Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ взаимосвязи “затраты – объем - прибыль” в условиях производства нескольких видов продукции.




В случае производства разнородной продукции точка безубыточности определяется, как правило, только в денежном выражении в целом для всего объема продаж. Критический объем продаж в разрезе отдельных видов продукции можно рассчитать приблизительно, например путем деления суммы постоянных затрат и расходов, приходящихся на определенный вид продукции, на норму маржинального дохода по этому виду продукции. Проблема заключается в выборе базы распределения постоянных затрат и расходов по видам продукции. Такой базой могут служить следующие показатели: основная заработная плата производственных рабочих, прямые материальные затраты, доля продаж отдельных видов продукции в общем объеме продаж, количество отработанных машино-часов.

Операционный анализ является одним из инструментов для разработки ассортиментной политики.

Ассортиментная политика.

Ассортиментная политика — это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос об изменении ассортимента выпускаемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.

Однако общие правила и зависимости могут и должны быть определены и сформулированы на основании анализа состояния и развития существующих сегментов рынка (внешние факторы) и финансовых изменений, происходящих внутри компании (внутренние факторы)

Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе.

Любое расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в будущем.

Иногда целью расширения ассортимента (например, выпуск аксессуаров, сопутствующих товаров под существующей торговой маркой) может быть реклама. В таком случае расширение ассортимента должно рассматриваться, как и всякие операционные расходы — с точки зрения их влияния на денежные потоки и финансовые результаты.

В любом случае главным критерием при оценке решения о выпуске новой продукции (будь-то новый и независимый вид товара или имиджевый продукт) или о сокращении существующей товарной номенклатуры должно быть изучение денежных потоков и финансовых результатов, полученных в связи с такими изменениями.

Оценка эффективности того или иного подхода к построению ассортиментной стратегии должна основываться, в первую очередь, на исчислении возможного прироста прибыли (DПр), полученного в связи с изменением ассортимента реализуемой продукции.

DПр = DД — DР (1),

где DПр — изменение прибыли, DД — изменение дохода, DР — изменение расходов, вызванные расширением/сужением ассортимента.

Так как в данном случае речь идет о будущих событиях то и количественная оценка не может быть абсолютно точной, поэтому менеджеры должны рассматривать и оценивать возможный прирост доходов с точки зрения его вероятности, а расчет необходимо проводить по двум сценариям — min и max.

Окончательное решение должно приниматься исходя из среднего показателя, с учетом коэффициента ковариации.

При этом, в случае равенства полученных средних величин, предпочтение должно отдаваться сценарию с наименьшей вариацией (разбросом значений).

При условии успешного продвижения на рынке нескольких товарных групп (стратегия диверсификации ассортимента), широта ассортимента может рассматриваться как способ увеличения устойчивости объекта (бизнеса, организации и т. д.).

Решением этих задач занимается управленческий учет: исчисление рентабельности по видам деятельности, группам товаров, отдельным единицам продукции (центрам рентабельности). При этом могут использоваться те же подходы, которые используются в целях прогнозирования. Сопоставление ожидаемых результатов с фактическими показателями может послужить не только для оценки правильности ранее принятых решений, но также и для определения степени адекватности тех допущений, которые были положены в основу прогноза.

Одним из инструментов, которым можно воспользоваться для решения данной проблемы, является операционный анализ, представляющий собой анализ безубыточности. Суть данного метода была рассмотрена во II главе данной работы. C начала рассчитывается валовая маржа, как сумма выручки от реализации за вычетом переменных затрат. Остаются условно-постоянные затраты и прибыль, т. е. те величины, которыми можно управлять.

 Проведение операционного анализа требует от финансовых менеджеров не только широкого использования всех необходимых формул, но и умения на основе расчетов делать правильные выводы, а также разрабатывать возможные сценарии развития производства и просчитывать результаты, к которым они могут привести.

Рассмотрим варианты усовершенствования (оптимизации) производственной программы.

Чтобы провести оценку направлений совершенствования деятельности, финансовому менеджеру необходимо собрать данные о работе предприятия, приведенные в таблицах 2, 3.

Таблица 2.

1. Себестоимость продаж Прямые материальные затраты Прямые затраты на оплату труда Отчисления на соц. и мед. страхование Косвенные производственные затраты В том числе: переменные постоянные   884 335 438 500 127 165 925 000   225 000 700 000
2. Расходы периода а) Коммерческие В том числе: переменные постоянные b) Общие и административные В том числе: переменные постоянные   350 000   200 000 150 000 350 000   100 000 250 000

 

Таблица 3.

Показатели Туфли Ботинки Сапоги Всего
1. Объем реализации, пар 3000 2500 2500  
2. Цена 1 пары, леев 300,0 350,0 600,0  
3. Объем продаж, леев   (стр.1 × стр.2)       900 000 875 000 1 500 000 3 275 000
4. Переменные затраты и расходы на 1 пару, леев 150,0 230,0 380,0  
5. Маржинальный доход на 1 пару, леев (стр.2 - стр.4) 150,0 120,0 220,0  
6. Совокупный маржиналь-ный доход, леев (стр.5×стр.1) 450 000 300 000 550 000 1 300 000
7. Постоянные затраты и расходы, леев       1 100 000
8. Прибыль, леев          (стр.6 - стр.7)       200 000

  

В целях обоснования и выбора оптимальной структуры запланированной производственной программы необходимо проанализировать рентабельность продаж отдельных видов продукции.

Рентабельность продаж – это отношение валовой прибыли к объему продаж.

Валовая прибыль представляет собой разницу между объемом продаж и себестоимостью продаж.

Таблица 4.

Прямые затраты.

 

Показатели Туфли Ботинки Сапоги
Прямые материальные затраты 50,82 139,50 153,25  
Заработная плата 42,0 50,0 75,0
Взносы социального и медицинского страхования 12,18 14,50 21,75
Итого прямые затраты 105,0 204,0 250,0

Косвенные затраты распределяем пропорционально прямым материальным затратам.

Таблица 5.

Показатели Туфли Ботинки Сапоги Всего
Прямые материальные затраты 152 460 348 750 383 125 884 335
Косвенные затраты 157 250 370 000 397 750 925 000

Таблица 6.

Показатели Туфли Ботинки Сапоги
Прямые затраты 315 000 510 000 625 000
Косвенные затраты 157 250 370 000 397 750
Себестоимость 472 250 880 000 1 022 750

Таблица 7.

Расчет рентабельности продаж.

Показатели Туфли Ботинки Сапоги Всего
1.Объем продаж, леев 900 000 875 000 1 500 000 3 275 000
2. Себестоимость продаж, леев 472 250 880 000 1 022 750 2 375 000
3. Валовая прибыль, леев  (стр.1 – стр.2) 427 750 (5 000) 477 250 900 000
4. Рентабельность продаж, % [(стр.3/стр.1)× 100%] 47,5 (0,6) 31,8 27,5

Расчеты показывают, что предприятие, выпуская три вида продукции, несет убытки при выпуске ботинок. Следовательно, ботинки, как товар, не преодолели своего порога рентабельности. Возможным вариантом выхода из подобной ситуации было бы исключение ботинок из ассортимента, однако, это приведет к перераспределению величины косвенных  затрат на другие позиции, что может привести к убыточности двух других товаров.

Предположим, что ботинки сняты с производства, а выпуск остальных видов продукции остался без изменений.

В этом случае произойдет перераспределение косвенных производственных затрат, как это показано в таблице 7.

 Таблица 8.

Показатели Туфли Сапоги Всего
Прямые материальные затраты 152 460 383 125 535 585
Косвенные затраты 259 000 666 000 925 000

 

Таблица 9.

Показатели Туфли Сапоги
Прямые затраты 315 000 625 000
Косвенные затраты 259 000 666 000
Себестоимость 574 000 1 291 000

 

Таблица 10.

Расчет рентабельности продаж.

Показатели Туфли Сапоги Всего
1.Объем продаж, леев 900 000 1 500 000 2 400 000
2. Себестоимость продаж, леев 574 000 1 291 000 1 865 000
3. Валовая прибыль, леев  (стр.1 – стр.2) 326 000 209 000 535 000
4. Рентабельность продаж, % [(стр.3/стр.1)× 100%] 36,2 13,9 22,3

 

Таким образом, снятие с производства ботинок не только не улучшит финансового положения предприятия, но и приведет к снижению валовой прибыли на 365 000 леев (40,5%), и возникновению убытка 165 000 леев (535 000 – 700 000)

В условиях неполной загрузки производственных мощностей решение о снятии с производства изделия убыточного по расчетам себестоимости с позиций системы absorption-costing не всегда оказывается верным. Если это изделие приносит положительный маржинальный доход, то снятие его с производства лишь ухудшит финансовое положение предприятия. В такой ситуации выгоднее изменить структуру выпускаемой продукции, увеличив долю продукции с наибольшим маржинальным доходом и уменьшить долю продукции с наименьшим маржинальным доходом.

Рассмотрим, как изменится прибыль предприятия при сокращении на 20% выпуска ботинок и увеличения на 20% выпуска сапог.

 

Таблица 11.

Показатели Туфли Ботинки Сапоги Всего
1. Объем реализации, пар 3000 2000 3000  
2. Цена 1 пары, леев 300,0 350,0 600,0  
3. Объем продаж, леев   (стр.1 × стр.2)       900 000 700 000 1 800 000 3 400 000
4. Переменные затраты и расходы на 1 пару, леев 150,0 230,0 380,0  
5. Маржинальный доход на 1 пару, леев (стр.2 - стр.4) 150,0 120,0 220,0  
6. Совокупный маржиналь-ный доход, леев (стр.5×стр.1) 450 000 240 000 660 000 1 350 000
7. Постоянные затраты и расходы, леев       1 100 000
8. Прибыль, леев          (стр.6 - стр.7)       250 000

 

 

Подобное изменение в структуре продукции привело к увеличению прибыли на 50 000 леев (25%).

Таким образом,  операционный анализ позволяет найти наиболее выгодные сочетания переменных и условно-постоянных затрат, цены и объема реализуемой продукции

Ценообразование.

Одним из наиболее быстрых и экономически эффективных методов увеличения нормы прибыли является отладка механизма ценообразования. Если на себестоимость продукции предприятие может влиять лишь в очень небольших пределах, т.к. гибкость предприятия ограничена разбросом цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и рабочую силу, а также внутренними резервами производства, то цену реализации на свою продукцию предприятие может устанавливать в достаточно широком диапазоне.

 Установление цены на продукцию или услуги предприятия – одно из важнейших и труднейших управленческих решений. Решение по ценообразованию представляет собой процесс установления конкурентоспособной и разумной продажной цены, которая приведет к росту продаж и увеличению прибыли. Процесс формирования цены предполагает рассмотрение множества факторов, таких как конкуренция, покупательский спрос, затраты и расходы и т.д.

На практике существуют два подхода к ценообразованию – затратный и стоимостной.

Затратный подход.

 

 

 


Ценностный подход.

 

 

 


Затратный подход к ценообразованию – это метод ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты и расходы предприятия на производство и реализацию продукции.

Ценностное ценообразование – это подход, при котором предприятие сначала определяет продажную цену нового изделия, а уже потом проектирует сам продукт.

Самой распространенной формой ценообразования на основе себестоимости является ценообразование по принципу “затраты и расходы плюс”.

При использовании данного метода продажная цена единицы продукции определяется путем прибавления к себестоимости продукции части прибыли (наценки). Общая формула цены в данном случае имеет вид:

Цена = Затраты и расходы + Наценка

где

Наценка = Процент наценки × затраты и расходы

Процент наценки устанавливается эмпирически, чаще всего исходя из желаемой нормы рентабельности.

Процент наценки рассчитывается следующим образом:

Процент     Бюджетная прибыль + Общ затраты и расходы, не вкл в состав базовых

           = ─────────────────────────────────────────────

наценки   Годовой объем продукции × базовые затраты и расходы на ед. продукции

 При ценностном ценообразовании цены устанавливаются таким образом. Чтобы они обеспечивали предприятию получение большей прибыли за счет достижения выгодного для него соотношения “ценность/затраты”.

Данный метод предусматривает расчет цены на основе маркетинговых исследований. Знание уровня данной цены позволит предприятию в целях получения желаемой прибыли определить необходимый объем продаж и, соответственно, объем производства, учитывая при этом реально существующую конъюнктуру рынка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...