Проблемы в связи с привлечением иностранного капитала в экономику РУ.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Однако необходимо помнить о тех проблемам, с которыми уже сталкивались другие страны в связи с привлечением иностранного капитала. Во-первых, иностранный предпринимательский капитал вкладывается в национальную экономику одноразово (при покупке или создании производства), в то время как репатриация прибыли происходит постоянно, и рано или поздно наступает момент уравнивания ввезенного и вывезенного капитала. Вопрос о реинвестировании достаточно деликатен, и его решение зависит от большого количества факторов, в частности, от общего инвестиционного климата в стране и условий конвертируемости национальной валюты. Во-вторых, иностранный предпринимательский капитал, приходит, как правило, в те отрасли национальной экономики, где возможна максимальная прибыль, что может вызвать непропорциональное с точки зрения национальных интересов развития отраслей. Кроме того, встает вопрос об экологически «грязных» иностранных предпринимателях, которые вывозятся из более развитых стран с более строгими экологическими нормами в менее развитые страны с низкими экологическими требованиями. Анализ качественных показателей проникновения иностранного капитала в республику также наводят на некоторые размышления. Несмотря на высокий уровень открытости отечественной экономики и существование целого ряда льгот, определяющих в совокупности достаточно благоприятный инвестиционный климат, удельный вес объема продукции, работ и услуг, произведенных с участием иностранного капитала, не сталь значителен, хотя и наблюдается его определенный рост: в 1995 г. он составил лишь 2,4% к ВВП, в 1996 г. – 6%, а в 1997 г. – 12,5%. Объем продукции совместных предприятий, отправленной на экспорт, составил в 1997 г. только 8,3% от общего объема республиканского экспорта (при этом их импорт составил 36% от общего объема импорта республики).
Предприятия создаются в основном в сфере инфраструктуры. В связи с этим обостряется вопрос выбора приоритетных отраслей для привлечения иностранных инвестиций. Если цель – создать мощный экспортный потенциал, то это – добывающие и перерабатывающие отрасли, предприятия с высокими технологиями. Если цель – развивать импортозамещение, то приоритет следует отдать производству товаров народного потребления, сельскому хозяйству, пищевой промышленности, машиностроению и приборостроению, производству лекарств, фармацевтического оборудования и т.д. Если же первоочередная задача – не допустить рост социальной напряженности, то требуется делать упор на строительство жилья, производство строительных материалов, развитие отраслей, связанных с созданием большого количества новых рабочих мест, то есть, прежде всего, сельского хозяйства, пищевой промышленности, а также здравоохранения, образования и т.д. Разграничение достаточно условное, поскольку невозможно, выбрав одну из перечисленных целей, забыть об остальных. Поэтому необходимо четкое определение приоритетности одних задач перед другими. А пока иностранный капитал устремляется, прежде всего, в сферу распределения, в торговлю, в организацию экспортно-импортных операций и других видов услуг. По официальным данным, в 1996 г. из общего количества действующих в Узбекистане совместных предприятий в промышленности работало лишь 27,2%, тогда как н сферу торговли, общественного питания и посреднических услуг приходилось около 60%. Правда, в 1997 г. данное соотношение несколько улучшилось: 38,3% и 52%. Масштабы привлечения иностранного капитала ограничено связаны с динамикой государственного долга страны. Конечно, большинство кредитов, предоставляемых Узбекистану, носят льготный характер, но, во-первых, это еще не прямые инвестиции, а во-вторых, в условиях крупномасштабного внешнего инвестирования выплаты даже по льготным процентам могут составить довольно значительную выплату и стать непосильным бременем для отечественной экономики.
Западный инвестор заинтересован вложить средства в производство тех товаров и услуг, которые уже конкурентоспособны на мировом рынке. На сегодняшний день для Узбекистана это очень узкий сегмент рынка, что объективно служит фактором, ограничивающим зарубежные инвестиции. Меры государственного регулирования должны быть направлены в первую очередь на создание условий для инвестирования в те имеющие экспортный потенциал отрасли, продукция которых пока не соответствует требованиям мирового рынка вследствии морального и физического устаревания используемых технологий и оборудования. В реализации таких инвестиционных проектов наряду с крупными предприятиями могут и должны участвовать мелкие средние совместные предприятия. То есть, наряду с положительными моментами в формировании благоприятного инвестиционного климата в Республике имеются и определенные трудности. В частности одной из причин сокращения темпов создания ПИИ и прекращения деятельности уже созданных, особенно небольших и средних, стал несовершенный механизм самого привлечения иностранных инвестиций, а также проблема с конвертацией выручки. Оценивая инвестиционный климат в нашей стране, глава представительства Всемирного банка в Узбекистане господин Девис Пирс отмечает: «Можно сказать, что для крупных инвесторов с капиталом в десятки и сотни миллионов долларов (а таковые привлекаются при участии и под гарантии правительства) в Узбекистане могут создаваться особые условия благоприятного “микроклимата”, что же касается мелких и средних инвесторов, то для них нынешние условия вкладывания капитала в Узбекистан, его эффективного использования и репатриации прибыли не столь привлекательны, как в ряде других стран СНГ и тем более Центральной Европы. Думаю, что положение можно значительно улучшить, окончательно решив проблемы с конвертацией валют, основательно либерализовав систему внешней торговли и укрепив банковскую систему». Экспертный анализ по двум странам с переходной экономикой, проведенной Европейским банком реконструкции и развития за 1997 г., позволил дать благоприятный прогноз долгосрочного (на ближайшие 25 лет) экономического роста Узбекистана. Вместе с тем регулярный рейтинг уровня рыночных преобразований, рассчитанный по 11 показателям, выявил ряд позиций, по которым республика отстает. В частности в сфере регулирования внешней торговли и обменного курса недостаточна либерализация экспорта и импорта: несмотря на почти полную конвертируемость текущего счета платежного баланса, поддерживается множественность (или двойственность) обменного курса: режим конвертации недостаточно прозрачен. Ниже среднего уровня показатель эффективности законодательства, так как некоторые нормативные акты не обладают полной ясностью и имеются случаи их противоречий друг другу. В области банковской системы насущной потребностью является улучшение финансового положения банков и налаживания механизмом банковского надзора, полная либерализация процентной ставки, минимизация льгот для доступа к дешевому рефинансированию, увеличение доли кредитования частных предприятий и широкое присутствие частных и иностранных банков.
Заключение Подводя итоги своей работы я хотел бы остановиться на известной пословице: «У каждой медали 2 стороны» Этим я хотел сказать, что когда мы принимаем иностранные инвестиции надо обращать внимание и на обратную сторону медали. Во-первых, иностранные инвестиции представляют собой реальное препятствие в будущем для наших отечественных предпринимателей. Во-вторых, проблема репатриации. В-третьих, проблема сырьевого придатка, т.е. мы не должны стать придатком для развитых стран.
Но я ни в коем случае не хочу утверждать о том, чтобы прекратить принимать иностранные инвестиции; это был бы уже консерватизм. Иностранные инвестиции должны быть акселератором нашей экономики, но ни в коем случае не мотором.
И последнее что я хотел бы отметить – крайнею необходимость обдуманного подхода к выполнению инвестиционной программы.
Список используемой литературы 1. «Инвестиционное проектирование» Золотогоров К.А 2. «Основы финансового менеджмента» Балабанов И.Т. 3. «Рынок и открытая экономика» Чжен В.А. 4. «Узбекистан по пути углубления экономических реформ» Каримов И.А. 5. «Узбекистан на пороге XXI века» Каримов И.А. 6. «Финансы» – Москва 2000 Ковалева А.М. 7. «Финансы. Денежное обращение. Кредит» Дробозина Л.А. 8. «Финансы» – Москва 1999 Радионова В.М. 9. «Особенности налогообложения предприятий с иностранными инвестициями» 10. Журнал: «Рынок, Деньги, Кредит» все номера за 1999 г. 11. Журнал: «Экономика и статистика» все номера за 1998-1999 г. 12. Журнал: «Экономический вестник Узбекистана» 1999 год 13. «Указ Президента Республики Узбекистан» от 30 ноября 1996 г. 14. «Экономическое обозрение» № 3(7) июнь 1999 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|