Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мессианские пророчества Ветхого Завета.

В книге Бытия содержится Первоевангелие, где говорится о Божием проклятии змия после грехопадения. Змий был проклят, Адам и Ева не были прокляты, прокля­та была земля за грех Адама. Вот это место: "И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, про­клят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и бу­дешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пя­ту" (Быт. 3,14—15). Так в еврейском тексте. И есть очень важное творение 70 толковников -- греческий перевод III в. до Р.Х., именуемый "Септуагинтой" (т.е. "перевод 70-ти") и выполненный в Александрии, столице Птолемеев. Славянская Библия -- это перевод с греческой Септуагинты. Синодальный перевод (XIX век) - перевод с еврейского масоретского текста VI-Х веков. Вот это место в греческом тексте' "И вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ее" (пока все также). И далее: "Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту". В греческом тек­сте стоит местоимение не среднего рода ("оно" - семя), а мужского ("он"). Все древние толкователи едино­душно узнавали в этих словах пророчество о грядущем на землю через жену Мессии — Спасителе. В Но­вом Завете это Первоевангелие нигде не цитируется, но оно фактически исполнилось в Рождестве Господа нашего Иисуса Христа от Девы Марии, т.е. именно через жену это предсказание и исполнилось.

Пророчество, что Иисус Христос произойдет от семени Авраама: "И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, (и иди) в землю, которую Я укажу тебе" (Быт 12,1). Это повторный зов Господа к Аврааму в северной земле Харран, куда Авраам пришел из земли сво­их отцов, из Междуречья, из г. Ура Халдейского, находящегося при впадении рек Тигра и Евфрата в Пер­сидский залив (Теперь Тигр и Евфрат впадают в залив одним руслом из-за того, что нанесенный песок заставил море отступить, и образовалась дельта, на территории которой две реки слились). Знаменитый Ур Халдейский раскопан в XX в. Оттуда Авраам ушел на север в Харран (эта земля для нас тоже будет важна), там умер его отец, и там был к нему повторный зов. Далее: "И Я произ­веду от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт 12,2-3). Вот самое главное место. Это было высказано во время пребывания Авраама в Харране, когда ему было предложено вновь покинуть насиженное место и двинуться дальше на юго-запад, в Землю Обетованную, в землю Ханаанскую, которую Господь предназначал для своего народа (пока еще народа нет, пока только есть семья Авраама). Упоминается это пророчество в Евангелиях от Матфея и Луки, когда они перечисляют родословные Господа и возводят Его через предков к Аврааму. Например, в Евангелии от Матфея: "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова" (Мф 1,1). Вот так нужно отвечать, перечислять стихи не нужно, это я говорю для вас, чтобы вы могли найти контекст.

Следующее пророчество о том, что от семени Исаака произойдет Спаситель, т.е. от сына Авраама. Го­ворится об этом в Быт 17,19. В этой главе повествуется об обряде обрезания, заповеданном Аврааму и всем его потомкам, о вечном завете и о потомстве Исаака. Господь предсказывает рождение Исаака от неплодной Сарры такими словами: "Бог же сказал (Аврааму): именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным (в том, что Я буду Богом ему и) потомству его после пего". Упоминается исполнение этого пророчества в той же родословной, которая содержится в Евангелиях от Матфея и Луки.

Пророчество о том, что Спаситель произойдет от Иакова, третьего из патриархов: в 24-й главе книги Чисел рассказывается о том, как Валак, Моавский князь, т.е. князь той земли, которая примыкает к земле Ханаанской с востока от Мертвого моря, вызвал языческого пророка Валаама из Междуречья с тем, чтобы тот проклял израильский народ, пришедший с Моисеем к владениям князя Валака. Валаам был неодно­кратно останавливаем Богом на пути. Наконец, он пришел к Валаку, но вместо проклятия произнес свои знаменитые благословения. И вот в 4-м благословении он сказал: "... говорит Валаам, сын Всоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божий, имеющий ведение от Всевышнего, который. видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города" (Чис. 24,15-19). Для нас самое важное — выделенные слова. Это пророчество о происхождении от Иакова, которое здесь высказал Валаам, упоминается в родословной.

О том, что Господь произойдет от колена Иудина: от одного из детей Израиля, говорит в предсмертном пророческом благословении детям Израиль, т.е. отец 12 сыновей, давших имена 12 коленам (родам). Вот это пророчество: "Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов" (Быт. 49, 8-10). Здесь содержится пророчество о некоем Примирителе, Который произойдет от Иуды. Примиритель с древнейших пор отождествлялся с Самим Помазанником, Христом (свят. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит). Итак, Христа - Помазанника ожидали из колена Иудина. Это заметно и в еврейской традиции [Толк. Библия I, 266]. Для нас это про­рочество еще интересно с той точки зрения, что здесь исполнилось то, что Господь Иисус Христе тот Примиритель, Который действительно не являлся до тех пор, пока скипетр не отошел от колена Иуды. А отошел он в тот момент, когда воцарился над израильским народом Ирод Великий, который был по крови не израильтянин, не иудей, а идумеянин, т.е. происходил из южного, по отношению к Земле Обетован­ной, племени идумеев. Итак, скипетр отошел от Иуды, и явился Примиритель.

Следующее пророчество о том, что по происхождению Иисус Христос является наследником царя Да­вида, т.е. является давидидом. Об этом говорится в книге пророка Исайи, которого иногда еще именуют ветхозаветным евангелистом, потому что он поразительно пророчествует о Христе. Вот это место: "Умножению владычества Его и мира нет предела па престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему ут­вердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это" (Ис 9,7). Евангелист Лука цитирует эти слова пророка Исайи. Это говорит о том, что в традиции I века, ко­гда были написаны Евангелия, эти слова расценивались в смысле пророчества о происхождении Господа из племени Давида. При Благовещении, Господь вкладывает в уста Архангела Гавриила такие слова: "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог пре­стол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк 1,30-33). Это почти дословный перифраз приведенного выше мессианского стиха.

О рождении в Вифлееме говорит ветхозаветный пророк Михей, время жизни которого относится как раз к ассирийскому завоеванию северного, т.е. Израильского царства (VIII в. до Р.Х.). Это один из 12 ма­лых пророков; его книга содержит 4 пророческие речи, и в 3-й речи, которая начинается в 4-й главе, есть такие слова: "И будет в последние дни...", далее обетование о законе, о мире, о победоносном Царстве Божием и т. д., на протяжении всей 4-й главы. "В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и сово­куплю разогнанное и тех, па кого Я навел бедствие" (Мих. 4,6). Тут хронологическая связка с завоевани­ем ассирийцев. Пророческие слова выходят за рамки сиюминутной хронологии и нацелены на грядущее из­бавление от бедствия, которое сулит один только Помазанник, один только Царь, царству Которого не будет уже конца. " И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века" (Мих. 4,7). Эти слова "отныне и до века", о вечном царстве относятся к приходу Мессии – царю Царствующих.

Конкретно само пророчество о Вифлееме: "И ты, Вифлеем-Ефрафа (второе название Вифлеема, авт.), мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая ро­дить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в си­ле Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли" (Мих. 5,2-4). Церковь всегда видела в словах Михея мессианское пророчество (Иустин Философ, бл. Феодорит, бл. Иероним, прп. Ефрем Сирин).

Ев. Матфей ссылается на это пророчество во 2-й главе. Ирод, "собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через про рока: и ты, Вифлеем, земля Иудина. ничем не меньше воеводств Иудиных,. ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля" (Мф. 2,4-6). Итак, налицо иудейская традиция толкования этого места у пророка Михея, о которой пишет Матфей. То же понимание засвидетельствовано в Талмуде (Толк. Библия VII, 258) и у позднейших еврейских толкователей Ярхи (1040-1105 гг.), Кимхи (1160-1235 гг.) и др. Святое Семейство жило в Назарете, за 100 с лишним километров на север от Вифлеема, малень­кого городка по соседству с Иерусалимом. Но Бог судил так, чтобы это древнее пророчество о Рождестве Христа в земле Иудиной, в городе царя Давида (Вифлеем — это родина Давида, от которого Спаситель происходил по крови), совершилось таким невероятным образом, когда Божия Матерь вынуждена была в последние свои сроки путешествовать с Иосифом Обручником и там родить.

Далее, книга пророка Даниила с удивительной точностью повествует о времени рождения Господа нашего Иисуса Христа вот при каких обстоятельствах. В девятой главе пророк Даниил размышляет об исполнении пророчества Иеремии (Иер. 25,9-12) об окончании Вавилонского плена, где говорится, что будет 70 лет пле­на, а затем Вавилон падет. Предсказанные годы уже подходят к концу, а между тем еврейский народ нахо­дится еще в рабстве. Рассуждение над этими словами привело Даниила к молитве о прощении народа и просьбе отвратить тяготеющий над иерусалимлянами гнет. В ответ Господь дал знаменитое откровение о се­мидесяти седьминах: (Дан. 9,20-27). Это трудное для восприятия пророчество. Все это происходило, как пишет прор. Даниил, в первый год правления царя Дария. Царь Да­рий Мидянин правил с 538 г. до Р.Х., его сменил царь Кир (VI в. до Р.Х., 3-я мировая империя, персидское владычество). С древности под седьминами понимался период в 7 лет. Такого взгляда придерживались как христианские толкователи (Климент Александрийский, Ипполит Римский, Тертуллиан, Кирилл Иерусалим­ский и др.), так и позднейшие еврейские ученые (Раши [или Ярхи] (1040-1105 гг.). Ведутся споры, как более точно использовать пророчество о семидесяти седьминах, в Толковой Библии об этом написано на нескольких страницах. Важно понять, что семьдесять седьмнн содержат в себе 7 седьмин, 62 седьмины и 1 седмину (Дан. 9,25,27). От выхода указа о восстановлении Иерусалима до проповеди Христа должно пройти 69 седьмпн (7+62) (Дан. 9,25), т.е. 483 года. Повелений о восстановлении было несколько, главное из них, от которого и нужно вести отсчет седьминам, датируется 458 г. или 457 г. до Р.Х. Прибавляя 483 к 457 году до Р.Х., мы получаем 26 год по Р.Х., который является точным годом Крещения Господа Иисуса Христа. Приблизитель­но через три с половиной года (половина седьмины = 3,5 года) Христос был распят, на что указывают слова Дан. 9,26 и Дан. 9,27 (см. выше).

Прор. Исаия (один из четырех великих пророков) жил в Иудейском Царстве приблизительно в VIII в. до Р.Х., его большая книга содержит пророческие речи и видения. И вот, в одной из бесед с иудейским царем Ахазом (царем Южного Царства со столицей в Иерусалиме, которое объединяло жите­лей, принадлежащих к двум коленам - колену Иудину и колену Вениаминову) в преддверии ассирийского завоевания, когда Ахаз предполагал совершить некие оборонные мероприятия, пророк предлагает ему вме­сто человеческого метода воспользоваться проверенным, а именно, вернуться к истинному Богопочитанию. И тогда придет избавление от Ассира. Царь не верит этому, пророк предлагает царю просить у Бога какого-то знамения для уверения в том, что избавление придет. Царь отказывается воспринять это, и тогда Пророк изрекает знаменитые слова: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут, имя Ему: Еммануил" (Ис. 7,14). Вот то самое чрезвычайное знамение, которое подтвердит, что род Давидов не иссякнет в Иудее (Давид из колена Иудина). Такова внешняя историческая канва, но эти же слова изрек Архангел Гавриил Деве Марии в момент Благовещения.

Следующее место - об избиении младенцев. Оно находится у пророка Иеремии, еще одною ил четырех великих пророков. Прор. Иеремия жил чуть позже, чем прор. Исайя (в VII в. до Р.Х.), перед самым пленом вавилонским в Иудее. И вот, что говорит в этой пророческой речи Господь Своему Божьему человеку- Ие­ремии: "Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской". (Иер. 31,15-16). Формально эти слова означают в образной форме утешение, потому что уже на­чалось переселение израильтян из Иудеи на чужбину, в плен вавилонский. Рахиль, одна из двух жен Иакова, родоначальника 12 колен, похоронена в Вифлееме (Быт. 25,19) — гробница ее сохранилась до сих пор. Ра­хиль, как праматерь, является символом. Это любимая жена Израиля, ради нее он провел в рабском труде у своего дяди Лавана 20 лет. После первых 10 лет работы, будучи обманутым, он за свой труд получил стар­шую сестру Лию, а затем, отработав еще 10 лет, обрел любимую жену Рахиль. Избитые младенцы символи­чески считаются детьми Рахили, которая, как праматерь, является также их матерью. Пророк хочет сказать, что если бы она восстала из гроба и прибыла в Раму (где содержался в оковах Иеремия в ожидании отправле­ния в Вавилон (Иер. 40,1)), то стала бы плакать о потомках своих, потому что их нет, они в плену. Евангелист Матфей применяет к вифлеемским младенцам плач Рахили в подобном иносказательном смысле (Мф. 2).

О бегстве в Египет говорит малый пророк Осия, современник пророка Исайи, также живший в VIII в. до Р.Х., только не в Южном, а в Северном, Израильском Царстве. Вот что читаем в его про­роческой речи: "Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего" (Ос 11,1). Формально Осия приводит эти слова в воспоминание о том, как богоизбранный народ прежде, чем по­лучить в наследие Обетованную Землю, попал в Египет, и оттуда, уже вызволенный, получил обещан­ное. А Евангелист Матфей во второй главе повествует о бегстве в Египет и возвращении оттуда в Наза­рет Святого Семейства и типологически, т.е. по тому же типу, вспоминает это пророчество. потому что подобно тому, как богоизбранный народ получил наследие только после исхода из Египта, так и избав­ление во Христе связано с этой страной. Это так называемое типологическое сходство ситуации подме­чено Матфеем и приведено в его Благовестии.

О приготовлении пути Господу говорит пророк Малахия, как его именуют "Печать пророков", потому что он последний из известных нам ветхозаветных пророков (V в. до Р.Х.), не считая Иоанна Предтечу. "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете" (Мал 3,1). Обращаю внимание на то, что в этом стихе употребляется два раза слово Ангел. Толкователи отмечают различный оттенок этих двух Ангелов. Говоря об Иоанне Предтече, Господь Иисус Христос приводит эти слова, но связывает Иоанна Предтечу с первым Ангелом. Второй же Ангел -- тот, который "внезапно придет в храм Свой", Ангел, "Которого вы ищете" и "Которого вы желаете". Его связывают, естественно, с Мессией. Вот слона апо­стола Матфея, который передает слова Господа, цитирующего пророка Малахию: "Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, ко­торый приготовит путь Твой пред Тобою". (Мф.11,9-10). У всех трех синоптиков первое лицо в про­рочестве Михея заменено на второе: вместо "предо Мною" стоит "пред Тобою". Считается, что так сделал Сам Спаситель в Своей речи, применив сказанное древним автором к Себе.

О том, что Господь Иисус Христос возвещен Сыном Божиим говорит знаменитый 2-й мессианский пса­лом Давидов: " Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя " (Пс. 2,7). Эти слова формально не цитируются в Благовес­тии, но они произнесены Богом Отцом на горе Фавор; "глас Отчий" произносит фактически эти слова.

О том, что Господь Иисус Христос начнет проповедовать в Галилее, говорит тот же пророк Исайя в де­вятой мессианской главе: " Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову (два колена, расселившиеся на севере, на территории Галилеи — авт.); но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет " (Ис. 9,1-2). Это место из Писания приводится Евангелистом Матфеем в эпизоде выхода на проповедь Господа Иисуса Христа. У пророка Исайи вышеприведенные сло­ва служат утешением жителям этой области в преддверии ассирийского завоевания. Северу Палестины, как толкуют, грозило в конце VIII века до Р.Х. завоевание Ассирией, и пророк предваряет бедствие утешением. Просвещение от Единого Просветителя в подлинном смысле этого слова — вот что прообразует, по мнению Евангелиста Матфея ветхозаветный текст.

Второзаконие говорит о том, что Господь Иисус Христос — особенный Пророк. В последней книге Пя­тикнижия содержатся два противоречивые свидетельства. Вот первое (это слова Моисея): "Пророка из среды тебя (обращается он к Израилю — авт.), из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, -- Его слушайте" (Втор. 18,15). Таково предсмертное обещание пророка Моисея своему народу. А второе находится в конце книги, где говорится о том, что другого такого пророка, как Моисей, Израиль уже никогда не увидит (Втор. 34,10). Внешне — противоречивые высказывания: с одной стороны, Бог воз­двигнет некоего великого пророка, с другой — такого пророка, как Моисей, Израиль уже больше не уви­дит. "И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совер­шил пред глазами всего Израиля" (Втор 34,30-12). Стих Втор. 18, 15 считается мессианским, его вспомина­ет апостол Петр в своей знаменитой (так называемой второй) проповеди в Иерусалиме после Пятидесятни­цы. Он цитирует: "Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам" (Деян. 3,22). Противоречивое предска­зание Второзакония разрешилось во Христе, Который совершил одновременно и пророческое служение и Сам был исполнением всех пророчеств.

Далее будем много говорить о словах пророка Исайи. Исайю именуют ветхозаветным евангелистом, осо­бенно это относится к заключительной части его большой книги, содержащей удивительные утешения своему народу. Некоторые главы, в частности, 52-ю и 53-ю, называют как бы написанными у Креста Господня из-за исключительной яркости начертанного образа страданий Отрока, которые претерпевал потом Иисус Христос на Голгофе. Процитируем слова, которыми начал Он Свою проповедь в Назаретской синагоге у Себя на ро­дине. Он разогнул книгу и прочел вот такие слова: "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное..." (Ис. 61,1-2). Это часть большой заключительной речи-обращения, которой кончается книга пророка Исайи. Господь прочел книгу, затем закрыл и сказал: " ...Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это..." (Лк. 4,21-22). Все в Назаретской синагоге согласились, что Иисус Христос, плотник, действительно имеет Дух на Себе, что Он Помазанник этого Духа в исключительном смысле (Мессия). Потом, правда, Гос­подь испытал их веру. Соотечественники не выдержали уничижительного обличения, которое они услышали от Иисуса Христа, и решили сбросить Его с горы, но Он ушел от них незамеченным. Важно, что с этого ре­чения Спаситель начал проповедь у Себя на родине.

О том, что свой народ не принял Его, говорит 53-я глава книги Исайи, где содержится выразительный образ страждущего Отрока Господня: "Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его" (Ис. 53,3). Косвенно об этом вспоминает св. Иоанн Богослов: "Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин. 1,11).

О торжественном Входе Господа в Иерусалим говорится в знаменитом месте у пророка Захарии: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, пра­ведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах. 9,9). Захария пророчествовал после возвращения из плена, т.е. в VI в. до Р.Х. Эти его слова вспоминаются в 21-й главе Евангелия от Матфея при описании Входа Господня в Иерусалим.

О предательстве — 40-й псалом: "Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту" (Пс. 40,10). Цитирует это место Иоанн Богослов, описывая Тайную Ве­черю в 13-й главе.

О продаже за 30 сребреников говорит пророк Захария: "И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте. И они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников" (Зах 11,12). Отцы и учители Церкви согласно видят исполнение пророчества в назначении именно тридцати сребренников Иуде за предательство, о чем повествует Евангелист Матфей (Мф 27,5,9,10), упоминая, впрочем, имя Иеремии, а не Захарии (подробнее см.: Толк. Библия VII,417-418; VIII,446-447).

В Ветхом Завете содержатся и пророчества о том, что на Христа будут лжесвидетельствовать. "Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня" (Пс. 34,11). Одним из лжесвидетельств на Господа было то, что Он собирается разорить Храм. Его слова исказили, потому что Христос обращался к иудеям: "Разрушьте храм еси, и Я в три дня воздвигну его" (Ин. 2,19). Но Он не говорил: "Я разрушу этот Храм и в три дня воздвигну его", как на Него клеветали. Он имел ввиду храм Тела Своего, Которое Он действительно воздвиг тридневно.

О безгласии перед обвинителями говорится у прор. Исайи: "Он истязуем был, но страдал доброволь­но и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгла­сен, так Он не отверзал уст Своих" (Ис. 53,7). Эти слова теперь читаются при совершении Проскомидии перед Божественной Литургией при приготовлении Святого Агнца. Формально это место не цитируется в Четвероевангелии, но фактически все Евангелисты отмечают безгласие Христа, отмечают, что Христос Спаситель молчал, молчал Он на суде у Пилата, молчал на суде у Ирода, понимая, что все для вопрошаю­щих уже заранее решено и отвечать нечего.

О поругании и оплевании Господа есть у того же ветхозаветного евангелиста Исайи в 50-й главе. Эта глава описывает грех Израиля и, как контраст, послушание Отрока Господня: "Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания" (Ис 50,6). Как будто пишет свидетель Страстей Христовых. Сцена поруганий и оплевания в Евангелиях описана подроб­но, и так исполнилось это ветхозаветное пророчество.

О неправедно враждующих на Господа встречаем указание в вышеупомянутом 34-м псалме Давида: "Чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно; ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые за­мыслы" (Пс. 34,19-20). Евангелист Иоанн Богослов приводит эти слова в Прощальной беседе как пророче­ские и свидетельствует устами Христа об их исполнении: "Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно" (Ин. 15,24—25).

Господь наш "...изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53,5). У ап. Петра цитируются эти пророческие слова: "Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Пет 2,23-24).

О причтении к злодеям -- целая глава, неоднократно упоминаемая выше, пророка Исани: "Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался хо­датаем" (Ис. 53,12). Евангелист Марк так и пишет об этом: "С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другогопо левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен" (Мк. 15,27-28).

У Захарии, одного из малых пророков, говорится о том, как избранный народ со временем будет с раскаянием взирать на Иегову, Которого он же пронзил: "А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце" (Зах. 12,10). У Иоанна Богослова отмечается, что пророчество это, непонятное для читающих книгу Захарии, стало понятно для тех, кто при­сутствовал при прободении копьем Христа (Ин. 19,37).

О том, как над Господом ругались и смеялись, поносили Его, говорит 21-й псалом; это псалом исклю­чительный, нет ни одного лица в Ветхом Завете, к которому можно было бы вполне отнести события и пе­реживания, описанные в этом псалме. Поэтому он с древнейших пор полагался мессианским. Давид здесь пишет от своего лица, а фактически описывает переживания на Кресте Господа нашего Распятого. Откры­вается этот псалом словами: "Боже мой! Боже мой! (внемли мне;) для чего Ты оставил меня?" Которые Господь позже произнес на Кресте (Мф 27,46). В 8 стихе говорится: "Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему" (Пс. 21,8). Дословно приводит эти слова ап. Матфей (Мф. 27,39).

Об уксусе, который поднесли Господу. Мука жажды, по мнению ученых, - одно из самых жгучих пе­реживаний распятых: они умирают от обезвоживания. В 68-м псалме, который написан Давидом во время гонений от Саула, есть такие слова: "И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом" (Пс. 68,22). Этот поэтический образ для характеристики отношения врагов к псалмопевцу, нашел фактиче­ское осуществление в судьбе Иисуса Христа: "дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить" (Мф 27,34).

О том, как Господь молился за врагов - 108-й псалом, содержащий молитву о возмездии жестоким преследователям, имеет и такие слова: "За любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь, воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью" (Пс. 108,4-5). Единственное место, где зафиксирована мо­литва Христа о распинателях, содержится в Евангелии от Луки (Лк 23,34) — одно из семи слов на Кресте.

О жребии, который бросали об одежде Иисуса Христа — 21-й псалом: "Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий" (Пс. 21,18—19). Все четыре Евангелиста, что бывает крайне редко, повествуют о разделении риз. Зачем? Наверно объясняется это тем, что они с детства знали наизусть слова песнопевца Давида и уви­дели их исполнение. Метать жребий потребовалось потому, что хитон был соткан целиком — один большой кусок материи. И жалко было его делить римским солдатам, которые охраняли место казни на Голгофе.

О том, что кость Нового Агнца не была сокрушена. Христос — Новая Пасха, Его назвал на Иордане св. Иоанн Предтеча Агнцем, "Который берет на Себя грех мира" (Ин 1,29). У ветхозаветного агнца кость не сокрушалась — он целиком запекался и съедался — а все остатки от священной трапезы сжигались. Так произошло и с Новозаветным Агнцем, Который взял на себя грехи мира. В 12-й главе Исхода говорится об установлении обычая празднования Пасхи. Надо упомянуть и 33-й псалом Давида - прославление Бога праведником, и, в свою очередь, в ответ на это прославление, возвеличение самого праведника, их диалог, как часто бывает у Давида. "Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится" (Пс. 33,21). Дано это праведное обетование человеку вообще, так сказать абстрактно, но нашло оно правильное осуществле­ние в судьбе Праведника Единого по Существу, т.е. Господа нашего Иисуса Христа. В Его судьбе это обе­тование исполнилось буквально, на что делает ссылку и Евангелист Иоанн Богослов. После перебитая по римскому обычаю голеней у разбойников для прекращения муки распятых, подошли к Господу и увидели Его мертвым. "Ибо сие произошло, да сбудется Писание: Кость Его да не сокрушится" (Ин. 19,36), и не перебили Ему голени.

О погребении у богатого. Казалось бы, это незначительная деталь по сравнению со всем остальным. Насколько существеннее, что Господь был погребен с неперебитыми голенями. Но и это было замечено с древнейших времен. У Исайи говорится в той же 53-й главе: "Ему назначали гроб со злодеями, но Он по­гребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его" (Ис. 53,9). И как бы невзначай Евангелист Матфей упоминает: "Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса" (Мф. 27,57), и отдал Ему свой новый гроб для погребения по ев­рейскому обычаю. Зачем было писать, что Иосиф — богатый человек? Казненному преступнику готовилось и позорное погребение. Но Промыслу Божию угодно было предотвратить позор Иисуса Христа. Когда бо­гатый житель Аримафеи хоронил Мессию с почестями, Его погребение, вместо нового уничижения сдела­лось началом Его прославления.

О Воскресении в 15-м псалме Давида: "Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твое­му увидеть тление" (Пс 15,10). В Четвероевангелии не цитируются эти слова Давида. В Деяниях, в пер­вой проповеди после Пятидесятницы, ап. Петр упоминает это место (Деян. 2,25). Его же цитирует и ап. Павел в речи в синагоге; придя в Антиохию Писидийскую и говоря о Воскресении (Деян. 13,35). Итак, с древней­ших времен было замечено мессианское значение этого стиха.

Наконец, о Вознесении. 67-й псалом Давида (Пс. 67,19). Формально вы должны знать, что в нем гово­рится о победе царя Давида, по-видимому, в войне с иевусеями, когда была завоевана гора Сион (2 Цар. 5,6). "Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога" (Пс 67,19). Этот гимн Богу за великую помощь ап. Павел сближает с фактом сошествия во ад и восшествием на небо, когда Христос освободил души праведников "Каждому из нас да­на благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары чело­векам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все" (Еф. 4,7-10).

 

Адам + Ева

Каин Авель Сиф

Ной

Сим Хам Иафет

Авраам + Сарра

Исаак + Ревекка

Исав Иаков

12 сыновей (12 колен Израилевых), в т.ч. Иосиф, Иуда…

Давид

Соломон

Иосиф Обручник

Христос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...