А.. Л. Стефании, О. А. Шестопалова
ТЕХНОПАРК КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ МогилевСкий государственный технический университет, г. Могилев, Беларусь Как показывает мировой опыт, основной вектор современной конкуренции лежит в области динамично меняющихся преимуществ, основанных на научно-технологических достижениях и инновациях. Новые технологии и обеспечиваемый ими рост эффективности производства позволяют добиваться главного условия национальной и отраслевой конкурентоспособности - производства товаров и услуг, соответствующих требованиями мировых рынков при одновременном повышении реальных доходов населения. Главным итогом развития инновационной сферы в XX столетии является, по мнению специалистов, не появление какой-либо технической идеи или успешная экономическая реализация новых технологий, создавшая перспективные отрасли. Важнее возникновение в национальных хозяйствах принципиально нового организма — инновационных систем, в рамках которых постоянно и непрерывно зарождаются и реализуются кластеры радикальных нововведений. Одним из основных ее звеном являются учреждаемые или субсидируемые государственными органами региональные технопарки (инновационные центры). Это характерно для Германии, США, Японии и других промышленно развитых стран. Существуют определенные условия, убеждающие в необходимости развития в Беларуси научных и технологических парков. Относительно высокий уровень образования и мировой уровень некоторых важных областей науки при низком уровне технологий в отечественной промышленности, отсутствие сильных центров исследований и разработок и небольшая доля расходов на исследования и разработки со стороны государства являются хорошими исходными условиями. Парки организовываются в различной научной и экономической среде, каждый парк имеет свое неповторимое лицо. Копирование опыта так называемых уДач" ных образцов привело как к развитию, так и к упадку многих парков в США я в Европе. Так, безрассудное копирование идеологии Кремниевой Долины «S"1' con Valley», как и идолопоклонническое отношение к могуществу Researo1 Triangle Park заранее обречены на неудачу и «слегка» расстраивают органйзя торов парков в Беларуси. Эти известные американские парки полезны тольк для пропаганды идеи парков в широких общественных кругах, проводимой и*
популяризаторами. Каждый проект индивидуален и должен создаваться с учетом конкретных условий. Не может быть также однозначно указана форма парка, отвечающая именно белорусским условиям - во всех случаях следует индивидуально выбирать организационную и правовую форму в зависимости от научного и промышленного потенциала среды, от сознательности региональных властей и общественности, от технологического уровня региона базирования и других факторов. Город или регион - дислокации парка непосредственно извлекает определенную пользу от его деятельности в виде создания новых рабочих мест, содействия экономическому росту и т.п. Малые и средние предприятия решают здесь свои текущие проблемы, а также создают, адаптируют и осваивают новые технологии. Именно здесь появляются и развиваются в рамках инкубации так называемые фирмы spin-off. Одна из функций парка - обеспечение научно-технической информацией и содействие научно-исследовательскому и технологическому сотрудничеству создателей новых технологий и их потребителей в стране и за рубежом. Степень участия центральных и региональных властей в развитии технопарков в разных странах варьируется в соответствии с уровнем экономической самостоятельности региона. В Китае создание парка развития нуждается первоначально в утверждении центральным правительством, в то время как в федерально-организованных государствах (например, Индия) субъекты имеют возможность разрабатывать свои собственные схемы, иногда в сотрудничестве с частными девелоперами.
Для Беларуси целесообразно использовать модель с централизованной формой принятия решения. Преимущество такой модели состоит в создании сбалансированной промышленной структуры по всей стране, что предотвращает бесполезное дублирование и конкуренцию за одни и те же прямые иностранные инвестиции между областями. Центральные правительства легче получают финансовую и техническую помощь от передовых экономик при создании двухсторонних технопарков, подобных Зоне развития Далянь в Китае, построенной при взаимодействии с Японией, или Научному парку Сучжоу, основанному при содействии Сингапура. Однако в целях эффективности централизованная концепция должна быть разработана таким образом, чтобы обеспечить привлечение региональных властей и мотивировать их к более активному участию в проектах развития парков. В Беларуси необходимо создать отдельный координационный центр по управлению технопарковыми структурами. Это может быть государственный орган либо ассоциация технопарков, которая проводила бы аккредитацию технопарков с присвоением им соответствующих категорий, обеспечивала бы их взаимодействие и сотрудничество. Основная инициатива создания технопарков в Беларуси исходит от вузов, научно-исследовательских структур и администраций свободных экономических зон. Парки пока что не организовываются ни промышленными предприятиями, ни местными властями, ни торгово-промышленными палатами. Возможно, при их участии процесс создания новых парков мог бы значительно ускориться. Сегодняшнее состояние экономики и науки, отсутствие ориентации деятель- ности на инновации у мелких и средних предприятий, а также, к сожалению негативная позиция некоторых научно-исследовательских организаций - Вс' это является одним из основных барьеров реализации идеи создания технолао ков в стране, не говоря уже об отсутствии однозначной инновационной rocv. дарственной политики.
Как нам представляется, генеральным направлением радикальной реформы i этой связи должен стать переход к принципу самообеспечения трудовых коллективов, регионов и самих трудящихся в сфере условий труда и социальньо гарантий, с одной стороны, и гарантирование государством социальной защц. [ценности трудящихся - с другой. Важнейшими составляющими механизма социальной защищенности работ-никое в области условий труда при переходе к рыночным отношением могут быть следующие направления: - создание правового механизма официального и обязательного предупреж - создание развитой системы социальной защищенности работников и их се - повышение уровня экспертизы проектов и выпускаемого оборудования на - создание эффективного финансового механизма побуждающего предпри - создание эффективного мотивационного механизма побуждающего работ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|