Мессианские пророчества Ветхого Завета.
В книге Бытия содержится Первоевангелие, где говорится о Божием проклятии змия после грехопадения. Змий был проклят, Адам и Ева не были прокляты, проклята была земля за грех Адама. Вот это место: "И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3,14—15). Так в еврейском тексте. И есть очень важное творение 70 толковников -- греческий перевод III в. до Р.Х., именуемый "Септуагинтой" (т.е. "перевод 70-ти") и выполненный в Александрии, столице Птолемеев. Славянская Библия -- это перевод с греческой Септуагинты. Синодальный перевод (XIX век) - перевод с еврейского масоретского текста VI-Х веков. Вот это место в греческом тексте' "И вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ее" (пока все также). И далее: "Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту". В греческом тексте стоит местоимение не среднего рода ("оно" - семя), а мужского ("он"). Все древние толкователи единодушно узнавали в этих словах пророчество о грядущем на землю через жену Мессии — Спасителе. В Новом Завете это Первоевангелие нигде не цитируется, но оно фактически исполнилось в Рождестве Господа нашего Иисуса Христа от Девы Марии, т.е. именно через жену это предсказание и исполнилось. Пророчество, что Иисус Христос произойдет от семени Авраама: "И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, (и иди) в землю, которую Я укажу тебе" (Быт 12,1). Это повторный зов Господа к Аврааму в северной земле Харран, куда Авраам пришел из земли своих отцов, из Междуречья, из г. Ура Халдейского, находящегося при впадении рек Тигра и Евфрата в Персидский залив (Теперь Тигр и Евфрат впадают в залив одним руслом из-за того, что нанесенный песок заставил море отступить, и образовалась дельта, на территории которой две реки слились). Знаменитый Ур Халдейский раскопан в XX в. Оттуда Авраам ушел на север в Харран (эта земля для нас тоже будет важна), там умер его отец, и там был к нему повторный зов. Далее: "И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт 12,2-3). Вот самое главное место. Это было высказано во время пребывания Авраама в Харране, когда ему было предложено вновь покинуть насиженное место и двинуться дальше на юго-запад, в Землю Обетованную, в землю Ханаанскую, которую Господь предназначал для своего народа (пока еще народа нет, пока только есть семья Авраама). Упоминается это пророчество в Евангелиях от Матфея и Луки, когда они перечисляют родословные Господа и возводят Его через предков к Аврааму. Например, в Евангелии от Матфея: "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова" (Мф 1,1). Вот так нужно отвечать, перечислять стихи не нужно, это я говорю для вас, чтобы вы могли найти контекст.
Следующее пророчество о том, что от семени Исаака произойдет Спаситель, т.е. от сына Авраама. Говорится об этом в Быт 17,19. В этой главе повествуется об обряде обрезания, заповеданном Аврааму и всем его потомкам, о вечном завете и о потомстве Исаака. Господь предсказывает рождение Исаака от неплодной Сарры такими словами: "Бог же сказал (Аврааму): именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным (в том, что Я буду Богом ему и) потомству его после пего". Упоминается исполнение этого пророчества в той же родословной, которая содержится в Евангелиях от Матфея и Луки.
Пророчество о том, что Спаситель произойдет от Иакова, третьего из патриархов: в 24-й главе книги Чисел рассказывается о том, как Валак, Моавский князь, т.е. князь той земли, которая примыкает к земле Ханаанской с востока от Мертвого моря, вызвал языческого пророка Валаама из Междуречья с тем, чтобы тот проклял израильский народ, пришедший с Моисеем к владениям князя Валака. Валаам был неоднократно останавливаем Богом на пути. Наконец, он пришел к Валаку, но вместо проклятия произнес свои знаменитые благословения. И вот в 4-м благословении он сказал: "... говорит Валаам, сын Всоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божий, имеющий ведение от Всевышнего, который. видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города" (Чис. 24,15-19). Для нас самое важное — выделенные слова. Это пророчество о происхождении от Иакова, которое здесь высказал Валаам, упоминается в родословной. О том, что Господь произойдет от колена Иудина: от одного из детей Израиля, говорит в предсмертном пророческом благословении детям Израиль, т.е. отец 12 сыновей, давших имена 12 коленам (родам). Вот это пророчество: "Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов" (Быт. 49, 8-10). Здесь содержится пророчество о некоем Примирителе, Который произойдет от Иуды. Примиритель с древнейших пор отождествлялся с Самим Помазанником, Христом (свят. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит). Итак, Христа - Помазанника ожидали из колена Иудина. Это заметно и в еврейской традиции [Толк. Библия I, 266]. Для нас это пророчество еще интересно с той точки зрения, что здесь исполнилось то, что Господь Иисус Христе тот Примиритель, Который действительно не являлся до тех пор, пока скипетр не отошел от колена Иуды. А отошел он в тот момент, когда воцарился над израильским народом Ирод Великий, который был по крови не израильтянин, не иудей, а идумеянин, т.е. происходил из южного, по отношению к Земле Обетованной, племени идумеев. Итак, скипетр отошел от Иуды, и явился Примиритель.
Следующее пророчество о том, что по происхождению Иисус Христос является наследником царя Давида, т.е. является давидидом. Об этом говорится в книге пророка Исайи, которого иногда еще именуют ветхозаветным евангелистом, потому что он поразительно пророчествует о Христе. Вот это место: "Умножению владычества Его и мира нет предела па престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это" (Ис 9,7). Евангелист Лука цитирует эти слова пророка Исайи. Это говорит о том, что в традиции I века, когда были написаны Евангелия, эти слова расценивались в смысле пророчества о происхождении Господа из племени Давида. При Благовещении, Господь вкладывает в уста Архангела Гавриила такие слова: "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк 1,30-33). Это почти дословный перифраз приведенного выше мессианского стиха. О рождении в Вифлееме говорит ветхозаветный пророк Михей, время жизни которого относится как раз к ассирийскому завоеванию северного, т.е. Израильского царства (VIII в. до Р.Х.). Это один из 12 малых пророков; его книга содержит 4 пророческие речи, и в 3-й речи, которая начинается в 4-й главе, есть такие слова: "И будет в последние дни...", далее обетование о законе, о мире, о победоносном Царстве Божием и т. д., на протяжении всей 4-й главы. "В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, па кого Я навел бедствие" (Мих. 4,6). Тут хронологическая связка с завоеванием ассирийцев. Пророческие слова выходят за рамки сиюминутной хронологии и нацелены на грядущее избавление от бедствия, которое сулит один только Помазанник, один только Царь, царству Которого не будет уже конца. " И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века" (Мих. 4,7). Эти слова "отныне и до века", о вечном царстве относятся к приходу Мессии – царю Царствующих.
Конкретно само пророчество о Вифлееме: "И ты, Вифлеем-Ефрафа (второе название Вифлеема, авт.), мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли" (Мих. 5,2-4). Церковь всегда видела в словах Михея мессианское пророчество (Иустин Философ, бл. Феодорит, бл. Иероним, прп. Ефрем Сирин). Ев. Матфей ссылается на это пророчество во 2-й главе. Ирод, "собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через про рока: и ты, Вифлеем, земля Иудина. ничем не меньше воеводств Иудиных,. ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля" (Мф. 2,4-6). Итак, налицо иудейская традиция толкования этого места у пророка Михея, о которой пишет Матфей. То же понимание засвидетельствовано в Талмуде (Толк. Библия VII, 258) и у позднейших еврейских толкователей Ярхи (1040-1105 гг.), Кимхи (1160-1235 гг.) и др. Святое Семейство жило в Назарете, за 100 с лишним километров на север от Вифлеема, маленького городка по соседству с Иерусалимом. Но Бог судил так, чтобы это древнее пророчество о Рождестве Христа в земле Иудиной, в городе царя Давида (Вифлеем — это родина Давида, от которого Спаситель происходил по крови), совершилось таким невероятным образом, когда Божия Матерь вынуждена была в последние свои сроки путешествовать с Иосифом Обручником и там родить.
Далее, книга пророка Даниила с удивительной точностью повествует о времени рождения Господа нашего Иисуса Христа вот при каких обстоятельствах. В девятой главе пророк Даниил размышляет об исполнении пророчества Иеремии (Иер. 25,9-12) об окончании Вавилонского плена, где говорится, что будет 70 лет плена, а затем Вавилон падет. Предсказанные годы уже подходят к концу, а между тем еврейский народ находится еще в рабстве. Рассуждение над этими словами привело Даниила к молитве о прощении народа и просьбе отвратить тяготеющий над иерусалимлянами гнет. В ответ Господь дал знаменитое откровение о семидесяти седьминах: (Дан. 9,20-27). Это трудное для восприятия пророчество. Все это происходило, как пишет прор. Даниил, в первый год правления царя Дария. Царь Дарий Мидянин правил с 538 г. до Р.Х., его сменил царь Кир (VI в. до Р.Х., 3-я мировая империя, персидское владычество). С древности под седьминами понимался период в 7 лет. Такого взгляда придерживались как христианские толкователи (Климент Александрийский, Ипполит Римский, Тертуллиан, Кирилл Иерусалимский и др.), так и позднейшие еврейские ученые (Раши [или Ярхи] (1040-1105 гг.). Ведутся споры, как более точно использовать пророчество о семидесяти седьминах, в Толковой Библии об этом написано на нескольких страницах. Важно понять, что семьдесять седьмнн содержат в себе 7 седьмин, 62 седьмины и 1 седмину (Дан. 9,25,27). От выхода указа о восстановлении Иерусалима до проповеди Христа должно пройти 69 седьмпн (7+62) (Дан. 9,25), т.е. 483 года. Повелений о восстановлении было несколько, главное из них, от которого и нужно вести отсчет седьминам, датируется 458 г. или 457 г. до Р.Х. Прибавляя 483 к 457 году до Р.Х., мы получаем 26 год по Р.Х., который является точным годом Крещения Господа Иисуса Христа. Приблизительно через три с половиной года (половина седьмины = 3,5 года) Христос был распят, на что указывают слова Дан. 9,26 и Дан. 9,27 (см. выше). Прор. Исаия (один из четырех великих пророков) жил в Иудейском Царстве приблизительно в VIII в. до Р.Х., его большая книга содержит пророческие речи и видения. И вот, в одной из бесед с иудейским царем Ахазом (царем Южного Царства со столицей в Иерусалиме, которое объединяло жителей, принадлежащих к двум коленам - колену Иудину и колену Вениаминову) в преддверии ассирийского завоевания, когда Ахаз предполагал совершить некие оборонные мероприятия, пророк предлагает ему вместо человеческого метода воспользоваться проверенным, а именно, вернуться к истинному Богопочитанию. И тогда придет избавление от Ассира. Царь не верит этому, пророк предлагает царю просить у Бога какого-то знамения для уверения в том, что избавление придет. Царь отказывается воспринять это, и тогда Пророк изрекает знаменитые слова: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут, имя Ему: Еммануил" (Ис. 7,14). Вот то самое чрезвычайное знамение, которое подтвердит, что род Давидов не иссякнет в Иудее (Давид из колена Иудина). Такова внешняя историческая канва, но эти же слова изрек Архангел Гавриил Деве Марии в момент Благовещения. Следующее место - об избиении младенцев. Оно находится у пророка Иеремии, еще одною ил четырех великих пророков. Прор. Иеремия жил чуть позже, чем прор. Исайя (в VII в. до Р.Х.), перед самым пленом вавилонским в Иудее. И вот, что говорит в этой пророческой речи Господь Своему Божьему человеку- Иеремии: "Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской". (Иер. 31,15-16). Формально эти слова означают в образной форме утешение, потому что уже началось переселение израильтян из Иудеи на чужбину, в плен вавилонский. Рахиль, одна из двух жен Иакова, родоначальника 12 колен, похоронена в Вифлееме (Быт. 25,19) — гробница ее сохранилась до сих пор. Рахиль, как праматерь, является символом. Это любимая жена Израиля, ради нее он провел в рабском труде у своего дяди Лавана 20 лет. После первых 10 лет работы, будучи обманутым, он за свой труд получил старшую сестру Лию, а затем, отработав еще 10 лет, обрел любимую жену Рахиль. Избитые младенцы символически считаются детьми Рахили, которая, как праматерь, является также их матерью. Пророк хочет сказать, что если бы она восстала из гроба и прибыла в Раму (где содержался в оковах Иеремия в ожидании отправления в Вавилон (Иер. 40,1)), то стала бы плакать о потомках своих, потому что их нет, они в плену. Евангелист Матфей применяет к вифлеемским младенцам плач Рахили в подобном иносказательном смысле (Мф. 2). О бегстве в Египет говорит малый пророк Осия, современник пророка Исайи, также живший в VIII в. до Р.Х., только не в Южном, а в Северном, Израильском Царстве. Вот что читаем в его пророческой речи: "Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего" (Ос 11,1). Формально Осия приводит эти слова в воспоминание о том, как богоизбранный народ прежде, чем получить в наследие Обетованную Землю, попал в Египет, и оттуда, уже вызволенный, получил обещанное. А Евангелист Матфей во второй главе повествует о бегстве в Египет и возвращении оттуда в Назарет Святого Семейства и типологически, т.е. по тому же типу, вспоминает это пророчество. потому что подобно тому, как богоизбранный народ получил наследие только после исхода из Египта, так и избавление во Христе связано с этой страной. Это так называемое типологическое сходство ситуации подмечено Матфеем и приведено в его Благовестии. О приготовлении пути Господу говорит пророк Малахия, как его именуют "Печать пророков", потому что он последний из известных нам ветхозаветных пророков (V в. до Р.Х.), не считая Иоанна Предтечу. "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете" (Мал 3,1). Обращаю внимание на то, что в этом стихе употребляется два раза слово Ангел. Толкователи отмечают различный оттенок этих двух Ангелов. Говоря об Иоанне Предтече, Господь Иисус Христос приводит эти слова, но связывает Иоанна Предтечу с первым Ангелом. Второй же Ангел -- тот, который "внезапно придет в храм Свой", Ангел, "Которого вы ищете" и "Которого вы желаете". Его связывают, естественно, с Мессией. Вот слона апостола Матфея, который передает слова Господа, цитирующего пророка Малахию: "Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою". (Мф.11,9-10). У всех трех синоптиков первое лицо в пророчестве Михея заменено на второе: вместо "предо Мною" стоит "пред Тобою". Считается, что так сделал Сам Спаситель в Своей речи, применив сказанное древним автором к Себе. О том, что Господь Иисус Христос возвещен Сыном Божиим говорит знаменитый 2-й мессианский псалом Давидов: " Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя " (Пс. 2,7). Эти слова формально не цитируются в Благовестии, но они произнесены Богом Отцом на горе Фавор; "глас Отчий" произносит фактически эти слова. О том, что Господь Иисус Христос начнет проповедовать в Галилее, говорит тот же пророк Исайя в девятой мессианской главе: " Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову (два колена, расселившиеся на севере, на территории Галилеи — авт.); но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет " (Ис. 9,1-2). Это место из Писания приводится Евангелистом Матфеем в эпизоде выхода на проповедь Господа Иисуса Христа. У пророка Исайи вышеприведенные слова служат утешением жителям этой области в преддверии ассирийского завоевания. Северу Палестины, как толкуют, грозило в конце VIII века до Р.Х. завоевание Ассирией, и пророк предваряет бедствие утешением. Просвещение от Единого Просветителя в подлинном смысле этого слова — вот что прообразует, по мнению Евангелиста Матфея ветхозаветный текст. Второзаконие говорит о том, что Господь Иисус Христос — особенный Пророк. В последней книге Пятикнижия содержатся два противоречивые свидетельства. Вот первое (это слова Моисея): "Пророка из среды тебя (обращается он к Израилю — авт.), из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, -- Его слушайте" (Втор. 18,15). Таково предсмертное обещание пророка Моисея своему народу. А второе находится в конце книги, где говорится о том, что другого такого пророка, как Моисей, Израиль уже никогда не увидит (Втор. 34,10). Внешне — противоречивые высказывания: с одной стороны, Бог воздвигнет некоего великого пророка, с другой — такого пророка, как Моисей, Израиль уже больше не увидит. "И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля" (Втор 34,30-12). Стих Втор. 18, 15 считается мессианским, его вспоминает апостол Петр в своей знаменитой (так называемой второй) проповеди в Иерусалиме после Пятидесятницы. Он цитирует: "Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам" (Деян. 3,22). Противоречивое предсказание Второзакония разрешилось во Христе, Который совершил одновременно и пророческое служение и Сам был исполнением всех пророчеств. Далее будем много говорить о словах пророка Исайи. Исайю именуют ветхозаветным евангелистом, особенно это относится к заключительной части его большой книги, содержащей удивительные утешения своему народу. Некоторые главы, в частности, 52-ю и 53-ю, называют как бы написанными у Креста Господня из-за исключительной яркости начертанного образа страданий Отрока, которые претерпевал потом Иисус Христос на Голгофе. Процитируем слова, которыми начал Он Свою проповедь в Назаретской синагоге у Себя на родине. Он разогнул книгу и прочел вот такие слова: "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное..." (Ис. 61,1-2). Это часть большой заключительной речи-обращения, которой кончается книга пророка Исайи. Господь прочел книгу, затем закрыл и сказал: " ...Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это..." (Лк. 4,21-22). Все в Назаретской синагоге согласились, что Иисус Христос, плотник, действительно имеет Дух на Себе, что Он Помазанник этого Духа в исключительном смысле (Мессия). Потом, правда, Господь испытал их веру. Соотечественники не выдержали уничижительного обличения, которое они услышали от Иисуса Христа, и решили сбросить Его с горы, но Он ушел от них незамеченным. Важно, что с этого речения Спаситель начал проповедь у Себя на родине. О том, что свой народ не принял Его, говорит 53-я глава книги Исайи, где содержится выразительный образ страждущего Отрока Господня: "Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его" (Ис. 53,3). Косвенно об этом вспоминает св. Иоанн Богослов: "Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин. 1,11). О торжественном Входе Господа в Иерусалим говорится в знаменитом месте у пророка Захарии: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах. 9,9). Захария пророчествовал после возвращения из плена, т.е. в VI в. до Р.Х. Эти его слова вспоминаются в 21-й главе Евангелия от Матфея при описании Входа Господня в Иерусалим. О предательстве — 40-й псалом: "Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту" (Пс. 40,10). Цитирует это место Иоанн Богослов, описывая Тайную Вечерю в 13-й главе. О продаже за 30 сребреников говорит пророк Захария: "И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте. И они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников" (Зах 11,12). Отцы и учители Церкви согласно видят исполнение пророчества в назначении именно тридцати сребренников Иуде за предательство, о чем повествует Евангелист Матфей (Мф 27,5,9,10), упоминая, впрочем, имя Иеремии, а не Захарии (подробнее см.: Толк. Библия VII,417-418; VIII,446-447). В Ветхом Завете содержатся и пророчества о том, что на Христа будут лжесвидетельствовать. "Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня" (Пс. 34,11). Одним из лжесвидетельств на Господа было то, что Он собирается разорить Храм. Его слова исказили, потому что Христос обращался к иудеям: "Разрушьте храм еси, и Я в три дня воздвигну его" (Ин. 2,19). Но Он не говорил: "Я разрушу этот Храм и в три дня воздвигну его", как на Него клеветали. Он имел ввиду храм Тела Своего, Которое Он действительно воздвиг тридневно. О безгласии перед обвинителями говорится у прор. Исайи: "Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих" (Ис. 53,7). Эти слова теперь читаются при совершении Проскомидии перед Божественной Литургией при приготовлении Святого Агнца. Формально это место не цитируется в Четвероевангелии, но фактически все Евангелисты отмечают безгласие Христа, отмечают, что Христос Спаситель молчал, молчал Он на суде у Пилата, молчал на суде у Ирода, понимая, что все для вопрошающих уже заранее решено и отвечать нечего. О поругании и оплевании Господа есть у того же ветхозаветного евангелиста Исайи в 50-й главе. Эта глава описывает грех Израиля и, как контраст, послушание Отрока Господня: "Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания" (Ис 50,6). Как будто пишет свидетель Страстей Христовых. Сцена поруганий и оплевания в Евангелиях описана подробно, и так исполнилось это ветхозаветное пророчество. О неправедно враждующих на Господа встречаем указание в вышеупомянутом 34-м псалме Давида: "Чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно; ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы" (Пс. 34,19-20). Евангелист Иоанн Богослов приводит эти слова в Прощальной беседе как пророческие и свидетельствует устами Христа об их исполнении: "Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно" (Ин. 15,24—25). Господь наш "...изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53,5). У ап. Петра цитируются эти пророческие слова: "Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Пет 2,23-24). О причтении к злодеям -- целая глава, неоднократно упоминаемая выше, пророка Исани: "Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем" (Ис. 53,12). Евангелист Марк так и пишет об этом: "С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другогопо левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен" (Мк. 15,27-28). У Захарии, одного из малых пророков, говорится о том, как избранный народ со временем будет с раскаянием взирать на Иегову, Которого он же пронзил: "А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце" (Зах. 12,10). У Иоанна Богослова отмечается, что пророчество это, непонятное для читающих книгу Захарии, стало понятно для тех, кто присутствовал при прободении копьем Христа (Ин. 19,37). О том, как над Господом ругались и смеялись, поносили Его, говорит 21-й псалом; это псалом исключительный, нет ни одного лица в Ветхом Завете, к которому можно было бы вполне отнести события и переживания, описанные в этом псалме. Поэтому он с древнейших пор полагался мессианским. Давид здесь пишет от своего лица, а фактически описывает переживания на Кресте Господа нашего Распятого. Открывается этот псалом словами: "Боже мой! Боже мой! (внемли мне;) для чего Ты оставил меня?" Которые Господь позже произнес на Кресте (Мф 27,46). В 8 стихе говорится: "Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему" (Пс. 21,8). Дословно приводит эти слова ап. Матфей (Мф. 27,39). Об уксусе, который поднесли Господу. Мука жажды, по мнению ученых, - одно из самых жгучих переживаний распятых: они умирают от обезвоживания. В 68-м псалме, который написан Давидом во время гонений от Саула, есть такие слова: "И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом" (Пс. 68,22). Этот поэтический образ для характеристики отношения врагов к псалмопевцу, нашел фактическое осуществление в судьбе Иисуса Христа: "дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить" (Мф 27,34). О том, как Господь молился за врагов - 108-й псалом, содержащий молитву о возмездии жестоким преследователям, имеет и такие слова: "За любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь, воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью" (Пс. 108,4-5). Единственное место, где зафиксирована молитва Христа о распинателях, содержится в Евангелии от Луки (Лк 23,34) — одно из семи слов на Кресте. О жребии, который бросали об одежде Иисуса Христа — 21-й псалом: "Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий" (Пс. 21,18—19). Все четыре Евангелиста, что бывает крайне редко, повествуют о разделении риз. Зачем? Наверно объясняется это тем, что они с детства знали наизусть слова песнопевца Давида и увидели их исполнение. Метать жребий потребовалось потому, что хитон был соткан целиком — один большой кусок материи. И жалко было его делить римским солдатам, которые охраняли место казни на Голгофе. О том, что кость Нового Агнца не была сокрушена. Христос — Новая Пасха, Его назвал на Иордане св. Иоанн Предтеча Агнцем, "Который берет на Себя грех мира" (Ин 1,29). У ветхозаветного агнца кость не сокрушалась — он целиком запекался и съедался — а все остатки от священной трапезы сжигались. Так произошло и с Новозаветным Агнцем, Который взял на себя грехи мира. В 12-й главе Исхода говорится об установлении обычая празднования Пасхи. Надо упомянуть и 33-й псалом Давида - прославление Бога праведником, и, в свою очередь, в ответ на это прославление, возвеличение самого праведника, их диалог, как часто бывает у Давида. "Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится" (Пс. 33,21). Дано это праведное обетование человеку вообще, так сказать абстрактно, но нашло оно правильное осуществление в судьбе Праведника Единого по Существу, т.е. Господа нашего Иисуса Христа. В Его судьбе это обетование исполнилось буквально, на что делает ссылку и Евангелист Иоанн Богослов. После перебитая по римскому обычаю голеней у разбойников для прекращения муки распятых, подошли к Господу и увидели Его мертвым. "Ибо сие произошло, да сбудется Писание: Кость Его да не сокрушится" (Ин. 19,36), и не перебили Ему голени. О погребении у богатого. Казалось бы, это незначительная деталь по сравнению со всем остальным. Насколько существеннее, что Господь был погребен с неперебитыми голенями. Но и это было замечено с древнейших времен. У Исайи говорится в той же 53-й главе: "Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его" (Ис. 53,9). И как бы невзначай Евангелист Матфей упоминает: "Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса" (Мф. 27,57), и отдал Ему свой новый гроб для погребения по еврейскому обычаю. Зачем было писать, что Иосиф — богатый человек? Казненному преступнику готовилось и позорное погребение. Но Промыслу Божию угодно было предотвратить позор Иисуса Христа. Когда богатый житель Аримафеи хоронил Мессию с почестями, Его погребение, вместо нового уничижения сделалось началом Его прославления. О Воскресении в 15-м псалме Давида: "Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" (Пс 15,10). В Четвероевангелии не цитируются эти слова Давида. В Деяниях, в первой проповеди после Пятидесятницы, ап. Петр упоминает это место (Деян. 2,25). Его же цитирует и ап. Павел в речи в синагоге; придя в Антиохию Писидийскую и говоря о Воскресении (Деян. 13,35). Итак, с древнейших времен было замечено мессианское значение этого стиха. Наконец, о Вознесении. 67-й псалом Давида (Пс. 67,19). Формально вы должны знать, что в нем говорится о победе царя Давида, по-видимому, в войне с иевусеями, когда была завоевана гора Сион (2 Цар. 5,6). "Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога" (Пс 67,19). Этот гимн Богу за великую помощь ап. Павел сближает с фактом сошествия во ад и восшествием на небо, когда Христос освободил души праведников "Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все" (Еф. 4,7-10).
Адам + Ева Каин Авель Сиф Ной Сим Хам Иафет Авраам + Сарра Исаак + Ревекка Исав Иаков 12 сыновей (12 колен Израилевых), в т.ч. Иосиф, Иуда… Давид Соломон Иосиф Обручник Христос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|