Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К вопросу о произношении и написании фамилии М.П.Мусоргского.

1968 год, журнал «Русская речь», № 4. Читательница Т.В.Пояркова из Тбилиси пишет: «Радиодикторы делают в фамилии Мусоргский ударение на первом слоге. В БСЭ (2-е издание) указано такое же ударение. Между тем, наши отцы, современники Мусоргского, знакомые с музыкальной жизнью того времени, всегда произносили МусОргский. У А.Н. Апухтина даже есть эпиграмма, подсказывающая такое ударение:

МусОргский наш посредством нот Расскажет всё на свете: Как петли шьют, как гриб растёт, Как в детской плачут дети.

Ответ в журнале таков: «В решении вопросов о правильности ударения в фамилиях чаще всего учитывают, как произносил сам её носитель. Фамилия Мусоргского долгое время имела колебания в ударении: её произносили и МУсоргский и МусОргский, Однако существует предание, основанное на свидетельствах современников, что сам композитор ставил ударение на первом слоге, причём считал, что его предком был некий МУсорга. Другое произношение фамилии композитора – с ударением на втором слоге, очевидно, появилось под влиянием обширной группы фамилий на -ский, -цкий польского происхождения, имеющих ударение в соответствии с требованиями польского языка на предпоследнем слоге.» Автор ответа – Калакуцкая Л.П.

Такой ответ представляется недостаточно убедительным. Чего стоит только доказательство - «...существует предание, основанное на свидетельствах современников…». И ни одного примера свидетельства, в отличие от показанного в вопросе. Однако, есть мнение, что существует и обратное утверждение. Это доказывает уже стихотворение, приведённое выше! Поэт А.Н.Апухтин (1840-1893) – самый настоящий современник Мусоргского (1839-1881). Ведь тогда бы поэт уже первую строку мог написать: «Посредством нот наш МУсоргский ….»

Ссылка Калакуцкой на слово «МУсорга» выглядит сомнительной. Утверждения, что это слово происходит из греческого языка, которое в переводе на русский язык означает «творец», «певец», «музыкант» не подтверждается современным греческим языком (см. переводчики и словари). Из переводчика в интернете и при консультации с носителем греческого языка из Посольства Греции в Москве следует, что эти слова в переводе на греческий язык звучат совсем по другому, и, вообще, в греческом языке слова, похожего на «мусорга» - нет, а, если бы оно и появилось, то, по правилам греческого языка, ударение было бы только не на первом слоге. Слышал, что такое слово есть в греческом языке времён Византийской империи, но проверить не удалось..

Есть и такое мнение, что фамилия «Мусоргский - «русифицированный вариант польской фамилии МусОргский или МусОржский. В польских источниках многочисленны всякие МусОрские, МусЕрские, МосЕрские и проч. С учетом смоленских корней композитора польское влияние никак нельзя исключить.» К тому же ударение на предпоследнем слоге в фамилиях таких известных русских людей, какЛобачевский, Василевский, Козловский, Пржевальский, Покровский, Данилевский … не подлежит сомнению. Почему же для Мусоргского делается исключение?

В статье Н.С.Новикова «Молитва Мусоргского» (Главная тема творчества Новикова - архивные изыскания, касающиеся жизни выдающихся людей Псковской земли:) указывается, что родоначальником фамилии Мусоргский был Роман Васильевич Монастырев по прозвищу «Мусорга», которое использовалось наравне с фамилией. Кстати, и фамилия самого Романа Васильевича имеет происхождение от прозвища «монастырь» у одного из его предков, который после смерти отца воспитывался в монастыре.. У Романа Васильевича было пятеро сыновей. От младшего Ивана и пошли Мусоргские. Его сын Пётр Иванович Мусоргский был воеводой в Старице (1620 год). По этой ветви ещё дед комозитора секунд-майор Алексей Григорьевич (1758-1826) представлен как Мусоргский вгенеалогии, вложенной в Сборник материалов, выпущеный издательством "Музыка" в 1989 году в связи с предстоящей работой по изданию Полного академического собрания сочинений М.П.Мусогрского в 32-х томах «Наследие М.П.Мусоргского», Почему-то из фамилии отца композитора Петра Алексеевича (1798-1853) буква «Г» исчезла. Можно предположить, что она, выпала, фонетически, когда кто-то записал фамилию по слуху. А самого Модеста Петровича записали в метрической книге – Мусирский (взято из статьи композитора Юрия Алябова «Гений отчаяния», 20.03.2014 года). Этот «кто-то» - может быть например, священник (даже назван полностью - Александр Наумович Серебреницкий), который в марте 1839 года приехал из волостного центра Жижец крестить новорожденного, дав ему имя Модест. И ничего нет удивительного в возможных ошибках.

Модест Петрович Мусоргский интересовался историей не только в связи с творчеством, но и с историей своего рода. С 1860-х годов Модест Петрович в письмах к друзьям и в сочинениях начал писать фамилию с буквой «г». В то же время в деловых бумагах и письмах на родину он до конца жизни сохранил прежнее написание фамилии. Вероятно, причиной этому были формальные обстоятельства, например, юридические. Одно из утверждений, что Мусоргский якобы «возмущался тем, что многие произносили его фамилию с ударением на втором слоге, в то время как он сам произносил её с ударением на первом слоге» также голословно. В многочисленных опубликованных его письмах следов такого возмущения мне обнаружить не удалось.

К сожалению, в XIX веке аудиозаписей не было и в словарях XIX века ударения не проставлялись. Поэтому и остаются возможности бездоказательно утверждать, что ударение должно быть на первом слоге фамилии композитора.

Логично полагать, что решение М.П.Мусоргского восстановить букву «Г» должно быть определяющим также для ударения на втором слоге. Восстановленная буква "Г" в фамилии настоятельно требует и ударения на втором слоге

Восстановив в фамилии букву "Г", тем самым композитор подчеркнул ударение на втором слоге: попробуйте произнести "Мусоргский", чтобы ударение при таком написании было на первом слоге и слышен был звук "Г"! – Вряд ли получится, «язык сломаете». А вот при ударении на втором слоге это получается легко!

Вероятно, не нравилась композитору и навязчивая связь фамилии со словом «мусор», который обозначал сор не только в прямом, бытовом смысле. Мусорить во многих говорах значило ‘сквернословить, лгать, пустословить’.

Во «Всенаучном энциклопедическом словаре», 1882 (под редакцией Клюшникова В.), уже видим фамилию композитора с буквой «Г», но как бы случайно, подряд идут 2 слова с такими определениями, почти с одинаковым объёмом текста (приводим полностью):

1. Мусоргскiй Модестъ Петровичъ – композитор, р.1839, состоял сначала на военной службе; главные сочинения – опера «Борис Годунов», множество романсов и др.

2. Мусоръ – 1) смесь глины и толчёного угля, которою покрывают внутренность печей и душников; 2) обломки кирпича, мелкий щебень, глина и пр., остающиеся от каменной работы.

Так что в написании фамилии уже ничего исказить нельзя. Остаётся сделать предположение, почему существующая тенденция с ударением на первом слоге могла получить утверждение в массах.

Для начала, обратимся к таким авторитетам как Потебня и Востоков.

Алекса́ндр Афана́сьевич Потебня́ (1835— 1891) — русский языковед, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

Востоков (псевдоним; настоящая фамилия Остенек) Александр Христофорович (1781-1864) - русский филолог-славист, поэт. Академик Петербургской АН (1841). Автор двух грамматик русского языка — "пространной" и "краткой" (1831). Редактировал и участвовал в составлении 4-томного "Словаря церковнославянского и русского языка" (1847).

Что же они считают об особенностях русского ударения?

А.А. Потебня писал, что не знать особенностей изменения ударения в слове простительно даже хорошо образованному русскому, не обладающему определенными знаниями.

Полтора века назад А.Х. Востоков поставил цель найти правила, которые показывали бы, на каком слоге слова должно быть ударение. Но именно ему принадлежат слова о том, что определять, «который же именно слог должно произносить с ударением... научаемся из употребления и из словаря».

Эти заключения связаны с двумя особенностями русского ударения, а именно: его разноместностью и подвижностью.

Даже к концу жизни Мусоргского его значимость для культуры осознавалась пока немногими. Хотя известен необыкновенно восторженный отзыв Листа, ознакомившегося с вокальным циклом Мусоргского "Детская", переданный через издателя В.В.Бесселя в мае 1873 года в Веймаре: "Любопытно!.. и как ново!.. Какие находки!.. Никто другой так этого бы не сказал..." Вот как Мусоргский на это отреагировал: "... Что же скажет Лист или что подумает, когда увидит "Бориса" в фортепианном изложении хотя бы..." Однако, прошло несколько десятилетий и роль Мусоргского стали осознавать уже музыканты и учёные всего мира, особенно, после того как два других русских гения в лице Шаляпина и Рахманинова представили оперу «Борис Годунов». Мусоргский был впереди современников на несколько десятилетий. Его недостаточно понимали даже ближайшие коллеги.

Что же касается противников, тут приведём отрывок из письма самого Мусоргского 2 января 1873 года В.В.Стасову: "...если музыкальные фарисеи распнут нас - наше дело начнёт делаться и будет делаться тем шибче, чем жирнее будут комья грязи... Да, скоро на суд! Весело мечтается о том, как станем мы на лобное место, думающие и живущие о "Хованщине" в то время, когда нас судят за "Бориса"; бодро, до дерзости смотрим мы в дальнюю музыкальную даль, что нас манит к себе, и не страшен суд.... Дерзости хватит на раздачу всем судьям." Премьера первой редакции оперы прошла в 1868 году и вызвала шквал критики, хотя были и положительные отзывы.

Наверно, хватало дерзости отвечать и таким судьям как основатели консерваторий в Москве и Петербурге братья Рубинштейны. Так, в письме М.А.Балакиреву ещё 1861 года, ссылаясь на статью А Рубинштейна в журнале "Век", Мусоргский пишет: "Он говорит, что в России нет и не может быть музыкантов-художников, были и есть музыканты-любители; довод свой основывает на том, что настоящий художник работает для славы и денег... нельзя же назвать художником и признать талантом того, кто написал в жизни своей не более 3, 4-х вещей хороших. Каковы прерогативы ограниченности Рубинштейна - слава и деньги и количество, а не качество...". А его брата, Н.Рубинштейна, Мусоргский называл в письмах как Тупинштейна. В общем, как выразился Мусоргский в другом письме «они друг друга стоят» Такого, конечно, не могла простить стоящая за ними пресса. Не прощают ему и по сей день, удерживая в употреблении звучание фамилии как бы с корнем «мусор».

Н.С.Новиков в статье «Молитва Мусоргского» сообщает, что Татьяна Георгиевна Мусоргская, внучатая племянница композитора, не раз повторяла, что ее отец Георгий Филаретович и тетушка Татьяна Филаретовна произносили «Мусоргский» с ударением на «О».

Из этой же статьи: «На одном из музыкальных фестивалей на родине Мусоргского выступал ответственный работник Союза композиторов СССР (как выясняется – это Т.Н.Хренников) и, к удивлению и недоумению xoзяев праздника и гостей, настойчиво и как бы бравируя повторял фамилию Мусоргский с ударением на «О». Такое произношение звучит непривычно, однако слышать его приходится не так уж редко. В передаче Центрального телевидения при участии дочери Шаляпина Марфы Федоровны, живщей в Англии, на вопрос, кого из композиторов больше других любил её отец, она ответила не задумываясь: «Конечно, Мусоргского!» И сделала ударение на втором слоге!»

При всей непривычности такого ударения ныне, оно всё-таки продолжает удерживаться.Так, солист Большого Театра России Зураб Лаврентьевич Соткилава утверждает (интервью в газете «Труд» 1 ноября 2005 года), что « Мусоргский просил, чтобы его фамилию произносили с ударением на «О». Но и по сей день большинство коверкает его фамилию, а в театрах издеваются над его операми. У этого композитора музыка со словами в идеальной гармонии.» И это не единственный пример нашего времени.

Наша задача сделать привычным и общеупотребительным произношение фамилии Мусоргского с ударением на втором слоге. При власти, которая пришла в Россию как в 1917, так и в 1991 году это пока затруднительно. После переворота 1917 года уничтожались даже важнейшие символы русской истории и славы (Храм Христа Спасителя в Москве – главный пример, а сколько примеров такого рода по всей России!). Пушкина призывали «сбросить с корабля современности», запрещали поэзию Есенина и Ахматовой, Рахманинова называли «фашистом в поповской рясе». Шаляпину досталось за то, что он пожертвовал большую сумму денег на поддержку нуждающихся детей русских эмигрантов. Но в это время Шаляпин утверждал русское музыкальное искусство по всему миру, в первую очередь, оперу «Борис Годунов» МусОргского. Музыку в России охаять было нельзя, так постарались утвердить фамилию композитора с ударением на первом слоге.

После переворота 1991 года одна из первых акций власти – изъятие слова «русский» из паспортов, в то время как, несмотря на неоднократные протесты, переименование метро «Войковская», названного в честь цареубийцы, никак не происходит. И всё-таки какие-то подвижки в деле восстановления правды и справедливости имеются. Например, в Москве существует и уже реализуется проект восстановления и строительства двухсот храмов. Но пока ещё остаётся слишком много серьёзных примеров недопустимого отношения власть имущих и к русскому языку, да и к русской культуре вообще при всех разговорах и лозунгах. - Как я услышал из уст одного уважаемого деятеля культуры, что несмотря ни на что «продолжают строить нашу культуру по лекалам Сороса».

Творчество нашего гениального русского композитора закономерно диктует внедрить безусловно правильное произношение его фамилии. И здесь задача соответствующим организациям, ответственным за сохранность русского языка и русской культуры. Мы же все, не ожидая пока бюрократическая машина раскрутится, должны «научаться употреблять» фамилию нашего композитора так, как этого он и его творчество заслуживают – МусОргский!

Председатель Народного клуба любителей русских басов

Вячеслав Сидоров

Примечание:

Готов вносить коррекции в данное эссе при поступлении обоснованных замечаний.

 

Справедливости ради, далее - письмо из Музея М.П.Мусоргского в Наумово Псковской области;

Уважаемый Вячеслав Алексеевич, извините, что долго не отвечала на Ваше послание. Я Вас разочарую, фамилию Модест Петрович Мусоргский произносил с ударением на первый слог на букву «у».

В своей автобиографической записке композитор пишет «Модест Петрович Мусоргский. Русский композитор. Родился в 1839 году 16 марта, в Псковской губернии, Торопецкого уезда. Сын старинной русской семьи». Журнал «Музыкальный современник» 1917 г. № 5-6.

«Соединение помещика — аристократа с крепостной крестьянкой на благо россиянам» в письме писал композитор (дед Мусоргского дворянин был женат на совей крепостной). Модест Петрович гордился этим родством.

«...Ко всему народному, крестьянскому Модест относился с большой любовью, русского мужика почитал за настоящего человека...» (из воспоминаний брата Филарета.). Из выше перечисленного следует, что композитор свою фамилию произносил на русский лад.

Татьяна Георгиевна Мусоргская (внучатая племянница композитора) говорила, что ее отец Георгий Филаретович (племяник композитора) и ее тетушка Татьяна Филаретовна (племянница композитора) — дети единственного брата Филарета произносили фамилию Мусоргский с ударением на «о» более звучно по польски. Ничего удивительного в этом нет т. к. Филарет был аристократ по своей сути.

Николаей Сергеевич Чириков 1888 года рождения (сын двоюродного брата композитора) пишет письмо из Франции, где указывает «...у нас в семье мы произносили фамилию Мусоргский с ударением на первом слоге. Здесь, за рубежом, я слышал как русские произносили эту фамилию с ударением на втором слоге на «о», но это не верно...».

Еще одно веское подтверждение, я скопировала лист из книги изданной в 1932 году «М.П.Мусоргский. Письма и документы» под редакцией А.Н.Римского — Корсакова. Гос.муз. Издательство. (Сын композитора). Андрею было 3 года когда не стало Мусоргского, но от своего отца и матери он слышал как они произносили фамилию и пишет об этом в своей книге. (копия листа из этой книги прилагается).

Местные жители фамилию произносили с ударением на «у». До сих пор сохранились названия «М у соргская гора» и «М у соргская роща».

Вы пишите, что Мусоргский озорник поменял фамилию это не так. Во всех церковных книгах которые вели священнники фамилия писалась: Мусерский, Мусарский, Мусурский. В метричекой книге фамилия пишется Мусирской. Но когда Модесту было 10 лет, отец берет грамоту, которая подтверждает дворянское происхождение ребенка. Она понадобилась для поступления в школу Гвардеских подпрапорщиков. В ней фамилия пишется Мусорский (без «г») это подтверждает, что не сам композитор поменял фамилию.

 

Отвечаю на последний вопрос. Церковь святой Одигитрии в 1950 году разобрана на кирпичи. От нее остался только фундамент, рядом в данное время постоили новый храм.

 

С уважением к Вам заведующая музеем Николаева Лидия Дмитриевна

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...