Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контраст одновременный и последовательный (симультанный).

Цветовые контрасты.

Взаимоотношения цветов в том или ином виде цветовых гармоний связано с несколькими типами контрастов, каждый из которых позволяет усилить определенным образом впечатление при их использовании. Контраст – это ярко выраженная противоположность. Существует семь типов контрастов:

- контраст по цвету (по цветовому тону)

- контраст по светлоте

- контраст по температуре (теплого и холодного)

- контраст по насыщенности

- контраст симультанный

- контраст дополнительных цветов

- контраст по площади цветовых пятен.

Контраст по цвету – самый простой тип контраста. К этому типу контраста относится цветовая триада – ее составляют три основных цвета синий, желтый, красный. Каждый из этих цветов контрастен по цветовому тону в отношении к двум другим, поскольку не содержит их в своем составе. Эти цвета называются первичными. В результате попарного смешения первичных цветов получаются, так называемые вторичные цвета – оранжевый, зеленый, фиолетовый. Вторичные цвета слабее по цветовому контрасту, поскольку они содержат в своем составе смеси первичных. Контраст по цвету может дать массу вариантов, если использовать разбелы и зачернения. Белый цвет включенный в композицию из трех основных цветов, делает прилегающие к нему темнее и наоборот, черный цвет – светлее. Надо отметить, что выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться различными способами и с помощью этого типа контраста можно добиться реакции от глубокого горя до бурного веселья и космической универсальности.

 

Контраст по светлоте (светлого и темного) Контраст по светлоте возникает тогда, когда присутствует тональная разница между цветами. Самый резкий контраст по светлоте между черным и белым (черный бархат и сульфат бария), поскольку в спектре нет равного по темноте черному и по светлоте белому.Желтый и сине-фиолетовый слабее по контрастности. Суть одновременного контраста по светлоте заключается в том, что светлое пятно на темном фоне кажется светлее и наоборот, темное пятно на светлом - темнее. Цветовое пятно и фон на котором оно располагается, называются соответственно реагирующим и индуктирующим полями. Усиление или снижение контрастности зависит от иррадации индуктирующего и реагирующего полей, т.е. от взаимоотношения их по линейным размерам и конфигурации. Чем меньше площадь реагирующего поля, тем темнее оно кажется и наоборот, чем больше, тем светлее.

Контраст по температуре (теплого и холодного)

Условно принято считать части спектра от зеленого к красному теплыми, а от голубого к пурпурному холодными. Самый теплый цвет в спектре оранжево – желтый, а самый холодный синий. Понятие теплого и холодного относительно т.к. те или иные цвета в соседстве с более теплыми или более холодными будут менять свою температуру. Так красно- фиолетовый теплее синего, но холоднее красного. В большей степени контрастность цветов по тепло – холодности проявляется тогда, когда цвета контрастны по цветовому тону и в цветовом круге диаметрально противоположны. Следует учитывать в этом случае, что контраст по температуре самый сильный из всех видов контрастов, поскольку он предполагает одновременно контраст по цвету и светлоте. Используя контраст по температуре возможно моделировать пространственные взаимоотношения пятен в поверхности изображения.

Контраст по насыщенности представляет собой разницу между насыщенными спектральными цветами и высветленными или затемненными цветами (разбелёнными или зачернёнными).

Цвета могут терять свою насыщенность в случаях:

Разбелы – высветление и ухолоднение;

Затемнение – зачернение и утепление;

Добавление серого цвета (разбелы и зачернения одновременно) к темным цветам – ухолоднение и высветление, если к светлым цветам, то утемнения и утепления.

Добавления в чистый цвет дополнительного, при этом получается более нейтральный цвет и меняется светлота и температура цвета.

 

Контраст одновременный и последовательный (симультанный).

При сопоставлении взаимодополнительных цветов происходит зрительное усиление их насыщенности. Особенно сильно проявляется эта иллюзия в месте соединения двух контрастирующих пятен. Этот эффект еще называют краевым контрастом. При удалении контрастирующих пятен друг от друга этот эффект исчезает. Для погашения одновременного контраста возможно размещение между контрастирующими цветами ахроматического цвета (серого).

Симультанный или последовательный контраст проявляется в том случае, когда мы наблюдаем какой – либо насыщенный спектральный цвет и при переводе взгляда на нейтральную серую поверхность получаем зрительную иллюзию дополнительного к нему цвета. Тот же эффект возникает в случае, когда мы помещаем нейтрально окрашенное в серый цвет пятно на поверхность поля насыщенного спектрального цвета. Чем длительнее мы наблюдаем насыщенное пятно, тем ярче проявляется симультанность. Снижение насыщенности цвета приводит к снижению эффекта симультанности.

Эффект симультанности может возникнуть и при сочетании двух хроматических цветов, при условии, что оба цвета не являются строго дополнительными. Тогда каждый цвет будет стремиться сдвинутьего в сторону дополнительного. При этом цвета будут терять свою реальную окраску и материальность. Действие симультанности можно прекратить путем введения в сочетаемую пару цвет основного (например в сочетании синего и серого последний будет казаться желтоватым. Если в серый ввести синий симультанность исчезнет).

Симультанность исчезает если возникает контраст светлого и темного. Возбудить симультанность возможно, если взять цвет к основному справа или слева от дополнительного. Контраст по насыщенности также дает эффект симультанности.

 

Контраст по площади цветовых пятен. Этот тип контраста важен тогда когда мы хотим использовать несколько цветовых пятен при условии их равновесия в поверхности изображения. Силу воздействия цвета определяет два фактора – светлота и размер цветового пятна. По Гёте степень светлоты спектральных цветов представляет шкалу, выраженную в числах:

Желтый -9

Оранжевый – 8

Красный – 6

Фиолетовый -3

Синий – 4

Зеленый – 6

Исходя из этого, можно выстроить числовые соотношения светлоты дополнительных цветов:

Фиолетовый – желтый – 9:3= 3:1 = 3/4: 1/4

Красный – зеленый – 6:6 = 1:1 =1/2: 1/2

Оранжевый – синий – 8:4 = 2: 1 = 2/3: 1/3

Исходя из этих данных следует вывод, что желтый в три раза светлее фиолетового, значит количество желтого для создания равновесия необходимо Ж1/4: Ф3/4, оранжевого к синему - О 1/3: С 2/3, красного к зеленому К 1/2: З 1/2. Отсюда гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов будут выражены следующими числами:

Желтый -3

Оранжевый – 4

Красный -6

Фиолетовый –9

Синий – 8

Зеленый – 6.

Размеры плоскостей в соотношении цветовых пятен выглядят так:

Желтый – оранжевый = 3:4

Желтый – красный = 3: 6

Желтый – фиолетовый = 3: 9

Желтый – синий = 3: 8

Желтый – красный – синий = 3:6:8,

Оранжевый – фиолетовый – зеленый = 4:9:6 и т. д. эта система действует при условии использования только насыщенных спектральных цветов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...