Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции бюджета государства

 

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета проявляется в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:

1) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

2) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

3) контрольная.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие на­логи, займы, доходы от государственной собственности (предприятий) и эмиссии бумажных денег. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства - физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработной платы рабочих и служащих; доходов лиц, работающих не по найму; предпринимательской прибыли (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); ренты; процентов.

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкрет­ных экономических условий на каждом этапе развития страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов. Например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменении соотношения между потреблением и накоплением в обществе. В табл. 2.1 представлена структура доходов федерального бюджета РФ в 2000-2002 гг.

Вторая функция бюджета связана с конкретными целевыми бюджет­ными расходами. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи, с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства.

Таблица 2.1

Структура и динамика доходов федерального бюджета РФ в 2000-2002 гг.

 

Структура доходов

 

Удельный вес, %, по годам

 

Изменение структуры доходов в 2001 г. по сравнению с 2000 г.

 

2000   2001   2002  
Всего   100   100   100   х  
Налоговые доходы   84,7   93,45   81,21   -12,24  
В том числе:                  
налог на прибыль (доход) предприятий и организаций 8 14,47 9,76 -4,71
налог на доходы физических лиц (с 2001 г.)   3   0,16       -0,16  
налог на игорный бизнес   0,02   0,03   0,05   +0,02  
налог на добавленную стоимость   34,81   43,27   36,39   -6,88  
акцизы   15,04   15,76   10,58   -5,18  
федеральные лицензионные и регистрационные сборы 0,07 0,11 0,04 -0,07

налог на покупку иностранных

денежных знаков и платежных

документов, выраженных в иностранной валюте

 

               
   

 

0,13

 

 

0,08

 

 

-0,05

 

0,19  
налог на совокупный доход   0,13   0,26   0,27   +0,01  
налог на операции с ценными бумагами   0,04   0,03   0,04   +0,01  
платежи за пользование природными ресурсами   1,39   3,12   8,64   +5,52  
таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи   21,57   15,97   15,25   -0,72  
прочие налоги, сборы, пошлины   0,44   0,14   0,11   -0,03  
Передача налоговых доходов в целевые бюджетные фонды -0,04 - - -
Неналоговые доходы   7,76   5,38   4,91   -0,47  
В том числе:                  

доходы от имущества, находяще­гося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций

 

       
3,15 2,25 2,37 +0,12
доходы от внешнеэкономической деятельности 4,34 2,64 2,26 -0,38
другие неналоговые доходы   0,27   0,49   0,28   -0,21  
Доходы целевых бюджетных фондов*   7.58   1,17   -0,65   -0,52  
Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет   -   -   13,23   +13,23  

 

* В целях реализации законодательно закрепленного Бюджетным кодексом РФ принципа об­щего (совокупного) покрытия расходов, в соответствии с которым доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными его расходами, законом о федеральном бюджете на 2001 г. предусмотрена ликвидация с 1 января 2001 г. практически всех целевых бюджетных фондов федерального бюджета с переводом этих расходов в федеральный бюджет по соответствующим разделам функциональной классификации на общей основе. В составе доходов и расходов федерального бюджета на 2001 и 2002 гг. учтено функционирование Фонда Министерства РФ по атомной энергии.

Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), отдельных хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем бюджетных доходов. В табл. 2.2. представлена структура расходов федерального бюджета в 2000-2002 гг.

Третья функция предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия. Первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля. Реализуя возлагаемые на него функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Финансируя из бюджетного фонда приоритетные отрасли хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Часть доходов более «доходных» отраслей направляется в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы, решению других социально значимых задач. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и субъектами РФ.

Стратегические задачи государства по развитию экономики и соци­альной сферы находят отражение в приоритетах бюджетной политики. При ее планировании оно должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - основной фактор общей макроэкономической устойчивости.

Таблица 2.2

Структура и динамика расходов федерального бюджета РФ в 2000-2002 гг.

 

Структура расходов

 

Удельный вес, %, по годам

 

Изменение структуры доходов в 2001 г. no сравнению с 2000 г.

 

2000   2001   2002  

Государственное управление и местное

самоуправление

 

               
3   3,41   2,91   -0,5  
Судебная власть   0.9   0,95   0,98   +0,03  
Международная деятельность   6,5   1,86   2,2   +0,34  
Национальная оборона   16,5   17,99   14,59   -3,4  

Правоохранительная деятельность

и обеспечение безопасности государства

 

               
9,3   11,03   8,93   -2,1  

Фундаментальные исследования

и содействие научно-техническому прогрессу

 

               
1,9   1,85   1,55   -0,3  
Промышленность, энергетика и строительство   2,3   3,74   2,96   -0,78  
Сельское хозяйство и рыболовство   1,3   1,74   1,38   -0,36  

Охрана окружающей среды и при­родных ресурсов,

гидрометеорология, картография и геодезия

 

               
0,4   0,4   0,5   +0,1  

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

               
0,2   2,56   3,88   +1,32  

Предупреждение и ликвидация последствий

чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

 

               
1,1   0,53   0,45   -0,08  
Образование   3,8   4,09   4,11   +0,02  
Культура, искусство и кинематография   0,6   0,54   0,53   -0,01  
Средства массовой информации   0,7   0,53   0,53   -  
Здравоохранение и физическая культура   1,9   1,86   1,64   -0,22  
Социальная политика   7,4   9,03   22,1   +13,07  
Обслуживание государственного долга   25,7   20,09   14,64   -5,45  
Пополнение государственных запасов и резервов   0   0,04   0,03   -0,01  
Финансовая помощь бюджетам других уровней   8,1   15,64   13,63   - 2,01  
Утилизация и ликвидация вооружений, включая                  
выполнение международных договоров   0,2   0,52   0,53   +0,01  
Мобилизационная подготовка экономики   0,1   0,04   0,03   -0,01  
Исследование и использование                  
космического пространства   0,4   0,38   0,5   +0,12  
Развитие рыночной инфраструктуры   -   -   -   -  
Военная реформа   -   0,35   0,85   +0,5  
Прочие расходы   0,6   -0,33*   -0,16*   +0,17  
Целевые бюджетные фонды   7,1   1,16   0,71   - 0,45  
Всего **   100   100   100   х  

 

Примечания. 1. В соответствии со ст. 66 Бюджетного кодекса РФ средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соот­ветствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком «минус». 2. В расходах федерального бюджета на 2002 г. предусмотрены расходы, перечисляемые в Пенсионный фонд РФ в счет поступлений от единого социального налога, в сумме 281 230 млн. руб.

Таким образом, бюджет необходим государству для обеспечения объективных потребностей в денежном фонде, служащим для выполнения его экономической, социальной и политической функций. Значимость бюджета в макроэкономическом регулировании предполагает проявление особого внимания к возможности реализации принципов построения бюджетной системы РФ, регламентированных Бюджетным кодексом РФ.


Бюджетный дефицит

 

Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда - дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит - положительное сальдо бюджета - представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

В 2000 г. впервые был достигнут профицит федерального бюджета, который составил 173,5 млрд. руб., или 2,5 % ВВП.

Дефицит бюджета - категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Конкретные причины отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов могут быть различными, в частности:

- кризисные явления в экономике;

- неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

- чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);

- милитаризация экономики в мирное время;

- осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;

- чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что:

- бюджетный дефицит не является деструктивным фактором;

- для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;

- дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что стимулирует рост покупательской способности, производительности труда и расширение национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений.

Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции, высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефицита:

- хронические дефицита неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего экономического бремени на будущие поколения;

- для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы - эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства;

- повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики.

До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался одной из главных целей финансовой политики государства. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность государственных мероприятий, имеющих стабилизационную направленность.

Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла предполагает возможность одновременно достичь соответствия между доходами и расходами бюджета (на протяжении экономического цикла) и осуществлять антициклическое воздействие на рыночные процессы. Основная проблема, возникающая в ходе практической реализации данной концепции, заключается в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

Еще одна концепция связана с так называемой идеей функциональных финансов. В соответствии с этим подходом целью финансовой политики государства должна выступать сбалансиоованность экономики, а не бюджета. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как ycтойчивым положительным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом.

Теория дефицитного финансирования требует сосредоточения дефицита в бюджете развития. В этом случае рост дефицитного; финансирования способен привести к инвестиционному и инновационному росту. Данная теоретическая посылка учтена при раз работке Бюджетного кодекса РФ, которым установлено, что текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. При этом размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 % объема доходов его бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 % объема доходов местного бюджета. Раз­мер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

Составление и контроль за исполнением бюджета как финансового документа государства находятся в сфере исключительной компетенции политической надстройки. Соответственно в данном контексте бюджетными могут быть названы процессуальные отношения, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета как основного финансового плана государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения, ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.

Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней государственной политики. С помощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП), государственное регулирование и стимулирование экономики, а также финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.

Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надежного контроля за сменой стадий экономических циклов, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.

Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.

 Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами - с другой в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.

 Названные экономические категории оказывают воздействие на формирование стоимостных пропорций в целях удовлетворения общегосударственных потребностей, но различны по своим функциональным характеристикам. Изъятие части стоимости в бюджет ведет к уменьшению материальных возможностей субъектов хозяйствования и населения для удовлетворения своих потребностей. Бюджетные расходы, напротив, на базе общегосударственных ресурсов увеличивают эти возможности, а в отдельных случаях даже полностью удовлетворяют некоторые из них.

Обе рассматриваемые формы механизма бюджетного воздействия связаны как между собой, так и с экономикой в целом, что проявляется в их тесном взаимовлиянии друг на друга. Объем расходов бюджета в конечном счете ограничен рамками поступающих бюджетных доходов, зависящих, в свою очередь, от количественных показателей развития экономики.

С другой стороны, через бюджетные расходы оказывается обратное воздействие на экономические возможности производства на базе содействия росту его эффективности и ускорению науч­но-технического прогресса, что, конечно же, влияет и на объемы доходов самого основного централизованного фонда денежных средств.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...