Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Путешествие в волшебный мир мандалы




 

Сегодня существует множество методик арттерапии – диагностики и коррекции различных психологических расстройств, развития личности, познания самого себя. Среди методик арттерапии почетное место занимают мандалы. Это древняя и мощная система преображения личности.

Мандалы очень полезны как для взрослых, так и для детей. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, с бессознательным. Несомненно, этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль. маленькие дети еще не потеряли преобладающую связь с правым полушарием мозга. Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности.

Мандала – это карта внутреннего мира человека, своеобразная пиктограмма, в которой зашифрованы целые философские системы. Каждая деталь внутри мандалы символически значима. Очень полезно создавать мандалы, собравшись всей семьей. Пусть к вам присоединится и папа. и бабушка, и старшие дети. Это процесс сблизит и укрепит вашу семью, создаст доверительную семейную атмосферу, поможет лучше понять своего ребенка и других членов семьи, послужит началом хорошей семейной традиции. Вы даже представить себе не можете, как много вы узнаете о своих близких, рассмотрев и расшифровав вместе с ними получившиеся мандалы. А каким удивительным открытием станет это для вашего малыша!

I этап. Подготовка.

Теперь, когда вся семья в сборе, отправляемся в путь. Подготовим все необходимые материалы: гуашь или акварель 12 цветов(можно заменить восковыми мелками), беличьи кисти №2, №8, белую бумагу формата А3 (по листу для каждого участника), банка с водой, циркуль или большая тарелка. На листе бумаги нарисуйте круг (маленьким детям понадобится ваша помощь) диаметром около 20 см. Откройте краски или мелки, налейте воду, приготовьте кисти.

II этап. Настройка.

Для создания настоящей мандалы необходимо настроиться и погрузиться в себя. В этом нам помогут различные методы релаксации, длительной или краткосрочной.

Предложите малышу расположиться в устроить уютное местечко прямо на полу, тогда релаксация будет более глубокой. Зажгите свечи и выключите свет. Чтобы объяснить крохе, что происходит, можно, сказать, например: «Сегодня мы с тобой отправимся в волшебное путешествие. Поудобнее располагайся на полу и закрой глаза. А теперь представь себе. что ты – в очень странном месте. оно – только твое, и будет таким. каким ты захочешь. ту здесь самый главный. Сделай, пожалуйста, два глубоких вдоха и выдоха. Полежи еще немного так расслабленно. Посмотри, что ты видишь перед собой и постарайся запомнить «внутренним глазом», закрытыми глазами, какие образы, какие цвета или картины у тебя внутри возникают. А когда ты будешь готов, давай попробуем нарисовать все это в круге. который мы с тобой приготовили». Голос должен быть мягким, тихим и спокойным.

Когда малыш почувствует, что он готов начать работу и встанет, можно включить свет, а свечи пусть так и горят.

III этап. Создание мандалы.

Дайте ребенку лист бумаги с нарисованным на нем кругом. Предложите ему тихонько сесть за стол. выбрать самую красивую краску и нарисовать, желательно в центре круга, все, что захочется. Потом посоветуйте ему поменять цвет и продолжать работу, продвигаясь от центра к краям листа, пока весь круг не заполнится. Если малышу захочется нарисовать что-то за пределами круга, не мешайте ему.

Если в создании мандал принимают участие взрослые. важно соблюдать следующие рекомендации:

• Во время работы не разговаривайте друг с другом. Лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то спросить и ответить.

• Дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать понравившееся ей цвета.

• Не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий, визуализировать вашу внутреннюю жизнь И чем искренней и правдивей будет ваша мандала, тем больший эффект вы почувствуете и ощутите.

Когда малыш закончит работу, в нижнем правом углу листа напишите фамилию и имя автора, возраст и поставьте дату Спросите у ребенка, как бы ему хотелось назвать свою мандалу и напишите здесь же.

IV этап. Описание мандалы.

Теперь переходим к следующему этапу – это художественное описание мандалы. Дети-дошкольники рассказывают о том, что они изобразили. Можно им предложить сочинить некую историю, сказку, рассказ о своей мандале. Вербализация (словесное описание) поможет научиться точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою очередь, будет способствовать развитию связи правым и левым полушариями

Желательно дословно записать рассказ ребенка на отдельном листе формата А4 и затем прикрепить к мандале.

Важно, слушая историю, придуманную ребенком, воздерживаться от каких-либо комментариев и своих интерпретаций.

V этап. Завершение работы.

Создайте уютную, доброжелательную атмосферу. Выключите свет, оставив гореть свечи, подготовьте чай. В непринужденной обстановке поделитесь друг с другом своими внутренними ощущениями. Попросите ребенка прислушаться к тому, что он чувствует и рассказать об этом. Спросите, какое у него было настроение на подготовительном этапе, какое – в процессе создания мандалы и на конечном этапе? Менялись ли ощущения по ходу выполнения мандалы? Какое вызывает чувство мандала сейчас? Что бы ребенок хотел еще сказать или спросить?

Мандала как средство диагностики.

мандалу можно использовать как средство диагностики психического состояния, но это очень тонкое и деликатное дело. Хочется сразу предостеречь родителей: не стоит рассматривать рисуночные мандалы как нечто неизменное и сходу навешивать на себя и детей ярлыки. Помните о том, что состояние вашего ребенка может меняться, а мандала выражает сиюминутное психическое состояние ребенка, и мандала, выполненная через какое-то время, будет совершенно иной. Поэтому. чтобы говорить о состоянии малыша объективно, стоит выполнить несколько мандал через определенные промежутки времени. Что-то буде, а то. что останется неизменным и определяет психические особенности малыша.

Прежде всего, стоит обратить внимание на размер центра мандалы. Небольшой размер центра – сниженная самооценка, отсутствие центра – вся мандала характеризует Эго (субъект сознания) автора.

• Треугольник в центре мандалы – движение, если его вершина направлена вверх – созидательное начало, вершина вниз – разрушительное стремление.

• Пятиконечная звезда – признак уверенности в себе.

• Крест – состояние нерешительности.

• Квадрат – соответствует образу сада или двора. «Вход» или «выход» у квадрата означает движение энергии. Отсутствие «входа», возможно, означает состояние стресса.

• Круг – высшее «Я» и единство психической жизни.

Если есть изображения животных, вероятнее всего, они символизируют бессознательные и инстинктивные проявления психики, еще не оформленное волей и разумом.

Использование того или иного цвета в изображении мандалы также имеет диагностическое значение и отражает состояние автора. Обычно в детских мандалах присутствуют все цвета. Поэтому с целью диагностики вам следует посмотреть на преобладание или на отсутствие того или иного цвета.

• Преобладание или отсутствие желтого цвета указывает на высокий интеллект и сильный характер.

• Оранжевый - выражает амбицию, гордость, волю, настойчивость, веру в свои силы. Это цвет «укрощенного огня».

• Красный – символ жизни, часто связывается с огнем, его жаром, способностью разрушать, очищать и преображать.

• Черный – цвет бессознательного, тьмы, пустоты, зла.

• Белый – ассоциируется с чистотой, духовностью, светом.

• Розовый – отражает телесное состояние человека, ощущения комфорта – дискомфорта, боли – наслаждения. При его преобладании можно говорить о повышенной уязвимости и чувствительности, а также застенчивости и потребности в заботе со стороны других.

• Персиковый – является «чувственным» цветом.

• Малиновый – указывает на готовность предпринять новое творческое начинание, выразить свое мнение.

• Синий – несет покой, безмятежность и мир. Цвет релаксации.

• Фиолетовый – цвет выражает очарование, сон, ставший реальностью, магическое состояние души, в котором исполняются самые заветные желания. Отмечают значение цвета с психологическим единением с матерью.

• Сиреневый – говорит о вероятности мистических переживаний, близком духовном обновлении, а также о чрезмерной склонности к фантазии, бегстве от реальности.

• Зеленый – цвет развитой системы удовлетворения первичных потребностей, воле и способности к самоутверждению, цвет «гуманизации» сознания.

• Коричневый – отражение потребности в эмоциональной безопасности, желание освободиться от ситуации, которая вызывает дискомфорт.

• Серый – говорит об отсутствии или подавлении эмоций, инерции и равнодушии.

 

Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложной геометрической композиции мандалы, можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Округлая форма мандал всегда сопровождала человека, например, форма круга — главная черта многих священных центров и доисторических мест поклонения и культа богов. Мандалы находили в жилищах или хижинах, в пещерах и в мегалитических сооружениях, самый известный пример — Стоунхендж. Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях. Так, например, шанырак юрты кочевника – мандала, клумба в сквере, радующая глаз - мандала, наша планета Земля, какой она видится из космоса – мандала, компас – мандала, снежинка под микроскопом и радужка человеческого глаза – также мандалы. Мандала издревле имеет духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой.

В настоящее время многие специалисты в области искусства, археологии, антропологии, психотерапии и психологии продолжают традицию изучения мандал. Мандалы могут быть в виде огромных стен или же в виде маленьких картинок, их можно нарисовать на ткани или бумаге, вышить с помощью цветных ниток на ткани, создать из песка и цветных зерен риса. В некоторых случаях их делают объемными из бронзы или глины, а в наши дни — также с помощью компьютерных программ. В зависимости от сюжета, мандалы могут иметь совершенно разные формы. Хотя в основном они считаются существенными объектами для медитации, для некоторых людей они являются высшей формой искусства, формой самовыражения и обнаружения собственной сущности. Существуют бесконечное число мандал, как и форм понимания самого себя.

Еще Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных, кто очень внимательно изучал мандалы и познакомил с идеей мандалы западных исследователей-психоаналитиков. В своей автобиографии, "Воспоминания, сны, размышления", Юнг рассказывает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою "психическую трансформацию". Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности и считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющегося зримой проекцией психического мира и выражающей Самость человека.

Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Так, например, мандалами являются, например, те абстрактные рисунки или каракули, которые мы бессознательно рисуем на листе бумаги, пока мы наедине сами с собой, например за чашечкой кофе, на собрании или конференции, которая нам неинтересна, или во время разговора по телефону. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше существование в этот момент. Если мы проанализируем вышеупомянутые рисунки, то убедимся, что основой большинства из них являются простые геометрические фигуры (обычно квадрат, окружность или спираль).

Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит как для тех людей, которые раньше не медитировали, так и для тех, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться. Кто рисует время от времени карандашом или красками или кто помнит, как делал это в детстве, знает, какое удовлетворение приносит творчество. Это происходит в силу того, что во время рисования мы устанавливаем контакт с нашим внутренним «Я», с нашей интуицией и чувствами — будь то позитивные или негативные чувства, — которые могут нахлынуть на нас во время творческого процесса. Таким образом, исчезает напряжение, мы успокаиваемся, улучшается состояние нашего внутреннего мира. Даже люди, которые не рисовали с детства или которые считают, что они не креативны, также могут понять, что у них есть творческая жилка.

Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени.

 

Мандалы хороши как для детей так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять:

в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал - раскрасок)

в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)

в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)

с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)

Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми, это:

При проблемах самооценки

При ощущении внутреннего дисбаланса

Активизация ресурсных состояний личности

При страхе потерять контроль над собой

При пессимизме и депрессии

При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии

Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций).

При ощущение жизненного тупика

Психокоррекция страхов и тревог

Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные)

Сопровождение адаптации

Семейные ситуации

Психосоматические проблемы

Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества

Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей)

Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения

Воспитание терпеливости и аккуратности

Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала

Так как мандалы превращают силы архетипа подсознательного в формы, которые можно сознательно ухватить, потрогать и понять с помощью сознательного «Я», то интерпретация творческого результата при работе с мандалами возможна также, как в других проективных методиках (выбор цвета, материала, штриховки, символика образов, названий).

Цвета, которые выбираются для рисования мандалы, раскрывают много информации о личности обратившегося клиента, который интуитивно склоняется к выбору любимого или актуального для настроения цвета. Этот выбор варьируется в зависимости от душевного состояния человека, а также от этапов жизни.

При выборе цвета дети обычно более спонтанны, чем взрослые. Мы не должны забывать, что в младенчестве чувства выражать легче. Это происходит из-за того, что взрослыми движет разум и они большое значение придают эстетическим критериям. Многие подростки, взрослые, которые впервые рисуют мандалу, подавляют как раз это открытое выражение чувств, раздумывают, как можно лучше расположить и выделить цвета, чтобы законченная работа получилась гармоничной и красивой. Но, когда творчество пробуждает Внутреннего Ребёнка, начинается сам процесс «исцеления».

При интерпретации мандалы нужно помнить что, прежде всего первый шаг, это нарисовать мандалу, не думая о значении цветов, которые мы выбираем, или об эстетике окончательной работы. Мы должны отталкиваться от структуры мандалы, от формы, которую заполняем нашими чувствами, нашим состоянием в данный момент. После завершения рисования можно воспользоваться интерпретацией цвета Люшера, прочитать о значении символов и знаков, но очень важно спросить у автора, как называется его мандала, что он чувствует, когда смотрит на неё, нравится она ему или не нравится, есть ли желание что-либо изменить. Работая с ассоциациями, психолог будет иметь возможность сформировать картину состояния личности, определить конкретную проблему клиента в данный момент. Появляется возможность спланировать дальнейшую психокоррекционную работу. В случае необходимости предлагается повторная встреча.

Когда у клиента, и у самого психолога уже есть опыт рисования мандал и известны душевные процессы, с которыми связаны цвета, можно сделать иначе: зная эмоциональное состояние личности, можно выбрать определенные цвета для стимуляции или нейтрализации этого чувства, тем самым направленно организовать психокоррекцию цветом.

При организации работы с мандалами есть определённые подготовительные шаги. Прежде всего, необходимо спокойное и уединенное место, где присутствие других людей не сможет прервать работу. Это поможет лучше установить связь со своими чувствами, что очень важно. Также оказывается очень эффективным и расслабляющим прослушивание музыки во время рисования, так как это делает нас более восприимчивыми к нашему внутреннему ритму, таким образом, мы вливаемся в процесс заполнения нарисованных форм своим состоянием души, своими желаниями и стремлениями. Но, если мандалы рисуются в группе, это необходимо делать в тишине, так как работа в группе создает крепкие связи между всеми ее членами.

Мандала всегда должна быть написана, нарисована для самого себя, так как с ее помощью нам хочется наладить что-то в своем внутреннем мире. Однако, если несколько членов семьи или друзей нарисовали свои мандалы, можно объединить их все в один общий рисунок. Однако если мы не заканчиваем работу над мандалой за один день, лучше ее оставить и на следующий день начать заново. Наше настроение и благосостояние ежедневно меняются и то, что раскрывает мандала в понедельник, не обязательно будет верно для вторника.

Простой способ начать работу — это нарисовать круг. Он может быть на листе, и может быть вырезанным. Рекомендуется всегда начинать с круга, чтобы потом сконцентрироваться на этой форме или дополнить его, создав сложную игру линий и форм, геометрических фигур. Цвет, который мы наносим на одном участке, должен оставаться таким или измениться, создавая рисунок на всей мандале. Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал! Мандала, полная визуальных эффектов и художественных форм, будет так же хороша и насыщена смыслом, как та, которая содержит лишь, например, треугольник, вписанный в круг.

Выбор цвета свободный: как только перед нами мандала в черно-белом цвете, мы выбираем цвет, который нас больше всего привлекает, стараясь не думать во время этого. По мере распределения цвета по рисунку происходит взаимодействие между глазом, рукой и подсознанием. Возможно, в процессе работы возникнет какой-нибудь тон, о котором мы не думали или даже который нам не нравится. Возможно, мы почувствуем раздражение, данный цвет и его значение появятся в мандале тем или иным образом, поэтому мы должны избегать размышлений и позволить цветам возникать самим. Опытный психолог в психокоррекционных целях может сделать наоборот: выбрав определенные цвета, с которыми необходимо работать конкретному ребенку, подростку, взрослому. Например, использовать те цвета, которые не нравятся, и проработать конфликтную составляющую или использовать цвета времен года или праздников. С другой стороны, может быть, посмотрев на мандалу в черно-белом варианте, клиент вообще не захочет вообще добавлять цвет. В этом случае можно пофантазировать воображая цвета, которыми можно было бы раскрасить мандалу, или сосредотачиваясь на ее контурах, сочинить сказочную историю, стихотворение для этой фигуры - эта медитативно - ресурсная работа также даст ощущение спокойствия и стабильности.

 

Со временем и с опытом, возможно, клиенту захочется самостоятельно создавать свои собственные мандалы, поэтому мы можем рисовать формы и затем раскрашивать их, приклеивать цветную бумагу, фотографии, ракушки, песок, листья деревьев, цветы, ткань, создавать альбом мандал, анализируя жизненные процессы личности. При этом важен не тип предметов и материалов из чего создана мандала, а возможность выразить свои чувства. Воображение не ограничивается, любой выбранный материал для мандалы будет служить путем к внутреннему миру и быть не только физическими и осязаемыми объектами, но и образами ума, чувств, эмоций, снов и т.п. Как только мандалы закончены, мы можем например, вставить в рамку те, которые нам особенно нравятся (рамка не должна быть слишком изящной, чтобы не отвлекать внимание от сущности мандалы), обрезать, чтобы сделать их подвижными или повесить их на стену. Важно! Мандала завершена, когда, посмотрев на нее, клиент чувствует удовлетворение от созерцания.

Существуют правила работы психолога с клиентом при использовании мандалы:

Если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько – пусть клиент сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.

Выбор мандалы и сюжет работы клиент осуществляет самостоятельно.

Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) клиент выбирает самостоятельно.

Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой. Психолог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанные с процессом работы. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка, подростка, взрослого без его согласия.

Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.

Клиент, при желании, даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.

После работы важно дать возможность клиенту проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы)

Мандала — это нечто большее, чем просто рисунок, выполненный на бумаге, ткани или песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для клиента мандала — это не столько законченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя такими же «круглым» и цельным, как мандала. Это указывает нам, на большую ценность мандал, как на активный арт-терапевтический метод в психокоррекционной работе психолога.

Рекомендуемая литература для работы по методу мандалы:

Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007

Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 144 с.

Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 18-19.

Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 20-28.

Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007,С.29-31.

Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004

Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»)

Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – С. 95-182.

Юнг К.Г. Исследование процесса индивидуации. // Тэвистокские лекции. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. – С. 211-283.

 

 

Мандала означает просто «круг». Круг — важнейший религиозный символ.

Монограмма Иисуса Христа Звезда Давида

Центр соответствует Богу, центру за всей видимой природой. Но наш мир находится на круге, он определяется расстоянием от изначального. Наша жизнь обретает свою внутреннюю форму благодаря центральной точке, вокруг которой она движется.

Круг — самый глубокий символ тайны жизни, которая постоянно разрывается между крайностями: с одной стороны, полное потустороннее самозабвение в материализме и формальностях, а с другой стороны, бегство из мира, идеалистический путь в погружение и экстаз.

«Раскрашивание» — это ритуал, танец вокруг центра, исполняемый карандашами, которые оставляют свои цветные следы.

Тот, кто раскрашивает, отправляется в путь. Он следует каждой отдельной линии рисунка. Он погружается, уединяется и границах картинки и одновременно целиком открывается тому, что он и только он находит здесь.

 

Своя собственная магия есть в том, чтобы следовать линиям художника, который много веков назад именно эту линию провел так, а не иначе.

Поскольку мандала уже совершенна, она не требует совершенства.

Она не нуждается и не хочет совершенства, даже если рассмотрение собственной потребности в совершенстве наверняка может явиться опытом во время раскрашивания мандалы.

Даже лишь частично раскрашенная «неготовая» мандала обладает своей силой — иногда даже из того, что мы могли «оставить», то есть из оставленной белою части мандалы засветится еще больше по глубине, по знанию о нас самих и наших силах.

Если один и тот же мотив вы раскрасите в разное время или дадите его раскрасить разным людям, то сами удивитесь различиям и богатству результатов.

Раскрашивание в тишине

Тишина неотъемлема от раскрашивания мандалы. Тишина помогает найти путь внутрь.

Поиск центра, к которому приглашает мандала, это поиск родины, целостности, примирения противоположностей, устранение полюсов. Сила и энергия ждут нас в этом внутреннем центре точно так же, как уравновешенность, покой и спокойствие.

Раскрашивание без правил

Важнейшее правило при раскрашивании мандалы гласит: никаких правил!

Вы можете двигаться от края внутрь или начинать от центра по направлению наружу, идти по часовой стрелке или против, произвольно приступать сразу в нескольких местах и следовать внутренней системе — есть много проходов и путей познавать тайну круга и центральной точки.

Также никто не обязан заполнять цветом все белые плоскости бумаги.

Некоторые люди, имеющие в этом уже многолетний опыт, рассказывают о растущей прозрачности своих мандал. Они оставляют много белого и ощущают все меньше стремления полностью раскрашивать все детали рисунков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...