Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прозаические жанры древнегреческой литературы

Древнегреческая комедия

Термин «комедия» происходит от гр. «комос» — веселое шествие, шумное гулянье, толпа, рой и т.д. и «оде» — песнь. Аристотель в «Поэтике» дает следующее определение: «Комедия... есть воспроизведение [мимесис] сравнительно дурных (характеров), впрочем, не в смысле абсолютной порочности, но поскольку смешное есть часть безобразного: смешное — это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное; так, чтобы недалеко ходить за примером, комическая маска есть нечто безобразное и искаженное, но без (выражения) страдания». В этом определении (предварительном, так как вторая часть «Поэтики», посвященная комедии, не сохранилась) Аристотель не говорит о цели комедии. Можно предположить, что с помощью смеха (восходящего к священному смеху ритуальных шествий в честь бога Диониса) достигается комический катарсис — очищение без посредства страха и сострадания. Коллективный смех так же объединяет людей, как совместное переживание ужаса и горя.

Рождение и эволюция комедии. Жанр комедии зародился из форм прославления бога Диониса. Аристотель связывал его истоки с запевами фаллических песен, прославлявших плодородие и позволявших делать острые выпады (инвективы) в адрес каких-либо известных лиц. Первым комедиографом, чье имя и небольшие фрагменты дошли до нас, был Эпихарм (2-я пол. VI — 1-я пол. V в. до н. э.), родоначальник дорийской (или сицилийской) комедии. Он придал ей законченность, афористичность, бытовой или пародийно-мифологический характер, ввел образ парасита (гр. — нахлебник). Попав в Аттику, жанр преобразовался, в нем появился хор, Которого не было в сицилийской комедии. Постепенно сложилась форма древнеатгической комедии, которая состояла из большого, пролога, парода — входа хора из 24 человек, эписодиев, разделяемых песнями хора, агона — спора действующих лиц на важную, актуальную тему, эписодиев после агона, где показывались результаты победы одного из споривших, эксода — заключительной части, ухода хора и актеров за сцену. В комедию включалась также парабаса — прямое обращение хора к зрителям с изложением (иногда без связи c сюжетом) взглядов автора на проблемы жизни полиса. Во время исполнения парабасы хор снимал маски. Комедии писались в основном триметром (6-стопным ямбом). Эти черты комедии представлены в наиболее развитом виде у Аристофана.

Первая аттическая комедия была представлена на празднике Великих Дионисий в 486 г. до н. э. Известны имена, а также фрагменты произведений примерно 60 комедиографов — представителей древнеатгической комедии (V в. до н.э.), свыше 50 комедиографов — представителей среднеаттической комедии (404—323 до н.э., период кризиса жанра), около 60 комедиографов — представителей новоаттической комедии (эллинистический период). Но только некоторые комедии Аристофана и представителя новоаттической комедии Менандра дошли до нас полностью. Менандр (342 — 291 до н.э.) вводит пятиактное членение комедии с утрачивающими важную роль партиями хора между действиями. Он; широко применяет сложившийся в предыдущий период принцип использования комической маски как ограниченного амплуа (хвастливый воин, брюзга, влюбленные и т.д.), связывает сюжеты с перипетиями семейной, личной, а не гражданской жизни. В творчестве Менандра утвердилось написание комедий 6-стопным ямбом и 8-стопным хореем.

Аристофан. Аристофан (ок. 446 — ок. 385 до н. э.) — античный комедиограф, признанный «отцом» комедии. Из примерно 40 его комедий сохранилось 11. В них Аристофан поднимает актуальные общественные проблемы. Так, в комедии «Лисистрата» находит неожиданное решение проблема войны и мира: женщины, договорившись между собой, отказывают своим мужьям в ласках до тех пор, пока они не прекратят воевать и не заключат мира. В комедии «Облака» критикуются софисты, обучающие граждан тому, как с помощью ораторского искусства и ложного философствования обманывать людей; в смешном виде выведен Сократ (хотя на самом деле Сократ был противником софистов). В комедии «Лягушки» осмеянию подвергается Еврипид, который, по мнению Аристофана, оказывал своими трагедиями дурное влияние на страсти и поступки современников.

Действие комедии разворачивается в подземном царстве, где Еврипид спорит с Эсхилом о том, кто из них выше в искусстве трагедии. Аргументы каждой из спорящих сторон взвешиваются на весах. Победителем признается Эсхил, которого Дионис возвращает в мир живых, чтобы он возродил пришедшую в упадок трагедию, а Еврипид со своей легковесностью оказывается посрамленным.

Аристофан сыграл решающую роль в развитии жанра комедии в античную эпоху. Его влияние на этот жанр продолжает ощущаться вплоть до наших дней.

Прозаические жанры древнегреческой литературы

В древнегреческой прозе расцвета достигли следующие жанры: философская проза (Платон, Аристотель и др.), ораторская проза (Демосфен), историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), биографическая проза (Плутарх). Художественная проза представлена появившимся в первых веках нашей эры жанром авантюрно-любовного романа, или, как его называли греки, «любовной повести». Первый известный греческий роман — «Повесть о любви Херея и Каллирои» Харитона (I в. н.э.). Наиболее значительны «Эфиопика» Гелиодора, «Дафнис и Хлоя» Лонга.

Платон. В литературе V—IV вв. до н. э. выдающееся место занимает философская проза. Особенно значимы в литературном отношении философские диалоги Платона (428 или 427 — 348 или 347 до н.э.). До нас дошло 41 произведение Платона, включая 13 диалогов, признанных неподлинными (некоторые из них написаны его учениками в рамках деятельности созданной им Академии). Споры о подлинности и хронологии произведений Платона породили т. н. платоновский вопрос.

Платон был учеником Сократа (ок. 470 — 398 до н.э.), не записывавшего свои философские мысли, и излагавшего их в искусно, построенных беседах с учениками, которые, как бы самостоятельно приходили к правильным выводам (метод т. н. сократической беседы). Платон вывел в своих произведениях образ Сократа, переходящий из одного диалога в другой, поражающий мощью интеллекта в разговоре с любым собеседником.

В небольших «сократических диалогах» Платон рассматривает вопросы дружбы («Лисий»), правдивости и лживости («Гиппий Малый»), справедливости («Алкивиад I») и др. В них отражается обстановка, в которой разворачивается беседа, диалоги имитируют разговорную речь с ее перебивами, повторами и т.д.

В диалогах второго типа («Федон», «Федр», «Пир» и ряд других) содержание становится более обобщенным. Здесь разработано учение об идеях, материальном мире как отражении идей; о бессмертии души, о трех ее частях — разумной, волевой (или страстной) и чувственной (или вожделеющей), о переселении душ — метемпсихозе, о знании как припоминании — анамнесисе и др. Платон широко использует художественные средства для изложения философских идей. Так, чтобы объяснить отличие идей и вещей, в VII книге «Государства» он рисует образ пещеры, на стене которой можно видеть тени от предметов за ее пределами. Возникновение любви Платон представляет как результат разделения двуполого андрогина на две половинки, которые должны искать друг друга, чтобы воссоединиться («Федр»). В этих произведениях, в отличие от диалогов первого типа, мысль развивается строго логически, меньше внимания уделяется опровержению противников и больше — самой сути философского учения.

В диалогах третьего типа («Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик») художественная образность уступает место толкованию г основных философских категорий. Исчезают бытовые детали, художественная обрисовка характеров персонажей.

В диалогах четвертого типа, отразивших изменение философских взглядов Платона, он вновь прибегает к художественным средствам, к мифологической образности и т. д. В диалоге «Критий» он первым излагает легенду об Атлантиде в форме исторического повествования, напоминающего фантастический утопический роман.

Жанр философского диалога, разработанный Платоном, оказал огромное влияние на литературу и философию последующих веков. Можно говорить о персональной модели Платона.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...