Поощрения и наказания как санкции правовой нормы
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
По характеру последствий санкции правовых норм подразделяются на негативные и позитивные. В позитивных санкциях, прежде всего, предусматриваются правовые поощрения, под которыми понимается форма и мера юридического одобрения заслуженного правомерного поведения, в результате которого чем-то вознаграждается субъект. Негативными санкциями считаются правовые наказания, под которыми понимается форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого чего-то лишается субъект или в чем-то обязательно ограничивается. Общие признаки наказаний и поощрений: ) выступают правовыми средствами воздействия на интересы лиц; ) для них устанавливаются определенные процедуры применения - формы наказания и поощрения известны заранее и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определяется и круг лиц, наделенных правом применять меры наказания и поощрения; ) гарантируются законом, обеспечиваются мерами государственной защиты; ) одновременно выступают в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льготы, субъективные права, запреты, юридические обязанности); ) связаны с ценностями, с благом, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется - наказание или поощрение; ) для их наступления кроме объективной стороны необходимо еще и определенное субъективное состояние лица, которое находит свое выражение либо в заслуге и подлежит поощрению, либо в вине и подлежит наказанию. Между категориями «наказание» и «поощрение» существуют такие принципиальные различия: ) если поощрение как заслуженная мера подкрепляет положительное поведение, характеризующее позитивные мотивы и цели субъекта, а также превосходит обычные требования, то наказание - тоже своеобразная «заслуженная мера», которая выступает как средство защиты общества от правонарушений;
) если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности с точки зрения субъекта и общества, то меры наказания связаны с элементами взаимовредности; ) если поощрение - это мера одобрения, то наказание является мерой осуждения, вызывающей у лица отрицательные или положительные эмоции; ) по-разному у них проявляется связь с ценностями, с благом: если при поощрении субъекту предоставлена определенная ценность, то при наказании субъект лишается каких-либо благ; ) если в наказании заложены силы, которые подтягивают поведение личности до нормы, то в поощрение заложены стимулы, которые такое поведение поднимают выше нормы; ) ведущая роль при соотношении наказаний и поощрений отводится поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведения, собой представляют более гибкое воздействие, чем наказание. Позитивные санкции - это своего рода разрешение на какие-либо действия со стороны лица, облеченного специальной властью (подписать приказ о выплате премий, указ о награждении и т.п.). Поощрительные санкции встречаются почти во всех отраслях права. Логика общественного развития и практика подсказывают, что санкция - это не только какой-то отрицательный результат (наказание), но и положительный стимул, который может выражаться в поощрении. Санкции призваны, как и последствия, не только оценивать уже совершенное поведение, но и влиять превентивным образом на субъектов. С этой функцией справляются вполне и поощрительные санкции. Поощрительные санкции сдерживают правонарушения, наказывают совершивших их лиц, стимулируют правомерное поведение, поощряют лиц, которые действуют в интересах общества.
Поощрительные меры вместе с мерами принуждения обеспечивают модель правомерного поведения, устанавливаемую государством. Особенность поощрительной санкции в том, что она гарантирует те социальные цели (блага), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно те цели, достижение которых другими способами невозможно. Выдача премии и другие формы поощрений, которые прямо предусмотрены в законе, за конкретные услуги, за выполнение определенных показателей - это тоже средства государственного обеспечения соответствующих правовых норм и достигнутых с их помощью социальных целей. При этом адресат учитывает разные последствия - и положительные, и отрицательные. В поощрительных нормах, так же, как и в уголовном законодательстве, могут использоваться квалифицирующие признаки стимулируемого поведения. За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, которые в органах внутренних дел прослужили не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации». За проявленные при исполнении служебного долга мужество и отвагу, за другие особые заслуги сотрудников органов внутренних дел могут представить к награждению государственными наградами России. То есть видно, что меры поощрения «растут» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как в уголовно-правовой норме меры наказания ужесточаются пропорционально повышению общественной опасности, тяжести преступного деяния, вины. Во многих нормативных актах поощрительные санкции часто расположены рядом с мерами наказания (с негативными санкциями). Например, Трудовом кодекс РФ содержит статьи 191 и 192; Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» содержит статьи 55 и 57, Федеральный закон «О прокуратуре РФ» содержит статьи 41.6 и 41.7, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержит статьи 37 и 38 и т.д. Признание поощрительных санкций могло бы способствовать дальнейшему развитию юридической практики и научной мысли по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения «стимулирующего веса» его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.
Классификация норм права
Все правовые нормы могут разделяться по различным основаниям и критериям на определённые виды и группы: . Нормы делятся в зависимости от вида регулируемых общественных отношений на административно-правовые, конституционно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, семейно-правовые и т.п. Правовые нормы существуют в рамках определённых отраслей права, связаны со сходными нормами и регулируют в совокупности однородные общественные отношения. . Все правовые нормы по юридической силе делятся на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от места, которое занимает издавший её орган, в общей системе государственных органов. Высшей юридической силой обладают нормы конституции. . Правовые нормы по характеру содержащихся в их тексте правил поведения могут разделяться на обязывающие нормы (установлена обязанность совершать определённые положительные действия), запрещающие нормы (установлена обязанность не совершать запрещённые действия) и управомочивающие нормы (предоставлено право совершать определённые положительные действия). В качестве примера обязывающей нормы можно привести норму части 3 статьи 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Запрещающими нормами являются все нормы Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях и Особенной части Уголовного кодекса РФ. Управомочивающей нормой является норма, согласно которой «каждый имеет право на образование». . Юридические нормы по действию во времени делятся на: нормы неопределённо длительного действия (нормативно-правовой акт не указывает период их действия во времени), временные нормы (нормативно-правовой акт определяет период их действия) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций). Многие правовые нормы является нормами неопределённо-длительного времени действия. Временные нормы содержатся в бюджете Российской Федерации, который принимается сроком на один год. Чрезвычайные нормы устанавливают комендантский час в той или иной местности на период действия там чрезвычайного положения.
. Нормы права по кругу субъектов делятся на общие (свое действие распространяют на всю группу субъектов права), специальные (в них регулируется поведение конкретного, определённого круга субъектов права), исключительные (имеют распространение на отдельные субъекты права). Общая норма права содержится в статье 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Определённый круг субъектов права - военнослужащих - выражается в норме права, содержащейся в части 1 статьи 337 Уголовного кодекса РФ: за самовольное оставление места службы или части, за неявку в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при переводе, при назначении, из командировки, из лечебного учреждения или из отпуска от двух до десяти суток, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, наказываются арестом до 6, содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года. Исключительная норма содержится в статье 113 Конституции РФ. Под действие этой нормы попадает только один субъект права - Председатель Правительства РФ. . Юридические нормы по пределам действия норм в пространстве делятся на нормы: общего действия (имеют действие по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму), местного действия (действуют в пределах территории, определённой самим нормативно-правовым актом). Нормами общего действия выступают все нормы Конституции РФ, нормами местного действия выступают нормы, содержащиеся в Уставе г. Москвы. . Нормы по способу установления правил поведения бывают императивными (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов права) и диспозитивными (субъектам права предоставляют возможность самим определять конкретное содержание своих обязанностей и прав). Императивной является норма статьи 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» о том, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и присяжных, арбитражных заседателей. Никакие другие лица и органы не могут на себя принимать осуществление правосудия. Диспозитивная норма содержится в статье 32 Семейного кодекса РФ о том, что по своему желанию супруги при заключении брака выбирают в качестве общей фамилии фамилию одного из них, или каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, или к своей фамилии присоединяет фамилию другого супруга.
. Правовые нормы по функциональному назначению подразделяются на материальные (в них регулируется содержательная сторона общественных отношений, они закрепляют обязанности и права участников правоотношений) и процессуальные (в них регулируется порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм). В части 2 статьи 47 Конституции РФ обвиняемому в совершении преступления предоставлено право рассматривать его дело судом с участием присяжных заседателей, что устанавливает материальную норму. К процессуальным нормам можно отнести правило части 5 статьи 217 УПК РФ о правах обвиняемого, которые разъясняет ему следователь. Таким образом, можно сделaть вывод. Норма права - это правило поведения, которое имеет обязательный характер и поддерживается силой государственного принуждения. Нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать. Структура нормы права - это ее внутреннее строение. К структурным элементам нормы права относятся гипотеза, диспозиция, санкция. Такой трехэлементный состав нормы обеспечивает четкое определение необходимого поведения. К «сбоям» в правовом регулировании приводит отсутствие какого-либо структурного элемента, и говорит об ущербности правовой нормы. Если отсутствует гипотеза, то у нормы нет связи с конкретным жизненным обстоятельством, если отсутствует диспозиция, то норма будет беспредметной, так как не может предложить вариант поведения.
Заключение
Право выступает одним из высших достижений общечеловеческой культуры. В нем концентрированное выражение находят ценностные устремления личности к равенству, к свободе, к справедливости. Современное общество свое отношение к праву определяет с этих гуманистических позиций. Поэтому плохо, когда нет закона, в котором нуждается общество, и еще хуже, когда общество не учитывает запросы общественной практики, национальные традиции и особенности. Тогда в силу вступает разрушительное действие беззакония, что сказывается губительно на этносоциальной сущности государства и подрывает основы функционирования всего человечества. Норма права - это установленное либо санкционированное, а также охраняемое государством правило поведения, определяющее права и обязанности лиц в регулируемых общественных отношениях. Правовые и социальные регулируют деятельность людей, выстраивают её в направлении достижения социальной справедливости. Правовые нормы при этом, как основа осуществления духовности, взаимодействуют постоянно с семьёй, с гражданским обществом и с государством. Норма права, будучи «клеточкой» права, в то же время является сложным образованием, имеющим собственную структуру. Во-первых, эта структура выступает идеальной логической конструкцией, призванной регулировать взаимоотношения между людьми. Во-вторых, в структуре юридической нормы проявляется объективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения. В-третьих, структура правовой нормы должна рассматриваться как единство реальной и идеальной структуры. В-четвертых, структура правовой нормы может представляться как система диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года №6-ФКЗ, от 30.12.2008 года №7-ФКЗ, от 05.02.2014 года №2-ФКЗ, от 21.07.2014 года №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст. 4398. . О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, №1, ст. 1. . О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 года №2202-1 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, №47, ст. 4472. 4. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 5 июля 1995 года №103-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, №29, ст. 2759. . Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, №1, ст. 16. 6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 года №14-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5, ст. 410. 7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, №52 (ч. I), ст. 4921. 8. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года №197 (ред. от 28.06.2014) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3. . О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, №31, ст. 3215. . Устав города Москвы: Закон города Москвы от 28 июня 1995 года (ред. от 2.07.2014) // Ведомости Московской городской Думы, 14.09.2001, №8, ст. 130. . 12. Бабаев В.К. Общая теория права: курс лекций. - М.: НОРМА, 2012. . Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. - 2009. - №5. 14. Завадская Л.Н. Механизм реализации права. - М.: Проспект, 2012. . Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. - 2012. - №3. . Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: в 6 т. - Ярославль, 2010. 17. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - Саранск, 2011. 18. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. - М.: НОРМА, 2002. . Лейст О.Э. Сущность и исторические типы права // Вестник Московского университета. Сер. 11. - 2012. - №1. 20. Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. - 2012. - №3. . Матузов Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологический аспект // Правоведение. - 2009. - №4. . Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: НОРМА, 2012. . Общая теория права: Курс лекций / Под. ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород, 2012. . Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: НОРМА, 2011. . Рассолова М.М. Теория государства и права / М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: НОРМА, 2011. . Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. - 2-е изд. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. . Федосеев А.А. Нормативный акт и структура правовой нормы // Правоведение. - 2010. - №1. 28. Черданцев А.Ф. Понятие технико-юридических норм // Государство и право. - 2010. - №7. 29. Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012. 30. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 года №4202-1 (ред. от 25.11.2013) // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, №2, ст. 70.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|