Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Заемные и привлеченные финансовые ресурсы





 

В условиях рыночной экономики производственно-хозяйственная деятельность предприятия невозможна без использования заемных средств.

Заемные средства - это кредиты, займы, предоставленные банками и другими организациями, временная финансовая помощь других предприятий.

Привлечение заемных средств в оборот предприятия при условии их эффективного использования позволяет ей увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций, наращивать доходы, повышать рентабельность собственного капитала, поскольку в нормальных условиях заемные средства являются более дешевым источником по сравнению с собственными финансовыми ресурсами. Кроме того, привлечение заемных средств позволяет собственникам и финансовым менеджерам существенно увеличить объем контролируемых финансовых ресурсов, т.е. расширить инвестиционные возможности предприятия.

Однако в ситуации, когда размер затрат по обслуживанию долга превышает размер дополнительных доходов от использования заемных средств, неизбежно ухудшение финансовой ситуации на предприятии.

Раскрывая тему заемных средств нельзя не упомянуть о заемном капитале. Заемный капитал - это совокупность заемных средств (денежных средств и материальных ценностей), авансированных в предприятие и приносящих прибыль. Иными словами, заемный капитал, используемый предприятием, характеризует объем его финансовых обязательств. В соответствии с гл. 42 Гражданского Кодекса РФ эти финансовые обязательства могут быть оформлены в виде договоров кредита и займа, товарного и коммерческого кредита.

Кредит - по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В зависимости от срока выдаваемой ссуды кредиты делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 3 лет) и долгосрочные (свыше 3-х лет).



Прежде чем принимать решение о предоставлении кредита банк анализирует кредитоспособность предприятия.

Под кредитоспособностью предприятия понимается наличие у него предпосылок для получения кредита и его возврата в срок. Кредитоспособность предприятия определяется его аккуратностью при расчетах по ранее полученным кредитам, текущим финансовым состоянием и возможностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников.

Каждый банк использует свою систему оценки кредитоспособности предприятия, составляющую коммерческую тайну банка. Обычно система оценки использует три категории кредитоспособности: надежный (кредитоспособный), неустойчивый (ограниченно кредитоспособный), ненадежный (некредитоспособным).

Заемщик, признанный надежным кредитуется на общих условиях; в этом случае может быть применен и льготный порядок кредитования. Если заемщик оказывается неустойчивым клиентом, то при заключении кредитного договора предусматриваются дополнительные нормы контроля за его деятельностью и возвратностью кредита (например, необходимость залога, гарантии, поручительство, ежемесячная проверка обеспечения, применения повышенных процентных ставок и т.д.). Если предприятие признано ненадежным клиентом, то его кредитование осуществлять нецелесообразно. В этом случае банк может предоставить денежные средства только на особых условиях, специально предусмотренных в кредитном договоре.

Главными причинами необеспечения кредитоспособности предприятия являются наличие дебиторской задолженности, нарушение обязательств, накопление избыточных производственных и товарных запасов, низкая эффективность хозяйственной деятельности, замедление оборачиваемости оборотных средств и т.п.

В основном банки выдают краткосрочные кредиты; эти кредиты используются для финансирования текущих операций и поддержания ликвидности и платежеспособности предприятия. Долгосрочные кредиты в основном используются для финансирования затрат по капитальному строительству, реконструкции и другим капитальным вложениям, а потому они должны окупиться за счет будущей прибыли, ожидаемой к получению в результате проводимых мероприятий «капитального» характера. Именно поэтому получение долгосрочного кредита обычно сопровождается предоставлением банку экономических расчетов, подтверждающих способность заемщика расплатиться в дальнейшем за полученный кредит и погасить его в срок. Кроме того, кредитный договор может предусматривать целевое использование кредита.

Товарный кредит - это договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

Коммерческий кредит - это предоставление кредита в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.

Заем - по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумма займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Выделяются и отдельные виды финансовых обязательств: вексельные обязательства и обязательства, возникающие при выпуске и продаже хозяйственным обществом облигаций.

В составе долгосрочных источников заемных средств предприятия (организации) следует выделить и такие специфические источники финансирования, как а) финансовая аренда (лизинг), б) финансирование под уступку денежного требования (факторинг), и в) финансирования по договору коммерческой концессии (франчайзинг):

а) по договору лизинга - арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.

Привлекательность лизинга состоит в том, что предприятие не расходует единовременно собственные финансовые ресурсы на покупку оборудования, так как банки приобретают его за счет собственных средств. Банки получают доходы в виде арендной платы, которая в конечном счете превышает первоначальные затраты на покупку оборудования. Финансовый лизинг (продолжительность от 5 до 10 лет) представляет собой форму долгосрочного кредитования. Вместе с тем он имеет преимущество перед обычной ссудой, которая всегда связана с ограниченными сроками предоставления и погашения кредита. Лизинг - более гибкая форма кредитования, так как предприятие - арендатор и банк могут выбрать удобную для обеих сторон форму платежей, которые к тому же не облагаются налогом;

б) по договору факторинга - одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.

Факторинговые операции производятся с целью ускорения получения поставщиком платежа. Предприятия - поставщики уступают банку право требования платежа по платежным документам за посталвенные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Банк сразу же возмещает поставщику часть суммы, остальная ее часть поступает на счет поставщика после поступления средств от покупателя. В договоре может быть предусмотрено и незамедлительное возмещение предприятию - поставщику полной суммы, причитающейся ему от покупателя. Обычно за осуществление такой операции банк взимает с предприятия дополнительную плату.

Факторинговая операция обеспечивают для предприятия - поставщика кредитование его оборотных средств, минимизируют потери от просрочки платежа, создают условия для нормальной производственной деятельности. Предприятие - поставщик знает точную дату поступления платежей и может планировать свои расходы. Особенно эффективно факторинговое обслуживание для малых и средних предприятий, не редко испытывающих временные финансовые затруднения.

в) по договору фрнчайзинга - одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Фактически, франчайзинг - это способ организации бизнеса, при котором компания-владелец (франчайзер) передает независимому предпринимателю или компании (франчайзи) право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги:

·   с соблюдением определенных качественных характеристик;

·   с применением обусловленных технологий;

·   по разработанной схеме;

·   в четко установленном месте;

·   под определенным товарным знаком.

В обмен на часть прибыли и независимость, франчайзи получает достаточно известный товарный знак, проверенный временем метод ведения бизнеса и целый пакет технологий и ноу-хау.

Одним из ключевых понятий в системе франчайзинговых отношений является франшиза (франчайзинговый пакет). Под ним понимается полная бизнес-система, включая пособия по ведению работ, программное обеспечение, документацию и другие материалы, которую франчайзер передает франчайзи. Наличие франшизы позволяет последнему работать достаточно эффективно, даже при отсутствии предварительного опыта и знаний в соответствующей сфере бизнеса.

Заёмный капитал может быть классифицирован по различным признакам. Так, в частности, по периоду привлечения финансовые обязательства подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным финансовым обязательствам относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. основными видами этих обязательств являются долгосрочные банковские кредиты, долгосрочные займы, привлекаемые от других организаций (предприятий), облигационные займы и пр.

К краткосрочным финансовым обязательствам относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года. Основными видами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков, краткосрочные займы, привлекаемые от других предприятий и организаций, различные виды кредиторской задолженности и другие краткосрочные обязательства.

По источникам привлечения заемные средства подразделяются: а) на привлекаемые из внешних источников (банковский кредит, финансовый лизинг); б) привлекаемые из внутренних источников (кредиторская задолженность).

За счет внешних источников покрывается, как правило, дополнительная потребность в инвестициях в основные средства, в формирование сезонных запасов сырья, материалов, комплектующих, готовой продукции, покрытие производственных затрат и пр.

За счет внутренних источников формирования заемных средств покрывается основная потребность предприятия в ресурсах, обеспечивающих процесс непрерывности производства и реализации продукции, работ, услуг.

По форме привлечения заемные средства подразделяются:

·    на заемные средства, привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит);

·   заемные средства, привлекаемые по договору финансового лизинга (в форме оборудования);

·   заемные средства, привлекаемые в товарной форме (коммерческий кредит).

По методам привлечения заемных средств выделяют кредит, лизинг, факторинг, эмиссию корпоративных облигаций.

Наконец, по форме обеспечения заемные средства подразделяются: а) на обеспеченные; б) необеспеченные.

В свою очередь к основным формам обеспечения обязательств в соответствии с гл.23 Гражданского Кодекса РФ относятся неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток. Вместе с тем в современных условиях для обеспечения выполнения обязательств могут быть использованы и такие формы, как страхование, цессия, ипотека.

Что же касается практического использования той или иной формы обеспечения финансовых обязательств, то это зависит как от вида самого обязательства, так и от цели привлечения заемных средств, от кредитоспособности предприятия - заемщика, суммы заемных средств, срока их предоставления, статуса и характера деятельности кредитора (взаимодавца и др.).

Использование заемных средств в современных условиях объективно необходимо для нормального функционирования предприятий и организаций в силу объективности кругооборота и оборота капитала. Более того, использование заемного капитала организациями для финансирования деятельности имеет определенные преимущества.

Так, в нормальных условиях заемный капитал является более дешевым источником по сравнению с собственным капиталом за счёт эффекта «налогового щита» и обладает возможностью генерировать прирост рентабельности собственного капитала за счет эффекта финансового рычага при условии, что рентабельность активов организации превышает процентную ставку за использование заемных средств (кредитов). Преимущество финансирования за счет долговых источников является также нежелание владельцев увеличивать число акционеров, пайщиков. Заемный капитал обладает широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге заемщика.

В тоже время использование заемного капитала организацией имеет и определенные недостатки:

·   привлечение заемных средств сопряжено с рисками для организации (кредитный риск, процентный риск, риск потери ликвидности);

·   активы, образованные за счет заемного капитала, формируют более низкую норму прибыли на капитал, т.к. возникают дополнительные расходы по обслуживанию долга перед кредиторами;

·   сложность процедуры привлечения заемных средств, особенно на длительный срок, и др.

Как было отмечено выше, к финансовым ресурсам, поступившим в порядке перераспределения, относятся страховое возмещение, по наступившим рискам; средства, поступающие от концернов, ассоциаций, головных компаний; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов. Что же касается бюджетных средств, то они могут использоваться как на возвратной, так и на безвозвратной основе. Как правило, они выделяются из бюджетов различных уровней под финансирование отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной финансовой государственной поддержки организаций.

Между тем, привлечение финансовых ресурсов из различных источников имеет ряд ограничений: организационно - правовых, макроэкономических, инвестиционных, финансово - аналитических.

К ограничениям организационно - правового характера относятся законодательно закрепленные требования к величине и порядку формирования

Отдельных элементов собственного и заемного капитала компании: нижняя граница величины уставного капитала; величина резервного капитала; пределы размещении привилегированных акций, корпоративных облигаций. К организационно- правовым ограничениям относится и контроль над управлением компанией. Это касается в первую очередь акционерных обществ. Привлекая финансовые ресурсы путем дополнительной эмиссией акции, компания изменяет финансовую структуру капитала и структуру управления самой компании.

В число макроэкономических ограничений входят инвестиционный климат в стране, денежно - кредитная политика государства, действующая система налогообложения, величина ставки рефинансирования, уровень инфляции.

Формирование финансовых ресурсов организаций сопряжено с оценкой сочетания интересов последних с интересами инвесторов и кредиторов, т.е. действуют инвестиционные ограничения. Взаимодействие с финансовым инвестором характеризуется прежде всего сохранением действующей структуры управления в организации, среднесрочным горизонтом инвестирования и его заинтересованностью в получении прибыли, как правило, в конце срока инвестиций. В то же время стратегический инвестор принимает активное участие в управлении предприятием, не ограничивается конкретными сроками инвестирования, нацелен на получение значительной части бизнеса.

Наконец, группа финансово - аналитических ограничений включает в себя показатели, на основе которых производится оценка влияния процесса изменения финансовой структуры на финансовое положение компании, - коэффициенты структуры капитала.

Использование финансовых ресурсов предприятий осуществляется по следующим направлениям:

·   финансирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

·   финансирование инвестиционной деятельности предприятия (реальные финансовые инвестиции);

·   платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

·   погашение кредитов и займов;

·   финансирование благотворительной деятельности.

 

 


3. Финансовые ресурсы и финансовое планирование

 

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта.

Финансовое планирование составная часть внутрифирменного планирования и финансового механизма управления.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и нормативных показателей по обеспечению организаций и ее развития необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде. Финансовое планирование представляет собой одну из основных функций управления, включающую формирование необходимого объема ресурсов из различных источников и рациональное распределение этих ресурсов во времени и структурном подразделением предприятия.

Использование финансового планирования на Российских предприятиях ограничивается действием ряда факторов: высокой степени неопределенности на Российском рынке, связанной с глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни; незначительной доли предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок; отсутствием эффективно - правовой базы отечественного бизнеса. В этих условиях эффективное финансовое планирование доступно лишь крупным компаниям, обладающим значительными средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, способных вести широкомасштабную плановую работу.

Главная цель финансового планирования - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе планирования финансовых показателей, целесообразных направлений их расходования в плановом периоде. Между тем зависимость от этапа жизненного цикла организации, от ее финансового состояния, от ее стратегических установок и других факторов целями финансового планирования могут быть максимизация продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности владельцев компании.

Основные задачи финансового планирования деятельности организации:

·   обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами оперативной, инвестиционной и финансовой деятельности;

·   определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

·   выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

·   установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

·   соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

·   контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Характер и содержание финансового планирования определяют его принципы:

·   принцип интегрированности в общую систему управления и подчинение миссии и общей стратегии развития организации;

·   принцип финансового соотношения сроков - получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т.е. капиталовложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств;

·   принцип платежеспособности - планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение краткосрочных обязательств;

·   принцип рентабельности капиталовложений - для капиталовложений необходимо выбирать из возможных наиболее дешевые способы финансирования (финансовый лизинг, банковский инвестиционный кредит, проектное финансирование и т.п.);

·   принцип сбалансированности рисков - особо рисковые инвестиции долгосрочного характера целесообразно финансировать за счет собственных средств;

·   принцип учета потребности рынка - для организации важно учитывать конъюнктуру рынка, его емкость и деятельность конкурентов в нем;

·   принцип предельной рентабельности - целесообразно выбирать те направления вложения средств, которые обеспечивают максимальную отдачу (прибыльность) при минимальных рисках.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия. Следует отметить, что никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Более того, финансовые планы будут нереальны, если условия достижимости целевых финансовых показателе невыгодны для предприятия в долгосрочной перспективы.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.