Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На пути к электронному правительству: опыт зарубежных стран

 

Опыт Латвии. Веб-сайт politica.lv, освещающий проблемы государственной политики Латвии, был создан в 2001 г. с общей целью повышения качества государственной политики в стране. Его главные подцели:

1) обеспечение доступности информационных ресурсов в области государственной политики;

2) поддержка среды для квалифицированных обсуждений государственной политики;

3) повышение уровня государственной политики.

На веб-сайте представлены ресурсы на следующие темы: процесс выработки государственной политики, социальная интеграция, верховенство закона и коррупция, права человека, гражданское общество, образование и занятость, информационное общество и внешние отношения. Под этими заголовками politica.lv предлагает подборки документов по государственной политике, выводы экспертов, политические документы (такие, как стратегии и национальные программы), проекты законодательства, а также сопровождаемые аннотациями ссылки на национальные и мировые интернет-ресурсы. На сайте также публикуются авторские материалы и интервью, которые призваны стимулировать дебаты по разным вопросам государственной политики. Работает специальный раздел для специалистов по государственной политике, где представлена информация о методологии выработки и анализа политики, возможностях финансирования, конференциях и других мероприятиях, а также ссылки на профильные организации Латвии и других стран.

Целевой аудиторией сайта politica.lv являются:

1) специалисты в области государственной политики (политики, государственные служащие, представители судебной власти, эксперты, неправительственные и правозащитные организации);

2) средства массовой информации и широкая Интернет-публика.

Теледома в Венгрии. Теледома являются одним из ключевых элементов венгерского информационного общества, их число уже перевалило за тысячу. Под понятием «теледом» подразумевается общественный центр телекоммуникационных услуг, то есть предприятие общественных услуг, через которое население может пользоваться, компьютерами и Интернетом. Короче говоря, теледома – это предприятия общественных услуг, оснащенные современными ИКТ и служащие цели предоставления в регионах и сельской местности доступа к Интернет. Теледома предоставляют государственному, гражданскому и частному секторам Венгрии более 60 видов услуг.

Основные принципы работы теледомов:

1) теледома организуются на принципах самоуправления и местной инициативы с целью удовлетворения потребностей местной общины, являясь «инициативой снизу»;

2) большинство теледомов зависит от внешнего источника финансирования (зарубежного или местного, как правило, правительственного, хотя в последнее время растет доля бизнеса);

3) создание и дальнейшее поддержание теледомов становится заботой местной общины, которая контролирует эти процессы. Чаще всего конкуренция приводит к передаче обязанностей по обеспечению деятельности теледомов местным гражданским организациям, что усиливает позиции самоорганизации и самоуправления в местных общинах и среди местного капитала;

4) спектр предлагаемых теледомами услуг широкий; он отражает разнообразие потребностей разных клиентов и открыт для новых предложений;

5) теледома служат задаче популяризации новых достижений информационного общества, используя мощь Интернета для удовлетворения интереса местных общин к событиям и инновациям, происходящих в мире.

Бразильская система голосования. В 2002 году Бразилия поставила себе задачу использовать ИКТ для голосования. В ходе первого тура общенациональных выборов 2002 года, бразильские избиратели впервые ознакомились с технологией абсолютно электронных выборов. Успешное применение этих технологий, отраженное в сравнительном отсутствии технических проблем при голосовании, явилось большим достижением для страны с большой численностью населения.

Для выборов по всей территории страны было размещено 406 тыс. электронных «избирательных урн». Эта техника размером с кассовый аппарат может работать без подключения к энергосети и коммуникационной инфраструктуре, что важно для Бразилии, учитывая, что многие избирательные участки расположены в малонаселенной местности, где доступ к телефонным линиям ограничен. Чтобы отдать свой голос, достаточно было просто набрать на клавиатуре код, соответствующий тому или иному кандидату. После голосования на экран аппарата выводилась цифровая фотография выбранного кандидата и предложение подтвердить свой выбор (или изменить его).

После закрытия избирательных участков, записанные на аппаратах голоса избирателей, шифровались, дополнялись электронной цифровой подписью и записывались на флэш-карты. В каждом из муниципалитетов около 3 % голосов сверялись с распечаткой, чтобы обеспечить контроль. После извлечения данных из аппаратов, происходившего в условиях строгого надзора, их перевозили в ближайшую региональную избирательную комиссию, из которой по каналам телефонной и спутниковой связи они направлялись на ковер национальной избирательной комиссии.

Городская целевая программ (ГЦП) «Электронная Москва» (на сайте www.el-mos.ru идет ее открытое обсуждение). В целом ГЦП за несколько лет решено инвестировать порядка 2 миллиардов долларов. Для реализации ГЦП в столице в декабре прошлого года было создано ОАО «Электронная Москва».

Реализация программы приведет к значительному сокращению бумажного оборота и ускорению получения необходимых документов. Уже сегодня при обращении в ДЭЗ или органы социального обеспечения за справками москвичи получают их отпечатанными на компьютере. Причем работники этих учреждений не набивают документы, а выводят на печать, обращаясь с запросом к соответствующей базе данных. Очень часто справка из одного ведомства необходима для предоставления в другое ведомство. Например, для получения заграничного паспорта нужна выписка из паспортного стола. При этом информация извлекается из одной базы данных, переводится в бумажную форму, после чего вносится в другую. Очевидно, что, с точки зрения информационных технологий, бумажный этап совершенно лишний. Более того, на этом этапе информация может быть вольно или невольно искажена. Вполне логичным выглядит решение, при котором бумажный этап исключается. Экономится не только наше с вами время, но и сокращаются затраты на бюрократический аппарат, а информация не искажается. Сокращение бумажного оборота в наибольшей степени должно облегчить жизнь обладателям всевозможных льгот (пенсионерам, инвалидам). Ведь от них часто требуется подтверждение основания для получения льгот. А если переходить к адресному распределению льгот, которое подразумевает их предоставление не группам, объединенным одним признаком, а персонально – без внедрения автоматизированных систем не обойтись.

Интеграция позволит наладить взаимодействие между различными службами. Например, между диспетчерской службой лифтов и пожарными, «Скорой помощью» и милицией. Разработчики «Электронной Москвы» надеются, что относительно небольшие финансовые вливания в налаживание взаимосвязей позволят предоставить жителям принципиально иной уровень услуг. Теоретически через диспетчера в лифте можно будет вызвать пожарных, которые в свою очередь могут оценить ситуацию, подключившись к соответствующим камерам наблюдения возле дома, и избежать пробок на дорогах, оперативно получив информацию от соответствующих служб ГАИ.

«Электронная Москва» не ставит перед собой цель монополизации существующих и строящихся сетей передачи данных или информационных лаз, но важным элементом ее является совместимость всех элементов городской инфраструктуры. Например, установка видео-камер в подъездах жилых домов, на улицах и магистралях может проводиться совершенно разными ведомствами, для разных целей и на разных технологических платформах. Однако формат данных, в первую очередь для хранения информации, должен быть единым, чтобы в случае необходимости ее можно было бы использовать, например, для проведения расследования или мероприятий спецслужб. Кстати, разработчики ГЦП «Электронной Москвы» не скрывают своего взаимодействия с ФАПСИ и ФСБ – информация в цифровом виде это исключительно серьезных ресурс.

В программу «Электронная Москва» влился ряд других городских проектов, например «Социальная карта москвича». К настоящему моменту выдано всего 36 000 карт, но в 2003 году их предполагается раздать всем московским льготникам (более 2 миллионов штук), а в дальнейшем и всем москвичам. Технологически это пластиковая карточка с фотографией владельца и чипом, на котором записан ряд кодов для доступа к персональным данным. Возможности чиповых карт легко расширяются, уже сейчас на ней предусмотрено «банковское приложение», позволяющее как начислять средства (пособия, единоразовые выплаты, вклады), так и списывать их, оплачивая как коммунальные платежи, так и штрафы (например, работникам ГАИ). Впрочем, платежным свойствам карт пока не уделяется основного внимания, на первых порах она будет использоваться как средство идентификации, проезда в общественном транспорте и, возможно, в качестве дисконтной. Стоит заметить, что подделать или воспользоваться чужой картой довольно проблематично, ведь основная информация размещается не на карте, а в базах данных. Кроме того, у чиновников исчезнет возможность проявлять излишнее любопытство – без карты-ключа никто о вас ничего лишнего не узнает.

Появление именно «Электронной Москвы» вполне объяснима. Во-первых, в Москве есть деньги. И дело даже не в богатом московском бюджете – значительную часть затрат возьмут на себя частные компании, а также ведомства, которые осуществляют компьютеризацию за счет своих собственных средств. Во-вторых, в столице существует инфраструктура. За счет высокой плотности населения и высоких доходов создались практически идеальные условия для широкого распространения Интернета. В третьих, компьютеризация муниципальных и федеральных ведомств достигла критического уровня, при котором обмен информацией между ними способен дать значительный экономических эффект.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...