основные этапы развития худ. Культуры древней греции.
Историю Древней Греции можно поделить на периоды: архаический (8-6 вв. Эгейский, Гомеровский, Архаический), классический (5-4 вв.) и эллинистический периоды (4-1 вв.). Др.греч. цивилизация возникла на Балканском п-ве + включала западное побережье малой Азии Местность п-ва гористая, мало плодородных долин, осн-вым видом хоз-ва б. скотоводство (выращивание овец и коз). Так же занимались земледелием (выращивали виноград (вино) и оливки (оливковое масло)), но только в двух долинах. В Греции совсем нет золота, но было много меди, а также ряд др. черных и цветных металлов. Из глины греки делали кирпичи и керамику, из камня - храмы, др. памятники арх-ры и ск-ры. Центром раннего периода античности являлся остров Крит, а несколько позже та часть греч. материка, где нах-ся г. Микены, в целом, к-ру этого периода наз-ли крито-микенской или эгейской. На Крите существовали высокоразвитые ремесла: изделия из камня, бронзы, слоновой кости украшают лучшие музеи мира. Мало известно об этом периоде, сохранились уникальные пам-ки арх-ры (дворец Миноса - Кносский дворец). Там много изображений быка, но непонятно, был ли он священным животным. Неясно и отношение греков того периода к религии. В росписях и рельефах - охоты на львов, поимка птиц, фигура человека изображается также, как у египтян (фреска царя-жреца из Кносского дворца, XVI в. до н.э.). В иск-ве примен-ся плавные линии и красивый силуэт. Часто встреч-ся изобр-е женщин в живописи и мелкой скульптуре - это м. говорить о том, что женщина занимала почетное место в общ-ве. Во всем иск-ве - ассиметрия (вазы, дворцы-лабиринты и т.п.). В избытке втсреч-ся морские мотивы, т.к. критяне были мореплавателями и поддерживали торговые отн-я с Египтом. В конце XV в. до н. э. Крита не стало. Но потом еще 3 столетия была Микенская к-ра - более строгая по формам, арх-ра б. сурова, росписи строже. В арх-ре строят настоящие крепости (Микенский и Тиринфский дворцы) из-за Троянской войны («Илиада» и «Одиссея» Гомера). В Микенах создавались роскошные гробницы - Отца Агамемнона - Атрея. После захвата Трои ахейцами примерно в XI в. до н.э. Микены были захвачены дорийцами, к-ые привнесли свое в к-ру: геометрический стиль, жанровые крестьянские «образчики» (глиняные сосуды с однообразным узором и мелкие глин. статуэтки - найдено в Беотии - обл. Греции). Это период наз-т гомеровским - это переход к раннему рабовладельческому классовому обществу, когда складывалась греческая мифология и эпос. В архаический период расцветает греческое зодчество: строятся монументальные сооружения, прежде всего, храмы. Среди них первенствовали храмы богов -- покровителей общины. Характерной чертой греческого строительства становиться использование ордеров. Различают три основных: дорический, ионический и коринфский. Создается также тип храма-периптера, окруженного колоннадой. Наиболее известная постройка - храм Посейдона в Пестуме. В скульптуре создают статуи стройных обнаженных юношей и девушек (куросы и коры), а также рельефы со сценами битв, игр, состязаний. Все постройки и статуи окрашивали в яркие жизнерадостные цвета. Художники искали исторически выверенных пропорций тела и «тела» арх-го здания, во всем искали меру и гармонию В росписи сосудов - чернофигурная вазопись с оч. разнообразными жизненными сюжетами, изящно и свободно скомпонованными.В VII-VI вв. до н.э. процветала греч. лирика (поэтесса Сафо - о любви; Архилох - насмешливые поэмы и басни; Анакреонт - лирич. миниатюры о радостях юности и печалях старости). Философия переживала блестящую эру (малоазийские философы Фалес, Анаксимандр, Аниксимен - первые мыслители, искавшие единое материальное первоначально всего сущего. Анаксимандр первым высказал догадку о бесконечности вселенной и множ-ве миров. Гераклит Эфесский положил начало диалектической филососфии в VI в. до н.э.). Величайшим достижение греч. к-ры архаической эпохи - создание алфавитного письма: преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными. В целом, иск-во архаики строго архитектонично, арх-но: оно строит, мерит, соразмеряет и уравновешивает, веря, что в мире д. царить порядок, но мир воспринимает очень позитивно и светло. В архаическую эпоху греки стали относиться к ч-ку, как грамотному, свободному, политически активному гражданину. Греческий образ идеальный - стройный юноша-атлет. Греческая мифология антропоморфна: все боги обладают человеч. внешностью, чел. достоинствами и слабостями.
В классическом периоде слиты чувственная непосредственность и рац-ная конструктивность. Появл-ся греческие полюса (демократия). Художники ценились, они пользов-сь почетом. Греки ценили разумность, равновесие, меру, считали, что общ-ное устр-во д. наход-ся в согласии с природой челка и не подавлять его стремлений. У них были пинакотеки (д/хранения картин). Статуи стояли в храмах или на улице, их было оч много, сделаны они были очень утонченно и выглядели, как живые (Дискобол Мирона). Храмы украшены рельефами. Греч. живописи до нас не долшло почти, но греки ее ценили оч. (живописцы Полигнот, Аполлодор, Зевксис, Апеллес и т.п.). Для архитектуры классического и эллинистического периода характерна четкость, энергичность и напряженность линий. Известные творения - Храм Зевса в Олимпии, Храм Афины на Акрополе, Парфенон (часть Акрополя - зодчие Иктин и Калликрат), Эрехтойон (др. храм Акрополя. В эпоху Александра Македонского искусство эллинизма тесно связано с наукой и техникой, естествознанием и философией, литературой и религией того времени. Поликлет создает теорию тектоники тела. В VI веке родилась драма. Из обрядовых игр в четь Диониса родились три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма. Особое распространение театр получил в Афинах, там творили Эсхил, Софокл, Еврипид. В музыке особое распространение получили гипнопедии, гипорхемы, пиррихии и пэаны.
Классика (н.5-с.4 вв до нэ) Ранняя: монументальный и общественный характер архитектуры, связь с жизнью. Дорический ордер, периптер, соотношение колонн 6:13 или 8:17, внутри статуя божества. Скульптура- воспитательная сторона, мифологическая тема, реалистическое осмысление (Дискобол, Крылатая Ника). Краснофигурная вазопись, мастерство рисунка (Полигнот: Кратер из Орвиенто). Высокая: развивается градостроительство, регулярная планировка улиц, общественные сооружения. Ансамбль Афинского акрополя, который господствовал над городом и окрестностями. Скульптура- аргосская школа, искусство на острове Пелопоннес (Поликлет: Раненая амазонка). Поздняя: Спад строительной деятельности, экономический и социальный кризис. Ордерная система. Строительство храмов продолжается, но не обширно. Эрехтеон, Галикарнакский мавзолей. Скульптура: переработка традиций (Пракситель: Гермес с Дионисом, Отдыхающий сатир; Аполлон Бельведерский;). Эллинизм: (3-2 вв до нэ): гибель Александра Македонского, слияние местных культур с греческой, развитие зодчества (Алтарь Зевса в Пергаме-«Престол Сатаны»). В скульптуре реализм, школы: Родосская (Сидящая Афродита), александрийская шк (Камея Гонзага; Фаросский маяк,), пергамская шк (Пергамский алтарь; Венера Милосская). Основные проблемы кот решало иск-во Др Греции: 1) В арх-ре - создать гармоническое соотношение несомых и несущих частей здания. Так появился греческий арх-ый ордер: дорический, ионический, коринфский - различие в пропорциях и в декоре. 2) В скульптуре - выявление пропорций человеческой фигуры, создание скульптурных групп. Показать движение человеческого тела в пластике. 3) Синтез скульпт и арх-ры. 4) В жив-си - первые попытки показать изображение в перспективе (худ-к Полигнот). Значение: 1) в греческом искусстве раньше всего была раскрыта в художественных образах физическая и духовная красота реального человека; 2)основным содержанием стало правдивое отображение жизни общества; 3) утверждение воспитательной роли искусства; 4) поднятие архитектуры на новый уровень. Памятники греческого искусства- это лишь малая часть былого богатства. Основными источниками знаний об этом искусстве являются сохранившиеся памятники или их копии, а
15. Древнегреческая скульптура В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости. Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура. Образцы ранней круглой скульптуры еще далеки от совершенства, они грубоваты, статичны. В основном это куросы — мужские фигуры и коры — женские фигуры. Постепенно древнегреческая скульптура приобретает динамику и реализм, В классическую эпоху творят такие маcтера, как Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.): «Мальчик, вынимающий занозу», «Возничий» Мирон (середина V в. до н. э.): «Дискобол», Поликлет(середина V в. до н. э.), «Дорифор» («Копьеносец»), Фидий (середина V в. до н.э.), скульптура Парфенона, скульптура богини Афины — «Афина Дева», Афина с острова Лемнос. Не сохранилось копий ни скульптуры Афины Промахос («Победительницы»), стоявшей на пропилеях акрополя, ее высота достигала 17 м, ни статуи Зевса Олимпийского. К концу периода классики скульптурные образы становятся более эмоциональными, одухотворенными, как в работах Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Эллинистическая скульптура более реалистична и сложна композиционно. Художников привлекают новые темы: старость, страдание, борьба («Лаокоон с сыновьями», «Ника Самофракийская»). Скульптура древнегреческая известняковая, мраморная, бронзовая, терракотовая пластика греков VIII - I вв. до н. э. Первые памятники С. д. определяются геометр, стилем (VIII в.). Это схематичные фигурки, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Архаич. эпоха С. д. приходится на VII - VI вв. (ран. архаика ок. 650 - 580; высокая - 580 - 530; позд.- 530 -500/480). Начало монументальной скульптуры в Греции относится к сер. VII в. и характеризуется ориентализирующими стилями, из к-рых наиб, значение имел дедаловский, связанный с именем полумиф. скульптора Дедала. К кругу «дедаловской» скульптуры относится статуя Артемиды Делосской и женская статуя критской работы, хранящаяся в Лувре («Дама из Оксерра»). Сер. VII в. датируются и первые куросы. К этому же времени относится первая скульпт. храмовая декорация - рельефы и статуи из Принии на о-ве Крит. В дальн. скульптурная декорация заполняет поля, выделенные в храме самой его конструкцией - фронтоны и метопы в дорич. храме, непрерывный фриз (зофор) - в ионическом. Наиб, ранние фронтонные композиции в С. д. происходят с афинского Акрополя и из храма Артемиды на о-ве Керкира (Корфу). Надгробная, посвятительная и культовая статуи представлены в архаике типом куроса и коры. Архаич. рельефы украшают базы статуй, фронтоны и метопы храмов (в дальн. на место рельефов во фронтонах приходит круглая скульптура), надгробные стелы. Среди знаменитых памятников архаич. круглой скульптуры - голова Геры, найденная возле ее храма в Олимпии, статуи Клеобиса и Битона из Дельф, Мосхофор («Тельценосец») с афин. Акрополя, Гера Самосская, статуи из Дидимы, Никка Архерма и др. Последняя статуя демонстрирует архаич. схему т. н. «коленопреклоненного бега», использовавшуюся для изобр. летящей или бегущей фигуры. В архаич. скульптуре принят еще целый ряд условностей - напр., т. н. «архаическая улыбка» на лицах архаич. скульптур. Классич. период С. д. приходится на V - IV вв. (ран. классика или «строгий стиль» - 500/490 - 460/450; высокая - 450 - 430/420; «богатый стиль» - 420 - 400/390; поздняя классика - 400/390 - ок. 320). На рубеже двух эпох - архаич. и классич. - стоит скульптурный декор храма Афины Афайи на о-ве Эгина. Скульптуры зап. фронтона относятся ко вр. основания храма (510 - 500), скульптуры второго вост., заменившие прежние, - к раннеклассич. вр. (490 - 480).
Центральный памятник С. д. ранней классики - фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии (ок. 468 - 456). Др. значит, произв. ранней классики - т. н. «Трон Людовизи», украшенный рельефами. От этого вр. дошел также ряд бронзовых оригиналов - «Дельфийский возничий», статуя Посейдона с мыса Артемисий, Бронзы из Риаче. Крупнейшие скульпторы ранней классики - Пифагор Регийский, Каламид и Мирон. О твор-ве прославленных гр. скульпторов мы судим, гл. обр., по лит. свид-вам и поздним копиям их произв. Высокая классика представлена именами Фидия и Поликлета. Бе кратковременный расцвет связан с работами на афин. Акрополе, т. е. со скульптурной декорацией Парфенона (дошли фронтоны, метопы и зофор, 447 - 432). Вершиной С. д. были, no-вид., хрисоэле-фантинные статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы Фидия (обе не сохран.). «Богатый стиль» свойственен произв. Каллимаха (1), Алкамена, Агоракрита и др. скульпторов к. V в. Его характерные памятники - рельефы баллюстрады храмика Ники Аптерос на афин. Акрополе (ок. 410) и ряд надгробных стел, среди к-рых наиб, известна стела Гегесо. Важнейшие предприятия С. д. позд. классики - декорация храма Асклепия в Эпидавре (ок. 400 - 375), храма Афины Алей в Тегее (ок. 370 - 350), храма Артемиды в Эфесе (ок. 355 - 330) и Мавзолея в Галикарнасе (ок. 350), над скульптурной декорацией к-рого работали Скопас, Бриаксид, Тимофей и Леохар. Последнему приписываются также статуи Аполлона Бельведерского и Дианы Версальской. Имеется и ряд бронзовых оригиналов IV в. Крупнейш. скульпторы позд. классики - Пракситель, Скопас и Лисипп, во многом предвосхитившие последующую эпоху эллинизма. В эпоху эллинизма С. д. значит, дифференцировалась по школам (ран. эллинизм -ок. 320 - 250; высокий -ок. 250/240-160/150; позд.-ок. 150 - 30). С александрийской школой связана деятельность последователей Праксителя. Пергамская школа представлена статуями галлов («Умирающий галл» и т. н. «Группа Людовизи» - мраморные рим. копии с пергамских бронзовых оригиналов ок. 220), а затем знаменитым фризом Пергамского алтаря'с изобр. Гиганто-махии (ок. 180- 160). С родосской школой связана, no-вид., статуя Ники Самофракийской (ок. 190), а позднее из нее вышли скульпторы Агесандр, Полидор и Афанадор (сер. I в. до н. э.) - создатели «Лаокоона» и мраморов, найденных в 1957 г. на вилле императора Тиберия (14 - 37) в Сперлонге. К этому же вр. относится деятельность скульптора Аполлония из Афин, создателя «Бельведер-ского торса» и, вероятно, статуи Кулачного бойца. Тогда же Аполлоний и Тавриск из Тралл создали группу «Фарнезского быка», описанную Плинием Старшим и дошедшую в поздней римской версии. Лит.: Античная скульптура из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина / Ред. Л. И. Акимова, М., 19&1; БлаватскийВ. Д. Греческая скульптура. М.; Л., 1939; Вальдгауэр О. Ф. Античная скульптура. Пг., 1924
16. 1. Литература Древней Греции 1.1 Классический период Греки создали и развили почти все литературные формы последующей европейской литературы и благодаря присущему им чувству симметрии и пропорции создали совершенные художественные формы. Большинство произведений классического периода были рассчитаны не на чтение, а на устное исполнение, поэтому они передают дух частной и общественной жизни греков с живой непосредственностью, какой лишены другие высокоразвитые литературы. У греков не было жреческой касты, которая бы имела монополию на мысль и слово, и религиозными и этическими проблемами занималась светская поэзия. Большое значение для литературы имел и сам греческий язык – мелодичный и гибкий, способный передавать тончайшие смысловые оттенки. В древнегреческой литературе выделяют два периода: классический, приблизительно с 900 до н.э. до смерти Александра Великого (323 до н.э.), и александрийский, или эллинистический (с 323 по 31 до н.э. – дата битвы при Акции и падения последнего независимого эллинистического государства).
Литературу классического периода удобнее рассматривать по жанрам, в порядке их появления. 9 и 8 вв. до н.э. – эпоха эпоса; 7 и 6 вв. – время взлета лирики; 5 в. до н.э. отмечен расцветом драмы; бурное развитие различных прозаических форм началось в конце 5 в. и продолжалось в 4 в. до н.э.
Эпическая поэзия. Илиада и Одиссея Гомера были сложены, по мнению некоторых ученых, еще в 9 в. до н.э. Это самые ранние литературные произведения Европы. Хотя они созданы одним великим поэтом, за ними несомненно стоит долгая эпическая традиция. От своих предшественников Гомер воспринял как материал, так и стиль эпического повествования. Темой он выбрал подвиги и испытания ахейских вождей, опустошивших Трою в конце 12 в. до н.э. Последующая эпическая традиция представлена рядом менее значительных поэтов – подражателей Гомера, которых принято называть «кикликами» (авторами циклов). Их поэмы (почти не сохранившиеся) заполняли пробелы, оставленные в предании Илиадой и Одиссеей. Так, Киприи охватывали события от свадьбы Пелея и Фетиды до десятого года Троянской войны (когда начинается действие Илиады), а Эфиопида, Разрушение Трои и Возвращения – промежуток между событиями Илиады и Одиссеи. Кроме Троянского, был еще Фиванский цикл – в него входили Эдиподия, Фиваида и Эпигоны, посвященные дому Лайя и походам аргивян на Фивы [2, с. 42].
Родиной героического эпоса было, по-видимому, ионическое побережье Малой Азии; в самой Греции несколько позднее возник дидактический эпос, воспринявший язык и размер гомеровских поэм. Именно эту форму использовал Гесиод (8 в. до н.э.) в Трудах и днях – поэме, в которой советы по сельскому хозяйству перемежались размышлениями о социальной справедливости и жизни в труде. Если тон гомеровских поэм всегда строго объективен и автор никак не обнаруживает себя, то Гесиод достаточно откровенен с читателем, он повествует от первого лица и сообщает сведения о своей жизни. Вероятно, Гесиод был также автором Теогонии – поэмы о происхождении богов. К эпической традиции примыкают и Гомеровские гимны – сборник из 33 обращенных к богам молитв, которые пели на празднествах рапсоды, перед тем как приступить к исполнению героической поэмы. Создание этих гимнов относят к 7–5 вв. до н.э. Впервые поэмы Гомера были напечатаны в Милане Дмитрием Халкокодиласом в конце XV века н.э. Первый их перевод на латинский язык сделал Леонцио Пилата еще в 1389 году. Рукопись перевода хранится сейчас в Париже. В 1440 году Пир Кандидо Дечембрио перевел 5 или 6 книг «Илиады» на латинский язык в прозе, а спустя несколько лет Лоренцо Балла обработал 16 книг «Илиады» латинскою прозой. Перевод Баллы был напечатан в 1474 году. Последователем Гомера был Гесиод, время жизни которого поддается лишь приблизительному определению: конец VIII или начало VII века до н.э. От Гесиода сохранились две поэмы: «Теогония» и «Труды и дни», а также отрывки поэмы «Каталог женщин», пополнившиеся в последнее время папирусными находками [6, с. 212]. Развитие Греции в 8–7 вв. до н.э. характеризовалось возникновением полисов – небольших самостоятельных городов-государств – и возрастанием общественной роли отдельного гражданина. Эти перемены нашли отражение и в поэзии эпохи. К началу 7 века до н.э. важнейшим видом литературы в Греции стала лирическая поэзия – поэзия субъективного чувства. Главными ее жанрами были: хоровая лирика; монодическая, или сольная, лирика, предназначенная, как и хоровая, для исполнения под аккомпанемент лиры; элегическая поэзия; ямбическая поэзия. К хоровой лирике относятся, прежде всего, гимны к богам, дифирамбы (песни в честь бога Диониса), парфении (песни для хора девушек), свадебные и погребальные песни и эпиникии (песни в честь победителей состязаний). Несмотря на разные функции, у всех этих видов хоровой лирики сходная форма и принципы построения: в основе лежит миф, а в конце вдохновляемый богами поэт произносит сентенцию или нравоучение. Сохранились фрагменты хоровой лирики Алкмана, жившего в Спарте в 7 в. до н.э., Стесихора из Гимеры, Ивика из Регия (6 в. до н.э.), Симонида Кеосского (556–467 до н.э.). От Пиндара, фиванского аристократа и, быть может, величайшего лирика античности, дошли четыре книги эпиникиев, от Вакхилида (ок. 505–450 до н.э.) – тринадцать эпиникиев и шесть дифирамбов. Позднейшая история хоровой лирики характеризуется развитием сложного музыкального аккомпанемента и пышным стилем; типичный образец – Персы Тимофея (4 в. до н.э.). Хоровая лирика вплоть до конца VI в. до н.э. известна лишь очень отрывочно. Сохранились лишь имена Ариона, Стесихора, Ивика (жившего одновременно с Анакреоном). Более крупный представитель хоровой лирики жил в конце VI и в начале V века до н.э. Это – Симонид Кеосский (556 – 468 гг. до н.э.). Правда, от лирики Симонида тоже дошло лишь небольшое количество фрагментов; ни одного цельного стихотворения не сохранилось. Однако слава Симонида была основана не только на хорике, он был известен и как один из творцов эпиграмм. [1, с. 36]. Примерно в это же время жил классик торжественной хоровой лирики Пиндар из Фив (518 – 442 гг. до н.э.). Есть мнение, что он написал 17 книг, от которых сохранились 4 книги; в общей сложности 45 стихотворений. В тех же Оксиринхских папирусах найдены пеаны Пиндара (гимны в честь Аполлона). Еще в XV веке гуманист Лоренцо Балла упоминает о Пиндаре, как о поэте, которого он предпочитает Вергилию. Рукописи произведений Пиндара хранятся в Ватикане. До недавнего времени Пиндар был единственным хорическим лириком, от которого сохранились цельные произведения. Современником (и соперником) Пиндара был Вакхимед. Двадцать его стихотворений были обнаружены Кенионом в коллекции папирусов, приобретенных Британским музеем незадолго до 1891 года в Египте. Известно также имя Терпандра (VII в. до н.э.), сочинения которого до нас не дошли, имя Ономакрита (VII в. до н.э.) и имя Архилоха (середина VII в. до н.э.), лирические произведения которого до нас дошли только в отрывках. Нам он больше известен как основоположник сатирического ямба. Имеются отрывочные сведения еще о трех поэтах: Эвене Аскалонском (V в. до н.э.), Хериле (V в. до н.э.) и поэтессе Праксилле (середина V века до н.э.); последняя, говорят, славилась застольными песнями, но писала также дифирамбы и гимны. Если хоровая лирика была обращена ко всей общине граждан, то сольная – к отдельным группам внутри полиса (девушкам на выданье, союзам сотрапезников и т.д.). В ней преобладают такие мотивы, как любовь, пиры, сетования об ушедшей юности, гражданские чувства. Исключительное место в истории этого жанра принадлежит лесбосской поэтессе Сапфо (ок. 600 до н.э.). От ее поэзии сохранились лишь отдельные фрагменты, и это – одна из величайших потерь мировой литературы. На Лесбосе жил и другой значительный поэт – Алкей (ок. 600 до н.э.); его песням и одам подражал Гораций. Множество подражателей было у Анакреона с Теоса (ок. 572 – ок. 488 до н.э.), певца пиров и любовных утех. Собрание этих подражаний, т.н. Анакреонтика, до 18 в. считалось подлинной поэзией Анакреона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|