Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколь­ко групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учеб­ного материала и ориентации в пространстве,

В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:

а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от 0 до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу.

Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользу­ются в основном тактильно-слуховым способом воспри­ятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляет­ся с помощью осязания и слуха.

Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение. Наряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях,. зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Однако остаточное зрение не яв­ляется достаточно устойчивым и надежным. Оно мо­жет обеспечить правильность и необходимую скорость восприятия обычного плоскопечатного шрифта лишь при использовании осязания. Частично видящие под­лежат обучению в специальных школах для слепых детей или в специальных классах для этих детей при школах слабовидящих.

Во время занятий слепые и частично видящие пользу­ются специальными и учебными пособиями (изданными по системе Врайля), специальными техническими сред­ствами, необходимым дидактическим материалом. Час­тично видящие пользуются и оптикой. Все это позволя­ет овладевать приемами осязательного и зрительного чтения и письма, облегчающими рациональное исполь­зование и охрану остаточного зрения;

б) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до (У,09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нару­шения зрительных функций. Наряду со снижением ост­роты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение.

Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентиро­ванной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий.

Как правило, они подлежат обучению в специаль­ных школах для слабовидящих. При обучении этих де­тей применяется система специальных технических и оптических средств (накладные ортоскопические, строч­ные лупы и др.), используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций. Однако их зрение является недостаточно устойчивым. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. В свя­зи с этим также учащиеся нуждаются в облегченном режиме зрительной нагрузки, в умелом чередовании де­ятельности, труда и отдыха;

в) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу.

При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно восприни­мают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве. В связи с необходимостью применять специальные мето­ды и технические средства обучения, соблюдать опреде­ленные гигиенические требования, такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих. Одна­ко некоторые из них при обеспечении необходимых усло­вий в состоянии успешно обучаться в массовой школе;

г) дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами.

У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться неко­торый щадящий режим.

Таким образом, мы видим, что в зависимости от раз­ной степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала, что предполагает применение диф­ференцированных форм их обучения в специальной шко­ле для слабовидящих и в массовой школе.

Особенности психического развития детей с нарушениями зрени я

Зрение играет огромную роль и в трудовой деятельно­сти человека, обеспечивая при этом саморегулирование и самоконтроль движений. Поскольку зрение имеет столь сложные и многообраз­ные связи с другими функциями и играет такую важную роль в развитии и жизнедеятельности ребенка, его нару­шение ведет к появлению вторичных отклонений в пси­хическом и физическом развитии. Прежде всего страда­ют функции, тесно связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений действительности, ори­ентация в пространстве, формирование представлений и измерительных действий. При нарушении зрения отме­чаются недостатки в формировании двигательных функ­ций: скорости, точности, координации движений и др.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредствен­но воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании воз­никает образ объекта. Поскольку воздействующие на человека объекты обладают комплексом свойств, в про­цессе восприятия участвуют ощущения различных мо­дальностей.

Нарушение функций зрения приводит к сокращению и ослаблению зрительных ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному их выпадению у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т. е. на первой ступени чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его этапе — восприятии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...