Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дошкольное образование в Финляндии

Реферат

по современным системам дошкольного образования зарубежном на тему: «Система образования в Финляндии»

 

Выполнили:

Жигалова Анастасия,

Еремина Ольга

3.651 гр.

Проверила:

Н.М.Щкляева

к.п.н., доцент кафедры

дошкольной педагогики

 

 

Глазов 2013

Содержание

1. Общие сведения о Финляндии

2. Система образования в Финляндии

3. Дошкольное образование в Финляндии

4. Литература

Финляндия

Финский флаг представляет собой белое полотнище с изображением в горизонтальном положении синего креста, символизирующих собой два преимущественных цвета в природе долгой зимы: белого снега, покрывающего страну, синего неба и синих бесчисленных озер летом. Государственные флаги и президентский штандарт отличаются еще и наличием герба Финляндии. Президентский и Государственный флаг Вооруженных сил имеют заостренные концы.

Герб Финляндии — коронованный золотой лев в червлёном поле, правая передняя лапа заменена рукой в доспехах, держащей серебряный меч с золотой рукоятью. Лев попирает задними лапами серебряную сарацинскую саблю с золотой рукоятью. Щит усеян 9 серебряными розетками. Официально используется только с 1978. Лев — древний скандинавский символ власти и могущества, символ рыцарства (рука) и сарацинская сабля — причастность к общей культуре христианской Европы в борьбе с мусульманами. По некоторым версиям, рысь, а не лев изображена на гербе Финляндии.

Финляндия - государство на севере Европы. Граничит на востоке с Россией, на северо-западе — со Швецией и на севере — с Норвегией. На юге и западе берега страны омывают воды Балтийского моря и его заливов — Финского и Ботнического. Столица — Хельсинки.

В 2010 году страна была на первом месте в списке «Лучшие страны мира» по версии журнала Newsweek, а в 2012 году стала «самой стабильной страной мира» по оценке американского фонда «Fund for Peace».

Почти треть страны лежит севернее полярного круга. Площадь Финляндии составляет 338145 км2. Финляндия - страна озер (их насчитывается около 60 тысяч, крупнейшие из которых Сайма, Инари и Пяйянне. Главные реки страны Торнио, Муонио, Кеми и Оулу, однако судоходна только Оулу. Большая часть территории равнинная, гористая местность расположена на северо-западе страны, там же находится и высшая точка Финляндии - гора Халтия (1324 м). Финляндии принадлежат также Аландские острова (архипелаг Ахвенанмаа) -около 6,5 тысяч островов.

Население страны (по оценке на 1998 год) составляет 5149200 человек, средняя плотность населения около 15 человек на км2. Более двух третей населения живет в южной части страны.

Этнические группы: финны - 90%, шведы - 9%, на севере проживает около 2500 саамов, другие меньшинства составляют менее 1%.

Язык: финский, шведский (государственные), саамский.

Вероисповедание: евангельская лютеранская церковь -89%, православная церковь- 1

Крупнейшие города: Хельсинки (500000 человек), Тампере (174000 человек). Турку (160000 человек), Оулу (102000 человек), Куо-пио (81500 человек). Пори (76500 человек).

Государственное устройство - республика.

Глава государства - президент Нийнистё, Саули (в должности 1 марта 2012 года).

Глава правительства - премьер-министр Ванханен,Матти (в должности с 24 июня 2003 года). Денежная единица - финская марка.

Средняя продолжительность жизни (на 1998 год): 72 года - мужчины, 80 лет - женщины.

 

Климат. Несмотря на то, что Финляндия находится на севере. Европы, климат из-за влияния Балтийского моря не очень суровый. Средняя температура июля на юге страны около 16° С. Средняя температура февраля - около -9° С. Снег лежит около 4 месяцев в году на юге страны и около 7 месяцев - на севере

Флора и фауна. Почти три четверти территории Финляндии покрыто лесами, в основном хвойными. В Финляндии насчитывается около 1200 видов деревьев и папоротников и около 1000 видов лишайников. Среди представителей млекопитающих - медведи, волки, рыси и полярные лисы. Среди птиц - дикие гуси, лебеди, тундровые куропатки, пуночки, золотистые ржанки. В реках и озерах водятся лосось, форель, щука, окунь. В прибрежных морских водах - сельдь, треска, морской окунь.

 

Система образование в Финляндии.

 

Финская система образования ставит своей целью обеспечение достаточно высокого уровня знаний, навыков и просвещенности всего населения. Принцип пожизненной учебы – возможность учиться новому в любом возрасте – охватывает все ступени образования, с начального обучения до образования взрослых. В 1998 году доля расходов общества на образование составила 6,2 % валового национального продукта Финляндии (в среднем по странам ОЭСР – 5,3%). Уровень образования финнов высокий. По международным оценкам особо хороших результатов достигло образование молодых. По оценке результатов образования, проведенной PISA-исследованием среди детей и подростков школьного возраста стран ОЭСР в 2001 году, Финляндия заняла место среди ведущих стран мира.

Дошкольное обучение


В финской школьной системе нет специальных подготовительных школ, а дошкольное обучение ведется в школах и детских садах. Под дошкольным обучением подразумевается воспитание и обучение детей в течение года, предшествующего их принятию в школу. Дошкольное обучение ставит своей целью укрепление у детей предпосылок усвоения учебного материала. На практике это означает, что новым знаниям и умениям детей обучают с помощью игры. В соответствии с законом муниципалитеты обязаны организовать всем детям шестилетнего возраста бесплатное дошкольное обучение. Однако участие ребенка в нем не обязательно. Большинство шестилетних детей в настоящее время участвуют в дошкольном обучении.

Начальное образование

В Финляндии каждый ребёнок имеет право на предварительное начальное образование, которое вообще начинается за один год до начала обязательного образования, то есть в тот учебный год, когда ребёнку исполняется 6 лет. Предварительное начальное образование может быть получено в школе или детском саду, семейном детском саду или в другом подходящем месте. Это решает муниципалитет.

Обязательное образование ребёнок начинает в тот год, когда ему исполняется семь лет и продолжается до 16—17. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание в школе тоже бесплатное.

В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский). В 7 классе начинается изучение обязательного шведского.

В 2012 году принято решение об удлинении учебного дня и реструктуризации преподаваемых дисциплин. В связи с наметившейся тенденцией дифференциации финских общеобразовательных школ, министр образования Юкка Густафссон высказал свои опасения по поводу общего упадка школьного образования.

Вторая ступень

После получения основного образования перед учащимися встаёт выбор:

· получать профессиональное образование, после которого начать работать по специальности. Обучение происходит в профессионально-технических: в частности профессиональном училище, также можно выбрать обучение на производстве по договору

· продолжить обучение в лицее, где идет серьёзная подготовка к поступлению в высшую школу. Учащиеся, которые идут в лицей, должны показать достаточно высокую степень подготовленности (средний балл полученных оценок в основной школе и будет этим определением). В Финляндии выпускники лицея и являются абитуриентами — подают документы в высшую школу будучи ещё лицеистами.

Высшее образование

Сейчас в Финляндии существует две параллельные системы высшего образования — университеты и политехнические институты. Последние дают практические знания и навыки для работы в разных областях. Самые популярные специальности политехников — технологии и транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование, природные ресурсы. Обучение длится 3,5-4 года и включает обязательную практику.

Настоящих университетов в Финляндии 10, ещё 10 специализированных институтов (технологии, бизнес и экономика, искусство), к университетам причислена и военная академия. Все университеты — государственные. Самые популярные и престижные направления обучения — технологии, гуманитарные и естественные науки.

Кроме степеней, эквивалентных бакалавру, магистру и доктору, финские университеты присваивают ещё и промежуточную между магистром и доктором — лиценциат. Её можно получить через два года после магистра (доктора надо ждать ещё два года).

 

Дошкольное образование в Финляндии

Первые дошкольные учреждения в Финляндии были созданы в конце 50-х годов XIX в. Перед ними ставилась задача — обеспечить содержание детей из семей рабочих в то время, когда их родители трудятся. В дальнейшем политика в отношении детских садов была переориентирована на подготовку детей к школе. В начале 70-х годов, несмотря на то, что детские сады входили в систему социального обеспечения, они стали выполнять образовательные функции.

Корни финского дошкольного воспитания — во фребелевской системе детского сада. В педагогике Фребеля финны выделили ту ее часть, которая подчеркивает поощрение общего развития ребенка и уникальное значение игры для него. В 1888 г. X. Ротман, выпускница Дома Песталоцци в Берлине, создала в Хельсинки первый детский сад на научной основе. С 1892 г. началась профессиональная подготовка воспитателей, а в 1906 г. были открыты первые летние детские сады (летние детские площадки в городах, ас 1912 г. и специальные загородные лагеря, которые существуют в Финляндии до сих пор). В 1908 г. была начата педагогическая работа с детьми в больницах (социально-педагогической адаптации и реабилитации детей уделяется и сейчас большое внимание, причем работа строится по-разному в зависимости от типа болезни). В 1913 г. в дошкольных учреждениях была введена должность педиатра (впоследствии отмененная). После отделения Финляндии от России возникла необходимость организовать службу, занимающуюся детьми-сиротами и берущую на себя заботу о благополучии ребенка. (Сейчас такие службы разнообразны: некоторые занимаются детьми из неблагополучных семей, другие — адаптацией, усыновлением, третьи — детьми переселенцев и беженцев.) В 1919 г. были образованы инспекция детских садов, группы продленного дня для школьников и Ассоциация воспитателей детских садов (позже, отдельно, помощников воспитателя). Эта ассоциация регулирует отношения работников детского сада с работодателями, добивается определенных льгот, например увеличения отпуска, сокращения рабочего дня, увеличения заработной платы. В 20-е годы была начата работа по созданию специальных детских клиник, а также сети детских консультаций, благодаря которым детская смертность в Финляндии стала одной из самых низких в мире. В области образования началась работа по компенсаторному обучению: созданию условий, выравнивающих возможности для развития детей из разных слоев, из групп населения, различных по родному языку (финский, шведский) и по месту проживания (город — деревня, север — юг); были также образованы педагогические учреждения для детей с недостатками развития. В 30-е годы детские сады из частных стали государственными. Во время Второй мировой войны десятки тысяч финских детей были эвакуированы в Швецию и Данию, что значительно повлияло на их последующую жизнь. Начиная с 40-х годов лютеранская церковь начала активную работу с детьми и подростками, образовав клубы для молодежи, группы для дошкольников, посещая детей на дому. В послевоенные годы в Финляндии рождалось очень много детей (до сих пор эти цифры не перекрыты), а женщины стали активными участниками производства, поэтому требовалось значительно расширить сеть дошкольных учреждений. Геосоциальные изменения (приток населения в города, его миграция с севера на юг) заставили строить и открывать новые детские сады. С 1963 г. в детских садах стал работать логопед. Как говорят сами финны, когда традиция сильна, возникает ощущение преемственности поколений, непрерывности жизненного процесса и осмысленности собственных действий. В 60-е годы произошла переориентация на Америку — в теоретических принципах и на Швецию — в практической организации жизни детского сада. Началось с попыток создания «дневных домов», где детям предоставлялась полная свобода действий, а любые занятия с ними отменялись. Затем наступила пора поисков разных вариантов, часто заканчивавшихся отказом от особых приемов работы в пользу свободной игры с незначительными элементами управления ею.

Ныне под влиянием крепнущих связей с мировым сообществом и знакомства с опытом разных стран и культур детские сады становятся все более интегрированными (вместе воспитываются больные и здоровые дети, дети разных национальностей и разного социального происхождения), все меньше в педагогическом процессе организующих моментов и больше разных видов деятельности. Существуют и специальные детские сады, основывающиеся на системах М. Монтессори, вальдорфской педагогики, интенсивно обучающие искусству, иностранным языкам (в том числе и русскому), футболу и т. п. Поскольку Финляндия — двуязычная страна, то в некоторых детских садах весь персонал говорит и на шведском языке, во многих дошкольных учреждениях есть шведские группы. В Лапландии функционируют детские сады с саамским языком. Кроме того, есть дошкольные учреждения для детей с недостатками физического, психического, когнитивного и социального развития (в одной группе такого сада может быть, например, 8 детей и 4 воспитателя).

Примерно 30 % детей в возрасте до 3 лет и 60 % детей от 3 лет до поступления в школу посещают дошкольные учреждения. Принят закон, по которому все шестилетние дети имеют право на место в подготовительной к школе группе детского сада или подготовительном классе школы.

Законодательный акт об уходе за маленькими детьми был принят в Финляндии в 1973 г. и пересмотрен в 1983 г. За воспитание детей в Финляндии отвечают родители, поэтому они обладают как правом, так и обязанностью оказывать влияние на содержание и качество ухода за их детьми. Во-первых, целью системы дневного ухода является поддержка родителей в воспитании ребенка. Во-вторых, эта система построена так, чтобы ребенок постоянно находился в орбите надежных и доброжелательных человеческих отношений, мог включаться в разнообразную деятельность, способствующую его развитию, а вокруг него была бы создана благоприятная для всестороннего развития и обучения среда. В-третьих, в соответствии с возрастом и индивидуальными потребностями ребенка общественное дошкольное воспитание, учитывая общекультурные требования и традиции, призвано способствовать физическому, социальному и эмоциональному развитию детей, а также поддерживать эстетическое, интеллектуальное и религиозное формирование их личности. Решая эту последнюю задачу, следует уважать религиозные воззрения родителей или опекунов ребенка. Мать новорожденного имеет право на оплачиваемый отпуск до года, а после года — на пособие по уходу за ребенком до 3 лет, размеры которого зависят от общего дохода семьи. Отец может воспользоваться частью этого отпуска.

Детские сады (в отличие от четырехчасовых игровых групп, где с детьми чем-нибудь занимаются, играют, гуляют, но не кормят их) в Финляндии обычно работают полный день, в каждой группе может быть от 12 до 21 ребенка, в зависимости от возраста (считается, что один ребенок младше трех лет занимает как бы два места, так как требует двойного внимания). В каждой группе должен быть минимум один воспитатель и два помощника. Заболевших заменяет няня или приглашаемый специально сверх штата воспитатель. Если все дети в группе не достигли трехлетнего возраста, работают три няни. Если все дети старше четырех лет, то желательно, чтобы было два воспитателя и один помощник. Если группа работает меньше 5 часов в день, в ней должен быть один воспитатель и одна няня. В таких группах в общей сложности до 25 детей. Должностей врача, медсестры, музыкального работника, логопеда нет. Регулярно проводятся только осмотры у зубного врача.

Детский сад открыт обычно с 6.30 или 7.00 до 17.00 или 18.00; ранние приходы и задержки обговариваются между членами коллектива. Все взрослые работают в три смены, по очереди приходя в свою группу к 7.30, к 8.00 или 10.00. Этот график позволяет одновременно находиться в группе в наиболее ответственную часть дня всем взрослым сразу. Существует также тенденция к увеличению количества взрослых в группе за счет перераспределения обязанностей: персонал, занимающий ставки заведующего, уборщицы и т.д., должен больше работать с детьми. Рабочий день воспитателя равен семи часам, а помощника воспитателя — восьми. Обед входит в рабочее время: воспитатель питается вместе с детьми, иногда сидя с ними за одним столом. Кроме того, есть два кофейных перерыва в специальной комнате для персонала, где также можно почитать специальную литературу, подготовиться к занятиям, провести совещание.

Начинается утро с завтрака, затем проводится «утренний кружок» (беседа на какую-нибудь тему), чтение книги, пение песен. После этого наступает время для занятий ручным трудом или физкультурой, свободной игры. Затем прогулка, обед, отдых, полдник, снова игра и деятельность, прогулка. Часто проводятся экскурсии, дальние прогулки, посещение музеев и выставок. В детский сад на встречу с детьми приглашают артистов, художников, музыкантов, полицейских, пожарных и людей других профессий.

В настоящее время организующими моментами работы детского сада являются поддержание режима (еда, прогулка, сон), проведение «утреннего кружка» (беседы), чтение книг, пение песен, подготовка к праздникам: День ООН, День независимости Финляндии, День папы, День мамы, День друга, Рождество, Пасха, окончание учебного и др. Дни рождения детей отмечаются в группах Во время тихого часа дети сами выбирают, хотят ли они спать, слушать музыку, кассету, играть в тихие игры, рассматривать книги. Воспитатели всегда готовы делать что-нибудь с детьми руками, играть в настольные или ролевые игры, рисовать и лепить.

Для финской системы дошкольного воспитания характерно то, что воспитатели (их называют так же, как и школьных педагогов, учителями) — квалифицированные, высокообразованные люди.

Детский сад помогает воспитать ребенка самостоятельной, ответственной, независимо мыслящей личностью, он должен подготовить ребенка к активному участию в жизни общества. Ребенок должен научиться вести себя осмотрительно, отвечать за свое поведение, критиковать и принимать критику, переживать конфликты. Поощряются творчество и всестороннее развитие личности.

Оплата за посещения садика зависит от доходов семьи. Скажем, если доход семьи высокий, то родители платят из своего кармана не больше 254 евро ежемесячно. Если у семьи маленькие доходы, то соответственно эта сумма меньше. Минимальная плата за садик малоимущих семей – 23 евро в месяц.

 

Таким образом, система дошкольного образования в Финляндии имеет свои отличительные особенности. Первые дошкольные учреждения в Финляндии были созданы в конце 50-х годов XIX в. Корни финского дошкольного воспитания — во фребелевской системе детского сада. Ныне детские сады становятся все более интегрированными. Существуют и специальные детские сады, основывающиеся на системах М. Монтессори, вальдорфской педагогики.

 

 

Литература

 

1. Аланне А., Салоски М. Дошкольное воспитание в Финляндии// Дошкольное воспитание. - 1983. - № 5.

2. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 240

3. Протасова Е. Как живет финский детский сад//Обруч. - 1995. - № 6.

4. Протасова Е. два языка, две культуры - одна личность // Обруч. - 1995. - №6.

5. Протасова Е. Финляндия: система дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. - 1995. - № 2.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...