют свой облик, свои внешние особенности. Трудность восприятия для детей этих изменений заключается в том, что они происходят длительно, так как процессы растянуты во времени. Дошкольники их проживают и не замечают, не осознают закономерной смены явлений и событий. Именно поэтому необходима специальная организация наблюдений, а также методики формирования представлений и отношения к этим явлениям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|