Постриг в монашество и монашеские обеты
Монашество Монах (от греч. – один, одинокий) – человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов, сопровождающееся постригом волос в знак служения Богу. Монашество - «уединённое, одинокое жительство». Возникло монашество в III в (Египет, Палестина). Основатели русского монашества – препод. Антоний и Феодосий Печерские (основали в XI в Киево-Печерский монастырь.
Постриг в монашество и монашеские обеты Постриг - обряд посвящения в монашество, ч. дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати. Пострижение - основное действие посвящения в монашество. Монашеские обеты влекут за собой пожизненную обязанность исполнения их перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому от степени к степени они возрастают от простого к более сложному. В традициях Русской православной церкви после успешного прохождения послушнического искуса (испытания) начинаются четыре степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами. 1.Послушник, (послушница) — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов и не принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды — рясы. Послушникам разрешают носить подрясник. Послушники исполняют разные послушания при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам. По правилам Российской империи, послушник должен был провести не менее 6 лет до принятия монашеского пострига и вступления в 1-ю степень монашества. 2. Рясофор (рясофорный монах) — носящий рясу. При пострижении в рясофоры послушник изменяет свое мирское имя и даёт единственный обет — послушания. В современной практике РПЦ в мужских монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. Таким образом, общее для обозначения всех монахов русское слово инок стало обозначать лишь лиц, принадлежащих к первой степени монашества.
Рясофорный послушник (послушница) сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества, вернуться к прежней, мирской жизни, что для монаха, по православным канонам, уже невозможно. Рясофорный монах отличается от рясофорного послушника тем, что ему дается новое имя Инок (инокиня) - древнерусское название монаха, иначе чернеца. В современных православных мужских монастырях иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха — до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок — как бы «новоначальный монах». 3. Малая схима (мантийное монашество) — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом. Введение во 2-ую степень совершается через обряд, называемый последованием малые схимы, а также сочетанием. Обряд делится на 2 части: · оглашение (увещание, произнесение обетов, наставление давшему обеты) и · само пострижение. Игумен испытывает твёрдость постригаемого троекратным повелением подать ножницы и двукратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в 3-й раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает новое имя, напоминая тем окончательное отречение его от мира. После пострижения посвящаемый облачается в хитон, параман, рясу, пояс, мантию, камилавку, клобук, сандалии и получает вервицу.
Монах получает новое имя (как бы рождаясь заново), даёт еще 2 монашеских (аскетических) обета: целомудрие и нестяжательство. Одежда: хитон, параман, пояс, ряса, мантия (палий), клобук, сандалии и четки. Монах избирает руководителя своей духовной жизни (старец), и отсекает своеволие. Так монах учится следовать воле Божией. Принимая монашество, кроме соблюдения обетов, монах обычно должен ежедневно совершать молитвенное правило и нести послушание. В число послушаний обычно входят: · уборка помещений · прислуживание в алтаре и храме · пение и чтение во время богослужения · работа у свечного ящика · работа в мастерских или подсобных хозяйствах · дежурство в трапезной · звонарство 4. Великая схима — совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Христом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником. Обряд Пострижения великосхимников - «Последование великия схимы» - отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью. После удостоверения в твёрдости намерения принять великую схиму, посвящаемый приемлет Великосхимнику снова меняют имя. Инок получает ещё одного покровителя (т.е. после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых). В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы. Кроме 3 предыдущих обетов – обет отречения от мира и всего мирского. В древности великосхимники давали дополнительный обет — вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом. Облачение великосхимника: ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, чётки, сандалии, пояс, хитон. Великосхимничество происходит от стремления совершать высшие монашеские подвиги, которыми являются отшельническое или пустынножительное житие. Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, монахи, живущие в обычном общежительном монастыре, уходили в затвор, тем самым заменяя отшельничество — они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.
Словарь Ряса – греч.-«вытертая, поношенная одежда» - верхнее (небогослужебное) одеяние - длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, тёмного цвета (бывают рясы, как демисезонные и зимние пальто). Аналав – 4-хугольный плат с изображением 8-конечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди. Обозначает крест, который берет на себя инок, следуя за Спасителем, возлагаемую на плечи, спину и грудь. Клобу́к (от тюрк. колпак — шапка) —принадлежность облачения монаха (малосхимника), надеваемая на голову. Состоит из камилавки (цилиндра с обрезанными краями) и «намётки» — чёрного покрывала (из шёлка или др. материалов чёрных тонов), прикреплённого к камилавке и заканчивающегося 3 длинными концами, спускающимися по плечам и спине до пояса. Клобук имеет символическое значение «шлема спасения» и «покрывала послушания». Нижняя часть покрывала, разделяющаяся на три длинных конца, знаменует Троическую благодать, которая покрывает помыслы монаха. Ку́коль (лат. капюшон) — в Русской Церкви с XVIIв. после реформ патриарха Никона — верхнее облачение монаха великой схимы в виде остроконечного капюшона с 2 длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Надевается поверх мантии (называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования). Мантия - длинная, до земли накидка без рукавов с застёжкой на вороте, покрывающая подрясник и рясу. Скуфья́, скуфия́ (от греч. «чаша») — повседневный головной убор православных духовных лиц всех степеней и званий. Небольшая круглая чёрная, мягко складывающаяся шапочка; складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста. Второе значение — внутренняя часть свода купола. Подрясник - длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими (в отличие от рясы) рукавами. Левая нижняя пола глубоко заходит внутрь под правую. Косая верхняя правая пола застегивается с левой стороны на шее и в поясе.
Хито́н (греч. «одежда») — подобие рубашки (льняной или шерстяной), чаще без рукавов. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Хитон всегда подпоясывался, как правило, с напуском.
Головные уборы:
Клобук Куколь .
.
Скуфья (и подрясник) Камилавка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|