Сравнение больных детей с детьми из контрольной группы
Девочки. Как и предполагалось, девочки с САН провели за игрой с игрушками мальчиков значительно больше времени, чем девочки I из контрольной группы, (d = 0,89), t (37) = 2,66, р < 0,01, и почти столько же времени, сколько мальчики из контрольной группы (см. рис. 1). 1 Поскольку распределения подсчетов по игре асимметричны, мы провели все виды анализа на данных, преобразованных различными способами (например, использовали арксинус, квадратный корень), и с непараметрическими процедурами. Все аналитические процедуры дали схожие результаты.
Рис. 1. Время, проведенное за игрой с типичными для пола игрушками девочками и мальчиками с САН и детьми из контрольной группы в течение 10-минутного игрового отрезка. Результаты представляют собой суммарное время игры с отдельными игрушками и потому могут превышать 600 с. Столбики отражают средние значения по группе, линии— стандартные погрешности, точки — индивидуальных испытуемых; d—разница между средними по группе/среднее стандартное отклонение. Групповые различия оценивались с помощью t-критерия; *—р < 0,05, **—р < 0,01, ***—р < 0,001, критерий односторонний/
Кроме того, подобно мальчикам из контрольной группы, девочки с САН играли значительно больше с игрушками мальчиков, чем с игрушками девочек, t (23) = 2,93, р < 0,01. Этот эффект также виден при сравнении больных детей с детьми того же пола из контрольной группы, приходившимися им родственниками (N= 11 пар): среднее время игры р. игрушками мальчиков было 327,23 секунды для девочек с САН и 166,55 секунды для девочек, составлявших с ними пару, t (10) = 2,20, р < 0,05. Девочки с САН также меньше играли с игрушками, предназначенными для девочек, чем девочки из контрольной группы, t (37) = -2,02, р < 0,05, но этот эффект не столь заметен, как в случае игрушек, предназначенных для мальчиков (d = 0,65). Возможно, из-за низкой статистической мощности критерия не была обнаружена статистически значимая разница в попарном анализе 11 пар больных и здоровых детей, t (10) = -1,09. Поскольку общее время игры было ограничено, игра с одним набором игрушек, как правило, уменьшала время игры с другим набором. Поэтому непродолжительное время игры с игрушками девочек может частично объясняться более длительной игрой с игрушками мальчиков. Фактически все корреляции между играми с игрушками мальчиков, девочек и нейтральными игрушками являются умеренно отрицательными, находясь в диапазоне от -0,30 до -0,69 (все р < 0,01, критерий односторонний). Однако в этом контексте важно отметить, что не было различий между девочками с САН и девочками из контрольной группы в игре с нейтральными игрушками (значения t при попарном и непопарном анализе < 1,0).
Не было обнаружено статистически значимых различий между девочками с САН и девочками из контрольной группы в ответах родителей на пункт «Я побуждаю своего ребенка вести себя так, как это свойственно девочке», на который соответственно 59,1% и 63,6% ответили «да». Продолжительность времени, проведенного за игрой с типичными для пола игрушками, не была статистически значимо связанной с какой-либо характеристикой болезни. В случае игры с игрушками мальчиков коэффициенты корреляции г = -0,10 для вирилизации,-0,29 для возраста на момент постановки диагноза и -0,25 для обессоливания организма (1 = больной с пониженным уровнем соли, 0 = больной с ярко выраженной вирильностью). В случае игры с игрушками девочек соответствующие г = 0,09, -0,14 и -0,06. Однако обратите внимание, что маленький размер выборки и ограниченный диапазон (например, только две девочки имели ярко выраженную аирильность) уменьшают возможности этого анализа.
П Мальчики. В отличие от различий, обнаруженных между девочками с САН и девочками из контрольной группы, не отмечено статистически значимых различий между мальчиками с САН и мальчиками из контрольной группы по типичной для пола игре (р > 0,20 для игр с игрушками мальчиков и девочек). Анализ медицинских характеристик в связи с типичной для пола игрой у мальчиков малозначим из-за отсутствия различий между экспериментальной и контрольной группами и ограниченной вариабельности выборки. ОБСУЖДЕНИЕ Большие различия между девочками с САН и их здоровыми родственницами свидетельствуюто маскулинизации игровых предпочтений у девочек, подвергшихся сильному воздействию андрогена на раннем этапе развития. Эти результаты согласуются с данными, полученными на подопытных животных, и с предыдущими исследованиями девочек с САН и других девочек, подвергшихся воздействию маскулинизирующих гормонов в утробный период. Полученные нами данные подкрепляют выводы предыдущих исследований игр у девочек с САН, поскольку мы использовали объективные, количественные показатели и поведенческие оценки, выставлявшиеся людьми, которые не знали, к экспериментальной или к контрольной группе принадлежит испытуемый. Эти данные также указывают на относительную дефеминизацию игровых предпочтений, хотя этот результат был менее устойчивым. Другие исследования детей, подвергшихся воздействию гормонов, тоже показали скорее «маскулинизирующий», чем «дефеминизирующий», эффект пренатального влияния гормонов, возможно, частично потому, что эти исследования были сосредоточены на первом эффекте (Berenbaum, 1990; Ehrhardt & Meyer-Bahlburg, 1979; Hines, 1982). Хотя в случае САН уровень других гормонов, таких, как гидро-ксипрогестерон-17 и кортикостероиды, также аномально высок в пренатал!»-ный период, маловероятно, что они обусловливают маскулинизированное поведение у девочек с САН, поскольку эти гормоны оказывают меньшее и менее устойчивое влияние на поведение, чем андроген, и могут даже предотвращать маскулинизацию (Erpino, 1975; Hull, Franz, Snyder & Nishita, 1980). Представляется маловероятным, что поведенческие изменения вызваны социальными или нозологическими факторами. Тот факт, что нам не удалось обнаружить связь между типичной для пола игрой и физической вирилизацией, согласуется с другими данными больных САН, указывая на отсутствие связи между степенью вирилизации и гендерно-ролевым поведением (Slipjer, 1984). Хотя и возможно, что вирилизация влияет на отношение родителей к ребенку, этот аргумент ослабляют ретроспективные сообщения родителей, как в этом, так и в других исследованиях (Ehrhardt & Baker, 1974; Resnick, 1982) указавших, что они не обращались с девочками с САН как с мальчиками, а также данные, полученные во время опытов с макаками-ре-зус и свидетельствующие, что маскулинизация игр неполовозрелых особей не связана с генитальной вирилизацией или с материнским поведением (Goy, Bercovitch & McBrair, 1988). Тем не менее, учитывая непропорциональность возврата вопросников родителями девочек с САН и девочек из контрольной группы, а также другие проблемы, присущие оценкам с помощью вопросника, полезно провести непосредственное наблюдение поведения родителей.
Наши данные не свидетельствуют о каких-либо изменениях в типичных для пола игровых предпочтениях у мальчиков с САН, что согласуется с предыдущими исследованиями, проводившимися на животных и людях. Как правило, сообщалось, что мужские особи с САН не отличаются от контрольной группы в том, что касается типичного для пола поведения или способностей (Ehrhardt & Baker, 1974; Resnick et al., 1986). Хотя наши данные подтверждают влияние андрогена на выбор типичных для пола игрушек, вовсе не обязательно, что гормоны оказывают непосредственное влияние на этот выбор. Гормоны могут обусловливать выбор игрушек косвенным путем, возможно, путем влияния на уровень активности, моторные навыки, способности или темперамент. Например, девочки с САН могут проявлять больше активности, чем девочки из контрольной группы, а игрушки мальчиков могут облегчать активную игру (O'Brien & Huston, 1985). Результаты этого исследования могут также помочь понять, как формируются типичные для пола игровые предпочтения у здоровых детей. Здоровые мальчики имеют более высокий уровень тестостерона, чем здоровые девочки, в период, длящийся приблизительно с 8-й по 24-ю неделю утробного развития, и в первые 5 месяцев жизни (Smail, Reyes, Winter & Faiman, 1981). Эти половые различия в гормонах могут способствовать последующим половым различиям в поведении, таким, как предпочтения в игрушках. Кроме того, естественные вариации в уровне тестостерона среди здоровых представителей обоих полов могут способствовать индивидуальным различиям в типичном для пола поведении.
Наши данные могут также иметь отношение к фактам, свидетельствующим о том, что типичные для пола игровые предпочтения в раннем возрасте обусловливают последующее поведение, в том числе сексуальную ориентацию (Green, 1987) и пространственное восприятие (Newcombe, Bandura & Jaylor, 1983; Sherman, 1967), а также о том, что пространственное восприятие (Resnick et al., 1986) и сексуальная ориентация (Money, Schwartz & Lewis, 1984) маскулинизированы у девочек с САН (см.: обсуждение у Berenbaum, 1990). В частности, возможно, что влияние гормонов на поведение взрослых людей опосредуется типичными для пола игровыми предпочтениями в детстве, хотя также возможно, что различные типичные для пола модели поведения обусловливаются влиянием гормонов независимо друг от друга (Arnold & Gorski, 1984; Goy & McEwen, 1980; Goy et al., 1988). Дальнейшие исследования САН и других эндокринных синдромов должны помочь нам понять не только то, влияют ли гормоны половых желез на поведение человека, но и каковы механизмы этого влияния. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Alien, L. S., Hines, M., Shryne, j. E. & Gorski, R. A. (1989). Two sexually dimor phic cell groups in the human brain. Journal of Neurosdence, 9,497-506. Arnold, A. P. & Gorski, R. A. (1984). Gonadal steroid induction of structural sex differences in the central nervous system. Annual Review ofNeurosdence, 7, 413-442. Baum, M. J. & Schretlen, P. (1975). Neuroendocrine effects of perinatal andro-genization in the male ferret. Progress In Brain Research, 42, 343-355. J3eatty, W. W. (1979). Gonadal hormones and sex differences in nonreproductive behaviors in rodents: Organizational and activational influences. Hormones and Behavior, 12, 112-163. Berenbaum, S. A. (1990). Congenital adrenal hyperplasia: Intellectual and psy-chosexual functioning. In С Holmes (Ed.). Psychoneuroendocrinology: Brain, behavior, and hormonal interactions. New York: Springer-Verlag. P. 227-260 Bussey, K. & Bandura, A. (1984). Influence of gender constancy and social power on sex-linked modeling. Journal of Personality and Social Psychology, 47, 1292-1302. Cohen, J. (1977). Statistical power analysis for the behavioral sciences (rev. ed.). New York: Academic Press. Connor, J. M. & Serbin, L. A. (1977). Behaviorally based masculine- and feminine-activity-preference scales for preschoolers: Correlates with other classroom behaviors and cognitive tests. Child Development, 48, 1411-1416. Diamond, M., Llacuna, A. & Wong, C. L. (1973). Sex behavior after neonatal progesterone, testosterone, estrogen, or antiandrogens. Hormones and Behavior, 4, 73-88. Ehrhardt, A. A. & Baker, S. W. (1974). Fetal androgens, human central nervous system differentiation and behavior sex differences. In R. С Friedman, R. M. Richart, & R. L. Vande Wiele (Eds.). Sex differences in behavior. New York: Wiley. P. 33-51.
Ehrhardt, A. A., Epstein, R. & Money, J. (1968). Fetal androgens and female gender identity in the early-treated adrenogenital syndrome. Johns Hopkins Medicaf Journal, 122, 160-167. Ehrhardt, A. A. & Meyer-Bahlburg, H. F. L. (1979). Prenatal sex hormones and the developing brain: Effects on psychosexual differentiation and cognitive function. Annual Review of Medicine, 30, 417-430. Erpino, M. J. (1975). Androgen-induced aggression in neonatally androgenized female mice, inhibition by progesterone. Honnones and Behavior, 6, 149-158. Goy, R. W., Bercovitch, F. B. & McBrair, M. С (1988). Behavioral masculinization is independent of genital masculinization in prenatally androgenized female rhesus macaques. Hormones and Behavior, 22, 552-571. Goy, R. W. & McEwen, B. S. (1980). Sexual differentiation of the brain. Cambridge, MA: MIT Press. Green, R. (1987). The «sissy boy syndrome» and the development of homosexuality. New Haven, CT: Yale University Press. Hines, M. (1982). Prenatal gonadal hormones and sex differences in human behavior. Psychological Bulletin, 92, 56-80. Hines, M. & Green, R. (1991). Human hormonal and neural correlates of sex-typed behaviors. Review of Psychiatry, 10, 536-555. Hull, E. M., Franz, J. R., Snyder, A. M. & Nishita. J. K. (1980). Perinatal progesterone and learning, social and, reproductive behavior in rats. Physiology and Behavior, 24, 251-256. Huston, A. C. (1983). Sex-typing. In P. H. Mussen (Ed.). Handbook of child psychology. Vol. IV, 4th ed. P. 387-467. New York: Wiley. Liss, M. В. (1981). Patterns of toy play: An analysis of sex differences. Sex Roles, 7, 1143-1150. MacLusky, N. J. & Naftolin, F. (1981). Sexual differentiation of the central nervous system. Science, 211, 1294-1303. Money, J., Schwartz, M. & Lewis, V. G. (1984). Adult erotosexual status and fetal hormonal masculinization and demasculinization: 46, XX congenital virilizing adrenal hyperplasia and 46, XY androgen-insensitivity syndrome compared. Psychoneuroendocrinology, 9, 405-414. Newcombe, N., Bandura, M. M. & Taylor, D. G. (1983). Sex differences in spatial ability and spatial activities. Sex Rotes, 9, 377-386. O'Brien, M. & Huston, A. C. (1985). Activity level and sex stereotyped toy choice in toddler boys and girls. Journal of Genetic Psychology, 146, 527-534. Prader, A. (f954). Der genitalbefund beim Pseudohermaphroditismus femininus des kongenitalen adrenogenitalen Syndroms. Helvetica Paediatrica Ada, 3,131-148. Quadagno, D. M., Briscoe, R. & Quadagno, J. S. (1977). Effects of perinatal gonadal hormones on selected nonsexual behavior patterns: A critical assessment of the nonhuman and human literature. Psychological Bulletin, 84, 62-80. Resnick, S. M. (1982). Psychological functioning in individuals with congenital adrenal hyperplasia: Early hormonal influences on cognition and personality. Unpublished doctoral dissertation. University of Minnesota, Minneapolis. Resnick, S. M., Berenbaum, S. A., Gottesman, 1.1. & Bouchard, T. J. (1986). Early hormonal influences on cognitive functioning in congenital adrenal hyperplasia. Developmental Psychology, 22, 191-198. Sherman, J. (1967). Problem of sex differences in space perception and aspects of intellectual functioning. Psychological Review, 74, 290-299. Slipjer, F. M. E. (1984). Androgens and gender role behavior in girls with congenital adrenal hyperplasia (САН). In G. J. DeVries, J. P. С DeBruin, H. В. М. Uylings & M. A. Corner (Eds.). Progress in brain research. Vol. 61. Amsterdam: Elsevier. P. 417-422 Smail, P. J., Reyes, F. I., Winter, J. S. D. & Faiman, С (1981). The fetal hormone environment and its effect on the morphogenesis of the genital system. In S. J. Kogan & E. S. E. Hafez (Eds.). Pediatric andrology. The Hague: Martinus Nijhoff. P. 9-19 Swaab, D. F. & Fliers, E. (1985). A sexually dimorphic nucleus in the human brain. Science, 228, 1112-1115. White, P. C, New, M. I. & Dupont, B. (1987). Congenital adrenal hyperplasia. New England journal of Medicine, 316,1519-1524.
ВОПРОСЫ 1. Какие иные операциональные определения понятия «игровые предпочтения» возможны помимо использованного в этом исследовании? 2. Почему было необходимо снимать занятие на видеопленку? 3. Почему было важно, чтобы подсчеты производили люди, действующие «вслепую»? 4.Удовлетворены ли вы типом использованной контрольной группы? Можете ли вы предложить какой-то иной тип контрольной группы? 5.Каким альтернативным образом вы могли бы объяснить результаты этого исследования?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|