Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методические приёмы

Ранний возраст.

Содержание работы: обучение приемам проявления доброжелательности к людям (улыбнуться, отдать игрушку, поделиться), способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.)

Основные методические приёмы – гуманное отношение взрослого к ребенку (проявление любви, ласки, частое употребление ласковых слов, поглаживание, похвала малыша за каждое проявление доброжелательности. Запрет на проявление недоброжелательности по отношению к взрослым и детям и тем более подкрепление этих действий положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Оценка взрослым поведения ребенка, т.к. именно в этот период ребенок к ней наиболее восприимчив.

Младший дошкольный возраст

Содержание работы: пополнение социального опыта ребенка множеством единичных положительных поступков. Формирование понятий, что такое хорошо и что такое плохо.

Основные методические приёмы - пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Оценка взрослыми и их похвала за положительные поступки. Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора - песенки, потешки, сказки.

Форма работы - индивидуальные занятия.

Средний дошкольный возраст

Содержание работы: подведениеребенка к осознанию нравственных ценностей, формирование способности к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепление представлений о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе.

Основные методические приёмы - совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого, организация практики поведения, привлечение внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, обучение умению «читать» эмоции («Посмотри на этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит? Как его успокоить?»).Обучение решению вербальных логических задач (Как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша?»), что позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте,

Дети живо воспринимают мораль художе­ственных произведений, способны к оценке поступков героев книг и спектаклей. Правда, для ребенка важно, чтобы «плохие» и «хорошие» герои ясно и однозначно выражали свою позицию. Понятия «красивый» и «хороший» у детей очень сближены - красивый герой не может быть плохим.

Старший дошкольный возраст.

Содержание работы: формирование способности не только к обобщению своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.

Основные методические приёмы

Воспитатель организует этические беседы с детьми. Бе­седы можно проводить в разных формах - индивидуаль­но, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. Содержа­нием этической беседы могут стать возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произ­ведений или произведения изобразительного искусства.

К каждой этической беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опыт детей; соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту; кон­кретность обсуждаемых ситуаций; наличие ситуации выбора и противоречий; связь с последующей деятельностью и практикой поведения; соблюдение такта и осторожнос­ти при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы; не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно.

В работах Л.П. Князевой (Этические беседы в детском саду. - Пермь, 1972), A.M. Виноградовой (Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М., 1989) раскрыта методика проведения этических бесед. Так, дети обсуждают разные сказки с одной моралью («Те­ремок», «Рукавичка») или сравнивают поведение героев в сходных ситуациях, самостоятельно выводят на основе разных литературных произведений правила взаимоот­ношений. Темой этической беседы могут стать пословицы, поговорки (Что означают пословицы «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Нет милей дружка, чем родная матушка» и др.?).

Форма и место проведения этической беседы могут быть разными. Ее можно провести традиционно в поме­щении группы, когда дети сидят за столами, или на про­гулке. В беседе могут участвовать одновременно все дети или 5-6 человек.

В беседе можно использовать наглядный материал. Например, дети рассматривают картинки и классифици­руют их по основанию, предложенному воспитателем (Разложите картинки на те, где нарисован хороший по­ступок, и те, где нарисован плохой; отберите те рисунки, на которых ребенок нашел правильное решение; посмот­рите на две большие картины, а затем на картинки на ваших столах и подойдите к той картине, которая боль­ше соотносится с вашей картинкой по морали, по типу поведения персонажа, по форме выражения героями чувств и т.п.).

Выбор формы этической беседы и места ее проведе­ния зависит от ее темы, возраста детей и уровня их мо­рального развития. Однако всегда воспитатель выстраи­вает беседу так, чтобы это действительно была беседа, т.е. вопросы к детям и вопросы детей к воспитателю и друг к другу. Это позволяет вести обсуждение, учит де­тей строить умозаключения, рассуждать, а не пассивно воспринимать и запоминать. Этическая беседа может со­стоять из трех частей: сначала дети слушают короткий рассказ или просматривают фильм, или разыгрывают сценку, потом обсуждается мораль и наконец проводит­ся своеобразный практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают спосо­бами морального поведения.

Педагогическое мастерство воспитателя будет прояв­ляться в умении в наибольшей степени активизировать познавательную и эмоциональную активность детей, их самостоятельность в поиске решения предлагаемых си­туаций, сочетать разные средства и методы.

Этические беседы проводятся по мере необходимости. Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность об­судить тот или иной моральный вопрос и могли рассчи­тывать на справедливое разрешение проблем.

Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется осознанию ребенком мораль­ных ценностей, практика поведения, упражнения также остаются важной частью педагогической работы. Воспи­татель заботится, чтобы дети могли постоянно упраж­няться в гуманном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым. Жизнь детей должна быть наполнена соот­ветствующими ситуациями (подготовка подарков друг другу, забота о заболевшем, уход за животными). Воспи­татель не только использует случаи, возникающие сти­хийно, но и специально организует ситуации, включая их в разные виды деятельности: игру, труд, занятия по всем разделам программы. На этом этапе главной становится работа по формированию «переживания-действия». По­этому продолжается обучение детей способам гуманно­го поведения и вербальным формам выражения положи­тельных чувств («Как ты поздравишь Наташу с днем рож­дения, какие хорошие слова ей скажешь?»).

Таким образом, при систематической работе, направ­ленной на воспитание гуманного отношения дошкольни­ков к окружающим людям и природе, у детей формиру­ется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений -процесс сложный и противоречивый. Умения со-чувствовать, со-переживать, со-радоваться, не за­видовать, делать добро искренне и охотно - в дошколь­ном возрасте лишь закладываются. Хотя и следует по­мнить, что именно дошкольник открыт, предрасположен к подобного рода отношениям. Он доверчив сам и так же относится к другим. Жизненный опыт со временем или утвердит его в таком отношении к окружающим, или за­ставит измениться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...