Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сегодня все народы и страны составляют мировое сообщество.




. Проблемы современного общества

v Загрязнение окружающей среды (экологические проблемы).

v Международный терроризм.

v Проблема экономической отсталости стран.

v Угроза войн и распространения ядерного оружия.

v Бедность людей, голод, безработица, социальное неравенство.

v Проблема охраны здоровья, неизлечимые болезни (рак, СПИД и др.)

v Человечество – все ныне живущие на планете люди.

Нас сегодня более 6 млрд. чел.

Человечество – все люди, жившие на протяжении истории

Поколение – группа людей, родившихся в определенный период, сформировавшаяся в одних и тех же исторических условиях.

v Разница в возрасте людей одного поколения составляет примерно 15-20 лет.

v Людей одного поколения объединяют схожие взгляды на жизнь и жизненный опыт. Они отличают себя от представите-лей других поколений.

Экологический кризис.

В конце ХХ в. наносимый людьми вред природе привел к экологическому кризису. Он носит общепланетарный характер.

Опасные последствия:

v сокращение площади лесов;

v истощение почвы;

v уменьшение видов растений и животных;

v загрязнение вредными выбросами воздуха и водоемов, бытовыми отходами земли;

v изменение климата на планете;

v ухудшение здоровья людей (появление новых болезней, мутация вирусов, ослабление иммунитета людей и др.).

Пути выхода из экологического кризиса.

v очистка воды, воздуха и почвы;

v создание безотходных технологий;

v экологическое воспитание людей;

v охрана природы.

Система – это целое, состоящее из взаимодействующих частей: подсистем и элементов.

. Общество- Динамичная система

v Динамичная система – изменяющаяся и развивающаяся система.

v Общество состоит из элементов и подсистем, которые обновляются и изменяются. Важнейшими элементами общества являются люди и общественные отношения. К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни и социальные институты. Это деление достаточно условно. Все элементы и подсистемы общества тесно взаимосвязаны друг с другом

Сферы общественной жизни.

v Экономическая сфера включает отношения в процессе материального производства, добывания средств к существованию. (строительство дома рабочими, выращивание крестьянами овощей, выдача банком кредита и др.)

v Политическая сфера включает отношения в процессе управления обществом, борьбы за власть, влияния людей на государство. (принятие закона парламентом, проведение гражданами митинга, участие избирателей в выборах и др

v Социальная сфера включает отношения в процессе взаимодействия классов, социальных групп, наций, поддержки семьи, незащищенных слоев населения. (создание бизнесменом фонда помощи сиротам, формирование межнационального согласия в обществе, выплата пенсий инвалидам и др.)

v Духовная сфера включает отношения в процессе деятельности научных, образовательных, религиозных организаций, деятелей искусства. (работа учителей по нравственному воспитанию учащихся, проповеди священников в церкви, организация выставки местных художников и др

Социальные институты – устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение основных потребностей общества.

Основные социальные институты (и фундаментальные общественные потребности, которые они удовлетворяют):

v Семья – потребность в воспроизводстве людей.

v Государство – потребности в безопасности и социальном порядке.

v Производство – потребность в добывании средств существования.

v Духовные институты (образование, наука, религия, искусство) – потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании подрастающего поколения.

 

Общественные отношения – устойчивые связи, возникающие между индивидами, социальными группами (а также внутри их).

Виды общественных отношений:

v материальные (складываются в ходе практической материальной деятельности: производственные, финансовые, торговые, экологические и т.п.);

v духовные (взаимодействие людей в процессе духовной и культурной жизнедеятельности: политические, юридические, нравственные, в области искусства, образования, религии, спорта и т.п.).

Общественные науки.

Жизнь общества изучают многие науки, получившие название общественных:

v Политологи я изучает политическую организацию общества (устройство государства, деятельность политических партий, парламента, правительства).

v Экономика изучает экономическую деятельность людей (организация производства, торговля, финансы и др.).

v Социология изучает устройство общества, взаимодействие групп людей.

Два взгляда на исторический процесс.

Первый взгляд: исторический процесс – это восхождение общества по лестнице, каждая ступень которой – этап развития. В марксистском учении ступени исторического развития получили название общественно-экономические формации. Общества, объединенные схожим способом производства, составляют одну формацию. Все народы с разной скоростью проходят 4 формации:

v первобытную;

v рабовладельческую;

v феодальную;

v капиталистическую.

Пятой объявлялась коммунистическая – формация будущего (первая ее стадия – социализм).

Второй взгляд: социальные явления, происходящие у разных народов, уникальны. С этой точки зрения исторический процесс – смена цивилизаций.

Что такое цивилизация

Ф.Энгельс трактовал понятие цивилизации, как высший этап в развитии общества, пришедший на смену периодам дикости и варварства. Но сегодня ученые считают это определение слишком узким.

В современной науке нет единого взгляда на сущность цивилизации, насчитывается более ста её определений.

v Одни ученые относят это понятие к историческим эпохам (античная, средневековая, современная цивилизации);

v Культурно-исторические типы (цивилизации) – это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои, характерные только для них, особенности культурного и социального развития.

Признаки цивилизации

v географическая среда;

v система ведения хозяйства (экономика);

v социальная организация (тип общества, социальная структура);

v религия (или идеология, возведенная в ранг религии);

v духовные ценности;

v политико-правовая система;

 

менталитет – образ мышления, мировосприятия индивида или группы. Он обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов; например, черты русского менталитета: духовность, коллективизм, гостеприимство, широта души и др

Каждая цивилизация проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель. По мнению русского ученого Л.Гумилева, средняя продолжительность существования цивилизации – 1500 лет (древнеегипетская цивилизация просуществовала более 3 тыс. лет, китайско-конфуцианская и индо-буддийская существуют более 4 тыс. лет, российская – 1 тыс. лет, арабская – 1,4 тыс. лет, западная – 1,6 тыс. лет).

Все цивилизации возникли после возникновения земледелия и письменности, которые вместе с появлением городов, частной собственности, денег, религии, являются необходимыми признаками цивилизации. Т.о., общество и культура возникли раньше, а цивилизация – позже.

Теория модернизации

Модернизация – усовершенствования, которые делают общество соответствующим современным требованиям.

Прогресс и регресс.

Прогресс – переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; перевес позитивных сдвигов над негативными.

Например, использование новых технологий и техники, улучшение жизни людей, повышение грамотности населения, расширение избирательных прав граждан и др.

Регрес с – движение от высшего к низшему, к деградации, воз-врат к изжившим себя формам и структурам; перевес негативных сдвигов над позитивными.

Например, рост безработицы, снижение доходов людей, ограничение прав граждан и др.

Прогресс глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени. Регресс – локальный процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени.

Социальный прогресс – это глобальный процесс восхождения человеческого общества от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Социальный прогресс включает в себя:

v технический прогресс (является фундаментом);

v экономический прогресс;

v Критерии прогресса.

v культурный прогресс.

v Развитие производительных сил (техника + работники).

 

Прогрессивными признаются лишь те общественные отношения, которые открывают наибольший простор для развития производительных сил, для роста производительности труда, для развития человека (как работника, профессионала).

Но история знает примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной жизни.

v Мера Свободы, которую общество в состоянии предоставить человеку.

v Гуманизм (человечность; доброе, справедливое, бережное отношение к человеку; признание его высшей ценностью).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...