Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Героико-патриотическое воспитание

18.03.2016 № 10-07/349

 

Рекомендации по проведению

Республиканской акции «Мы этой памяти верны»

Патриотическое воспитание учащихся в системе образования Республики Беларусь реализуется в рамках образовательного процесса, являясь важной составляющей как воспитания, так и обучения.

Эффективность работы по патриотическому воспитанию юных граждан страны достигается посредством системного, комплексного подхода и в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государственными и общественными организациями.

В связи с этим, основная задача учреждений образования на ближайшие годы ‑ продолжить создание системы патриотического воспитания как главной составляющей воспитательного процесса.

Вовлечение учащихся в активные формы патриотического воспитания, должна осуществляться через систему мероприятий с учетом опыта предыдущих лет.

В 2013-2015 гг. в учреждениях образования Республики Беларусь проводился комплекс региональных и республиканских мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в рамках реализации плана подготовки и проведения мероприятий по празднованию 70-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне – важнейшая задача в деле патриотического воспитания подрастающего поколения. Поэтому в нашей стране делается все возможное, чтобы дети, внуки и правнуки помнили о Победе своих предков и уважали память тех, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость. Воспитание молодежи на примерах трудовых и военных подвигов народа имеет особое значение. Героика войны, мощный патриотический подъем белорусского народа против захватчиков несут в себе огромный нравственный потенциал.

В последующие годы необходимо продолжать систематическую и целенаправленную работу по формированию у учащихся высокого гражданского и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.

С этой целью в рамках республиканской акции «Мы этой памяти верны» в учреждениях образования будут реализовываться мероприятия героико- и военно-патриотической направленности.

Проведение названной акции будет способствовать продолжению работы по восстановлению и сохранению исторической памяти
о героических подвигах белорусского народа; организации диалога между поколениями через непосредственное общение с живыми очевидцами событий; привлечению учащихся к поисковой и исследовательской деятельности по изучению истории и боевого прошлого страны; увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн; благоустройству воинских захоронений, памятников военной истории и содержанию их в надлежащем состоянии.

Для содержательного наполнения направлений акции в учреждениях образования рекомендуем составлять планы работы, в которых необходимо учитывать календарь государственных праздников, праздничных дней и памятных дат.

Справочно:День памяти жертв геноцида во Второй мировой войне – 27 января, День памяти юного героя-антифашиста – 8 февраля, День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля, День защитников Отечества – 23 февраля, День Конституции Республики Беларусь – 15 марта, День освобождения узников фашистских концлагерей – 11 апреля, День памяти Чернобыльской трагедии – 26 апреля, День памяти жертв Холокоста – 30 апреля, День Победы советского народа в Великой Отечественной войне – 9 мая, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая, День памяти и скорби (начало Великой Отечественной войны) – 22 июня, День Независимости Республики Беларусь – 3 июля, Международный день памяти жертв фашизма – 14 сентября, Международный день мира – третий вторник сентября.

Героико-патриотическое воспитание

Особая роль в патриотическом воспитании учащихся принадлежит ветеранам Великой Отечественной войны – участникам и очевидцам военных событий, «детям войны», тем, кто родились в предвоенные и военные годы и не были активными участниками боевых действий на фронтах и в партизанских отрядах, но являются современниками и живыми свидетелями тех лет. В их памяти живы воспоминания о военных и первых послевоенных годах.

Учреждениям образования необходимо продолжить организацию шефства над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих через оказание посильной адресной помощи в уборке сельских подворий, домов, обработке приусадебных участков, в организации торжественных мероприятий (акции «Дом без одиночества», «Доброе сердце – ветеранам», «Спешите делать добро», «Ветеран живет рядом» и другие).

В учреждениях образования организована работа по сбору информации
о ветеранах Великой Отечественной войны и лицах, пострадавших от ее последствий. Необходимо углубить данное направление деятельности через составление и корректировку банка данных (содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество; дата рождения; адрес проживания; когда и в каком возрасте был призван в армию; на каких фронтах воевал, в какой армии, в каких войсках и в каких званиях; боевые заслуги (какие награды имеет и за что).

Ценнейшим историко-краеведческим материалом являются воспоминания участников Великой Отечественной войны, их родных и близких, полученные в ходе интервью, бесед, рассказов о времени и о себе. Поэтому актуальным остается пополнение фонотек «Живые голоса истории войны», состоящих из воспоминаний участников и очевидцев военных событий, которые записываются на аудио- и видеоносители.

Целесообразно продолжать организацию работы учащихся в архивах и музеях, с интернет-ресурсами, что позволяет детализировать события Великой Отечественной войны, выявить малоизвестные или неизвестные факты.

Справочно: www.obd-memorial.ru (обобщенный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период), podvignaroda.mil.ru (информационный ресурс, наполняемый имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах воинов Великой Отечественной войны), www.pomnivoinu.ru (на сайте размещены отчеты о путешествиях по местам сражений, рассказы о посещении памятников и музеев, о поездках по городам-героям, о деятельности поисковых отрядов, материалы о героях Войны, забытых победах, интересных исторических фактах), www.pobeda.witebsk.by (информационный ресурс по истории Великой Отечественной войны на территории Витебщины), www.pomnite-nas.ru (содержит информацию о памятниках, братских могилах – их описание и фото) и другие.

В учреждениях образования страны сегодня созданы и организуют свою деятельность около 1500 музеев, из них военно-исторических – 256. Практически во всех историко-краеведческих музеях учреждений образования имеются экспозиции, отражающие события военного времени разных периодов.

Работа в музее способствует формированию у учащихся практических навыков поисковой и исследовательской деятельности. Музеи предоставляют возможность учащимся участвовать в оформлении экспозиций музеев, пополнении их фондов, проведении встреч с участниками событий (материалы о которых представлены в музеях), в проведении экскурсий, использовании музейных материалов, экспонатов и архивов в подготовке докладов, сочинений, проектов, в организации общешкольных мероприятиях, в экскурсионной и туристско-краеведческой деятельности. Сделать накопленный материал интереснее и нагляднее для учащихся позволяет проведение в музеях уроков мужества, лекций, мини-спектаклей и других мероприятий.

Справочно:Учреждением образования «Республиканский центр экологии и краеведения» издан сборник музеев боевой славы учреждений образования, сборник «Сохраняя память…» с кратким описанием экскурсионных объектов, посвященных событиям Великой Отечественной войны на территории Беларуси, сборник «70-летию Победы посвящается…» по материалам республиканской героико-патриотической акции «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны».

Материалы сборников рекомендуется использовать при проведении воспитательных мероприятий в учреждениях образования, а также включать музеи боевой славы в туристско-краеведческие маршруты.

Использование новейших информационных технологий позволяет учащимся не только самостоятельно добывать и анализировать краеведческий материал, но и делает его достоянием общественности через виртуальные музеи, выставки, интернет-конференции, форум-дискуссии.

Актуальным становится распространение дистанционных образовательных технологий, которые позволяют организовать профильное обучение не только в городских, но и в сельских учреждениях образования, обеспечить доступ к качественным образовательным ресурсам ведущих образовательных центров страны.

Справочно: с целью получения знаний и начальных профессиональных навыков музейной деятельности на базе Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» работает республиканская очно-заочная (дистанционная) школа дополнительного образования детей и молодежи «Музейное дело» (http://rctkum.by).

В социальных сетях могут создаваться специальные странички, интернет-проекты, посвященные Великой Победе («Наша память вечна»,
«Я помню, я горжусь!», «Мы – наследники Победы» и другие), где целесообразно размещать исторические факты, архивные хроники, воспоминания участников и очевидцев событий Великой Отечественной войны, сохранившиеся фотографии и письма с фронта героев войны
и тружеников тыла.

Справочно: учащиеся ГУО «Вымнянская средняя школа Витебского района» разработали интернет-проект «Ценою жизни...», посвященный памяти советских воинов, отдавших свои жизни за освобождение территории нынешнего Вымнянского Сельского совета (pomnim.vymno.of.by).

На территории нашей страны в больших городах и малых населенных пунктах находятся мемориальные комплексы, памятники, обелиски, индивидуальные воинские захоронения, посвященные землякам – защитникам Отечества. Необходимо продолжить сотрудничество с местными военными комиссариатами по поиску неучтенных воинских захоронений и уточнению информации о погибших, числящихся в воинских захоронениях как неизвестные.

Справочно: по данным управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны Республики Беларусь в настоящее время на государственном учете в Республике Беларусь состоит 7 255 воинских захоронений различных исторических периодов, в которых захоронено более 2,2 млн. погибших. Сведения
о 473 тыс. погибших известны и внесены в паспорта воинских захоронений и автоматизированный банк данных «Книга Памяти Республики Беларусь», более 1,7 млн. захороненных числятся, как неизвестные.

В планы мероприятий по проведению Акции в учреждениях образования целесообразно включать конкурсы творческих работ по патриотической тематике, научно-практические конференции, чтения, выставки и фестивали патриотической песни, концерты, фотовыставки, посвященные личностям и событиям Великой Отечественной войны.

В рамках Акции необходимо продолжать работу учащихся по благоустройству воинских захоронений, памятников, мемориальных комплексов (посадка деревьев, уход за парками, скверами, аллеями, увековечивающими память защитников Отечества и жертв войн), по созданию виртуальных маршрутов и карт-схем памятных мест военной истории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...