Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для проверки уровня подготовки к занятию выполните задания.

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОНКОЛОГИИ С КУРСОМ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

практического занятия

для студентов

III курса медицинского факультета

 

ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ:

 

«Основы радионуклидной и МРТ семиотики патологии разных органов и систем»

«УТВЕРЖДЕНО»

На методическом совете кафедры

«___» _________ 20___г.

Протокол ______

Зав.кафедры

Проф.Дубинина В.Г.____________

 

 

Одесса 20___г.

Тема практического занятия:

«Основы радионуклидной и МРТ семиотики патологии разных органов и систем» - 2 часа

I. Актуальность темы.

II. Лучевые методы исследования занимают ведущее место в

диагностике большинства заболеваний. Поэтому врач любой

специальности должен уметь выбрать оптимальный метод лучевой

диагностики и использовать полученную информацию для постановки

диагноза.

 

Умение выявить и интерпретировать лучевую семиотику заболеваний

различных органов и систем является основой для изучения курса лучевой

диагностики.

II. Научные цели занятия:

- научиться выбирать оптимальный метод лучевого исследования для

визуализации различных органов и систем.

 

- трактовать общую лучевую семиотику: рентгенологическую (в

том числе компьютерно-томографическую); радионуклидную;

ультразвуковую; магнитно-резонансно-томографическую.

III. Цели развития личности (цели обучения)

-Трактовать принципы получения информации с помощью

радионуклидов.

-Интерпретировать назначение ультразвуковых и радионуклидных

методов исследования.

-Трактовать принципы получения изображения при МРТ.

 

 

- Интерпретировать назначение МРТ.

IV. Междисциплинарная интеграция

 

дисциплины знать уметь
  1.1. Анатомия   2. следующие дисциплины, которые обеспечиваются: 2.1. Онкология 2.2. Терапия 2.3. Хирургия 3. Внутрипредметная интеграция     Синтопию органов    

 

V.Содержание темы занятия.

Радионуклидные (радиоизотопные) методы исследования — методы диагностики, основанные на регистрации излучения радиоактивных изотопов и меченых соединений, введенных в организм больного. После введения меченого вещества оно распределяется по телу человека в зависимости от функционирования его органов и систем. Регистрируя распределение, перемещение, превращение и выведение из организма радиактивных индикаторов, врач получает возможность судить об участии соответствующих элементов в биохимических и физиологических процессах. Современная аппаратура позволяет зарегистрировать ионизирующее излучение крайне малого количества радиоактивных соединений, которые практически безвредны для организма исследуемого.

Радиоизотопные методы исследования применяются в основном для изучения функциональной способности различных внутренних органов. При этом используется свойство органов и тканей накапливать определенные радиоактивные препараты. Например, бенгальская роза (калийная соль тетрайодхлорфлюоресцеина), меченная 133I, захватывается гепатоцитами печени, 131I накапливается в щитовидной железе, золото 198Au захватывается клетками печени, селезенки, костного мозга. В зависимости от конкретного вида исследования в настоящее время различают лабораторные и клинические радиологические методы, а также радиоизотопное сканирование. В первом случае изучается скорость накопления или выведения вещества определенным органом, что отражает сохранность функционирования данного органа в целом. Радиоизотопное сканирование позволяет отчетливо определить границы органа, размеры, форму, расположение, а также оценить распределение вещества в ткани органа, выявить гиперфункциональные «теплые» и «холодные» узлы, определить новообразования и др.

Излучение индикаторов регистрируется с помощью специальной гамма-камеры, преобразующей импульсы излучения в электрические импульсы, которые в свою очередь фиксируются на мониторе либо на бумаге. До настоящего времени была распространена регистрация сканограмм в виде штрихов, точек или цифр. Участкам органа, поглощающим радиоактивное вещество, в большей степени соответствуют более частые отметки импульсов и наоборот — в тех местах, где вещество накапливается в меньшей степени, плотность штрихов (или точек) меньше. Однако в последнее время разработан метод цветного сканирования, при котором разные степени накопления индикатора отражаются разными цветами. Этот метод намного удобнее для исследователя, позволяет получить более четкую визуальную картину изучаемого органа.

Магнитно-резонансная томография (МРТ, MRI) - метод исследования органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса. Метод основан на измерении электромагнитного отклика ядер атомов водорода на возбуждение их определённой комбинацией электромагнитных волн в постоянном магнитном поле высокой напряжённости.

Метод магнитно-резонансной томографии (МРТ) является одним из самых современных и информативных диагностических методов без использования рентгеновских лучей, довольно часто выступает в качестве именно той инстанции, которая позволяет правильно и объективно поставить диагноз.

Метод ядерного магнитного резонанса позволяет изучать организм человека на основе насыщенности тканей организма водородом и особенностей их магнитных свойств, связанных с нахождением в окружении разных атомов и молекул. Ядро водорода состоит из одного протона, который имеет магнитный момент (спин) и меняет свою пространственную ориентацию в мощном магнитном поле, а также при воздействии дополнительных полей, называемых градиентными, и внешних радиочастотных импульсов, подаваемых на специфической для протона при данном магнитном поле резонансной частоте. На основе параметров протона (спинов) и их векторном направлении, которые могут находиться только в двух противоположных фазах, а также их привязанности к магнитному моменту протона можно установить, в каких именно тканях находится тот или иной атом водорода.

Если поместить протон во внешнее магнитное поле, то его магнитный момент будет либо сонаправлен, либо противоположно направлен магнитному моменту поля, причём во втором случае его энергия будет выше. При воздействии на исследуемую область электромагнитным излучением определённой частоты часть протонов поменяют свой магнитный момент на противоположный, а потом вернутся в исходное положение. При этом системой сбора данных томографа регистрируется выделение энергии во время «расслабления» (релаксации) предварительно возбужденных протонов.

Первые томографы имели индукцию магнитного поля 0,005 Тл, однако качество изображений, полученных на них, было низким. Современные томографы имеют мощные источники сильного магнитного поля. В качестве таких источников применяются как электромагниты (до 9,4 Тл), так ипостоянные магниты (до 0,7 Тл). При этом, так как поле должно быть весьма сильным, применяются сверхпроводящиие электромагниты, работающие в жидком гелии, а постоянные магниты пригодны только очень мощные, неодимовые. Магнитно-резонансный «отклик» тканей в МР-томографах на постоянных магнитах слабее, чем у электромагнитных, поэтому область применения постоянных магнитов ограничена. Однако, постоянные магниты могут быть так называемой «открытой» конфигурации, что позволяет проводить исследования в движении, в положении стоя, а также осуществлять доступ врачей к пациенту во время исследования и проведение манипуляций (диагностических, лечебных) под контролем МРТ — так называемая интервенционная МРТ.

Для определения расположения сигнала в пространстве, помимо постоянного магнита в МР-томографе, которым может быть электромагнит, либо постоянный магнит, используются градиентные катушки, добавляющие к общему однородному магнитному полю градиентное магнитное возмущение. Это обеспечивает локализацию сигнала ядерного магнитного резонанса и точное соотношение исследуемой области и полученных данных. Действие градиента, обеспечивающего выбор среза, обеспечивает селективное возбуждение протонов именно в нужной области. Мощность и скорость действия градиентных усилителей относится к одним из наиболее важных показателей магнитно-резонансного томографа. От них во многом зависит быстродействие, разрешающая способность и соотношение сигнал/шум.

Наблюдение за работой сердца в реальном времени с применением технологий МРТ.

Современные технологии и внедрение компьютерной техники обусловили возникновение такого метода, каквиртуальная эндоскопия, который позволяет выполнить трёхмерное моделирование структур, визуализированных посредством КТ или МРТ. Данный метод является информативным при невозможности провести эндоскопическое исследование, например при тяжёлой патологии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Метод виртуальной эндоскопии нашёл применение в ангиологии, онкологии, урологиии других областях медицины.

Для проверки уровня подготовки к занятию выполните задания.

Задание 1

Пациентка Р., 47 лет, жалуется на боли в правом подреберье.

Заподозрена желчекаменная болезнь. Выберете наиболее информативный

метод исследования.

А. Ультразвуковое исследование в М-режиме

В. Допплерография

С. Ультразвуковое исследование в В-режиме

D. Флюорография

Е. Томография

Задание 2.

Рассмотрите изображение.

Определите метод исследования, исследуемый орган, назначение метода.

Задание 3.

Для исследования морфологии и функции щитовидной железы

используют NaI131. Пациент выпивает раствор этой соли, и она

накапливается в железе. С помощью приборов получают информацию о

количестве накопленного радиоактивного вещества и его распределении в

железе. Какой вид излучения фиксируют приборы?

А. Альфа

В. Рентгеновское

С. Гамма

Д. Нейтронное

Е. Позитронное

 

Задание 4

 

Рассмотрите изображение. Определите метод исследования,анатомическую область, проекцию, назначение метода.

Задание 5.

Теннисист получил травму колена во время тренировки. Для

визуализации возможного повреждения связок назначена магнитно-

резонансная томография. Что является источником излучения в данном

случае?

А. Магнит

В. Рентгеновская трубка

С. Компьютер

D. Протоны водорода тела пациента

Е. Парамагнетическое контрастное вещество

Задание 6. Рассмотрите изображение. Определите метод исследования, анатомическую область, срез, назначение метода. Вам представлена норма или патология?

Краткие методические указания к проведению практического занятия

 

В начале занятия будет проверено выполнение домашних заданий.

Затем Вы получите задания с изображениями различных органов,

полученных ультразвуковыми и радионуклидными методами

исследования. Вы должны будете определить:

1. Метод исследования.

2. Орган исследования.

3. Срез (продольный, поперечный), проекцию.

4. Путь введения РФП.

5. Схему получения изображения (источник излучения, вид

излучения, детектор)

6. Назначение метода (оценка морфологии, функции или

морфологии и функции).

7. Биологическое действие используемого излучения.

VI. Литература.

Литература:

1. Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и

рентгенология. – М., 2000. – С. 124-135.

2. Хорнак Дж. П. Основы МРТ (1996—1999)

3. Lauterbur P.C. All science is interdisciplinary — from magnetic moments to molecules to men // Les Prix Nobel. The Nobel Prizes 2003. — Nobel Foundation, 2004. — p. 245—251

4. Mansfield P. Snap-shot MRI // Les Prix Nobel. The Nobel Prizes 2003. — Nobel Foundation, 2004. — p. 266—283

5. Мэнсфилд П. Быстрая магнитно-резонансная томография // Успехи физических наук, 2005, т. 175, № 10, с. 1044—1052 (перевод на русский)

6. Журнал Популярная механика // 2008 — № 2(64) — стр. 54-58

7. МРТ при проведении электрофизиологических процедур

8. Материалы лекции.

 

Тема следующего занятия: Основы КТ и МРТ семиотики патологии различных органов и систем.

.

 

Методические рекомендации

составила ассистент Стасюк Ю.В.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...