Общие методические рекомендации
ВВЕДЕНИЕ В предлагаемом вашему вниманию пособии представлены игры и задания по теме «Фрукты». Рабочая тетрадь может быть использована для индивидуальной и фронтальной работы с детьми 4—7 лет воспитателями дошкольных учреждений, учителями коррекционных групп, психологами и родителями. Подбор заданий осуществлен с учетом возраста и развития ребенка в порядке усложнения материала. Это позволит широко использовать пособие при изучении лексической темы «Фрукты» с детьми разного возраста как на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, так и на занятиях по изобразительной деятельности: рисовании, лепке, аппликации. Разнообразие заданий даст возможность работать с пособием неоднократно в течение дня. В первой половине дня дети получают новые знания по теме, выполняя задания с воспитателем, а во второй половине дня они самостоятельно или под контролем взрослого закрепляют полученные знания. Задания можно использовать и в качестве рекомендаций для совместной работы детей и родителей в вечернее время или в выходные дни. На первом этапе работы с тетрадью предлагаются следующие задания: ❖ обведение карандашом по контуру (внешнему и внутреннему); ❖ увеличение или уменьшение рисунка по заданному контуру; ❖ рисование по точкам; ❖ штриховка; ❖ дорисовывание деталей в разных плоскостях; ❖ раскрашивание; ❖ рисование по шаблону; ❖ свободное рисование предметов; ❖ конструирование фруктов из частей; ❖ составление узора по образцу, по инструкции и произвольно; ❖ наложение цветных ниточек, пластилиновых жгутиков на контур; ❖ изготовление контура фруктов из тонкой проволоки или пластилина и т. д. Более сложным этапом является работа с картинками- путанками, где ребенку
предлагаются следующие задания: ❖ выделить контур одного фрукта из 5—8-ми; ❖ сосчитать фрукты, объединить их в одну группу; ❖ исключить 4-й, лишний предмет на рисунке, находя признаки и обосновывая ответы; ❖ подобрать пару нарисованному фрукту; ❖ определить положение фрукта на плоскости; ❖ выделить разные группы фруктов по форме, по цвету, с определенным звуком в названии и т. д. Рабочую тетрадь можно использовать многократно. Сначала ребенку предлагается рассмотреть и обвести нарисованный фрукт, затем он может заштриховать, раскрасить, вырезать его или выполнить аппликацию. Систематическая работа с тетрадью поможет: ❖ расширять и систематизировать знания детей о фруктах; v активизировать словарный запас, развивать грамматический строй речи: развивать навыки детей в словообразовании; v тренировать детей в согласовании существительных с числительными, составлении предложений и описательных рассказов; v формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, моделирования; v развивать образное и логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память, творческие способности, мелкую моторику детей: готовить дошкольника к овладению графикой письма: обеспечить качественную подготовку детей к школе.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Все задания в пособии даны по лексической теме «Фрукты». В основе заданий лежит работа с контурами. Это развивает зрительное внимание, активное запоминание, абстрактное мышление. Четырехлетнему ребенку иногда трудно бывает увидеть контур, связать его с объемным изображением. Помогите ему в этом. Возьмите, например, яблоко и разрежьте его пополам. Положите срезом на лист бумаги, прижмите к листу. Обведите пальчиком ребенка по краю яблока, касаясь бумаги, обозначив его контур. Возьмите простой карандаш и обведите яблоко. Отложите (снимите) яблоко. Вы нарисовали контур. Рассмотрите, какого цвета яблоко. Выберите цветной карандаш нужного цвета и проведите по контуру линию, старясь равномерно прижимать карандаш к листу бумаги и не отрывать его от листа. Теперь вашему ребенку не составит труда узнать предметы по контуру и подобрать для рисунка нужный цвет.
Перед началом занятий постарайтесь как можно полнее познакомить детей с различными фруктами. Для этого: 1. Обратите внимание ребенка на то, как красиво смотрятся яркое красное яблоко в зеленой листве, а желтое яблоко — рядом с фиолетовой сливой. Это способствует развитию у ребенка чувства цвета, умения видеть цветовые сочетания. 2. Понаблюдайте вместе с ребенком за плодовыми деревьями во время цветения, образования, созревания и уборки плодов. Этим вы научите ребенка запоминать, сравнивать увиденное. 3. Рассмотрите различные фрукты, обратите внимание ребенка на их форму. Объясните ему, что все фрукты разные, но состоят из двух основных форм: круга и овала. 4. Разделите фрукты на группы: ❖ по цвету; ❖ по форме. 5. Рассмотрите внутреннее строение разных фруктов, определите их вкус, запах и другие свойства и признаки. 6. Рассмотрите вместе с детьми изображения фруктов на предметных картинках и иллюстрациях в книгах. 7. Составьте натюрморты из натуральных фруктов и муляжей. Такая предварительная работа поможет детям успешно справиться с выполнением заданий. Комплекс заданий позволяет решить сразу две взаимосвязанные задачи интеллектуального развития ребенка и развития мелкой моторики. Исследования ученых доказали, что уровень интеллектуального развития человека находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев его рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать; у него достаточно развиты память и внимание; связная речь без нарушения звукопроизношения; он контактен и общителен. Вот почему такое серьезное значение придается развитию мелкой моторики и системы «глаз — рука» ребенка. Предлагаемые упражнения научат детей делать точные, ритмичные движения, улучшать координацию движений.
Работа должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший успех от упражнений. Прежде всего определите степень развития мелкой моторики. Понаблюдайте за ребенком, когда он занимается штриховкой или рисованием. 1. Если ребенок активно поворачивает лист при выполнении штриховки, рисовании или раскрашивании, если перемещается сам относительно листа, значит, он подменяет умение менять направление движения карандаша, не давая нагрузки на пальцы и руку. Уровень развития мелкой моторики такого ребенка невысок. 2. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы и не может раскрасить или заштриховать предметы большие, это говорит о слишком жесткой фиксации кисти руки ребенка. Проверьте степень развития системы «глаз — рука». 1. Нарисуйте большой фрукт (от 10 см в диаметре). Покажите, как уменьшить фрукт, — нарисуйте контур на 2—3 мм меньше исходного. Обратите внимание ребенка на расстояние между рисунками. Предложите ребенку нарисовать внутри вашего рисунка постепенно уменьшающиеся контуры этого фрукта. 2. Нарисуйте маленький фрукт (от 2-х см в диаметре). Предложите ребенку нарисовать вокруг постепенно увеличивающиеся контуры этого фрукта. Следите, чтобы контуры не приближались друг к другу более чем на 2—3 мм. Чем больше четких контуров нарисует ребенок, тем лучше развита у него система «глаз — рука». Перед началом занятия проконтролируйте, как сидит ребенок: ❖ спина прямая; ❖ левое и правое плечо — на одной высоте; ❖ грудь не касается стола; ❖ ноги согнуты под прямым углом, опираются всей стопой на пол; ❖ локоть и кисть лежат на столе. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Прежде чем приступить к работе, убедитесь, что ребенок правильно умеет держать карандаш: между большим, указательным и средним пальцами так, чтобы расстояние от кончиков пальцев до отточенного кончика карандаша составляло примерно 3 см. Для большей нагрузки на кисть ребенка эффективнее работать не фломастерами и красками, а простыми и цветными карандашами, подбирая последние по цвету фруктов. Для работы лучше выбирать карандаши 2М — М — ТМ, сначала используя более мягкие, а по мере развития ребенка увеличивать нагрузку на кисть, применяя более твердые карандаши. Оптимальная длина карандаша — 12—15 см. Карандаш большей длины неудобен в работе, при использовании же карандашей меньшего размера возможна деформация кисти ребенка.
Фломастер или ручку можно предложить ребенку для работы, когда вы убедитесь, что он свободно владеет карандашом ТМ (то есть тогда, когда линия, проведенная ребенком в тетради, четко видна и при этом не выходит за пределы рабочего поля). При выполнении заданий дети должны держать карандаш свободно, легко совершая движения в разных направлениях, самостоятельно регулировать размах кисти и не напрягать руку и пальцы. Необходимо обеспечивать и временной контроль. Непрерывная графическая нагрузка не должна превышать пяти минут. Продолжительность же всего занятия зависит от возраста, уровня и темпа развития, усидчивости ребенка и составляет: 10— 15 минут — для самых маленьких; до 20—25 минут — для старших дошкольников. Использование тетради предполагает несколько основных способов работы. Первым из них является штриховка. Ребенок плохо улавливает движения своей руки, пальцев, недостаточны у него зрительный контроль и коррекция глаза и руки. Штриховка помогает формированию навыка равномерного движения руки под контролем зрения. Существуют различные виды штриховки: горизонтальными, вертикальными, волнистыми, круговыми линиями, по диагонали, полуовалами, петлями и т. д. Выполняется штриховка без помощи линейки или лекала, использование резинки нежелательно. Не следует забывать и о направлении движения карандаша: только сверху вниз или слева направо! Штриховка лежит в основе раскрашивания. Раскрашивать можно, применяя четыре вида штриховки: ❖ короткие частые штрихи; ❖ мелкие штрихи с возвратом; ❖ круговая штриховка; ❖ штриховка длинными параллельными линиями. При раскрашивании следует равномерно наносить штрихи, не выходя за контур. В зависимости от возраста детей штриховка, раскрашивание и рисование преследуют следующие цели. В средней группе: формировать у детей умение изображать овальные формы, передавать их отличия от круглых, закрашивать округлые предметы закругленными линиями. В старшей группе: учить детей передавать в рисунке характерную форму и окраску уже знакомых фруктов, развивать композиционные умения, продолжать вырабатывать навыки закрашивания карандашом: учить работать в одном направлении неотрывными движениями без пропусков, не выходя за контур, с равномерным умеренным нажимом.
В подготовительной группе: развивать стремление детей дополнять свой рисунок с целью обогащения содержания — вносить в натюрморт изображение каких-либо деталей (черешков, листьев), выбирать цвет и оттенки; закреплять навыки рисования и раскрашивания; тренироваться в правильном нажиме карандаша для получения интенсивности цвета (от светлого до темного, от бледного до яркого). Для развития системы «глаз — рука» немаловажное значение имеет работа с ножницами как составная часть аппликации. Научите ребенка брать, передавать, держать ножницы. Резать можно двумя способами: как частыми мелкими, так и широкими движениями, при этом важно плавно разводить и сводить ножницы. Научите ребенка подбирать заготовку, учитывая цвет, форму и размер предмета. Познакомьте ребенка с различными способами вырезания: ❖ простой — по контуру; ❖ симметричный — сложить заготовку точно пополам, нанести контур половины шаблона, приложив ее к сгибу листа, и вырезать, не разворачивая заготовку; ❖ ленточный — сложить заготовку в 2—4 раза, перевести контур предмета на бумагу и вырезать сразу 2 или 4 предмета; ❖ обрывной — нарисовать контур предмета и обрывать лишнюю бумагу пальцами по линии контура; ❖ мозаика — нанести контур на картон и на цветную бумагу; затем вырезать из цветной бумаги предмет и разрезать его на части. Эти части приклеить на картон, сохраняя форму предмета. Младшие дети выполняют рисунок и аппликацию 1—2 фруктов, а старшие составляют различные композиции из нескольких фруктов. В зависимости от возраста детей работа над аппликацией преследует следующие цели. В средней группе: учить детей действовать ножницами, правильно держать, сжимать и разжимать кольца, направлять концы по линии сгиба и контуру; выбирать нужные формы для вырезания (из квадрата — круг; из прямоугольника — овал) и поворачивать заготовку при вырезании. В старшей группе: учить детей вырезать круги из квадратов, а овалы из прямоугольников в соответствии с величиной исходной формы; развивать плавность и согласованность движений обеих рук, учить подбирать нужный цвет и составлять общую сюжетно-тематическую композицию. В подготовительной группе: передавать в аппликации форму фруктов, тренировать в плавном и четком вырезании округлых форм, учить изображать частично видимые фрукты в положении один за другим; вырезать тонкие изогнутые детали (черешки, стебельки), листья различной формы; выполнять коллективные работы. На занятиях по лепке в работе синхронно участвуют две руки. Предложите ребенку задания с использованием шаблонов фруктов. Раскатайте вытянутый кусок пластилина между ладонями или на дощечке. Катайте, пока не получится длинный тонкий жгутик. Уложите жгутик по контуру фрукта. Жгутиком можно украсить выполненную работу, выложив из него по краю листа своеобразную рамку, придавая ему форму зигзагов, полукругов и т. д. Сделайте из пластилина барельеф (выпуклое изображение). Положите на середину изображения кусочек пластилина и растяните его до контура. Разгладьте пальчиками поверхность, чтобы ваш фрукт был гладким. Попробуйте сделать контррельеф (углубленное изображение). Раскатайте скалкой ровным слоем пластилин на картоне. Нанесите на основу контур фрукта или нескольких фруктов при помощи шаблона. Уберите шаблон. Стекой снимите слой пластилина с изображенных фруктов. В зависимости от возраста детей занятие лепкой может преследовать следующие цели. В средней группе: закреплять умение детей делить пластилин на неравные части, выделять исходные формы (круг, овал), лепить из них фрукты известными приемами. В старшей группе: учить передавать в лепке различия в форме и величине фруктов, основную форму фрукта; работать кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами; использовать стеку для прорисовки некоторых деталей у фруктов. В подготовительной группе: учить детей передавать различие формы, величины; учить сравнивать получаемое изображение с натурой; вырабатывать умение объединять вылепленные предметы в общую композицию. Развитию мелкой моторики способствует и пальчиковая гимнастика. 1) Соедините большой и указательный пальцы колечком, плотно прижмите пальцы. Сделайте такие колечки поочередно всеми пальцами. 2) Вытяните пальцы. Раздвиньте указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец. 3) Расставьте пальцы, прижмите их плотно к столу. Поднимайте поочередно по одному пальцу. Остальные пальцы не поднимаются. 4) Сожмите кулак и вытяните поочередно сначала мизинец, затем безымянный палец, средний, потом другие пальцы по одному. 5) Скрестите сначала средний и указательный пальцы, затем — безымянный и мизинец. 6) Попеременно постукивайте по столу подушечками пальцев. 7) Одновременно и поочередно соедините пальцы обеих рук, сделайте пружинящие движения ладонями. 8) Совершайте круговые движения кулачками вовнутрь и наружу. 9) Совершайте круговые движения кистями рук вовнутрь и наружу. 10) Сложите кисти рук вместе. Разведите кисти, не размыкая запястья. 11) Руки вытяните перед собой, кисти расслабьте; сделайте круговые движения. 12) Руки опустите вниз, кисти расслабьте, пошевелите всеми пальцами. Проводить пальчиковую гимнастику можно как в начале занятия, так и в перерывах между выполнением графических работ. Не забывайте, что в разминке участвуют обе руки. В конце работы над тетрадью старшим дошкольникам вы можете предложить немного пофантазировать. Например, если шаблоны оклеить тесьмой по краю, выложить шпагатом по спирали — получатся салфетки, подставки под горячее. Сделайте нарядное панно, украшения для помещений детского сада и площадок, поздравительные открытки, приглашения на праздники, досуги, родительские собрания... ЗАДАНИЯ К РИСУНКАМ Рис. 1 ü Рассмотри, узнай и правильно назови каждый из изображенных на рисунке фруктов. ü Опиши каждый из фруктов, используя предложенный образец. (Яблоко — круглое, красное, гладкое, блестящее, ароматное, хрустящее, сочное, сладкое, вкусное, полезное.) ü Подумай и ответь, как можно назвать одним словом все изображенные на рисунке предметы {фрукты). Дай определение: фрукты — это... (съедобные плоды сада). ü Какой из нарисованных фруктов тебе больше нравится? Почему? Выбери карандаш нужного цвета и раскрась рисунок. ü Назови нарисованные фрукты. А теперь попробуй изменить каждое название по числам (одно яблоко — два яблока — пять яблок).
Рис. 2 ü Внимательно рассмотри рисунок и выбери тот плод, у которого нет косточек. Возьми простой карандаш и заштрихуй выбранный тобой плод вертикальными штрихами.
Рис. 3 ü Посмотри на рисунок и определи, какой из предметов здесь лишний. Почему ты так думаешь?
Рис. 4 ü Внимательно рассмотри рисунок и определи, на какие две группы можно разделить изображенные на нем предметы (овощи и фрукты). ü Обведи одной линией овощи, заштрихуй фрукты. Раскрась рисунок.
Рис. 5 ü Заштрихуй рисунки фруктов по предложенному образцу. ü Расскажи, что можно приготовить из этих фруктов. (Образец: сок — яблочный', варенье — яблочное; пастила — яблочная и т. д.)
Рис. 6 ü Раскрась большое яблоко красным, а маленькое — зеленым цветом. ü Правильно назови большие и маленькие фрукты разного цвета. (Образец: желтое яблоко — желтенькое яблочко и т. д.)
Рис. 7 ü Раскрась верхнее яблоко красным цветом, среднее — желтым, а нижнее — зеленым. На что похож получившийся рисунок?
Рис. 8 ü Раскрась фрукт, нарисованный в верхнем левом углу, зеленым цветом, а нарисованный в правом нижнем углу — желтым.
Рис. 9 ü Посмотри, художник не закончил рисунок. Дорисуй за него недостающую половинку фрукта. ü Назови нарисованные здесь фрукты и измени их названия во множественном числе. (Образец: груша — груши и т. д.)
Рис. 10 ü Вырежи рисунки по контуру, разрежь их по белым линиям, перемешай ü кусочки и снова собери изображения целых фруктов. ü Назови каждый из нарисованных фруктов. А как будет называться его часть? (Образец: часть чего? — часть лимона и т.д.) Рис. И ü Соедини точки, обведи и раскрась большое яблоко.
Рис. 12 ü Внимательно рассмотри рисунок и найди спрятавшееся в листочках яблоко. Раскрась его. ü Подумай, какие слова-действия можно подобрать к слову «яблоко» {растет, хрустит, зреет, краснеет, наливается, блестит, пахнет, радует и т.д.).
Рис. 13 ü Выучи загадку, раскрась отгадку. Само с кулачок, Красный бочок, Потрогаешь — гладко, А откусишь — сладко. (.Яблоко) [11]
Что за плод! Шкатулка с секретом! Семена — стекляшечки на вид. Все прозрачные, все розового цвета, Потрясешь — как странно! Не звенит. {Гранат) [3]
В шкурке желтой, кислый он. Называется... {лимон) [7].
Снесла птичка синеньки яички, Развесила по дереву: Скорлупка мягонька, Белок сладенький, А желток костяной. {Слива) [11]
Он и сочен, и душист, А снаружи золотист. Много долек в нем, друзья, Будем кушать все и я. {Апельсин) [3]
Я румяную матрешку От подруг не оторву. Подожду, пока матрешка Упадет сама в траву. (Груша) [7] ü Назови все нарисованные здесь фрукты. Подбери к каждому названному тобой слову похожие, близкие по смыслу слова. (Образец: яблоко — яблочный, яблоневый, яблоня, яблонъка, яблочко и т. д.)
Рис. 14 ü Продолжи ряд.
Рис. 15 ü Посмотри на рисунок. Как ты думаешь, изображений каких фруктов на нем не хватает? Заполни пустые клетки.
Рис. 16 ü Продолжи начатый на рисунке узор из фруктов. Нарисуй в центре большого квадрата апельсин, а в уголках — яблоки. ü Придумай и нарисуй в круге свой узор из фруктов.
Рис. 17 ü Узнай и назови изображенные на рисунке фрукты. ü Раскрась картинки цветными карандашами. Карандаш какого цвета ты выберешь для каждого фрукта? ü Выбери ниточки нужного цвета и выложи их по контуру каждого рисунка. ü Проделай то же самое с мягкими цветными проволочками. ü Раскатай цветной пластилин тонкими жгутиками и разложи их по контуру рисунков фруктов.
Рис. 18 ü Заполни банку нарисованными фруктами или аппликацией. В работе можешь использовать шаблоны. Раскрась рисунок. Какие фрукты ты выбрал и почему? Рис. 19 ü ü Раскрась рисунок, подобрав для каждого фрукта нужный цвет. Используя готовые шаблоны (рис. 26—28), создай свой собственный натюрморт. Рис. 20 ü Посмотри на рисунок в левом верхнем углу. А теперь внимательно рассмотри остальные рисунки и определи, каких деталей не хватает на каждом из них. Дорисуй и раскрась картинки.
Рис. 21 ü Дорисуй невидимые части контуров фруктов.1
Рис. 22 ü Назови точное расположение каждого из фруктов на путанке по отношению к другим. Какие фрукты располагаются справа налево? Слева направо? Дети 4—5 лет выполняют это задание, используя шаблоны, старшие дошкольники — самостоятельно. Какие фрукты расположены сверху вниз? Снизу вверх? Определи, какие из фруктов находятся левее, правее, выше, ниже.
Рис. 23-25 ü Найди и назови все нарисованные на рисунках- путанках овощи и фрукты. ü Сосчитай, сколько всего предметов изображено на каждой путанке. ü Покажи и назови только фрукты (овощи). ü Найди фрукт по описанию взрослого. (Образец: желтый, кислый, овальный — это лимон.) ü Найди пару фрукту (для выполнения этого задания используются шаблоны на рис. 26—28). ü Найди и назови фрукт, нарисованный в правом верхнем углу (левом верхнем, левом нижнем и т.д.). ü Заштрихуй или раскрась фрукт названной взрослым формы (круглый, овальный и т.д.). ü Покажи и обведи на рисунке только красные {желтые, зеленые и т.д.) фрукты. ü Покажи и назови фрукт, в названии которого есть звуки [л] — [л'], [ш] — [ж], [л] - [р], [с], [г], [к].
Рис. 24, 25 ü Внимательно рассмотри обе картинки и определи, чем они различаются. ü Выбери нужный шаблон и совмести его с контуром фрукта {для выполнения этого задания используются шаблоны на рис. 26—28).
Рис. 26-28 ü Перед тобой контурные шаблоны. Внимательно рассмотри их, назови и обведи по контуру каждый из фруктов. ü Переведи понравившийся тебе контур фрукта на отдельный лист бумаги и увеличь его, не изменяя форму. ü А теперь уменьши рисунок, нарисовав второй контур внутри большего. ЛИТЕРАТУРА 1. Агеева С. И. Обучение с увлечением. — М., 1991. 2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1—4 классах вспомогательной школы. — М., 1991. 3. Волина В. В. Загадки от А до Я. — СПб., 1997. 4. Волина В. В. Праздник букваря. — М., 1995. 5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 2001. 6. Николаева С. Н. Экологическая тетрадь для дошкольников. — М., 1999.» 7. Нищева КВ. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001. 8. Новотворцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. — Ярославль, 2000. 9. Соболева А. В. Загадки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М., 1999. 10. Третьякова Т. С. Раздаточный иллюстративный материал «Играем и учимся» для старших и подготовительных групп детских садов. Пособие для воспитателя. — М., 1991. 11. 1000 загадок / Сост. Н.В. Елкина, Т. И. Тарабарина. — Ярославль, 1997. 12. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М., 2000. СОДЕРЖАНИЕ Введение............................................................................................ 3 Предварительная работа................................................................. 5 Общие методические рекомендации................................................ 7 Задания к рисункам........................................................................ 10 Литература..................................................................................... 14
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|