География мирового транспорта. Виды транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, авиатранспорт, трубопроводы.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Это важная система в сложном механизме мирового хозяйства, которая обеспечивает производственные связи, осуществляет перевозки грузов и пассажиров. При характеристике работы транспортной системы используются такие показатели, как объем перевозимых грузов, грузооборот (учитывающий и вес, и дальность транспортировки грузов), пассажирооборот, густота транспортной инфрастуктуры и многие другие. Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% — на автомобильный, а оставшиеся 35% — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта. В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта. Морской и речной транспорт. Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд т в год), реализуя возможности международного географического разделения труда при усиливающейся интернационализации мировой экономики.
К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др. Для многих стран мира, кроме морского, имеет значение и речной транспорт, который использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.). Железнодорожный транспорт. Протяженность мировой ж/д сети составляет около 1,2 млн км. Наибольшую длину имеют железные дороги в США (около 240 тыс. км), Канаде (90 тыс. км), России (86 тыс. км), Индии (61 тыс. км), Китае (53 тыс. км), ФРГ. Однако наибольшая плотность железнодорожной сети (густота) отмечается в странах Зап. Европы (в Бельгии — 100км путей на 100 км2 территории). В России этот показатель достаточно высок в Европейской части страны и очень низок в Сибири. По протяженности электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия. Автомобильный транспорт. Общая длина дорожной сети мира превысила 23 млн км, при этом почти треть ее сосредоточена в Сев. Америке и четверть — в Зап. Европе. В настоящее время большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известны шоссейные дороги, протянувшиеся, например, через пустыню Сахара в Африке, через всю территорию США — от Атлантического до Тихого океана, а также между Канадой и США и далее через страны Латинской Америки. Это Панамериканское шоссе, проходящее через Северную и Южную Америку, соединено с Трансамазонской магистралью.
В США и ФРГ на долю автотранспорта приходится 25 %, а в Великобритании — до 80 % перевозок грузов внутри страны. В России в грузообороте и пассажирообороте доминирует ж/д транспорт (до 50 %), но в последние годы роль автомобилей растет. Трубопроводный транспорт. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км, сеть (магистральных газопроводов еще больше— 900 тыс. км. Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды. В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км, а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км. Воздушный транспорт играет очень важную роль в международных пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступными районами. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400). Крупнейшие аэропорты мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж и др. Задание на практическое занятие: Вопросы: 1) Определите в каких странах интенсивно осуществлялась «зеленая революция» приведите конкретные примеры о положительных изменениях в сельском хозяйстве, связанных с ней. 2) Назовите страны с очень сложной структурой транспортной сети. Чем это объясняется? 3) Охарактеризуйте направления развития транспортной системы развивающихся стран.
4) Какие существуют системы земледелия и животноводства? 5) Какие виды транспорта наиболее важно развивать в каких регионах? Контурная карта: Сельское хозяйство Номенклатура стран Австралия и Океания
Задания на СРС: Написать эссе: на тему экологическая мировая проблема, пути решения (на выбор студента)
Задания на СРСП: Региональная характеристика мира: Австралия и Океания. Экономико-географическое положение. Население. Хозяйство. Внешнеэкономические отношения. Л2, стр. 226-229 (регион по выбору студента), (краткий конспект)
Контрольные вопросы: $$$1 Как называется соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования? $ «обмен веществ» между обществом и природой $ ресурсообеспеченность $ рекреационные ресурсы $ природные ресурсы
$$$2 Как называется преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники? $ аграрная революция $ индустриальная революция $ «зеленая революция» $ биотехнологическая революция
$$$3 Назовите движущую силу НТР? $ производительные силы $ промышленный переворот $ наука $ переход от ручного к машинному производству
$$$4 В какой развитой стране сельское хозяйство развивается по экстенсивному пути: $ Франция $ Япония $ Австралия $ Канада
$$$5 Какая зерновая культура не относится к 3-м «мировым хлебам»: $ рожь $ кукуруза $ рис $ пшеница
$$$6 Наиболее распространённая зерновая культура в Африке: $ пшеница $ рис $ сорго $ кукуруза
$$$7 Мировой лидер по производству картофеля (на душу населения): $ Германия $ Россия $ Канада $ Польша.
$$$8 Какое государство не является крупным производителем оливок: $ Италия $ Греция $ Германия $ Испания
$$$9 Какая страна не относится к ведущим экспортёрам говядины на мировой рынок: $ Новая Зеландия $ Аргентина $ Бразилия $ Индия
$$$10 Какой район Мирового Океана не является одним из основных в мировой рыбной ловле: $ северо-запад Тихого океана $ север Атлантического океана $ запад Индийского океана
$ юго-восток Тихого океана
$$$11 Мировой лидер в рыбной ловле (более 25 млн тонн в год): $ Китай $ США $ Япония $ Россия
GLOSSARY
Список рекомендуемой литературы: Основная литература
Дополнительная литература:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|