Словарь социологических понятий.
1. Социология молодежи – область социологии, изучающая поведение социально-демографической группы, находящейся на переходной стадии, переживающей важный этап семейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса, что выражается в специфически молодежных понятиях молодежной субкультуры. 2. Культура – возделывание, освоение, гуманизация, облагораживание человеком природы, совершенствование всего того, что человек находит естественно данным, стихийно возникшим в природе, обществе и себе самом; все созданное руками и разумом человека. 3. Образ жизни – формы человеческой жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений. Фиксируя особенности общения, поведения, склада мышления людей в трудовой, общественно-политической, бытовой и др. сферах. 4. Образование – социальный институт, выполняющий экономическую, социальную, и культурную функции в обществе. 5. Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. 6. Субкультура – культура социальной или демографической группы; в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию. 7. Индивид – отдельный обособленный член социальной общности: народа, общества, класса, данной социальной группы.
8. Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. 9. Социальная роль – социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. 10. Ценностная ориентация личности – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей жизни и основных средств достижения этих целей в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. 11. Социальная политика – деятельность партии и государства по управлению развитием социальной сферы общества, направленная на подъем трудовой и общественно-политической активности масс удовлетворение их интересов и потребностей, утверждение социалистического образа жизни. 12. Брак – социальный институт, представляющий собой совокупность социальных норм, санкционирующих взаимоотношения мужчины и женщины, а также систему их взаимных обязанностей и прав, существенных для функционирования семьи и жизнедеятельности семейной группы. 13. Контркультура – политическое и идеологическое движение западноевропейской и североамериканской молодежи левоэкстремистской направленности, возникшее в начале 60 г.г. XX в. И достигшее кульминации, социальные причины которой заключаются в – противоречии внутри капиталистической системы, безработица молодежи, несовершенство системы образования, духовный разрыв между поколениями. 14. Социальные проблемы молодежи – круг проблем социально-демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Границы группы размыты с возрастом 15-30 лет.
15. Социальные проблемы подростков – проблемы особой социально-демографической группы, к которой принадлежат 12-16 летние. Подростковый возраст как биопсихосоциальный феномен отличают связанные с гормональными изменениями в организме черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, любопытства, готовности к жертве и т.д. 16. Выбор профессии – выбор индивидом определенного вида трудовой деятельности в рамках структуры потребностей народного хозяйства в кадрах, сложившейся на основе существующего разделения труда. 17. Семья – социальная система, имеющая черты социального института и малой социальной группы. Характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родители, детьми, родственниками и др. 18. Социализация – процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. 19. Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельности. Список использованной литературы.
1. Волков Ю.Г. Социология. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 572 с. – (Высшее образование). 2. Общая социология: Учебное пособие/Под общей редакцией проф. Эфендиева А.Г. – М.:ИНФРА-М, 2000. – 654 с. – (Серия «Высшее образование). 3. Краткий словарь по социологии/ Под общ. ред. Гвишиани Д.М., Лапина Н.И.; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 1989. – 479 с. 4. Психофизиология. Словарь/Авт. М.М. Безруких, Д.А.Фарбер// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А. Карпенко/ Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 128 с. 5. Тугаринов В.П.// Избранные философские труды. Л.,1998. С.271. 6. Социология молодежи. Учебник.//Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996. 7. Социология в России/Под ред. В.А. Ядова. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 1998. 8. Зоркая Н., Дюк Н./Ценности и установки российской молодежи. Журнал ВЦИОМ «Мониторинг общественного мнения». 9. «Социология здоровья и медицины» // В.А. Алексунин, С.А. Митьков «Социальные аспекты платных медицинских услуг», 2006 г.
[1] Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.,1998. С.271. [2] Социология молодежи. Учебник. Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996. [3] Эмоциональная лабильность — неустойчивость эмоциональных состояний, быстрая смена одних эмоций другими (например, радости — грустью и наоборот). Эмоциональная лабильность — один из признаков дискоординации высшей нервной деятельности. Психофизиология. Словарь/Авт. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 128 с. [4] Социология в России. Под ред. В.А. Ядова. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 1998. [5] Зоркая Н., Дюк Н. Ценности и установки российской молодежи. Журнал ВЦИОМ «Мониторинг общественного мнения» [6] Человек и образование в современной России. Под ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. СПб, 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|