Глава 2. Порядок применения процедуры медиации в суде первой инстанции
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 2.1. Сравнительная характеристика условий, оснований и порядка обращения к медиатору на стадии подготовки дела к судебному разбирательству и на стадии судебного разбирательства
Процедура медиации эффективна для урегулирования широкого круга правовых споров. В науке гражданского процессуального и арбитражного процессуального права вопросы, связанные с распределением дел между компетентными органами, рассматриваются в рамках института подведомственности. Учитывая тот факт, что профессиональные медиаторы не входят в систему юрисдикционных органов, применение правил подведомственности в рассматриваемой ситуации представляется весьма затруднительным. С.И. Калашникова предлагает использовать иной механизм, позволяющий выделить категорию дел, урегулирование которых возможно в процедуре медиации. Этот механизм она предлагает определить как медиабельность правового спора.1 Под медиабельностью можно понимать такое свойство правового спора, в силу которого он может быть урегулирован в процедуре медиации. В этом смысле медиабельность будет рассматриваться в качестве дополнительной характеристики подведомственных тому или иному юрисдикционному органу юридических дел, свидетельствующей о возможности применения медиации. Понятие медиабельности имеет большое значение. Оценка медиабельности спора может осуществляться сторонами при выборе наиболее оптимального инструмента для урегулирования возникших разногласий и медиатором - при поступлении заявления о проведении медиации и определении возможности применения медиации для урегулирования конкретного спора. В отношении интегрированной медиации медиабельность оценивается судом или иными уполномоченными органами при решении вопроса о направлении сторон к медиатору и (или) использовании медиационной технологии для разрешения разногласий сторон (если это не противоречит закону); законодателем - при введении правил обязательного и (или) рекомендательного применения медиации в качестве досудебного порядка урегулирования споров. Закон о медиации регулирует отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. Если споры возникли из иных отношений, не указанных в законе, действие Закона о медиации распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральным законодательством (ч. 2 и 6 ст. 1 Закона о медиации). Закон о медиации не применяется к урегулированию коллективных трудовых споров, а также если спор затрагивает или может затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации. Медиация неприменима в случаях, если спор затрагивает вопросы национальной безопасности, государственной политики или прав человека; стороны желают установить общеобязательный прецедент для аналогичных дел; спор возник относительно толкования и применения закона; существуют обоснованные опасения в том, что медиация может использоваться недобросовестно в целях сбора информации или затягивания разрешения спора; необходима государственная защита субъективного права; отношения носят разовый характер. Для применения процедуры медиации стороны должны заключить соглашение. Под сторонами Закон о медиации понимает субъектов отношений, желающих урегулировать спор с помощью процедуры медиации. Законом о медиации предусмотрено несколько видов соглашений, которые могут регламентировать отношения сторон, желающих урегулировать возможный или уже возникший спор. Наименование этих соглашений и их содержание различаются в зависимости от того, возник ли спор между сторонами и на какой стадии находится его разрешение. Законодатель определил, что основанием применения процедуры медиации может служить как любое соглашение сторон, так и специально выделяемое законодателем соглашение - соглашение о применении процедуры медиации. В абз.5 ст.2 Закона о медиации дается определение соглашения о применение процедуры медиации, под которым понимается соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Таким образом, существенными условиями соглашения о применении процедуры медиации является его письменная форма и предмет - согласие сторон на урегулирование конкретных правоотношений с применением процедуры медиации. И при отсутствии одного из условий данное соглашение не будет считаться заключенным. Особенно ярко это отражается в судебной практике. При рассмотрении кассационной жалобы Федеральным арбитражным судом Уральского округа было отклонено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с проведением процедуры медиации. Так, подателем кассационной жалобы, обществом «РТК «СинтОйл», было заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с проведением процедуры медиации. Однако суд кассационной инстанции полагал, что оснований для отложения судебного заседания не имеется.1 Обоснованием являлось то, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику, в том числе к медиатору, в целях урегулирования спора (п. 2 ст. 158 АПК РФ). Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о медиации применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме. Медиативной оговоркой признается соглашение о применении процедуры медиации, если оно заключено сторонами до возникновения спора или споров между ними (абз. 5 ст. 2) и при этом основной договор заключен в письменной форме (ч. 1 ст. 7). Таким образом, Закон о медиации закрепил возможность заключения соглашения о применении процедуры медиации в виде отдельного письменного договора между сторонами и в виде медиативной оговорки, т.е. включения в текст основного договора, регулирующего материально-правовые отношения сторон, условие о применении процедуры медиации при разбирательстве споров, которые могут возникнуть в связи с данным договором в будущем. В данном случае на проведение процедуры медиации необходимо согласие другой стороны. Между тем доказательств того, что ответчик выразил свое согласие на применение процедуры медиации, либо что между сторонами подписано соглашение о применении процедуры медиации, истцом не представлено. Более того, из текста возражений ответчика на кассационную жалобу не следует, что им выражено согласие на применение процедуры медиации. Как говорится в Законе о медиации, процедура медиации может быть применена при возникновения спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи (ч.2 ст. 7 Закона о медиации).1 Данная норма закрепляется два варианта, когда стороны при возникновении спора могут обратиться к посреднику, а саму процедуру медиации можно условно разделить на судебную и несудебную. Таким образом, медиация может проводиться: - во внесудебном порядке (стороны вообще не имеют намерения обращаться в судебные инстанции для разрешения возникшего спора, либо когда сторонами было взято на себя обязательство об урегулировании разногласий путем применения процедуры медиации); - в рамках судебного процесса (спор уже передан на рассмотрение суда или третейского суда, данное обстоятельство не лишает сторон возможности передать данный спор на рассмотрение с участием медиатора). При этом после начала судебного разбирательства спора или третейского разбирательства инициатива передачи дела для применения процедуры медиации может исходить как от самих сторон, так и от судьи или третейского судьи. Решение о применении процедуры медиации может быть принято сторонами на любой стадии судебного процесса до принятия судом или третейским судом решения по делу. Стороны по взаимному согласию выбирают одного или несколько медиаторов. Медиатором признается независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу дела (абз.3 ст.2 Закона о медиации). Для обеспечения проведения процедуры медиации действуют специальные организации, которые помогают сторонам с выбором медиатора. Эти организации могут рекомендовать кандидатуру медиатора или кандидатуры медиаторов, а также и назначить их, в случае если стороны направили соответствующее обращение. Согласно ч. 2 ст. 15 Закона о медиации1 медиатор должен соответствовать различным требованиям в зависимости от того, на профессиональной или непрофессиональной основе он осуществляет свою деятельность. Итак, если медиатор осуществляет деятельность на непрофессиональной основе, то он дожжен отвечать следующим требованиям: 1)достижение возраста восемнадцати лет; 2) обладать полной дееспособностью; 3) отсутствие судимости. Как видно, предъявленные требования незначительны, поэтому медиаций могут заниматься большинство граждан Российской Федерации, не имея специальной подготовки. В ч. 3 ст. 16 Закона о медиации установлено ограничение, связанное с тем, что непрофессиональный медиатор не может участвовать в рассмотрении спора, переданного на рассмотрение суди или третейского суда. Более серьезные требования предъявлены к профессиональным медиаторам. Они содержаться в ст. 16 Закона о медиации.1 Осуществлять деятельность могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ. Программа подготовки медиаторов утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 года № 1872 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 года № 969 «О программе подготовки медиаторов».3 Согласно программе обучения проходит в очной форме по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки в объёме не менее 120-ти часов. Таким образом, стороны к заверенной копии соглашения о проведении процедуры медиации, прилагаемой к ходатайствам сторон об отложении разбирательства дела в связи с процедурой медиации, должны быть также приобщены:
1) заверенные копии 2-ой и 3-ей страницы паспорта медиатора (подтверждение достижения медиатором 25-летнего возраста);
2) заверенная копия документа о высшем профессиональном образовании (требования к конкретной специальности Федеральным законом не установлены); 3) заверенная копия документа о прохождении профессиональной переподготовки в объёме не менее 120 (ста двадцати) часов. В перечне требований к профессиональным медиаторам ничего не говорится о наличии полной дееспособности и отсутствие судимости. Исходя из общих представлений, можно сделать вывод, что они должны устанавливаться при получении высшего профессионального образования. К общим требованиям относится запрет на осуществление предпринимательской деятельности. Медиаторы вправе заниматься любой иной не запрещенной законодательством РФ деятельность. Медиатор не вправе быть представителем какой-либо стороны, оказывать им юридическую, консультационную или иную помощь, так же не может осуществлять свою деятельность, если лично заинтересован в результате, либо состоит с какой-либо стороной в родственных связях, делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора (ч. 6. ст. 15 Закона о медиации). Данная норма развивает основные принципы медиации, а именно принцип независимости и беспристрастности медиатора, принцип равноправия сторон и принцип конфиденциальности. Согласно ст. 10 Закона о медиации деятельность по проведения процедуры медиации осуществляется на платной или бесплатной основе. На платной основе осуществляется деятельность организаций.1 Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином. При этом условия участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации, являются согласно пп. 4 п. 2 ст. 8 Закона о медиации одним из обязательных реквизитов соглашения о проведении процедуры медиации. Кроме того, ч. 2 ст. 101 ГПК РФ установлено, что при заключении мирового соглашения стороны должны предусмотреть порядок распределения судебных расходов. В случае если стороны при заключении мирового соглашения не предусмотрели такой порядок распределения судебных расходов, суд решает этот вопрос применительно к статьям 95, 97, 99 и 100 ГПК РФ.1 Данные статьи не регулируют вопросы расходов на проведение процедуры медиации, распределение между сторонами расходов, связанных с проведением процедуры медиации, указанное сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации, может быть изменено судом только в том случае, если в медиативном соглашении, заключенном сторонами по результатам проведения процедуры медиации и представленном ими суду для утверждения в качестве мирового соглашения, будет содержаться указание на иное распределение этих расходов. В Законе о медиации говорится, что медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной должности, если иное не предусмотрено федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона о медиации).2 Законодательство о медиации не стоит на месте, тем самым определяя перспективы развития института медиации. Это подтверждается тем, что Арбитражный Суд РФ в 2011 внес в Государственную Думу Проект Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур». Основная новелла проекта заключается в создании института судебных примирителей. Ими могут быть судьи в отставке, сотрудники аппарата суда с юридическим образованием, а также помощники судей, не участвующих ранее в деле. Однако, анализируя нормы ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации»1 в части видов деятельности, которые могут осуществлять судьи, можно придти к следующему выводу. Согласно ст. 3 данного закона судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Таким образом, судьи в отставке не могут быть медиаторами. С другой стороны, по мнению Вениамина Яковлева, судьи имеют огромный опыт в рассмотрения дела и смогли бы сыграть важнейшую роль в процедуре медиации, выступая примирителями.2 Данный вопрос носит открытый характер и будет зависеть от воли законодателя. Закон устанавливает гражданско-правовую ответственность медиатора перед сторонами за вред, причиненный сторонами вследствие осуществления деятельности. Е.А. Суханов под гражданско-правовой ответственностью понимает одну из форм государственного принуждения, связанного с применением компетентным государственным органом (судом и т.п.) к нарушителю гражданских прав и обязанностей санкций имущественного характера, влекущих для него неблагоприятные имущественные последствия. Ответственность медиатора наступает только за вред, который был причинен сторонам вследствие осуществления медиатором каких-либо действий во время урегулирования конкретного спора между сторонами процесса медиации.3 Следует, что для наступления ответственности необходимо наличие вреда. Под вредом в гражданском праве понимается всякое умаление личного или имущественного блага. Он может быть причинен личности или имуществу. Исходя из этого, выделяют моральный и материальный (имущественный) вред. Привлечение к гражданской ответственности осуществляется посредством предъявления в суд пострадавшей стороной иска к виновному медиатору или организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации о возмещении причиненного ей морального и материального вреда. Закон о медиации предоставляет сторонам право по своему усмотрению включать в соглашение дополнительные условия и требования, если это не будет противоречить законодательству. Следует отметить, что в действующем российском процессуальном законодательстве заложена возможность реализации негативного процессуального эффекта соглашения о применении процедуры медиации. В частности, гражданский процессуальный, арбитражный процессуальный кодексы предусматривают последствия несоблюдения досудебного порядка урегулирования споров, обязательного в силу закона или договора сторон, в виде возвращения искового заявления судом общей юрисдикции (пп. 1 п. 1 ст. 135 ГПК РФ), а в случае если невыполнение обязательного досудебного порядка выявлено после принятия заявления и возбуждения производства по делу, в виде оставления за явления без рассмотрения (абз. 2 ст. 222 ГПК РФ).1Во всяком случае,истец вправе повторно обратиться в суд с тождественным иском после выполнения требований о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора. Таким образом, заключение соглашения о применении процедуры медиации является юридическим фактом, влекущим последствия как материального, так и процессуального характера. В этом смысле его следует рассматривать в качестве основания, а не условия (статья 7 Закона о медиации) проведения медиации.2 Подводя общий итог, следует отметить, что в качестве условия проведения медиации можно рассматривать свойство медиабельности правового спора, наличие которого предопределяется рядом факторов объективного и субъективного характера. Основанием обращения к медиатору и проведения примирительной процедуры следует считать соглашение сторон о применении процедуры медиации. При этом такое соглашение предлагается расценивать как волеизъявление сторон на применение досудебного порядка урегулирования возникшего спора. Представляется, что признание за соглашением о применении процедуры медиации негативного эффекта в виде временного исключения юрисдикции суда в отношении конкретного спора обеспечивает соблюдение прав добросовестной стороны, намеренной предпринять попытку урегулировать спор вне суда.
В связи с возникновением ситуаций, когда к медиатору обращается одна из сторон, большое значение приобретает вопрос относительно момента начала процедуры медиации. От его разрешения зависит, во-первых, момент приостановления течения срока исковой давности, а во-вторых, пределы действия принципа конфиденциальности. Традиционно началом медиации считается день, когда стороны в споре соглашаются обратиться к медиатору. Данное положение, в частности, закреплено в статье 4 Типового закона ЮНСИТРАЛ.1 С практической точки зрения данное положение можно трактовать следующим образом: началом медиации будет являться обращение сторон к медиатору либо получение согласия второй стороны на участие в примирительной процедуре. Таким образом, учитывая тот факт, что выражение согласия сторон относительно проведения медиации не предполагает обязательной письменной формы, момент начала примирительной процедуры не всегда может быть с достоверностью установлен и подтвержден. Порядок проведения медиации формировался практикой. Он полностью обусловлен целями примирительной процедуры и задачами медиатора, которые в свою очередь связаны с моделью медиации. Так, в классической модели медиации приоритетной целью является урегулирование разногласий участников спора путем выявления их истинных потребностей. Соответственно, медиатор должен создавать условия для того, чтобы стороны смогли предельно точно понять суть требований друг друга, осознать собственные интересы, структурировать содержание спора и определить аспекты, по которым важно достигнуть соглашения, выработать и оценить возможные альтернативные варианты выхода из сложившейся проблемной ситуации и в конечном итоге принять наиболее оптимальное решение. Наличие между сторонами соглашения о применении процедуры медиации или медиативной оговорки еще не означает, что спор с момента его возникновения будет урегулироваться при помощи процедуры медиации. Для этого сторонам необходимо заключить соглашение о проведении процедуры медиации. Согласно абз. 6 Закона о медиации под соглашением о проведение процедуры медиации понимается соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами.1 Таким образом, соглашение о проведении процедуры медиации заключается в отношении спора или споров, который уже возник, а проведение самой процедуры медиации начинается со дня его заключения. Закон о медиации содержит требования, которые относятся к содержанию соглашения о проведении процедуры медиации. Соглашение заключается в письменной форме (п.1 ст. 8 Закона о медиации). Реквизитами являются сведения: 1. о предмете спора (это те разногласия, по поводу которых стороны выбрали процедуру медиации); 2. о медиаторе, медиаторах или организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (с приложение документов, подтверждающих компетентность медиатора); 3. о порядке проведения процедуры медиации (стороны могут закрепить либо непосредственно в соглашении о ее проведении, либо в виде указания в соглашении ссылок на правила проведения процедуры медиации, утвержденные организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. По соглашению сторон такая возможность остается за медиатором); 4. об условиях участия сторон в расходах (оплата деятельности по проведению процедуры медиации осуществляется в равных долях, если стороны не договорились об ином); 5. о сроках. Общие положения о сроках закреплены в ст. 13 Закона о медиации.1 Сроки проведения определяются соглашением о проведении процедуры медиации. Медиатор и стороны должны принять все необходимые меры для того, что процедура была прекращена не более чем в течение шестидесяти дней. Данный срок не является окончательным. Законом определены обстоятельства, при которых данный срок может быть продлен. К таким обстоятельствам относятся сложность рассматриваемого дела, получение дополнительной информации или документа. Таким образом, окончательный срок проведения процедуры медиации составляет сто восемьдесят дней. В случае передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда срок не должен быть более шестидесяти дней. Федеральным законом от 27.07.2010 №194-ФЗ были внесены соответствующие изменения в ГПК РФ, а также в Федеральный закон от 24.07.2002 № 102 «О третейских судах в Российской Федерации».1 Согласно ст. 169 ГПК РФ2 суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий шестидесяти дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации. Это означает, что законодатель дает сторонам только шестьдесят дней, чтобы мирно урегулировать спор. На это время суд откладывает судебное разбирательство, о чем в обязательном порядке выноситься определение. При этом срок исковой давности приостанавливается с момента заключения сторонами отношения соглашения о проведении процедуры медиации до момента прекращения процедуры медиации (п. 2 ст. 1 ФЗ № 194-ФЗ). По окончании указанного срока суд либо утверждает мировое соглашение — если стороны урегулировали спор и заключили медиативное соглашение, либо продолжает рассмотрение спора по существу — если сторонам так и не удалось достичь компромисса. Применительно к срокам проведения процедуры медиации отдельное внимание необходимо обратить на то, что возможность приостановления производства по делу на время проведения процедуры медиации не предусмотрена ни ГПК РФ, ни Законом о медиации. Согласно ст. 6 прим. 1 судопроизводство в судах и исполнения судебного постановления осуществляется в разумные сроки. При определении срока учитываются правовая и фактическая сложность дела, поведения участников, достаточность и эффективность действий суда и общая продолжительность производства по делу. Несмотря на то, что в Закон о медиации ничего не говорится о принципе разумности, данное положение можно вывести из анализа норм. Особого внимания заслуживает обращение к медиатору на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Согласно ст. 147 ГПК РФ после принятия заявления судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые должны совершить стороны и другие лица, участвующие в деле, а также сроки их совершения для обеспечения правильное и своевременное рассмотрение и разрешение дела. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. № 11 «Оподготовке гражданских дел к судебному разбирательству» говорится, что такое определение выносится и в случае возникновения необходимости в совершении дополнительных действий по подготовке после отмены вынесенного судебного решения и направления дела на новое рассмотрение либо после возобновления приостановленного производства.1 Подготовка дела является самостоятельной стадией, имеющей целью обеспечение правильного и своевременного разрешения и рассмотрения дела, и обязательна по каждому гражданскому делу. Каждая стадия характеризуется присущие только ей задачи, субъекты и вынесением итогового решения. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ судья «принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения...».2 Однако какие именно меры должны быть приняты судьей, ГПК РФ не уточняет. Такая недосказанность не позволяет на практике реализовать одну из задач подготовки дела к судебному разбирательству - примирение сторон. Судьи зачастую не уделяют этому вопросу должного внимания, ограничиваясь лишь напоминанием сторонам об их праве закончить дело мировым соглашением. Судье необходимо также разъяснить процедуру утверждения мирового соглашения, проверку условий мирового соглашения и последствия его заключения. ГПК РФ в ст. 148 закрепляет задачи подготовки дела к судебному разбирательству, к которым относятся: 1. Уточнение фактических обстоятельств, имеющих значения для правильного разрешения дела; 2. Определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; 3. Разрешение вопроса о составе лиц; 4. Предоставление необходимых доказательств сторонами и иными лицами, участвующими в деле; 5. Примирение сторон. Указанное Постановление Пленума обращает внимание на то, что в результате примирения сторон цели гражданского судопроизводства достигаются наиболее экономичным способом. Задача судьи состоит в разъяснении сторонам преимуществ окончания дела миром, равности юридической силы определения об утверждении мирового соглашения и решения суда и возможности его принудительного исполнения. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 ГПК РФ меры по заключению сторонами мирового соглашения принимаются судьей, в том числе по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства. При разъяснении сторонам их права на проведение процедуры медиации и выяснении их намерения провести процедуру медиации необходимо в обязательном порядке сообщить сторонам максимально возможный срок отложения разбирательства дела и, следовательно — максимальный срок проведения процедуры медиации, который должен находиться в пределах сроков рассмотрения и разрешения дел, установленных статьей 154 ГПК РФ (в апелляционной инстанции — статьей 327.2 ГПК РФ).1 На стадии судебного разбирательства в силу ст. 172 ГПК РФ при рассмотрении дела после доклада председательствующего и выяснении у сторон, поддерживает ли истец свои требования и признает ли ответчик требования истца, председательствующий также обязан выяснить, не желают ли стороны закончить дело заключением мирового соглашения или провести процедуру медиации. Если стороны изъявили желание урегулировать спор с помощью посредника, то суд выносит определение об отложении дела на срок, не превышающий шестидесяти дней. Закон о медиации предусматривает два условия для отложения разбирательства дела в связи с процедурой медиации: 1) наличие ходатайства обеих сторон; 2) наличие подтверждения факта принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации. Ходатайство может быть заявлено сторонами в устной форме или представлено суду в письменном виде. Письменное ходатайство может быть оформлено как в виде соответствующего заявления каждой из сторон, так и в виде одного заявления, подписанного всеми сторонами. Фактом принятия решения сторонами является соглашение о применение процедуры медиации. Как указывалось выше, процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда до начала её проведения, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе. Поэтому к ходатайству сторон должна быть приложена заверенная копия такого соглашения и документы, подтверждающие сведения о медиаторе. Если стороны не смогли урегулировать спор с помощью посредника, то дело передается на разрешения суда путем предъявления иска, либо вынесением определения о возобновлении производства по делу. Теоретически всю процедуру проведения медиации можно разделить на ряд этапов или стадий. Разные авторы выделяют разное количество стадий в проведении процедуры медиации. Российские исследователи при выделении стадий медиации во многом основываются на разработках зарубежных коллег. В теории предпочтении отдается подходу Д.Л. Давыденко,1 который в качестве этапов называет подготовку, открытие процедуры, исследование обстоятельств спора и интересов сторон, поиск альтернативных решений, выбор оптимального решения. В зарубежной, и в отечественной литературе отсутствует общепризнанный подход к выделению стадий медиации. Между тем формирование единого алгоритма проведения медиации имеет большое значение для дальнейшего развития этого института в российском правовом поле, в том числе для разработки стандартов практической деятельности в рамках саморегулируемых организаций и программ обучения медиаторов. Основываясь на практике Центра правовых технологий и примирительных процедур (медиации) Уральской государственной юридической академии, можно сделать вывод о том, что медиация смешанного типа в сочетании с классической моделью медиации оказывается наиболее эффективной. При этом в процедуре медиации предлагается выделять три основные стадии, каждая из которых представляет собой совокупность процедурных действий, объединенных общей целью, а именно: 1) стадию подготовки к медиации; 2) стадию медиационной сессии; 3) контрольно-аналитическую стадию. Стадия подготовки к медиации представляет собой совокупность процедурных действий, направленных на организацию проведения процедуры. Целью данной стадии является создание условий для проведения медиационной сессии. Перед медиатором поставлены следующие задачи: проведение оценки медиабельности спора; определение состава участников (в случае необходимости — приглашение участников процедуры); разрешение организационных вопросов о месте и времени проведения медиации. Стадия подготовки завершается заключением соглашения о проведении процедуры медиации. Стадия медиационной сессии представляет собой совокупность процедурных действий, направленных на выработку взаимовыгодного соглашения и, таким образом, на урегулирование спора. Контрольно-аналитическая стадия представляет собой совокупность процедурных действий медиатора, направленных на осуществление контроля над исполнением медиативного соглашения, а также осуществление анализа. Таким образом, медиация обладает еще одним признаком -стадийностью. У каждой стадии имеются свои цели, задачи, реализация которых обеспечивает успешное завершение процедуры заключением медиативного соглашения. По результатам успешно проведенной медиации стороны заключают медиативное соглашение, которое является основание прекращения процедуры медиации. Проблемы сущности и правовой природы, содержания, последствий заключения и исполнения соглашения являются дискуссионными. Решение этих проблем имеет большое значение для развития медиации. В соответствии с абз. 7 ст. 2 Закона о медиации1 медиативное соглашение представляет собой соглашение, достигнутое сторонами, в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям и заключенное в письменной форме. Оно может заключаться по результатам применения процедуры медиации не только к единичному спору, но и сразу к нескольким спорам, а также к отдельным разногласиям по спору. Таким образом, одним медиативным соглашением может разрешиться единичный спор, несколько споров (между одними и теми же сторонами) либо всего лишь часть отдельного спора. В нем должны закрепляться согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Важное процессуальное значение имеют последствия заключения медиативного соглашения. В соответствии п. 3 и п.4 ст. 12 Закона о медиации в зависимости от того, проводилась ли процедура медиации в отношении спора, не переданного суду (т.е. путем обращения в суд с иском), или она проводилась после передачи дела на рассмотрение суда, различают две группы последствий: а) признания соглашения в качестве мирового соглашения; б) признание в качестве гражданско-правовой сделки. В первом случае такое соглашение утверждается судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством. Во втором случае законодатель рассматривает медиативное соглашение как обычную гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. Согласно статье 153 Гражданского Кодекса РФ от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ1 сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В то же время мировое соглашение многими авторами также понимается как сделка или договор. В отличие от обычной гражданско – правовой сделки, заключаемой в рамках взаимодействия участников гражданского оборота, мировое соглашение заключается под контролем суда в рамках судебного процесса и при условии соблюдения процессуальных норм, нарушение которых также может привести к отмене судебного акта об утверждении мирового соглашения. Это значит, что мировое соглашение, кроме материально-правового содержания, имеет и процессуальную составляющую. При утверждении медиативного соглашения в качестве мирового соглашения влечет за собой применения ряда положений ГПК РФ, содержащие нормы о мировых соглашениях. Решение данного вопроса происходит на стадии судебного разбирательства. При этом суд контролирует законность принятого сторонами соглашения. При выявлении противоречий соглашения действующему законодательству суд <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|