Математико-статистические таблицы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИМЕНИ О.Н. БЕКЕТОВА ЖУРАВЕЛЬ В.В., ВОРОНКОВ А.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ: ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ Эконометрика ХАРЬКОВ 2012
Современный экономист должен знать и уметь использовать в повседневной работе новейшие экономико-математические методы и модели. Быстрое развитие и широкое применение средств вычислительной техники предопределяют требования к подготовке современного экономиста, который должен с помощью современных пакетов прикладных программ уметь анализировать сложные социально-экономические явления. Экономико-математическое моделирование - один из базовых курсов подготовки экономистов. Эта дисциплина основана на фундаменте знаний экономической теории, матричной алгебры, теории математической и общей статистики. Для закрепления знаний по данному курсу и приобретения навыков, необходимых для построения и анализа экономико-математических моделей, для студентов заочного отделения предусмотрена контрольная работа. Контрольная работа включает перечень задач по основным темам курса, которые студенты выполняют самостоятельно. Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с установленными требованиями, обязательно должна соответствовать номеру варианта, содержать условия решаемых задач, необходимые расчеты и пояснения, выводы. Номер варианта определяется по последним цифрам номера зачетной книжки. После сдачи на проверку контрольная работа проверяется и при условии правильного решения допускается к защите студентом на экзамене. Если контрольная работа не зачтена, ее необходимо переработать в соответствии с представленными замечаниями.
Ввиду большого объема вычислений при построении и анализе экономико-математических моделей, в контрольных работах разрешается использовать современные пакеты прикладных статистических программ: STATISTICA, SPSS, SAS, Econometric Views, Mesosaur- Econometric, Excel и т. д. При выполнении контрольной работы особое внимание следует обратить на базовые понятия, основные формулы расчетов характеристик экономико-математических моделей, примеры их построения и анализа, которые приведены ниже.
Пример. Парная регрессия и корреляция По предприятиям, производящим однородную продукцию приводятся данные за 200X г.
Требуется: 1. Построить линейное уравнение парной регрессии от . 2. Рассчитать линейный коэффициент парной корреляции и среднюю ошибку аппроксимации. 3. Оценить статистическую значимость параметров регрессии и корреляции с помощью -критерия Фишера и -критерия Стьюдента. 4. Выполнить прогноз затрат при прогнозном значении объема производства продукции , составляющем 107% от среднего уровня. 5. Оценить точность прогноза, рассчитав ошибку прогноза и его доверительный интервал. 6. На одном графике построить исходные данные и теоретическую прямую. Решение 1. Для расчета параметров уравнения линейной регрессии строим расчетную таблицу.
;
. Получено уравнение регрессии: . С увеличением объема производства на 1 ед. затраты возрастают в среднем на 0,89 грн. 2. Тесноту линейной связи оценит коэффициент корреляции: ; R2= . Это означает, что 51% вариации затрат () объясняется вариацией фактора – объема производства. Качество модели определяет средняя ошибка аппроксимации: . Качество построенной модели оценивается как хорошее, так как не превышает 8-10%. 3. Оценку значимости уравнения регрессии в целом проведем с помощью -критерия Фишера. Фактическое значение -критерия: . Табличное значение критерия при пятипроцентном уровне значимости и степенях свободы и составляет . Так как , то уравнение регрессии признается статистически значимым. Оценку статистической значимости параметров регрессии проведем с помощью -статистики Стьюдента и путем расчета доверительного интервала каждого из показателей. Табличное значение -критерия для числа степеней свободы и составит . Определим случайные ошибки , , : ; ; . Тогда ; ; . Фактические значения -статистики превосходят табличное значение: ; ; , поэтому параметры , и не случайно отличаются от нуля, а статистически значимы. Рассчитаем доверительные интервалы для параметров регрессии и . Для этого определим предельную ошибку для каждого показателя: ; . Доверительные интервалы Анализ верхней и нижней границ доверительных интервалов приводит к выводу о том, что с вероятностью параметры и , находясь в указанных границах, не принимают нулевых значений, т.е. не являются статистически незначимыми и существенно отличны от нуля. 4. Полученные оценки уравнения регрессии позволяют использовать его для прогноза. Если прогнозное значение объема производства составит: ед. продукции, тогда прогнозное значение затрат составит: грн.
5. Ошибка прогноза составит: Предельная ошибка прогноза, которая в случаев не будет превышена, и составит: грн. Доверительный интервал прогноза: грн.; грн.; грн.; Выполненный прогноз затрат является надежным () и находится в пределах от 131,66 грн. до 190,62 грн. 6. В заключение решения задачи построим на одном графике исходные данные и теоретическую прямую (рис. 1): Рис. 1. Варианты индивидуальных заданий По предприятиям, производящим однородную продукцию приводятся данные за 20XX г. (см. таблицу своего варианта). Требуется: 1. Построить линейное уравнение парной регрессии от . 2. Рассчитать линейный коэффициент парной корреляции и среднюю ошибку аппроксимации. 3. Оценить статистическую значимость параметров регрессии и корреляции с помощью -критерия Фишера и -критерия Стьюдента. 4. Выполнить прогноз затрат при прогнозном значении объема производства , составляющем 107% от среднего уровня. 5. Оценить точность прогноза, рассчитав ошибку прогноза и его доверительный интервал. 6. На одном графике построить исходные данные и теоретическую прямую. Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
Математико-статистические таблицы Таблица значений -критерия Фишера при уровне значимости
Критические значения -критерия Стьюдента при уровне значимости 0,10, 0,05, 0,01 (двухсторонний)
Литература Основная: 1. Эконометрика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 344 с. 2. Практикум по эконометрике: Учебн. пособие / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 192 с. 3. Эконометрика: Учебно-методическое пособие / Шалабанов А.К., Роганов Д.А. – Казань: ТИСБИ, 2002. – 56 с. 4. Доугерти К. Введение в эконометрику: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 402 с. 5. Замков О.О. Математические методы в экономике.- М., 2001. 6. Федосеев. Экономико-математические методы и прикладные модели.- Юнити, 2001. Дополнительная: 7. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.Ш. Кремера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 311 с. 8. Зайцев Г.Ф. Исследование операций, 1976. 9. Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс: Учебник. – М.: Дело, 2001. – 400 с. 10. Катышев П.К., Магнус Я.Р., Пересецкий А.А. Сборник задач к начальному курсу эконометрики. – М.: Дело, 2002. – 208 с. 11. Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов: В 2-х т. – Т. 1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Теория вероятностей и прикладная статистика. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 656 с. 12. Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов: В 2-х т. – Т. 2. Айвазян С.А. Основы эконометрики. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 432 с. 13. Эконометрика: Учебник / Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 512 с. 14. Сборник задач по эконометрике: Учебное пособие для студентов экономических вузов / Сост. Е.Ю. Дорохина, Л.Ф. Преснякова, Н.П. Тихомиров. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 224 с. 15. Кулинич Е.И. Эконометрия. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 304 с. 16. Эконометрика: Учебн. пособие для вузов / А.И. Орлов – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 576 с. 17. Мардас А.Н. Эконометрика. – СПб: Питер, 2001. – 144 с. 18. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебн. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2002. – 479 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|