Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Франчайзинг как способ организации и ведения бизнеса

Содержание

 

Вопрос 1. Административно-правовые формы организации бизнеса

1.1 Компания с одним владельцем

1.2 Партнерство

1.3 Корпорация

1.4 Бесприбыльные фирмы

Вопрос 2. Франчайзинг как способ организации и ведения бизнеса

2.1 Что такое франчайзинг

2.2 Что способствовало развитию франчайзинга

2.3 Что необходимо для организации франчайзинга

2.4 Компоненты франчайзинговой системы

2.5 Взаимоотношения франчайзер – франчайзи

2.6 Современные тенденции в сфере франчайзинга

2.7 Перспективы

Вопрос 3. Стратегия финансирования и запас финансовой прочности

3.1 Разработка и реализация стратегии финансирования

3.2 Предприятие как финансовая система

3.3 Стратегия финансирования и стоимость компании

3.4 Оптимальная структура капитала

3.5 Структура финансирования

3.6 Хорошая стратегия финансирования. Что это такое?

3.7 Порог рентабельности и запас финансовой прочности

Используемая литература


Вопрос 1. Административно-правовые формы организации бизнеса

Знание правовой стороны организации фирм необходимо при рассмотрении их экономической роли в обществе.

Корпорации, включая наиболее известные гиганты бизнеса, не являются самым общим типом предприятия.

Рассмотрим три основных типа фирм, ориентированных на получение прибыли, и сделаем несколько замечаний по поводу родственных предприятий, таких целей не преследующих.

 

Компания с одним владельцем

Компания с одним владельцем — это фирма, принадлежащая одному владельцу, который единолично управляет ею, получает всю прибыль, но и лично отвечает по всем ее обязательствам. Такие компании распространены очень широко. Они невелики и наиболее характерны для строительной индустрии и розничной торговли. Промышленные компании с одним владельцем составляют более 70% всех фирм, дающих федеральному правительству налоговую прибыль. Но эта прибыль скромна, только 7% от общих поступлений.

Преимущества компаний с одним владельцем. Такая форма организации имеет целый ряд преимуществ, присущих маленьким фирмам. Вероятно, наибольшее преимущество состоит в том, что начать дело чрезвычайно легко. Практически это сводится лишь к регистрации названия фирмы. Несложен и процесс ликвидации дел — владелец просто прекращает заниматься бизнесом и фирма исчезает.

Второе преимущество — это сосредоточение всей прибыли (если, конечно, она есть) в руках одного владельца. Доход от такой формы предпринимательства подвергается лишь обложению индивидуальным подоходным налогом.

И, наконец, компания с одним владельцем имеет неоспоримое преимущество в том, что она, работает сама по себе и неподотчетна нанимателям или совладельцам. Очень многие люди ценят эту независимость столь высоко, что они готовы вести собственное дело, довольствуясь скромными доходами, нежели работать на третьих лиц.

Недостатки компаний с одним владельцем. Эта форма ведения дел имеет и определенные недостатки, которые ограничивают их возможности, особенно в крупных предприятиях. Одним из существенных недостатков является полная финансовая ответственность владельца компании. Наряду с тем, что владелец получает всю прибыль, он лично несет бремя потерь. Вся ответственность компании — долги, кредиты, судебные процессы, ущерб при невыполнении контрактов — лежит на владельце. Таким образом, банкротство такой компании означает банкротство ее единственного владельца[1].

 

Партнерство

 

Партнерство — это объединение двух и более людей, ведущих дело как совладельцы. Партнерство — наименее распространенная форма организации бизнеса, составляющая только 7% от общего числа американских компаний. Их доля — менее 4% от всех денежных поступлений и доходов в американском бизнесе. Партнерство как форма организации бизнеса чаще всего распространено в таких сферах, как юриспруденция, медицина и бухгалтерия. В этих областях федеральные законы ограничивают организацию крупных корпораций представителями одной профессии. Однако некоторые послабления юридического характера последних лет приводят к появлению корпораций, созданных по профессиональному признаку.

Преимущества партнерства. Образование партнерства является одним из возможных путей развития компаний с одним владельцем. Два и более компаньонов объединяют свои знания и финансовые ресурсы, создавая более мощную и крупную фирму, нежели две сепаратные компании. Партнерства имеют налоговые преимущества перед корпорациями. Раздел о налогообложении корпораций это покажет.

Недостатки партнерства. Вышеуказанные преимущества компенсируются существенными недостатками. Один из них — это неограниченная ответственность партнеров. С точки зрения обязательств положение партнера в этой форме предприятия даже хуже, чем полновластного владельца компании, поскольку каждый из партнеров несет ответственность за всю фирму. Если фирма разоряется, то каждый из членов партнерства может потерять гораздо больше, чем он сам вложил в дело. Член партнерства обязан в судебном порядке возместить убытки другом членам партнерства.

Временные рамки партнерства - другая серьезная проблема, поскольку смерть любого из партнеров прекращает легальную деятельность фирмы. Уход партнера также создает проблемы. Если это происходит, его бывшие коллеги, либо третье лицо, обязаны выкупить его долю в фирме. До тех пор, пока покупатель не найден, его вклад в дело замораживается, то есть вклад нельзя забрать как наличные или вложить в иное дело.[2]

Партнерства с ограниченной ответственностью. Для некоторых целей —например купли-продажи недвижимого имущества — создастся особый вид партнерств, так называемые партнерства с ограниченной ответственностью, что позволяет избежать вышеописанных неудобств. Партнерство с ограниченной ответственностью включает несколько партнеров, которые отвечают за организацию работы фирмы и имеют почти такой же статус как совладетели обычного партнерства. Но рассматриваемая форма организации предприятия включает в себя еще ряд партнеров с ограниченной ответственностью, которые вносят средства на организацию фирмы, получают прибыль, но чья ответственность по обязательствам фирмы никогда не может превышать сумму, вложенную ими в дело. Партнерство с ограниченной ответственностью обладает многими преимуществами корпорации, способными умножить капитал. В то же время эта форма организации бизнеса сохраняет налоговые льготы партнерства.

 

Корпорация

 

Корпорация—это третья основная форма организации предприятия.

Корпорация организована как юридически независимый экономический объект, в котором собственность разделена на доли; Корпорация является основной формой организации больших фирм. Менее 20% всех американских компаний составляют корпорации, но на них приходится почти 90% всех денежных поступлений. Однако существуют и небольшие корпорации. Одна четверть от их общего количества дают доход менее 25 тыс. долларов в год.

Преимущества корпораций. Польза корпоративной формы организации большого бизнеса базируется на двух основных положениях:

корпорация, действующая в рамках существующего законодательства, — это экономическая система, независимая от ее владельцев;

совладельцы корпораций имеют лишь ограниченную ответственность.

Юридическая независимость корпорации определяет ее стабильность и продолжительное существование. Акционеры могут входить или покидать компанию по собственному желанию. Кредиторы и клиенты имеют дело с одним экономическим объектом, а не с рядом партнеров. Далее, корпорация обладает собственностью и заключает контракты от своего собственного имени, а не от имени совладельцев[3].

Ограниченная ответственность подразумевает, что акционеры не могут понести ущерб больший, нежели сумма, вложенная ими в дело. Это наиболее существенная защита акционера. У человека могут быть вложены средства в дюжину корпораций, но он ничем не рискует. Подобный риск не может игнорироваться владельцем собственной компании или членом партнерства.

Таким образом, юридическая независимость и ограниченная ответственность делает корпорацию идеальным местом помещения капитала мелкими вкладчиками, что в итоге составляет весьма значительные суммы.

Недостатки корпораций. Корпорации, разумеется, не свободны от недостатков. В противном случае все фирмы стали бы корпорациями. Один из недостатков—относительно высокие затраты и сложности в процессе организации и прекращения деятельности корпорации. Хотя каждый американский штаг имеет свои законы, регулирующие подобного рода деятельность, образование корпораций обычно требует услуг адвокатов и выплату гонораров и вознаграждений. Эти затраты делают корпоративную форму организации предприятий малоподходящей для многих мелких или временно организуемых компаний.

Существенным минусом в деятельности корпораций является двойное налогообложение. Полученная прибыль облагается налогом с корпораций, а затем, когда прибыль выплачивается акционерам в виде дивидендов, эти доходы подлежат индивидуальному подоходному налогообложению. Двойное налогообложение может быть очень высоким. Например, если федеральные налоги и налоги штата на корпорации изымают 40% прибыли фирмы в момент ее получения, то индивидуальный подоходный налог забирает еще 33% оставшейся суммы при выплате дивидендов. Это значит, что совладельцы фирмы получают только 40 центов от каждого доллара прибыли корпорации[4].

 


Бесприбыльные фирмы

 

В дополнение к компаниям с одним владельцем, партнерствам и корпорациям — таким формам организации предприятии, которые целью своей ставят получение прибылей в частном секторе, существует множество бесприбыльных фирм. К ним относятся церкви, колледжи, госпитали, общества милосердия, профсоюзы, клубы и некоторые другое. Как и фирмы, ориентированные на получение прибыли, эти организации участвуют в торговле, производстве товаров и услуг, обеспечении занятости. Большинство бесприбыльных фирм имеют юридический статус корпораций.

Но, в отличие от фирм, ориентированных на получение прибыли, в бесприбыльных фирмах нет акционеров. Они управляются независимой группой попечителей, члены которой выбираются исходя из внутренних уставов и положений этих организаций. В типичном частном колледже, например, попечители выбираются выпускниками, факультетами, а иногда и студентами.

Некоторые бесприбыльные фирмы полностью зависят от пожертвований. Многие получают доходы от» гонораров, продажи товаров и услуг; сюда можно отнести госпитали, театральные группы, издательства. Если бесприбыльная фирма получает в качестве пожертвований или доходов от продажи товаров и услуг больше, чем тратит, закон обязывает вложить излишки в дело.

Кооперативы тесно связаны с бесприбыльными фирмами. Они образуются потребителями, фермерами, иногда—рабочими фабрик для организации предприятий с целью извлечения взаимной пользы. В отличие от бесприбыльных фирм кооперативы могут распределять полученную прибыль между своими членами. Например, доход кооперативного супермаркета в конце года может быть распределен между членами кооператива, на основе их общих закупок в течение этого периода.

Однако, в отличие от обычных корпораций, кооперативы не всегда ориентированы на получение прибыли в качестве основной цели. Образование кооператива, например, дает возможность потребителям объединять свою покупательную способность я приобретать товары по оптовым ценам, или дает возможность фермерам контролировать продажу сельскохозяйственной продукции.[5]


Вопрос 2. Франчайзинг как способ организации и ведения бизнеса

Что такое франчайзинг

 

Термин франчайзинг охватывает разнообразные деловые взаимоотношения и часто используется параллельно с термином лицензирование. Будучи способом организации бизнеса, франчайзинг широко используется в качестве альтернативного метода распределения товаров и расширения бизнеса на протяжении последних сорока лет.

Во франчайзинге как способе организации бизнеса лицензиар (т. е. франчайзер) не просто дает разрешение лицензиату (т. е. франчайзи) продавать свои фирменные товары и услуги. Франчайзер должен также предоставить проверенный на практике метод ведения дела, оказать техническое и консультативное содействие при организации бизнеса франчайзи и обеспечивать его поддержку в дальнейшем. Франчайзи непременно должен уплатить франчайзеру первоначальный взнос, осуществлять постоянные платежи в дальнейшем и выплачивать сбор на маркетинг/рекламу. Хотя обе стороны работают вместе и объединяют свои усилия с целью успешного ведения бизнеса, франчайзер и франчайзи юридически остаются независимы[6].

История и развитие франчайзинга.

Деловые соглашения, подобные сегодняшним соглашениям о франчайзинге, существовали уже в средние века. Франчайзинговые организации, более похожие на современные, можно обнаружить в США второй половины XIX в., когда возникла компания Singer Sewing Machine Company, производящая швейные машины. Взаимоотношения между Singer и владельцами мастерских ее сети, которые продавали запасные детали к швейным машинам и осуществляли их ремонт, имели определенное сходство с сегодняшним франчайзингом: в частности, на мастерских был изображен торговый знак Singer.

Франчайзинг второго поколения, который также называется франчайзинг бизнес-формата, возник в США в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Впервые франчайзинг стал применяться как отличительный способ организации нового бизнеса, а не просто как способ распределения существующего товара.

Франчайзинг быстро распространялся в США в течение 1950-х и в начале 1960-х гг. В 1946 г. можно было обнаружить несколько франчайзеров, а в 1960 г. их насчитывалось уже более 700. На протяжении этого периода возникли предприятия, чьи имена стали с тех пор привычными, такие как McDonald’s, Holiday Inn, Budget-Rent-a-Car. В конце 1960-х гг. в экономике США наметился спад, что неблагоприятно сказалось на развитии франчайзинга. Это заставило многих американских франчайзеров задуматься об освоении зарубежных рынков. Франчайзинг впервые возник в Великобритании в 1955 г., когда компания J. Lyons &Co. Ltd. приобрела у американской сети ресторанов быстрого питания Wimpy франшизу на право деятельности (master franchise rights) в Великобритании. С тех пор франчайзинг распространился по всему миру, и теперь на разных стадиях развития он действует в 140 странах, во многих из которых длительно существуют франчайзинговые сообщества.

В Великобритании на протяжении 1970-х и 1980-х гг. франчайзинг быстро развивался и приобрел популярность. Основной стимул развитию франчайзинга давали вновь возникающие предприятия, для которых такой метод продажи товаров и услуг являлся не связанным с большим риском средством финансового роста. Более того, в последние годы все большее число давно существующих компаний также стали прибегать к франчайзингу как к средству расширения своего бизнеса[7].

Хотя франчайзинг в основном встречается в сфере услуг и розничной торговли, к нему также прибегают и производители, для того чтобы обеспечить себе возможности сбыта своих товаров, и оптовики, которые не только приобретают торговые точки для продажи товаров, но и получают возможность более экономного использования складских помещений и каналов распределения. Кроме того, некоторые давно существующие розничные сети организуют наряду с собственными подразделениями франчайзинговые единицы как средство достижения особых стратегических целей. Такими целями могут быть:

· достижение более быстрых темпов проникновения на рынок, чем это было бы возможно при использовании только собственных торговых точек;

· мобилизация капитала за счет существующих торговых марок;

· улучшение показателей своих не очень прибыльных торговых точек путем превращения их во франчайзи.

Основным источником статистических данных о франчайзинге являются ежегодные отчеты, составляемые по заказу Британской франчайзинговой ассоциации (British Franchise Association — BFA) с 1984 г. и финансируемые NatWestBank. Эти отчеты содержат ценную информацию для понимания масштаба франчайзинга и темпов его роста. С другой стороны, у них есть определенные недостатки, например они медленно реагируют на происходящие изменения, а значительная часть респондентов, чьи сведения используются в отчетах, являются членами BFA, которые обычно уже давно работают на условиях франшизы в отличие от предприятий, не входящих в эту организацию.

В соответствии с этой торговой статистикой общий оборот индустрии франчайзинга возрос с 1984 по 1990 г. с 0,84 миллиарда до 5,2 миллиарда фунтов стерлингов. Средний годовой прирост за эти годы составил 36%. По сравнению с этим в следующие пять лет, с 1990 по 1995 г., на фоне сниженной экономической активности средний годовой прирост оборота франчайзинговой индустрии составил 3%, при этом в 1990-1991 гг. - 8% и в 1992-1993 гг. - 11%.

В каких видах бизнеса существует франчайзинг

В США, где франчайзинг развит более чем где бы то ни было, франчайзинговым бизнесом охвачено как минимум 65 секторов; некоторые из них делятся далее на подклассы. Эти категории включают: повсеместно встречающиеся предприятия быстрого питания, аренду машин, печатные и копировально-множительные услуги, сети отелей и мотелей, услуги по подбору персонала и временных работников, а также туристические агентства, продажу через торговые автоматы и обучение торгового персонала. В США франчайзинг проник в такие профессиональные и финансовые сферы, как фармацевтика, оптика, бухгалтерия и страхование. В Великобритании члены BFA работают в 46 секторах бизнеса, в которых выделяются 38 дополнительных подсекторов. Многие из этих категорий совпадают с теми, в которых успешно применяется франшиза в США, среди них также: доставка посылок, школы вождения, предоставление различных видов услуг для домовладельцев, детские сады и доставка молочных продуктов[8].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...