Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Аналитический учет отгрузки и продажи готовой продукции.





В зависимости от принятой учетной политики организации могут вести учет реализации либо по «методу начисления», т.е. на момент перехода прав собственности на продукцию, товар, работы, услуги, либо по «кассовому методу», т.е. на момент поступления оплаты от покупателей и заказчиков (малые предприятия). Малые предприятия в таком случае ведут синтетический учет отгруженной, отпущенной продукции и неоплаченной продукции на счете 45 «Товары отгруженные». Счет 45 - активный, его сальдо показывает фактическую себестоимость продукции, материалов и тары отгруженных, но не оплаченных на начало месяца покупателями, а также транспортные расходы, включенные в платежные документы, для оплаты покупателями. Оборот по дебету включает две составляющие: фактическую себестоимость отгруженных в отчетном месяце ценностей, транспортные расходы, подлежащие к оплате покупателями; оборот по кредиту - фактическую себестоимость отгруженной продукции и сумму транспортных расходов, оплаченных покупателями.

Для аналитического учета реализованной (отгруженной и оплаченной) продукции используется ведомость № 16 «Учет отгрузки и реализации продукции и материальных ценностей» (радел II), в которой совмещается аналитический и синтетический учет отгрузки (отпуска), реализации продукции, материальных ценностей и услуг и расчетов с покупателями. Аналитический учет отгрузки и реализации организуется как по отдельным видам продукции в натуральном выражении, так и в размере платежных документов в двух оценках по фактической себестоимости и продажной цене. Причем учитывается и общее количество продукции, оставшейся на начало и в конце месяца неоплаченной, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями и реализованной. Основанием для заполнения раздела II ведомости являются ведомость за прошлый месяц (остаток неоплаченной продукции на начало месяца), платежные документы и приказы-накладные на отгруженную продукцию отчетного месяца, а также выписка банка из расчетного счета организации.



Таким образом, из радела II возможно получить следующие данные: количество изделий, отпущенных со склада и отгруженных за месяц, как по ассортименту, так и в стоимостном выражении; сумму транспортных расходов; сумму НДС; суммы, причитающиеся по счетам к оплате; состояние расчетов с покупателями и т.д. Показатели ведомости имеют большое оперативное значение, так как на каждый день необходимо иметь сведения об объеме отгруженной и реализованной продукции и в целях контроля за выполнением договорных обязательств.

Раздел III ведомости заполняется по окончании месяца общими суммами по предъявленным счетам и состоит из трех частей: А - оплата и списания; Б - списано в связи с возвратом продукции; В - не оплачено, не списано. Этот раздел служит для контроля полноты отражения в журнале-ордере № 11 оборотов по кредиту счетов 45 и 90 и правильности расчета остатков по счету 45. Кроме того, счет 45 может использоваться и в некоторых других случаях, когда момент перехода прав собственности не совпадает с момента передачи продукции покупателю или перевозчику.

Синтетический учет реализации готовой продукции по методу начисления организуется на счетах 90 «Продажи» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Организации для учета факта реализации по моменту отгрузки могут организовать аналитический учет реализации (в объеме отгруженной продукции) в отдельной ведомости № 16/1 «Учет реализации продукции (работ, услуг) по отгрузке», которая заменяет раздел II ведомости № 16.

Аналитичность ведомости № 16/1 достаточно показательна и во многом повторяет показатели раздела II ведомости № 16:

1) ведется в разрезе каждого платежного документа, вида продукции и количества;

2) имеет перечень неоплаченных документов на начало месяца (сальдо счета 62);

3) имеет перечень платежных документов и объем отгрузки за отчетный месяц (дебет счета 62, кредит счета 90, субсчет 1);

4) в ней определяют неоплаченные документы на конец месяца (сальдо счета 62 на конец месяца);

5)  все  указанные количественные показатели оцениваются по фактичес-кой себестоимости, по отпускным (договорным) ценам, по сумме НДС;

6) ее показатели позволяют рассчитать результат реализации за отчетный месяц по каждому первичному документу, подтверждающему отгрузки, как разницу между отпускной и фактической стоимостью продукции (работ, услуг), т.е. прибыль или убыток.

Ведомость № 16/1 заполняется на основе отгрузочных и платежных документов, справок-расчетов о фактической себестоимости, выписок банка из расчетных и прочих счетов организации.

Для анализа результатов планирования в ведомости № 16/1 может рассчитываться и плановая себестоимость реализации, и плановая прибыль.

 Следует отметить, что в указанном регистре ведется и аналитический учет прочей реализации: основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей и прочих активов.

Документальное оформление их носит тот же характер, т.е. на основании накладных выписываются платежные (расчетные) документы с указанием договорной цены и отпускной стоимости.

При журнально-ордерной форме учета аналитический учет по счету 44 организуется в ведомости № 15 по статьям расходов; обороты по дебету счета 44 отражаются в журналах-ордерах № 1,2,7,10/1, а обороты по кредиту - в журнале-ордере №11.

Аналитические показатели к журналу-ордеру №11 используются для расчета реализации, т. е. аналитических показателей к счету 90 в части фактической себестоимости и вырученных сумм (поступившего платежа).

Сумма прибыли определяется исходя из реализованной продукции по продажным ценам минус фактическая себестоимость реализованной продукции, минус сумма НДС, минус сумма коммерческих расходов.

Например: по фирме ООО «Строитель - П» она равна 47956 руб. (378166 - 245810 - 3870 - 80530):

Д-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/ убыток от продаж»              47956 руб.

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки»                                                47956 руб.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.