Расположение танцующих и положения рук в парных народных литовских танцах.
Литовские народные танцы Характерность: Литовские народные танцы и хороводы зачастую имеют общие черты с русскими и белорусскими танцами и хороводами. Например, с русским хороводом «А мы просо сеяли» имеет много общего литовский хоровод «Грикяляй» («Гречиха»), с русским хороводом «То-то горе мое, гореванье» - литовский хоровод «Катре» («Катя»), с белорусским «Юрочка» - литовский «Ленцугелис» («Цепочка») и т. д. Русские и литовские народные танцы нередко имеют общую тематику и поэтическую структуру сопровождающих хороводы песен. Все движения и перестроения в танце точно Для них характерно коллективное исполнение. Танцев и хороводов с сольными партиями имеется немного. У литовского народа нет танцев с переплясом, часто встречающимися в русских и украинских нар. танцах. Отдельно исполняемая в свадебных танцах пляска свата, молодых или их родителей не представляет собой соревнования в ловкости и силе, как в переплясе, а лишь подчеркивает то исключительное положение, которое эти лица занимают в данный момент. Литовские народные танцы отличаются симметрией, которая проявляется в музыке, движениях, в рисунке и построении танца. Большинство шагов исполняется парами; Сначала танцующий делает несколько шагов вперед, затем – назад, или сначала вправо, затем влево; кружатся также сначала в одну сторону, затем в другую. Симметрично также расположение танцующих на танцевальной площадке. На каждой стороне ее находится по одинаковому числу пар, в рядах и кружках одинаковое число танцующих, по большей части одинаковы цепи и колонны. Если солист находится в центре, то остальные танцующие составляют круг или полукруг; если солист танцует на одной стороне площадки, то остальные переходят на другую сторону.
Литовские народные танцы отличаются большим разнообразием движений. Большая часть движений танца исполняется ногами, немногим меньше – руками, а менее всего – головой и туловищем. Движения танцев легкие, мягкие, неугловатые. Даже в танцах с более быстрым темпом повороты нерезкие. Движения ног мягкие, легкие, невысокие и неострые. Большинство шагов исполняется на низких полупальцах. Прыжки также не очень разнообразны и встречаются почти исключительно в мужских танцах, как например, в танцах «Ожялис» («Козлик»), «Микита», «Гайдис» («Петух»). Притопы нерезки. Разнообразны в литовских народных танцах и хороводах движения рук. Они являются одним из основных средств для выражения содержания танца, его характера, национального колорита. С их помощью изображается например, рост растения в хороводе «Аугонеле», полет птиц в танце «Блездингеле» и в хороводе «Смородина». Особенно разнообразны движения рук в танцах и хороводах, изображающих различные процессы труда.
Структура музыки литовских танцев довольно симметрична. Мелодии лишь некоторых хороводов отличаются ритмическими замедлениями. Ритм мелодий этих хороводов порывист, неровен, с ярко выраженными ударениями. В старину литовские народные танцы исполнялись с песенным сопровождением.
Положения рук в литовском народном танце. 1-е положение. Обе руки, согнутые в локтях, лежат ладонями сбоку на талии, четыре пальца сомкнуты и направлены вперед, большой палец - назад.
2-е положение (женское). Исполнительница держится двумя руками за юбочку. Руки чуть присогнуты в локтях.
3-е положение (мужское). Руки скрещены на груди, локти чуть отведены от корпуса, кисти лежат ладонями противоположных руках чуть выше локтя.
4-е положение (женское). Правая рука, держащая цветок, присогнута в локте и поднята невысоко вперед. Левой рукой исполнительница держится за юбочку. Это положение характерно для танца «Садуте».
Расположение танцующих и положения рук в парных народных литовских танцах. 5-е положение. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения: девушка справа, юноша слева. Юноша держит правой рукой левую руку девушки, обе руки свободно опущены вниз. Правой рукой девушка держится за юбочку. Левая рука юноши лежит сбоку на талии.
6-е положение. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения: девушка справа, юноша слева. Правая рука юноши закруглена в локте, левой рукой девушка держит юношу под руку. Левая рука юноши лежит сбоку на талии. Правой рукой девушка держится за юбочку.
7-е положение. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения: девушка справа, юноша слева. Правой рукой юноша держит девушку за талию. Левой рукой, присогнутой в локте, юноша держит
левую руку девушки, обе руки подняты влево и слегка вперед. Правой рукой девушка дэржится за юбочку. 8-е положение. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения: девушка справа, юноша слева. Юноша держит правой рукой девушку за талию. Левая рука юноши положена сбоку на талию. Левая рука девушки лежит ладонью на правом плече юноши. Правой рукой девушка держится за юбочку. 9-е положение. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения: девушка справа, юноша слева. Исполнители держатся за руки, скрещенные перед собой: правой за правую, левой за левую, левая рука девушки находится над правой рукой юноши.
10-е положение. Исполнители стоят друг перед другом, держась за руки, правой за левую, левой за правую. Руки свободны в локтях и слегка опущены вниз. 11-е положение. Исполнители стоят друг перед другом. Юноша держит девушку двумя руками за талию. Руки девушки положены ладонями: правая на левое плечо юноши, левая на правое плече.
12-е положение. Исполнители стоят друг перед другом. Правой рукой юноша держит девушку сзади за талию. Левая рука девушки положена ладонью на правое плечо юноши. Левой рукой юноша держит правую руку девушки, обе руки подняты в сторону по ходу движения.
13-е положение. Исполнители стоят правым плечом друг к другу. Правые руки закруглены и переплетены в локтях, руки от локтя направлены вниз. Левой рукой девушка держится сбоку за юбочку, левая рука юноши лежит сбоку на талии. 14-е положение. Исполнители стоят в затылок друг за другом: девушка впереди, юноша позади. Обе руки девушки подняты невысоко назад; юноша, протянув руки вперед, держит девушку правой рукой за правую, левой за левую руку. Корпус у девушки слегка наклонен вперед, у юноши корпус прямой.
Может встретиться и обратное расположение танцующих: юноша стоит впереди, девушка позади, также держась за руки. Положение встречается в танце «Мельница» (см. рис. в движении № 6 — «легкий бег»). 15-е положение (мужское парное). Исполнители стоят друг перед другом и правыми руками держат сзади друг друга за шею. Левые руки, согнутые в локтях, лежат сбоку на талии. Положение встречается в танце «Козлик».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|