Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и динамика познавательного процесса

СРУКТУРА ДИАЛЕКТИКИ. ДИАЛЕКТИКА И СИНЕРГЕТИКА

Диалектика включает принципы, законы и категории.

Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания, лежат в основе законов и категорий диалектики, придают знанию системность и целостность, в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию. Наиболее значимы два принципа диалектики: развития и связи.

В законах диалектики конкретизируется существо её принципов.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории качество, количество, свойство, мера, скачок.

Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источники развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории противоположность, противоречие, единство, борьба противоположностей, тождество, различие. Подвижное отношение между противоположностями есть диалектическое противоречие. Этапы взаимодействия сторон целого – относительное тождество, двойное (переходное, промежуточное, пограничное) существование объекта, различие, противоположность и собственно противоречие.

Закон отрицания отрицания характеризует направление и форму развития, единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительной повторяемости определённых сторон старого. Основополагающей для данного закона является категория диалектического отрицания. Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности, относительной повторяемости и поступательности. К закону отрицания отрицания можно подойти с позиций триадного ритма (тезис-антитезис-синтез) и с позиций трансформации, многократных этапов перехода от одной стадии к следующей.

Категории диалектики: единичное-особенное-общее; единичное-многое; часть-целое; система; структура; форма и содержание; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление.

Позиции диалектики усилились в связи с развитием синергетики, которая вобрала в себя основные наработки не только диалектики, но и текстологии, общей теории систем, кибернетики и т.д. Синергетика – учение о взаимодействии, теория сложности, теория самоорганизации. Отличие синергетического взгляда от традиционного состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям, могут стать нестабильными.

 

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Процесс познания протекает во взаимодополняющих друг друга чувствительной и реальной формах.

Чувственное познание служит фундаментом всякого знания, непосредственно соединяет человека с внешним миром, осуществляется посредством органов чувств. Формами этого познания являются ощущения, восприятия, представления.

Накопление и обобщение чувственных данных происходит в мышлении человека. Оно позволяет не только созерцать предметы внешнего мира, их свойства, признаки, но и вскрывать связь воспринимаемых предметов, их сущность и закономерное развитие.

Выделяют два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок опирается на формальную логику. Разум – уровень рационального познания, отражающий вещи в их взаимосвязи, динамике, всесторонне и конкретно, объединяющий многообразное вплоть до синтеза противоположностей и выявления причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума – диалектика. Основные формы рационального мышления – понятие, суждение, умозаключение.

Процесс познания можно представить в трёхступенчатой «вертикальной» модели (от чувственно-эмпирического к теоретическому мышлению и от него к практике) и в «фронтальной» модели, в которой чувственно-эмпирическое и теоретическое с двух сторон охватывают исследуемый объект. При этом чувственная и теоретическая формы познания вбирают в себя все проявления практической деятельности. Чувственно-эмпирическое сопровождает не только начало, но и конец познания, а практическая ориентация присуща всем фазам познавательного процесса.

Познавательный процесс включает в себя также различные формы психической деятельности: волю, желание, нормы. Познание осуществляется в обрамлении осознания и неосознанной деятельности, творчества и интуиции, веры и знания.

27. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

Истина рассматривает отношения сознания к внешнему миру.

Выделяют основные концепции истины: соответствия (корреспондентская), когеренции и прагматичности.

Платон и Аристотель определяли истину как соответствие наших знаний действительности.

Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний (какое-то утверждение считается истинным, если оно получено по строгим логическим правилам из других предложений, ранее признанных истинными). Данную концепцию истины развивал Лейбниц, Спиноза, Нейрат, Гемпель.

Истина выражает не только результат правильного, верного отражения действительности в сознании человека, но и способ реализации его целей на основе оценочного отношения к объектам бытия, т.е. истина возможна в её неразрывной связи с практикой.

Все три концепции не отменяют, а дополняют друг друга, комбинируя элементы каждой из них.

Будучи характеристикой человеческого знания, истина существует в субъективной форме, а с точки зрения его объективного содержания истина не зависит от субъекта, от человека и человечества. Это есть объективная истина. Субъективный момент в истине так или иначе связан с объективной составляющей истины.

Всякое знание, взятое на том или ином истор-ком этапе развития, есть неполное, недостаточно точное представление о действит-ти, т.е. на каждом конкретном этапе познания мы имеем дело с относительной истиной.

Абсолютная истина: некоторые положения философии и науки, имеющие непреходящий характер (например, принцип несотворимости и неуничтожимости материи и движения); элементарные знания, которые носят постоянный характер (например: Скорина родился в 1490г.).

Динамичность и сложность познаваемых объектов обусловливают конкретность истины. Требование конкретности истины означает, что предмет или явление надо изучать в тех условиях места и времени, в тех связях и окружении, в которых данный предмет существует и развивается.

 

28. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ, ЕЕ ФУНКЦИИ

Удивление явилось началом философии, а возникшее по поводу многих явлений мира и тайн человека недоумение есть начало науки. Элементарная наука (протонаука) возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда то физического.

Наука ориентируется на поиск сущности. Начиная с античности функцией науки стала объяснительная.

Предвестником опытной науки стал Р.Бэкон (13 век).

Начиная с 17 века рациональность становится одним из фундаментальных идеалов европейской культуры. Как социальный институт наука оформилась в 17-18 веках, когда возникли первые научные общества, академии и научные журналы.

Ориентация на изучение объективного мира вещей и вещественных отношений в качестве функции науки выдвигала задачу познания с целью переделки и преобразования природы. В 18-19 веках значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой, её общественная полезность. Наука, превратившись в отрасль массового производства – индустрию знаний, стала, как предвидел К.Маркс, производительной силой общества.

По своей сущности наука, отмечал Н.А.Бердяев, есть реакция самосохранения человека. Обращенность науки к человеку особенно стала заметной к середине 20 века.

Наука служит школой мышления. Она не только разрабатывает технику овладения жизнью, но и методы мышления. Усилилась роль науки как социальной и политической силы общества. Наука используется для разработки программ и планов социального и экономического развития, для грамотного политического управления. Наука опосредованно, через социальные общности и политические организации общества, систему общемировоззренческих и культурных установок, определяет социальное, политическое, экологическое и демографическое поведение, цели общественного развития. Наука изменяет отношения «человек-природа», «человек-машина» и «человек-человек», т.е. воздействует на всю общественную практику.

 

29. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Важнейший специфический признак науки заключается в том, что наука даёт предметное объективное знание о мире (исследует природные, социальные, технические и т.п. объекты). Конечно, наука изучает и субъекта, состояние его сознания, но рассматривает их как объекты. Научное знание в подлинном смысле слова начинается тогда, когда не что-то вымышленное, а реальность, факты выступают предметом исследования, причём за совокупностью фактов осознаётся закономерность. Наука – совокупность о фактах и законах, приведённых в систему. Нечто существующее становится научным фактом тогда, когда оно зафиксировано тем или иным принятым в данной науке способом.

В фактах науки выражено взаимодействие чувственного и рационального, объективного и субъективного. Теоретические принципы нацеливают субъекты на выделение тех или иных фрагментов действительности, они же составляют интерпретацию факта.

К другим признакам научного познания, в отличии от обыденного, относятся: логическое обоснование и практическая проверка знаний; выработка специального искусственного языка (научной терминологии); применение специальных орудий, аппаратуры, приборов; использование специфических методов и методологии исследования, призванной направлять научный поиск; допущение критического пересмотра оснований научного поиска; наличие системы ценностных ориентаций и целевых установок, основной из которых является установление объективной истины как высшей ценности науки; наращивание знаний, не повторяя пройденного; концептуальный и системный характер знаний; при известных условиях воспроизводимость научных явлений.

30. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА

Религиозная философия происхождение человека связывает с актами божественного творения. В соответствии с теорией «общей космологической эволюции» человек – следствие космического развития, выражение роста свободы и целенаправленности объектов. Согласно теории «синтетической эволюции» человек – продукт естественного отбора и генетических мутаций. Диалектико-материалистическая философия разработала трудовую теорию антропосоциогенеза, которая доминирует.

Становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в совокупности составляют антропосоциогенез. Он длился около 6 млн. лет.

Начало изготовления орудий труда – исторический рубеж в становлении человека и общества. Первоначально решающую роль в производстве и быту играли навыки, умения, а не разум. Это даёт основания утверждать, что человек в своём развитии проходит стадии умелого и человека разумного.

Авторы «духовной» концепции (Тейяр де Шарден, Л.Мэмфорд и др.) особое внимание обратили на духовный фактор появления человека.

Труд и духовность (а также язык) как факторы формир-ния ч-ка оказ-тся не разорванными, а соединёнными.

В современной философии подчеркивается значение мутаций, вызванных природными факторами: активной вулканической деятельностью, сильным радиационным фоном на предполагаемой прародине человека – юге Африки; изменением климата на Земле; космическими воздействиями.

Один из факторов антропосоциогенеза – нравственность. Карательные меры, которыми первобытная община принуждала своих членов к соблюдению простейших нравственных требований, воздвигали преграды для возврата первочеловека в животное состояние.

Важную роль в становлении человека и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический фактор).

Жизнедеятельность человека не только запрограммирована всей историей, но и самопрограммирована, опирается на собственный выбор, свободу воли, свою природно-социальную энергию.

 

31. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Термин культура латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения в природном объекте под воздействием человека, в отличие от изменений вызванных естественными причинами. Слово культура означает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности. Еще одно основное значение слова культура, сложившиеся в античности, – поклонение, почитание.

Со второй половины 18 в. культура рассматривалась: а) как процесс развития разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству (французские просветители); б) как историческое развитие человеческой духовности (Кант, Фихте, Гегель и др.).

В познании к-ры движение мысли шло от отождествления к-ры со всем, что сотворено человеком, к анализу человеческой активности (деятельности, поведения и общения), благодаря которой создается надприродная искусственная среда человеческого бытия, функционирующая, тем не менее, в определенных природных условиях.

Важнейшими формами культуротворчества выступают мораль, искусство и религия.

В к-ре имеются следующие важнейшие сценарии отношения к действительности: 1) новационный – передел, создание новой к-ры (западноевропейский); 2) традиционалистский – приспособление человека к действительности и старым культурным традициям (восточно-азиатский); 3) иррационалистический – уход от действительности в сферу духовности (индуистский, кармический). В «чистом» виде данные сценарии не проявляются. В динамике культуры в целом выделяются: а) культурогенез (порождение новых культурных форм, культурных систем); б) трансляция культурных традиций (обеспечение преемственности социального опыта); в) диффузия туры (заимствование и освоение образцов иных культур); г) трансформация форм культуры (обновление, деградация, распад).

Культура есть самовоспроизводство человека, осуществляемое в его материальной и духовной деятельности. В соответствии с этим различают материальную и духовную стороны культуры.

 

32. ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Термин цивил-ция означает гражданский, государственный. Сложилась традиция рассматривать цивилизацию через призму к-ры как историческую ступень развития человечества (Данилевский, Шпенглер, Тойнби и др.).

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Цивилизационные достижения связаны как с технологическим освоением природы (изобретение машин, использование электричества, выведение новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений и т.п.), так и с совершенствованием регуляции социальных отношений (изобретение письменности, юридических норм и законодательства, денег и рынка и т.п.).

Культура задает высшие ценности, жизненные смыслы, а цивилизация – технологию их реализации.

Понятие цивилизации обычно трактуют как: 1) этап общественного развития, следующий за «дикостью» и «варварством» и характеризующийся развитыми формами социальной организации: появлением классов, государственности, письменности (европейская гуманистика эпохи Просвещения, марксизм); 2) тип социальности, ориентированный на рост общественного богатства (марксизм); 3) материализация всех компонентов культуры определенного исторического этапа (Шпенглер, Вебер, Тойнби, Бердяев); 4) тип социальной целостности, которому присуща взаимосвязь материальных и духовных факторов общественной жизни, направленная на воспроизводство определенного образа жизни, а следовательно, и типа человека (Белл, Кан, Тоффлер, А.Печчеи и др.).

Вычленяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации. Постиндустриальное общество: 1) создает условия для решения экологических и иных глобальных проблем; 2) активно использует человеческий фактор, информационные, творческие возможности человека; 3) переходит к доминированию нематериалистических ценностей.

33. ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Впервые понятие ценности разработал И.Кант. У ценности, по его мнению, нет бытия, но есть значимость.

Ценности оказываются тем связующим началом, которое объединяет природу и общество, экономические и иные факторы общественной жизни, материальное и духовное, реальное и виртуальное, людей и вещи. Необходимо различать объективное значение какого-либо явления и его значение для субъекта – «личностный смысл».

Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов и процессов для человека. Ценность (жизненный смысл) – основание выбора субъектом целей (что надо сделать?), планов (как это делать?), средств и условий деятельности, отвечающих на вопросы, во имя чего совершается данная деятельность и какова ее результативность, что предпочесть, от чего отказаться, как установить очередность предпочтений и уступок. Благодаря ценностям человек вырабатывает определенную жизненную позицию. Ценностное отношение личности к миру и к себе реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве.

Выделяются по ориентации на ценности гедонизм (жить без наслаждения невозможно), аскетизм (воздержанность в удовлетворении потребностей), созерцание (пассивное отношение к внешнему миру) и деяние (активно-преобразовательное отношение к действительности).

В современной философии сложились определенные подходы к характеристике содержания ценностей: а) ценность отожествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или коллективного ориентира; б) ценность воспринимается как значимый субъективный образ (представление), имеющий человеческое измерение; в) ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами; г) она ассоциируется с типом «достаточного» поведения, с неким жизненным стилем.

В различные эпохи и у различных людей выделяются три основные направления ценностных ориентаций: 1) на потусторонний мир; 2) на самого себя; 3) на общество.

В современном мире ведущей является общечеловеческая ценностная ориентация, направленная на выживание и дальнейший прогресс цивилизации.

 

34. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Системные подходы к обществу имеют определённые традиции (Сен-Симон, Гегель, О.Конт, Спенсер, Маркс, Плеханов, Вебер, Парсонс, Хабермас и др.).

По отношению к универсуму, природе общество есть подсистема, в которой преобразующая человеческая деятельность выступает способом существования и развития исторической действительности.

Общество:

1) единая человеко-эколого-экономическая система;

2) есть взаимодействие материального производства, духовного производства, производства общественных отношений и формирования конкретного типа личности;

3) есть единство способа производства материальной, социальной, политической и духовной жизни.

Общество одновременно выступает как объект (подсистема универсума) и как субъект (воплощение деятельности людей). Результат истории складывается от столкновения множества отдельных воль, а бесконечное количество перекрещивающихся сил даёт равнодействующую – историческое событие. В социуме заключено единство материи и духа. История человека и общества начиналась не только с изготовления орудий труда, но и с выработки интеллекта. Общественные отношения принимают форму общественных потребностей, интересов, страстей, чувств и настроений. Таким образом, история общества выступает как множество действующих по различным направлениям стремлений людей и их разнообразных воздействий на внешний мир. С одной стороны, общество естественно развивается по объективным законам (взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки, производительных сил и производственных отношений, возрастания роли народа и личности в истории, возвышения и усложнения потребностей и др.), с другой – все участники социальной сферы являются движущими силами истории.

 

35. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

В истории философии сложились различные концепции общества: теистическая, натуралистическая, социопсихологическая, идеалистическая, теория коммуникативного социального действия, структурно-функциональная, теория социальной реальности, диалектико-материалистическая, культуроцентристская и др.

Выделим некоторые черты отдельных названных концепций.

Натурализм высшие формы бытия сводит к низшим, человека растворяет в природе, лишает своей качественной определённости, свободной воли. Натуралистический подход к обществу опирается на принцип «от природы к обществу», где подчёркивается особая определяющая роль географических и космических факторов.

Психологическая концепция объясняет общественные отн-ния с позиций определяющей роли психологии индивида, его эмоций и воли, сферы бессознательного, соц. психологии групп и межиндивидуальных отношений.

Идеализм отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет. Абсолютизация духовного фактора в человеческом бытии означает следование просветительскому принципу «мнения правят миром».

В основе диалектико-материалистической концепции (Маркс, Энгельс, Ленин) общества лежит идея о соотношении общественного бытия и общественного сознания.

Макс Вебер соц. действие считал элементарной единицей социологического анализа. Оно предполагает:

а) субъективную мотивацию; б) «ориентацию на других», придающую индивидуальному действию социальное значение. Вебер выделил четыре типа социального действия: 1) аффективное, не всегда осмысленное, направленное к удовлетворению страстей; 2) традиционное – подражание образцам поведения, закреплённых в традициях; 3) ценностно-рациональное (осмысленное действие организуется системой ценностей, на основе которых вырабатываются программы действий; 4) целерациональное (цели и средства их достижения избираются индивидом, а критерием их адекватности является успех).

Концепцию коммуникативного действия развивали Дюркгейм, Хоркхаймер, Адорно, Хабермас и др.

Различные исследовательские программы обществознания по целому ряду позиций пересекаются и дополняют друг друга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...