Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

переход от презумпции закрытости информации к открытости.

Единое информационное пространство.

- это системна (целое, составленное из частей, соединение)

- множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Масштабы ЕИП, признаки:

ü Глобальное, всемирное, международное

ü Группы стран (ЕС, СНГ)

ü Языковое

ü Национальное

ü Региональное (группа субъектов федерации, субъекта федерации)

ü Отраслевое ведомственное, тематическое

ü Города, населенного пункта, муниципального образования

ü Корпорации, учреждения, организации.

Ось информационных систем:

· муниципальное ЕИП (АИС района, города)

· региональное ЕИП (автоматизированная информационная система региона)

· ЕИП России (ИТКС, ИКС, ГИС)

· ЕИП СНГ (Автоматизированная система информационного обмена между государствами-участниками СНГ (АСИО СНГ))

· мировое ЕИП (Интернет).

Единое информационное пространство:

· понимается как совокупность баз и банков данных,

· технологий их ведения и использования,

· совокупность информационно-телекоммуникационных систем и сетей,

· функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам,

· обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан

· а также удовлетворение их информационных потребностей.

Основные объекты информационного пространства:

· информационные ресурсы

· информационная инфраструктура (см. инф. сфера общества)

Цели формирования и развития ЕИП:

переход от презумпции закрытости информации к открытости.

· Основу ЕИП России составляет ЕИП органов гос.власти.

· Основу ЕИП органов власти составляют информационно-телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку принятия решений как в сфере управления экономикой, так и в области безопасности личности, общества, государства.

· Основу интегрированной системы составляют государственные ИР:

- ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности.

- ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.

Проблемы формирования ЕИП в России:

- противоречивость и неполнота нормативных актов, регулирующих формирование и сохранение ЕИП страны и его защиту как единого целого, так и по отдельным объектам.

- определить основу, ось и приоритеты разноуровневой интеграции ЕИП,

- нормативно-правового закрепления ответственности за формирование ЕИП на каждом уровне за руководителями ЕИП на каждом уровне за руководителями ведомств и администрацией регионов, а также назначение государственных заказчиков по важнейшим направлениям развития ЕИП России и разработка ими проектов программ.

- Общенациональный Центр Координации формирования и сохранения ЕИП страны + создание межотраслевого, межрегиональных и региональных советов по формированию и использованию государственных информационных ресурсов.

- Организация полноценного мониторинга состояния информационного пространства страны на всех уровнях и по всему объектному составу.

 

Определения ИО.

1. Информационное право – комплексная отрасль права, представляемая система, охраняемая государством, система охраняемых государством социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере.

Информационная сфера раскрывается как сфера производства, преобразования и потребления информации.

2. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере.

- нормы, связаны с оборотом информации и формированием и использованием информационных ресурсов.

- отношения – связаны с созданием и функционированием информационных систем.

Цели и задачи:

· обеспечение безопасного удовлетворения информационных потребностей

· субъекты отношений (граждан, организаций, государства, общество)

Источники информационного права:

· узкая трактовка – нормативные акты

· широкая трактовка – способы формирования и закрепления правовых норм (обычаи, юридические прецеденты, НПА, договоры).

· источником права являются НПА разного уровня, которые содержат в себе нормы, регулирующие отношения в данной сфере.

Нельзя допускать смешения понятий права и закон. Право шире, оно отражает и правовые теории, концепции, уровень правосознания и населения и законодателей. Право содержит Пнормы и ПА и система права служит основой для построения системы законодательства. Закон – одна из правовых норм (форм выражения). Законодательство – совокупность законов, одна из форм выражения права.

Смешанное законодательство – основа законодательства – общее законодательство – федеральные законы, кодексы.

Правовая норма – правила поведения, которые имеют два источника своей силы – первый источник – властно-волевая природа, она обеспечивается авторитетом, компетенцией субъекта, создающего данную норму, его способностью через свои институты добиться соблюдения этой нормы, второй источник силы – информационно-доступная форма выражения воли (понятность, доступность правила поведения для каждого).

Эффективность нормы, ее применяемость и реализация зависит от состояния правосознания общества и от восприятия правовых норм как соответствующих интересам общества. От соответствия формально-нормативной основы т.н. живому праву (действующим нормам, осознаваемым людьми как необходимыми), убежденность в легитимности власти.

Система права и его норм относится к функциональным системам, ориентированным на конкретные группы общественных отношений.

(гипотеза) Если … то следует(диспозиция) … иначе ….(санкция)

Абстрактная и казуистическая гипотезы.

Диспозиция – само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений.

Санкция – элемент юридической нормы, указывающий на правовые последствия несоблюдения установленных требований. Санкции – абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента.

 

Если человек стал свидетелем того, что конкретное лицо разгласило коммерческую тайну, то следует обратиться в полицию, иначе в ходе раскрытия данного преступления, свидетеля преступления привлекут к ответственности как соучастника – штраф в размере 5000 рублей.

 

Система права, его норм относится к функциональным системам, ориентированным на конкретные группы общественных отношений.

Гипотеза – условия действия правовых норм.

Диспозиция – устанавливает содержание самого правила поведения, не допускает отклонения от правил…

Санкция – определяет меры ответственности, применяемые к нарушителям правовых норм.

Классификация правовых норм:

· по юридической силе содержащего нормы акта;

· по отраслям права;

· по форме предписания (императивные (категорические) и диспозитивные);

· по форме предприсываемого поведения (управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие;

· специализированные нормы (дефинитивные, декларативные, оперативные, коллизионные);

· по кругу лиц (сфере действия) (общие и специальные);

· по времени действия (постоянные и временные);

· по сфере действия (общие и местные);

Источники права:

Акты федеральных органов:

1. Законы Российской федерации:

а) Конституция РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ;

б) акты Федерального Собрания РФ:

· федеральные конституционные законы;

· федеральные законы;

· акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления, и пр.).

2. Подзаконные федеральные акты:

· указы, распоряжения Президента РФ;

· постановления, распоряжения Правительства РФ;

· нормативные акты министерств и других федеральных органов;

· приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

Акты субъектов РФ:

1. Законы:

· Конституции, уставы субъектов РФ;

· Законы субъектов РФ.

2. Подзаконные акты субъектов РФ:

· указы, распоряжения президентов (губернаторов);

· постановления, распоряжения правительств субъектов РФ.

Акты органов МС:

Нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

· уставы

· распоряжения

· решения

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст. 15 Конституция РФ).

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы определенной отрасли права, принято определять как отраслевое законодательство.

Информационная сфера – это среда оборота информации (производство – распространение – потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации.

Основными объектами информационной сферы являются:

· Информация, в том числе информационные ресурсы – массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотек, музеев, и пр., содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.

· Информационная инфраструктура, включающая в себя совокупность информационных систем:

А) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

Б) информационно-телекоммуникационные структуры – территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммуникации и управления информационными потоками.

В) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

Г) системы СМИ (?)

Элементы информационной сферы:

I) производство, передача, распространение исходной и производной информации;

II) производство (формирование) информационных ресурсов как запасов информации (или составных произведений), передача и распространение таких ресурсов в результате подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг;

III) реализация права на поиск, получение, передачу и применение информации;

IV) создание и применение информационных систем (автоматизированных информационных систем, баз и банков данных, других информационно-телекоммуникационных технологий и средств их обеспечения) в качестве средств, обработки и перемещения информации;

V) создание и применение средств и механизмов информационной безопасности.

 

 

Проблемы формирования ЕИП в России:

· противоречивость и неполнота нормативных актов

· организация полноценного мониторинга состояния информационного пространства

· проблемы стандартизации, лицензирования, экспертизы различного рода проектов

· необходимо ограничение информационной экспансии крупных зарубежных фирм

 

Проблема информационного неравенства:

Электронно-цифровой разрыв.

- разрыв между богатыми и бедными в сфере информации стал все больше и больше обуславливаться технологическими характеристиками, когда быстрое распространение средств коммуникации стало охватывать лишь некоторые слои пользователей, в то время как прочие должны довольствоваться стремительно устаревающей техникой.

Эти разрывы есть в использовании информационных технологий:

- между старшими и младшими поколениями,

- мужчинами и женщинами,

- малым и большим бизнесом,

- жителям городов и удаленных территорий,

- между странами, регионами, цивилизациями.

Цифровое неравенство – следствие отставания в области современных технологий, нерегулирумое на государственном уровне.

Компоненты электронного неравенства:

ü доступ к информационно-коммуникационным технологиям;

ü готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий;

ü наполнение (информационно-коммуникационное) национальных информационно-коммуникационных ресурсов.

Отдельные аспекты цифрового неравенства:

ü социальный феномен, обусловленный противоречиями развития традиционных сфер деятельности людей, государственным устройством, экономическими и полит. отношениями;

ü развитием уровня образования и культуры, уровнем жизни населения, состоянием институтов гражданского общества, степенью развитости средств массовой информации;

ü зависит от состояния в области прав и свобод человека;

ü оно связано с темпами и способами внедрения новых технологий в быт личности.

Цифровое неравенство – многокомпонентное целое, оно проявляется в:

- затруденный доступ к информационно-коммуникационным технологиям;

- в неготовности пользователей и работе с ним;

- в ограниченности национальных информационно-фунциональных ресурсов;

* первые две составляющие позволяют представить цифровое неравенство как внутриэкономическое явление, третья – как феномен, существующий между странами.

ü Это явление присуще самым разнообразным обществам, в томи числе и развитым в экономическом отношении;

ü Цифровое неравенство меняет соотношение сил на международной арене;

ü Цифровое неравенство мешает не только тем, кто сказался во «втором эшелоне», но и самим странам нового информационного порядка в достижении стабильности, укрепления собственной безопасности:

информационные технологии делают государства зависимыми от

техники и технологий, уязвимыми для внешних воздействий и

террористических актов;

ü Цифровое неравенство одновременно служит полем взаимодействия для сотрудничества государств с различным уровнем информационно-коммуникационной оснащенности.

Причины возникновения неравенства:

- стартовые возможности в экономике и политике в момент наступления новой, информационной эры;

- состояние интеллектуального потенциала общества, науки и образования;

- характер национальных традиций, в том числе и в такой сфере, как СМИ, в частности то, является тот или иной народ вербальным (т.е. традиции устной речи доминируют), или его культура основана на письменности;

- географические особенности страны, компактность или дисперсность проживания ее населения.

Психология:

Цифровое неравенство – это не только материальная проблема, но и социальная, психологическая.

Фактически она аналогична другой, более давней, но тоже плохо изученной проблеме: почему одни любят читать газеты, а другие только и делают, что смотрят телевизор.

Опыт стран БРИК:

- Индия – государственный английский язык, учеба в метрополиях.

- Бразилия – работа с ИТ, акцент на инфраструктуру.

- Китай – внутренняя поддержка ИТ рынку, рекрутинг иностранных специалистов, внутренний китайский рынок – самодостаточен.

Окинавская хартия: http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html (5,9,10,11 пункты).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...