Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Памятник «Глобус против войны»

Противотанковые надолбы на Средней Рогатке в Ленинграде 1941г.

В начале августа германское наступление начало развиваться сразу в трех направлениях. На севере целью абсолютно всех наступательных операций был захват города Ленинграда. На центральном направлении наступление имело своей целью уничтожение Москвы – столицы Советского Союза. Немецкое командование на юго-восточном направлении планировало осуществить захват Крымского полуострова, Украины и выйти затем на Кавказ.

Немецкие войска в довольно короткие сроки продвинулись на 400-450км в северо-западном направлении, на 500-600км – в западном и на 300-350км – в юго-западном. 10 июля началось немецкое наступление в направлении Ленинграда. Постепенно войска фашистов вокруг города начали сжимать кольцо. Железные дороги, которые связывали Ленинград со страной, были перерезаны в конце августа. Сообщение с городом могло осуществляться только по воздуху и еще через Ладожское озеро. Сухопутное сообщение города со страной прекратилось 8 сентября.

8 сентября 1941 г. противник захватил Шлиссельбург. Эта дата считается началом 900-дневной блокады. Ленинград был отрезан от Большой земли. В сентябре был совершен один из крупнейших налетов авиации врага на Ленинград. В нем приняли участие 276 самолетов, в течение дня город подвергся 6-ти бомбежкам. С 20 сентября начали голодную блокаду Ленинграда.

С 20 ноября рабочие стали получать по продовольственным карточкам 250 граммов хлеба в день, все остальные — по 125 граммов. В городе начался голод. За время блокады умерло свыше 640 тысяч ленинградцев.

Карточка на хлеб 1941год

Великий Ленинград не сдавался в течение шестнадцати месяцев, отбиваясь от артиллерийских ударов, свирепых атак и зверских бомбежек. Враг делал все возможное, чтобы вначале штурмом, а затем варварской блокадой после неудачи штурма поставить Ленинград на колени. Долгие месяцы великий город жил под огнем, стойко переносил холод и голод и, в конце концов, дождался наступления светлого дня – прорыва блокады фашистов Волховского и Ленинградского фронтов.

Огромный ущерб был нанесен историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Самые ценные памятники, как памятник Петру I и памятник Ленину у Финляндского вокзала, были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами. Но невосполнимый ущерб был причинен историческим зданиям и памятникам, находившимся как в занятых немцами пригородах Ленинграда, так и в непосредственной близости от фронта. Был разрушен и сгорел Павловский дворец; знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королем Пруссии, была целиком вывезена немцами. В развалины превращен ныне восстановленный Федоровский Государев собор, при отступлении немцев сгорел Большой Екатерининский дворец в Царском селе. Невосполнимым для исторической памяти народа оказалось практически полное уничтожение считавшегося одним из самых красивых в Европе кладбища Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, на котором были захоронены многие известные петербуржцы.

Несмотря на это город продолжал жить. Трудящиеся города за время блокады изготовили и отремонтировали 2 тысячи танков, полторы тысячи самолетов, тысячи морских и полевых орудий, изготовили 225 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов, свыше 10 миллионов снарядов и мин.

В первую блокадную зиму продолжали работать несколько театров и библиотек, в частности, Государственная публичная библиотека и библиотека Академии наук. Не прерывало своей работы Ленинградское радио.

Летом 1942 г. были открыты некоторые учебные заведения, кинотеатры. 9 августа 1942 г. в городской филармонии оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга впервые исполнил знаменитую 7-ю («Ленинградскую») симфонию Дмитрия Шостаковича.

В короткие сроки Ленинградский Союз художников сформировал 40 бригад, преимущественно из художников-декораторов и театральных оформителей, которые были направлены на маскировочные работы. Благодаря их труду из поля зрения немецкой авиации исчезали аэродромы, архитектурные сооружения, объекты стратегического значения.

Ленинградские художники занимались упаковкой экспонатов Государственного Эрмитажа и Русского музея, предназначенных к эвакуации вглубь страны. Параллельно художники и архитекторы делали в Ленинграде зарисовки, которые служили потом для восстановления утраченных памятников истории.

В годы войны изменилось отношение к религии. С первых дней войны Русская Православная Церковь заняла патриотическую позицию. Многие молодые священнослужители ушли в армию, в народное ополчение, на оборонное строительство и т. д.

По инициативе митрополита Алексия, перенесшего все тяготы блокады (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси Алексий I) уже с 23 июня 1941 г. начался сбор пожертвований от верующих в фонд обороны.

Одним из крупнейших вкладов верующих в оборону страны был сбор средств на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского. Общины Ленинграда перечислили в этот фонд более 2 млн. рублей − это больше четверти всех собранных по стране денег. На эти средства на Челябинском заводе было построено 40 танков Т-34, которые были переданы Красной Армии в 1944 г.

Существенную помощь Церкви в сборе средств для нужд фронта не могла не признать советская власть. В 1942 г. впервые за долгое время было разрешено провести ночной крестный ход на Пасху.

11 октября 1943 г. впервые за все годы советской власти 12 ленинградских священнослужителей были награждены правительственной наградой — медалью «За оборону Ленинграда».

После тщательной подготовки на Волховском и Ленинградском фронте к совместному удару по оборонительной вражеской системе на рассвете 12 января артиллерийская канонада загремела с двух сторон.

Началась решающая битва. Необходимо было преодолеть долговременную мощную полосу укреплений, которые возвели немцы. Нашим войскам путь преграждали проволочные густые заграждения, высокие валы, минные поля, несколько линий дзотов и дотов.

Однако перед натиском наших войск, которые стремились освободить Ленинград от немецкой блокады, ничто не могло устоять. Первый удар, нанесенный немцам, был очень силен.

После двухчасовой авиационной и артиллерийской подготовки в 11:25 при поддержке артиллерийского огня вперед двинулась советская пехота. Фронт прорвали в двух местах. На одном из участков ширина прорыва составляла 8 километров, а на соседнем участке – 5 километров. После оба участка прорыва были соединены. Началась ожесточенная борьба между основных опорных пунктов врага. Повсюду гремели выстрелы, а воздух был наполнен дыханием жесточайшего боя.

14 января 1944 г. Советские войска Волховского, Ленинградского и Второго Прибалтийского фронтов при поддержке Балтийского Краснознаменного флота перешли в наступление под Новгородом и Ленинградом.

18 января 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду. Между Ладожским озером и линией фронта был образован коридор шириной 8-11 километров, а через 17 суток по нему были проложены железная и автомобильная дороги.

18 января – знаменательный день в нашей истории борьбы против фашистов. Прорыв ленинградской блокады, блокады города, под чьими стенами немцы потеряли несколько десятков тысяч солдат – это не только крупный провал всех планов Гитлера, но еще и значительное политическое поражение.

Гитлер лично предупреждал собственных офицеров, которые находились под Ленинградом, что блокада связана с политическим и военным престижем немецкой армии. Сейчас же всему этому престижу был нанесен сокрушительный удар. Разгромив фашистов по южному берегу Ладожского озера, овладев станциями Подгорная и «Синявино», Шлиссельбургом, наши войска повернули фронт на юг. Бои продолжались. В лесах непрерывно гремели артиллерийские орудия.

Советским воинам активную помощь оказывали партизаны. Они наносили значительные удары по фашистским подходившим резервам, нарушали коммуникации врага.

В конце января 1944 г. великий город, улицы и площади которого помнят дыхание революции, помнят кровь и пот защитников-героев, полностью был освобожден от блокады врага.

Расчеты немецко-фашистского командования на захват города провалились. В январе 1944 г. героическими усилиями войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, при тесном взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской военными флотилиями блокада была окончательно снята.

Родина высоко оценила подвиг защитников Ленинграда. За проявленные мужество и героизм 486 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе восемь человек — дважды. 350 тысяч солдат, офицеров и генералов награждены орденами и медалями.

Указом Президиума Верховного Союза СССР от 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждены около 1,5 миллионов человек.

1 мая 1945 г. в приказе Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина г. Ленинград назван в числе первых городов-героев. Девятисотдневная защита осажденного города — легендарная повесть мужества, вызвавшая удивление и восхищение современников, навсегда останется в памяти грядущих поколений.

Главным монументальным памятником, посвященным трагическим событиям Великой Отечественной войны в Санкт-Петербурге, является мемориальное Пискаревское кладбище, где стоит монумент «Родина-Мать».

Сюда в памятные даты приходят тысячи петербуржцев. На площади Победы находится «Монумент героическим защитникам Ленинграда»; на площади Восстания находится обелиск «Городу-герою Ленинграду»; на постаменте одной из статуй на Аничковом мосту сохранены следы от снарядов. На доме номер 14 по Невскому проспекту сохранена предупреждающая надпись военного времени: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

В современном Петербурге существует памятник еще одним «героям» блокадного Ленинграда — кошкам.

В первую блокадную зиму горожане съели практически всех домашних животных. Это вызвало небывалый рост популяции крыс, которые стали представлять серьезную угрозу и без того скудным запасам продовольствия в городе и переносили опасные инфекционные заболевания. После прорыва блокады в январе 1943 г. в Ярославской области было собрано четыре вагона дымчатых кошек, которых перебросили в осажденный город. Кошки начали беспощадную войну с крысами, отогнав их от продовольственных складов. В 1945 г. проблему крысиного разгула в Ленинграде окончательно решила «сибирская дивизия» — около 5000 котов и кошек, прибывших из Омска, Тюмени, Иркутска и других городов.

 

Памятник «Глобус против войны»

Во дворе дома 4 на Невском проспекте стоит памятник «Глобус против войны»: глобус, на котором выгравированы стихи поэта-блокадника Ю. Воронова: «Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы, нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!».

 

Здесь князь Таврический когда-то

Встречал июньские закаты.

Теперь

В Таврическом саду

Мы собираем лебеду.

От лебеды навар не густ.

К тому же горьковат на вкус

Не суп, а только супчик.

Щи из крапивы лучше.

И нет, по правде говоря,

Вкуснее

Щей из щавеля.

 

Вопросы:

1. За что городу Ленинграду присвоено почётное звание «Город-герой»? (За героический подвиг во время Великой Отечественной войны).

2. Что такое блокада? (Блокада – полная изоляция города с целью прекращения его связей с внешним миром).

3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней).

4. Какие испытания принесла ленинградская блокада? (Ленинградцы голодали, жили в неотапливаемых квартирах, замёрз водопровод, остановился транспорт).

5. Почему ленинградских школьников называли «часовыми ленинградских крыш»? (Школьники дежурили на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары(.

6. Назовите боевой девиз ленинградцев. («Всё для фронта, всё для Победы!»).

7. Как называлась дорога, по которой в исключительно трудных условиях в Ленинград доставлялись продукты и другие, жизненно важные грузы. (Дорога Жизни).

8. Водная трасса летом и ледовая зимой – знаменитая Дорога Жизни, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной, по какому озеру проходила? (По Ладожскому озеру).

9. Какое место городу Ленинграду отводилось в гитлеровском плане «Барбаросса»? (Ленинград рассматривался как один из главнейших стратегических объектов. Город намечалось стереть с лица земли, а всех его жителей уничтожить).

10. Когда над городом Ленинградом сомкнулось кольцо блокады? (8 сентября 1941 года).

11. Когда прибыла в Ленинград первая колонна грузовиков по льду Ладожского озера с 33 тоннами продовольствия? (23 ноября 1941 года).

12. Назовите имя поэтической музы осажденного Ленинграда. (Ольга Берггольц).

13. Назовите имя композитора, жившего в блокадном Ленинграде и создавшего седьмую симфонию. (Дмитрий Шостакович).

14. Когда было прорвано вражеское кольцо блокады в результате соединения войск Ленинградского и Волховского фронтов, и Ленинград получил связь с Большой землёй? (18 января 1943 г.)

15. Когда Ленинград был полностью освобождён от блокады? (Советские войска окончательно разгромили фашистов под Ленинградом и полностью сняли блокаду 27 января 1944 года).

16. Назовите командующего Ленинградским фронтом. (Генерал армии Л.А. Говоров)

17. 27 января 1944 года ровно в 20.00 часов в городе прогремел первый торжественный артиллерийский залп. В честь какого события? (По радио прозвучала долгожданная и радостная весть о снятии блокады. В честь победителей Родина салютовала 24-мя залпами из 324-х орудий. Такое количество пушек собрали с трудом, так как вся боевая техника была на фронте. А вот ракет было достаточно. Каждый залп из орудий, каждый всплеск ракет, озарявших тёмное небо, встречался тысячеголосым «Ура!». Люди радовались, поздравляли друг друга с победой).

18. Кому посвящены торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбища: «Их имён благородных мы здесь перечислить не можем, так как их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто» (Всем погибшим во время блокады).

19. Ежегодно 9 мая, в День Победы, ленинградцы приходят на Пискарёвское кладбище. Семьями и в одиночку, старые и молодые. Они кладут на холмы братских могил цветы, а некоторые – конфеты, папиросы и хлеб – маленький кусочек хлеба. Как вы думаете, зачем они это делают? (Они отдают дань памяти погибшим людям. А в этом кусочке хлеба так нуждался каждый из похороненных там ленинградцев).

20. Сколько граммов хлеба в день получали дети? (125 граммов).

21. Что собой представлял блокадный хлеб? (Муки в этом хлебе не было, его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы).

1. «Труд ленинградцев»

Чтобы жить и бороться с врагом, ленинградцы трудились. Трудились на разных предприятиях.

Вывешиваются карточки с вариантами ответов к подготовленным воспоминаниям.

Я буду читать несколько фраз о труде людей – о том, что и как они делали.

Задача каждой команды – угадать, о какой профессии идёт речь или где работал этот человек.

Задание можно поменять. Назвать человека – кто оставил такие воспоминания.

Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов.

Воспоминания людей:

1. «Мы просили и требовали отправить нас на фронт, а потом мы стали формировать дивизии народного ополчения. Наше народное ополчение объединило двести тысяч мирных людей самых мирных на свете профессий: рабочих, служащих, учёных, людей сугубо штатских, пожилых, близоруких. Мы построили 35 километров баррикад, создали отряды противовоздушной обороны, организовали дежурство в домах, оборудовали медпункты». (Бойцы народного ополчения).

2. «Я, 12-летний Михаил там работал вместо ушедшего в ополчение отца вместе с другими подростками, женщинами и стариками. Мы изготавливали стальные корпуса танков, на которых писали краской «Гитлеру – смерть!» Где он работал? (Мальчик на заводе).

3. «Я работала, где мы ежедневно закладывали в печатные машины листы разноцветной бумаги. Клочок такой бумаги, выходя из машины, означал жизнь. Потому что, пройдя печатный пресс, он становился продовольственной карточкой. Отпечатать несколько лишних карточек – это было несложно, но мы сами решали проблемы долга и чести. Немало работниц умерло от голода рядом со стопками продовольственных карточек». Где трудилась эта женщина? (В типографии. Работница-печатница).

4. «Мне вспоминать страшно и горько. Раненым очень хотелось есть, а кормить мне было их нечем. Голодному организму было трудно бороться. А бывало и так – человек от ранения идёт на поправку, а от голода умирал». Кем работал этот человек? (Врач).

5. «Наши занятия проходили то в подвале, то в бомбоубежищах, где стоял мороз такой, что коченели руки. Придут дети, посмотрю на них, и сердце плачет – на меня смотрели лица маленьких старичков. Порой, у меня на глазах дети умирали». Кем по профессии был этот человек? (Учитель).

6. «Мы в дни блокады сберегали уникальную коллекцию хлебных злаков, зерновые культуры из 118 стран мира, более 100 тысяч образцов пшеницы, ржи, кукурузы, риса, гречихи, пшена! Мы их спасали не только от снарядов и бомб, морозов и пожаров, но и от голодных крыс, которых было неимоверное количество. Многие мои коллеги умерли от голода и холода, но коллекцию мы сберегли». Кем работал этот человек? (Научный сотрудник в ленинградском институте растениеводства).

7. «В годы блокады мы пытались сохранить выдающиеся памятники искусства, старинные полотна, скульптуры. Золочёный купол Исаакиевского собора мы закрасили маскировочной краской. Большинство статуй на улицах и площадях города мы смогли укрыть мешками с песком, обшить досками». (Сотрудник музея).

8. «Мне пришлось однажды подожженными руками разогревать мотор, застывший на морозе, чтобы довести продукты в осаждённый город. А другой человек, увидев, что дети замёрзли, снял с себя всю тёплую одежду, накрыл ей малышей, а сам продолжал в трескучий мороз работать полураздетым». (Водитель).

1. «Что бы это значило?»

Командам даются картинки, им надо пофантазировать – что бы это значило?

Побеждает команда, которая сможет больше разгадать картинок.

1. «Так было!»

Обеим командам даётся по 2 фотографии блокадного Ленинграда. Задача каждой команды придумать к ним подходящую надпись или заголовок, или название.

Задача каждой команды – первой справиться с заданием.

Побеждает команда, придумавшая наиболее удачные надписи.

1. «Таня Савичева»

В те жуткие дни 11-летняя ленинградская школьница Таня Савичева вела в записной книжке страшный дневник.

Задача команд – сложить из слов последнюю запись в дневнике Тани.

Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее.

Каждое слово – на отдельной карточке.

(«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»).

1. «Юные ленинградцы защищали город!»

Несмотря на голод и холод, бомбёжки и обстрелы, юные ленинградцы наравне со взрослыми защищали город.

Задача обеих команд – составить рассказ о том, чем занимались и что делали юные ленинградцы.

Побеждает команда, чей рассказ получится более взаимосвязанным.

1. «Ленинградские дети учились!»

Вызовом врагу была работа школ в осаждённом Ленинграде. Дети продолжали учиться.

Задача каждой команды – составить (придумать) небольшой рассказ о том, как дети в осаждённом городе учились. Каждый участник команды должен сказать по 1 предложению.

Задача каждой команды – первой справиться с заданием.

Побеждает команда, чей рассказ получится более взаимосвязанным.

1. «Ассоциации»

Задание – один человек от каждой команды подходит к ведущему игры.

Задача этого игрока – написать 4 слова, которые у него возникают, когда он слышит:

· Представитель одной команды – блокада Ленинграда;

· Представитель другой – 900 дней мужества.

Задача игроков каждой команды – также назвать слова, которые у них ассоциируются с конкретным выражением.

Победит команда, у которой будет больше совпадений.

· Если у обеих команд одинаковое количество совпадений, предлагается дополнительное задание – составить предложение (каждое слово – на отдельной карточке).

Предложения: 1. Всё для фронта!

2. Всё для Победы!

1. «Ленинград победил!»

Ленинград выстоял! Несмотря ни на что. И город не просто выстоял, он победил!

Задача обеих команд – нарисовать любой сюжет, по которому будет ясно, что речь идёт именно о блокадном Ленинграде.

Победит команда, выполнившая задание первой.

 

· Ленинград:

  • медаль «Золотая Звезда»;
  • два ордена Ленина;
  • орден Октябрьской Революции;
  • орден Красного Знамени.

 

 

Владимир Крылов
ЛЕНИНГРАДЦЫ

Сплошным сугробом город завалила,
Студёным ветром выдула дома,
Насквозь морозом камни прокалила
Зловещая блокадная зима.

И над Невой,где львы застыли хмуро,
Где ветер бьёт в гранит на берегу,
Мальчишка лет двенадцати понуро,
Сидел,раскинув ноги на снегу.

Он только что поднялся по тропинке
От проруби,черневшей на реке.
И вот упал.И горькие слезинки
Жемчужиной скатились по щеке.

Смотрел с тоской,как из упавшей фляги
Лилась с трудом добытая вода,
За каплей капля драгоценной влаги
Под снегом исчезали без следа.

Напрасно он карабкался упрямо,
Не думал,что два шага до беды.
А дома ждёт его больная мама,
А у него ни силы,ни воды.

В глазах туманом стелется дремота,
Да в горле комом давит горячо.
И вдруг мальчишка чувствует,что кто-то
Трясёт его упорно за плечо:

"Ты что,сынок! Тебе нельзя сдаваться.
Так можно и замёрзнуть на снегу.
Вставай сынок! Ведь мы же-ленинградцы!
Давай тебе немножко помогу.

Иди шажком.Не надо торопится.
Держись поближе к стеночке,милок.
Я отдохну и зачерпну водицы,
А ты иди.Возьми мой котелок".

И мальчик шёл и шёл тихонько к дому-
Туда,где ждёт его больная мать.
А друг его спаситель незнакомый,
Упал на снег,чтобы уже не встать.

 

Стоят монументы. Стихами и в прозе

Взывают к потомкам святые слова.

Но память живет не в граните и в бронзе.

А в людях – без нас эта память мертва

 

Я слышу иногда «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

 

И может показаться правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда – не права!

 

 

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, что бы наши дети,
Об этом помнили, как мы!

 

Был год сорок второй,

Меня шатало

От голода. От горя, от тоски.

Но шла весна, ей было горя мало

До этих бед.

 

Разбитый на куски, как рафинад,

Сырой и ноздреватый, под голубой

Литейного пролет,

Размеренно раскачивая латы,

Шел по Неве с Дороги Жизни лед.

 

 

И где-то там

Невы посередине

Я увидал с Литейного моста

На медленно качающейся льдине,

Отчетливо – подобие креста.

А льдина подплывала

За быками

Перед мостом замедлила разбег.

Крестообразно в сторону руками,

Был в эту льдину впаян человек.

Нет, не солдат, убитый под Дубровкой

На окаянном Невском пятачке,

А мальчик,

По – мальчишески неловкий,

В ремесленном кургузом пиджачке.

Как он погиб на Ладоге, не знаю,

Был пулей сбит или замерз в метель.

…По всем морям,

Подтаявшая с краю,

Плывет его хрустальная постель.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...