Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А между тем при отказе от молочных продуктов значительно понижается буферная емкость крови и тем самым облегчается сдвиг реакции крови в кислую сторону.




Когда мы уже выяснили, что голодание дает организму крови, то по новому можно взглянуть и на отдельные моменты по системе лечебного голодания в интерпретации Брэгга. Например, нам интересно было бы узнать какие же это яды выводятся из организма во время голодания. Брэгг пишет: 'Эти постоянно накапливающиеся яды таят в себе будущие болезни человека. И еще: 'Если человека, который хвастает своим здоровьем, посадить на 5 - 6-дневный режим голодания с дистиллированной водой, то его организм станет выводить яды с дыханием и мочой, которая обретает темный цвет и жуткий запах. Это доказывает, что организм переполнен разложившимися невыделенными веществами, которые попали в него вместе с питанием.

Во всех этих словах много эмоций, но отсутствуют конкретные факты.

Так что же выводится с мочой в первую неделю голодания?

Выводится аммиак, но только в виде ионов аммония, и мочевая кислота, которая и придает моче этот 'жуткий запах. Выводятся, как видим, ненужные организму вещества, тем более, что аммиак еще и токсичен для организма, он и является тем ядом, о котором неоднократно говорил Брэгг.

Не нужна организму и мочевая кислота. Но обязательно ли нам следует голодать, чтобы в результате этого вывести из организма аммиак и мочевую кислоту?

Аммиак - это продукт жизнедеятельности организма, он образуется в результате дезаминирования аминокислот. Концентрация аммиака в крови и тканях обычно невелика - 0,4 - 0,7 мг/л. Более высокая концентрация аммиака оказывает токсическое действие на организм. Вывод аммиака с мочой в норме невелик - около 0,5 г в сутки. Но вывод аммиака с мочой может в несколько раз повыситься при увеличении концентрации ионов водорода в крови, то есть при под-

 

кислении крови, что и наблюдается при голодании (более подробно об аммиаке говорится в 8-ой главе).

Мочевая кислота также является продуктом жизнедеятельности организма. В крови здорового человека содержится 3 - 7 мг/дл мочевой кислоты. В организме ежесуточно образуется 0,5 - 1г мочевой кислоты. Она плохо растворяется в воде. Даже небольшое повышение концентрации мочевой кислоты в крови и тканях приводит к образованию кристаллов этой кислоты. С этим и связаны в основном симптомы подагры. При содержании мочевой кислоты в крови от 7 до 8 мг/дл - болеют подагрой около 20 % людей, а если ее концентрация повышается выше 9 мг/дл - то подагрой болеет до 90 % людей. Но при кислой реакции крови значительно увеличивается растворимость мочевой кислоты в крови и ее вывод с мочой. В Якутии, где преимущественно белковый тип питания и организм производит в 3 - 4 раза больше мочевой кислоты, чем в нормальных условиях, но подагры нет и в помине, так как кровь у якутов кислая и мочевая кислота легко выводится из организма.

Теперь нам становится понятно, почему Брэгг писал, что только на 5 - 6-ой день голодания организм начинает выводить яды с мочой и с дыханием, а не в первые два дня голодания. Все дело в том, что при кратковременном голодании в течение одних или двух суток в организме полностью расходуется гликоген и никакого подкисления крови при этом еще не происходит, а без подкисления крови не будет и повышенного вывода из организма ни аммиака, ни мочевой кислоты. Не будет при кратковременном голодании выделяться с выдыхаемым воздухом и ацетон - его в это время просто нет в организме, для его появления необходимы кетоновые тела, а они начинают накапливаться в крови на 3 - 4-ый и в последующие дни голодания.

Так какие же яды и шлаки мы выводим из организма при длительном голодании? Выводим, прежде всего, аммиак, а также и мочевую кислоту. О выводе ацетона не приходится даже говорить, так как он сам производится только во время голодания. И аммиак, и мочевая кислота в процессе жизнедеятельности организма могут накапливаться в нем. Но накопление этих веществ может происходить только при щелочной реакции крови. При кислой же реакции крови эти вещества могут беспрепятственно выводиться из организма. Так стоит ли нам время от времени устраивать очистку организма от этих веществ путем голодания? Очевидно, что не стоит для этого голодать. Я полагаю и мне кажется, что это ясно уже каждому читателю, что вместо эпизодических голоданий следует постоянно подкисливать кровь любой из органических кислот, например, той же лимонной. При таком систематическом подкислении крови мы будем постоянно содержать свой организм в чистоте, в нем не будет накапливаться ни аммиак, ни мочевая кислота. А прибегая к голоданиям, мы лишь время от времени

 

производим очистку нашего организма. А кроме того, постоянное подкисление обеспечивает нам стабильное здоровье, а эпизодическое голодание лишь время от времени подзаряжает нас здоровьем.

При постоянном подкислении крови и моча будет постоянно прозрачная и без всякого запаха.

Хочу остановиться еще на одном интересном явлении, которое напрямую связано с подкисленном крови. У Брэгга есть такие слова: 'Некоторые неудобства, которые в течение нескольких дней могут сопровождать голодание, случаются лишь потому, что мы - рабы привычек. Если выдержать первые три дня голодания, то в дальнейшем оно превращается в удовольствие. Пропадает аппетит, уйдут мысли о пище, у вас прибавится огромное количество энергии.

Откуда же берется это огромное количество энергии? По-видимому, и в этой цитате мы видим прежде всего попытку не фактами, а эмоциями как-то обосновать непонятное явление. При голодании в организме становится не больше энергии, чем было до голодания, а значительно меньше, в частности, об этом говорит и снижение потребления кислорода организмом при голодании почти на 40%. Поэтому крайне опасно пытаться оздоровить голоданием ослабевшего человека.

Но все же как объяснить, что через два-три дня трудного голодания, когда мы непрерывно думаем о еде, -вдруг уходят эти мысли и наступает спокойствие? Все объясняется очень просто. В первые сутки голодания организм на покрытие энергетических затрат использует только запасы гликогена. А гидролиз гликогена в щелочной среде (при щелочной крови) идет очень медленно и поэтому гликоген не поставляет в кровь необходимое организму количество глюкозы. В итоге уровень глюкозы в крови снижается, а мы в это время испытываем естественное чувство голода (более подробно об этом говорится в 8-ой главе). Жировые же запасы в это время вовлекаются тоже очень медленно - для этого им тоже нужна кислая среда (и об этом более подробно говорится в 8-ой главе). Поэтому и первый, и второй, и даже третий день мы в буквальном смысле голодаем и все наши мысли сосредоточены только на еде - в организме в эти дни недостает энергетических материалов. Но вот на четвертый день голодания, когда постепенным вовлечением жирных кислот в энергообеспечение организма произошло накопление в крови кетоновых тел, а они подкислили кровь, вот с этого момента и на все последующие дни голодания организм полностью переходит (и легко переходит) на новый вид энергетического сырья - на жирные кислоты (только мозг продолжает питаться глюкозой). И теперь этого топлива ему может хватить на несколько недель - насколько велики жировые запасы. И с этого момента исчезает чувство голода - это не мы привыкли к голоду, а это организм обеспечил себя в полной мере энергией за счет сжига-

 

ния жиров. А Брэгг об этом моменте так говорит: 'Если выдержать первые три дня голодания, то в дальнейшем оно превращается в удовольствие.

Кстати сказать, при беге, когда кровь быстро подкисливается молочной кислотой, очень быстро мобилизуются и жировые запасы - уже через 40 минут бега содержание жирных кислот в крови превышает содержание глюкозы, а через 80 минут бега гликоген может быть почти полностью исчерпан и организм почти полностью переходит на энергообеспечение за счет жирных кислот.

Как видите, при беге организм может перейти на жировые запасы уже через 80 минут бега, а при голодании лишь на третьи или четвертые сутки. Настолько велика разница в скорости подкисления крови при беге и при голодании. Но если мы не будем ни бегать, ни голодать, а будем только подкисливать кровь одной из органических кислот, то в любой момент мы сможем мобилизовать свои жировые запасы, не испытывая при этом никакого чувства голода. Более подробно об этом говорится в 8-ой главе.

Легко мобилизуются жировые запасы и у перелетных птиц. Этому способствует и молочная кислота, которая вырабатывается в процессе полета, а также и более высокий по сравнению с человеком уровень кислотности крови у птиц и в состоянии покоя.

Как видим, не голодание творит чудеса, а всего лишь подкисление крови. И в организме после третьего дня голодания появляется не бог весть откуда взявшаяся огромная энергия, а всего лишь достаточная для этого состояния организма энергия. И обеспечивается она жирными кислотами и кетоновыми телами. Поэтому и проходит у нас чувство голода.

Следует сказать, что и мозг в первые дни голодания испытывает недостаток в питании. Он питается только глюкозой и в больших количествах - около 100 г глюкозы в сутки. На окисление этой глюкозы расходуется около 20 % от всего поступающего в организм кислорода. Но когда организм при голодании начинает использовать жирные кислоты и в крови повышается уровень кетоновых тел, то часть потребляемой мозгом энергии обеспечивается за счет этих тел.

Теперь нам становится ясно почему так трудно проходят первые три дня голодания. Но если голодание начать одновременно с подкислением крови какой-либо кислотой, то организм не будет испытывать чувства голода с первых же дней голодания.

Очень интересно говорится о подкислении во время голодания и в книге Дж. Армстронга 'Живая вода. Читая эту книгу, мы все внимание уделяем только уринотерапии, не обращая, как правило, внимания на то обстоятельство, что Армстронг проводил эту терапию обязательно на фоне голодания. Читаем у него: А теперь о пользе втирания мочи и о подробностях моего самолечения. Во время моей первой

 

голодовки на воде и моче я был удивлен, но не встревожен, когда ощутил сердцебиение. Оно иногда было таким сильным, что казалось, будто у меня было не одно сердце, а два. Тогда я начал натирать мочой голову, шею и другие части тела - сердцебиение прекратилось. Я понял, что могу продолжать голод, не прерывая своей обычной деятельности.

Мои пациенты с кожными заболеваниями при растирании во время голодания продолжали обычную работу и никто не догадывался, что они голодают. После растирания мочой даже врач с помощью аппаратуры не смог бы обнаружить по моему сердцу, что я ничего не ел. Однако он это обнаружил бы, если бы я не растирался мочой.

Надо сразу сказать, что Армстронг нигде не обмолвился о том, что голодание или урина подкисливают кровь. Просто он считал, что 'голодание является частью лечения. Армстронг пишет: "Во время лечения он ничего не ел, а только пил мочу и пресную воду. Как видите, голодание по Брэггу - это как-бы только часть методики Армстронга, когда используется только голодание и вода, а Армстронг дополнительно при этом использовал еще и мочу. А мы уже знаем, что таким образом Армстронг подкисливал кровь. Но Брэгг использовал, в отличие от Армстронга, уже не обычную воду, а дистиллированную, и этим тоже как-бы частично компенсировал отсутствующее в его методике подкисление уриной. Но подкисление с помощью дистиллированной воды все же уступало подкислению с помощью мочи, поэтому у Армстронга мы не находим упоминаний о трудностях голодания в первые дни, а наоборот, он нашел способ как снять чувство голода при голодании - с помощью натирания мочой кожных покровов тела. Этим он усиливал подкисление крови, хотя сам он об этом и не говорил.

Армстронг добивался, конечно, больших результатов, чем Брэгг. Об этом легко судить и по его книге 'Живая вода. И этого он добивался более интенсивным подкислением крови. Если Брэгг пользовался только тем подкислением, которое создавал сам режим голодания и дистиллированная вода, то Армстронг к этому подкислению добавлял дополнительное с помощью мочи. Кроме того, будучи очень наблюдательным, он увидел, что недостаточно только пить мочу, а необходимо еще и натираться ею. Этим он значительно увеличивал степень крови. И вот при таком большом подкислении организм переставал испытывать голод, так как быстро начинали мобилизовываться жировые запасы. А Брэгг выжидал, пока в результате, по крайней мере, трех дней голодания в организме создавалась подкисленная среда и в кровь начинали поступать жирные кислоты и кетоновые тела, которые и решали энергетическую проблему организма. Но я не совсем точно сказал, что Брэгг выжидал, пока в результате трех дней голодания в организме создавалась подкисленная среда. Брэгг просто ничего не знал, что происходило в течение этих дней в организме. И

 

уж никак он не стремился подкисливать кровь - наоборот, он считал, что все наши болезни вызваны именно кислой реакцией крови. Он лишь по опыту знал, что улучшение наступает после трех дней голодания. Как видите, и ничего по сути не зная о своей методике оздоровления, можно пытаться лечить людей и при этом добиваться успехов.

Таким образом, лечебное голодание стоит в одном ряду и с уринотерапией, и с волевой ликвидацией глубокого дыхания, - все эти методы оздоровления базируются на одном действии - на подкислении крови. И если вы захотите голодать и после прочтения этой главы, то я посоветовал бы вам не исключать при этом дистиллированную воду, да еще и подкисленную лимонной кислотой. И чувство голода не будет досаждать вам с первого же дня голодания. Такое голодание с интенсивным подкислением я оправдываю только в одном случае - когда вам необходимо избавиться от избыточного веса (более подробно об этом говорится в 8-ой главе). Но использовать голодание только для подкисления организма с одновременной потерей необходимых организму энергетических и строительных запасов - вряд ли это будет оправданным решением. А ведь при длительном голодании расходуются в большом количестве и белки - до 20 г в сутки, а это приводит к невосполнимым потерям здоровья, к преждевременному старению, а иногда может привести и к гибели.

У Армстронга один из пациентов голодал 101 день. Разве он пошел бы на такой неоправданный риск, если бы знал, что и голодание, и уринотерапия - это всего лишь подкисление крови, которое можно выполнить гораздо проще и эффективнее другими средствами.

В связи с тем, что оздоровительный эффект при голодании является следствием только подкисления крови, становится очевидным, что 24-х или 36-ти часовое голодание - это совершенно бессмысленное мероприятие. За это время может быть только израсходован накопленный в организме гликоген, но не произойдет никакого подкисления крови. Нисколько за это время не будут израсходованы и жиры. И если они у кого-то имелись в избытке, то они так и останутся невостребованными.

К слову сказать, и так называемая оздоровительная система Порфирия Иванова (известная многим 'Детка'), которая тоже включает в себя кратковременное голодание (не более полутора суток), да еще и без употребления воды, - все это лишь по иронии можно назвать оздоровительной системой.

Сейчас я объясню, почему так негативно я оцениваю систему оздоровления Порфирия Иванова, но сначала мне хотелось бы сказать несколько слов общего характера, касающихся всех оздоровительных методик. Прежде всего каждая из таких методик должна быть понятна и доступна большинству людей. Нельзя же в качестве основного аргумента многих из методик использовать только авторитет ее

 

создателя. В таком случае нам следовало бы прислушиваться прежде всего, к советам Махмуда Эйвазова, речь о котором шла в первой главе этой книги, ведь он прожил больше всех из тех людей, которые указывали на состояние своего здоровья и на свой возраст как на основное доказательство верности предлагаемой ими методики оздоровления. Но мы уже знаем, что Махмуду Эйвазову помогли прожить столь долгую жизнь Талышские горы, на которых он жил и пас овец. Эти горы состоят из магматических пород и в них нет кальция, а поэтому местная природная вода также почти не имела кальция, что и повлияло благоприятно на здоровье и на продолжительность жизни Махмуда Эйвазова. Если ж е следовать его советам и жить, например, в Одессе, то не исключено, что можно окончить свою жизнь и в 60 лет.

Порфирий Иванов тоже обратился к нам со своими советами-заповедями под названием 'Детка с позиции своего возраста (он прожил 85 лет). Он ничего не объясняет, а лишь просит следовать его советам, так как он полагает, надо думать, что столь преклонного возраста он достиг только благодаря тем действиям, которые он постоянно выполнял. Возможно, что эти действия и несут в себе оздоравливающее воздействие на наш организм, но настолько ли они эффективны, чтобы взять их за основу нашего оздоровления? Попытаемся кратко остановиться хотя бы на некоторых из этих 12-ти заповедей.

Первая заповедь. "Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся, в чем можешь: озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся - это твои условия. Горячее купание заверши холодным.

Чуть выше в этой главе уже говорилось о низкотемпературном воздействии на организм. В основе этого лечебного метода лежит все то же подкисление крови, но лишь незначительное, более эффективно можно подкислиться любой органической кислотой, не прибегая к обливанию холодной водой. Мы, конечно, не можем ставить в вину П. Иванову то обстоятельство, что он не сказал нам ничего о механизме холодового воздействия на организм. Но можем ли мы признать, что идея обливания холодной водой принадлежит исключительно П. Иванову? Нет, конечно, Водолечением занимался лет сто до Иванова немецкий священник Себастьян Кнейп (его книга 'Мое водолечение), а также наш соотечественник Каминский (его книга о водолечении называется 'Друг здравия), который опередил в этом Иванова на целых полстолетия. Но суть не в авторстве. Водолечение не получило широкого распространения по причине малой эффективности этого метода, а также и по причине его обременительности.

А вот что пишет по поводу водных процедур известный уже нам Евгений Мильнер ('ФИС, 1991, № 12, 'Личная жизнь бывшего марафонца'): 'Мой второй жизненный кризис начался с того, что я решил

 

доказать, что я тоже могу быть 'моржом, как все нормальные люди. Все эти годы я вел безуспешную борьбу с холодной водой. Ничего не получалось, я плюнул и поставил на этом крест. Но тут сериями пошли статьи о системе закаливания знаменитого теперь Порфирия Иванова. И главное, все гениально просто: вылить два ведра холодной воды на голову утром и вечером, походить босичком по сырой земле-матушке, и все болезни долой! И я начал закаливаться.

Что значит два раза по два ведра?! Первую неделю я обливался в ванной водой из-под крана по два ведра три раза в день (знай наших!) перед завтраком, обедом и ужином. Скоро я, правда, сник и оставил только два обливания - утром и вечером. Вскоре на бедрах появилась красная сыпь, потом пошла обычная простуда, но я не отступал: по системе надо продолжать обливания, даже если повысится температура. Иначе можно навредить организму. Не будем вредить, будем обливаться! И еще две недели водных процедур. Интересно, что простуду действительно как ветром сдуло, самочувствие прекрасное, только холодновато немного и познабливает. Правда, красные пятна на бедрах набирали силу и зуд появился. И вот случилось то, что и должно было случиться: заболели и распухли сначала левый, а потом и правый сустав. И тогда только я вспомнил эвакуацию, наш подвал и бедные мои суставы... Обливания я прекратил сразу: 'терпелка кончилась.

Кстати, через два года после этой истории, когда в общем-то все неприятности с суставами уже были позади, я навестил моего друга детства Марка Лейкина в Симферополе и увидел, как он в ванной обливается холодной водой. И опять во мне кровь взыграла, и я решил еще раз, теперь уже совершенно точно самый последний, попробовать начать все сначала, то есть известную 'Детку'. Но температуру воды все же решил ограничить двадцатью градусами. Начал с одного ведра утром после зарядки. Две недели держался, потом все пошло по предыдущему сценарию: легкая простуда, обливания продолжаю, все проходит, потом появляется красная сыпь на бедрах и зуд. Все, продолжения я ждать не стал.

В нашем клубе (клубе любителей бега) я знаю по крайней мере нескольких человек, которые стали жертвами холодовой аллергии. Света Сапожникова, первая марафонка клуба (и последняя!), тоже решила освоить 'Детку'. Через неделю появилась красная сыпь на теле, потом зуд, дальше легкая простуда и, наконец, радикулит. У Анатолия М. через месяц после начала водных процедур по системе Иванова все тело покрылось красной сыпью, которая вызывала нестерпимый зуд. С огромным трудом ему удалось избавиться от холодовых реакций с помощью лечебных средств.

Когда сторонники водолечения заявляют о его эффективности, то такие утверждения следует пропускать через сито относительности.

 

До, лучше обливаться холодной водой, чем ничего не делать для своего здоровья. Как говорится - на безрыбье и рак рыба. Но стоит ли останавливаться на какой-то случайной и не совсем ясной методике оздоровления? Мы не в состоянии опробовать при нашей короткой жизни все предлагаемые методики и выбрать лучшую. Поэтому я и пытаюсь аргументировано обосновать ту или иную методику, показать, в чем заключаются недостатки одной и достоинства другой, чтобы читатели могли осознанно выбирать и более простую, и более эффективную для себя оздоровительную систему.

Итак, обливание холодной водой дает нам некоторое оздоровление. А что же дают нам другие заповеди 'Детки? Читаем другую заповедь: 'Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним выйди на природу, встать босыми ногами на землю, а зимой на снег хотя бы на 1 - 2 минуты. Вдохни ртом воздух несколько раз и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья'.

И опять первенство в 'хождении босиком принадлежит все тому же немецкому священнику Себастьяну Кнейпу, который занимался водолечением еще в XIX веке. Он выдвинул смелые по тому времени лозунги: 'Самая лучшая обувь - это отсутствие обуви' и 'Каждый шаг босиком - это лишняя минута жизни. Но дело не в первенстве - кто первый сказал 'делай так. Нас интересует эффективность оздоровительных процедур. И если первую заповедь 'Детки можно отнести к системе не столь эффективного подкисления крови, то вторую - к категории бесполезного занятия. Но все это выдается как эффективное закаливание.

Никакое закаливание не дает нам полноценного здоровья - об этом можно прочитать в 18-ой главе этой книги.

В связи со второй заповедью мне припомнился очень давний случай. Во время Великой Отечественной войны я жил в Казахстане. И вот зимним морозным днем в начале 1945 года к нам в село зашло двое незнакомых мужчин. Они подошли к колодцу, у которого было несколько моих односельчан, и спросили у кого бы можно было переночевать. Колодцы же во время зимы, а в Казахстане зимой всегда стоят большие морозы, обрастают и внутри и снаружи наледями. И можете представить себе удивление сельских жителей, когда они увидели, что один из пришедших стоит на льду босыми ногами. Им казалось, что они увидели чудо. И это чудо имело свое естественное продолжение - оказалось, что этот человек умеет ворожить. Эта новость сразу разнеслась по селу. А кому в то время не хотелось узнать о своих близких, находившихся на войне. И все стали приглашать его погадать. Он с удовольствием ходил со своим спутником по домам и говорил всем приятные новости. У моего дедушки по отцу (Василия Павловича) пятеро сыновей было на фронте и от одного уже несколько лет не было вестей, но этот предсказатель говорил, что война вот-

 

вот кончится и все его сыновья вернутся домой. Дедушка на радостях пообещал отдать ему патефон (самое дорогое, что у нас тогда было), когда вернутся сыновья. Но не пришлось отдавать патефон не только потому, что один мой дядя так и не вернулся домой, а просто некому было отдавать его, так как весной того же года умер этот предсказатель от простуды. Но не подумайте, что он постоянно ходил босиком. Его видели босым только когда он впервые появился у нас, а по селу он ходил уже обутым. Очевидно, этот предсказатель был хорошим психологом и знал как можно безошибочно воздействовать на массы. Но систематическим закаливанием он, по-видимому, не занимался, а поэтому мог серьезно заболеть. Правда, и закаливание не может служить гарантией против простуды.

А теперь продолжим обсуждение заповедей Порфирия Иванова. Заповедь третья: 'Не употребляй алкоголя и не кури'. Эту заповедь я не берусь комментировать. Ее проповедуют все, да мало кто отказывается и от алкоголя, и от курения.

Заповедь четвертая: 'Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды, с пятницы (18 - 20 часов) до воскресенья (12 часов). Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держись хотя бы сутки.

Мы только что выяснили, что оздоровление при голодании происходит в результате подкисления крови. А подкисление начинается с 3-го или 4-го дня голодания, когда начинается мобилизация жировых запасов и в крови накапливаются кетоновые тела, которые непосредственно и подкисливают кровь. Поэтому суточное или полуторасуточное голодание никаким оздоравливающим эффектом не обладает. Правда, кто-то может возразить, что даже при 24-часовом голодании снижается потребление пищи, мы как бы 52 дня в году ничего не едим. Это только так кажется, что не едим. Ведь за эти сутки мы добиваемся только снижения запасов гликогена в организме, но потом мы полностью восполняем эти запасы. Голодание в течение суток ничего не дает нам в плане оздоровления. А если оно направлено на снижение суммарного потребления пищи, то ведь можно точно так же волевым порядком каждый раз вставать из-за обеденного стола с небольшим чувством голода, как это рекомендуют французы, но почти никто не выполняет этой рекомендации, так как волевых людей не так уж много, а поесть всем хочется. А вот предложить такой режим питания, при котором наш организм по много часов не испытывал бы чувства голода и когда бы мы насыщались всего лишь небольшим количеством пищи, - это был бы реальный путь к оздоровлению. Обо всем этом говорится в 8-ой главе этой книги.

Что еще любопытно в четвертой заповеди Порфирия Иванова, так это голодание без употребления воды. И в этом апологеты 'Детки' видят нечто необыкновенное. Если организм не поить водой, то, по их

 

мнению, он начнет вырабатывать свою воду и этой водой будет еще более эффективно очищаться. Все это вздор. Единственное, чего можно добиться при безводном голодании, - это сгущения крови и связанных с этим неприятностей. А вода нужна организму и как вещество-растворитель, и как вещество-очиститель, и как вещество, эффективно участвующее в терморегуляции организма. Поэтому вряд ли разумно при голодании не принимать еще и воду, да еще и не давая этому никакого объяснения, а всего лишь полагаясь на чей-то авторитет.

А в пятой заповеди говорится примерно то же, что я говорил по поводу четвертой заповеди, что после 24-х часового голодания мы с лихвой можем перекрыть наше пищевое воздержание последующей обильной едой. Цитирую: "В 12 часов дня воскресения выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего тела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится."

Английский геронтолог Джустиан Гласе (ее книга "Жить до 180 лет) основным фактором борьбы со старением считала изменение укоренившихся принципов питания. О влиянии питания на здоровье человека говорится во многих работах ученых. О выборе продуктов питания неоднократно говорил и Брэгг, и Джарвис. В чем-то они были правы, а в чем-то ошибались, но только не были безразличны к тому, что мы едим.

О влиянии продуктов питания на наше здоровье в этой книге говорится в 7-ой, 8-ой, 9-ой, 10-ой, 11-ой, 12-ой, 13-ой, 14-ой, 16-ой, 17-ой, 19-ой, 21-ой, 23-ей и 25-ой главах.

А Порфирий Иванов решил эту проблему простым росчерком пера - кушай все, что хочешь. Что мы повседневно и делаем, если только нам позволяют это делать наши средства.

Остальные семь заповедей я не буду полностью приводить здесь, а лишь кратко скажу, что они мало могут повлиять на наше здоровье. Речь в них идет о любви к окружающей природе, о необходимости здороваться со всеми встречающимися нам людьми, о благотворительной деятельности, об искоренении в себе плохих черт характера, о постоянном оптимизме, о единении мысли и дела, о пропаганде 'Детки'.

Надо отдать должное Порфирию Иванову только за то, что он стремился помочь людям, но вряд ли стоит считать 'Детку разумной оздоровительной системой.

Несколько слов о позиции Джарвиса относительно голодания. В отличие от Брэгга, он не считал, что при голодании организм освобождается от шлаков. Читаем у него: 'Человек склонен восставать против природы и жить по иным законам, чем законы жизни животных.

 

В свете этого факта рассмотрим законы жизни животных, применимые и к человеку.

Взять к примеру отказ больного животного от еды.

При голодании в организме животного изменяется биохимический состав организма, что способствует скорейшему выздоровлению. Но когда мы больны, мы часто едим предлагаемую нам пищу, боясь показаться неучтивыми. Поступая так, мы действуем в прямом противоречии с законами животных. Если мы хотим подражать животным в изменении биохимического состава организма, способствующем выздоровлению, мы должны только пить кислое питье, как, например, виноградный сок, в котором содержится винная кислота, или клюквенный сок, содержащий лимонную, яблочную, хинную и бензойную кислоты, или яблочный сок, содержащий яблочную кислоту.

Как видим, Джарвис не указал точно какие же биохимические изменения происходят в организме при голодании. Но мы уже знаем, что по Джарвису о здоровье свидетельствует кислая реакция мочи, а о болезни - щелочная. Поэтому он и считал, что во время болезни организму следует помочь кислотой. А это и есть подкисление крови. И если он считал, что само голодание способствует скорейшему выздоровлению, то можно предположить, что под биохимическими изменениями в организме при этом он мог подразумевать нечто такое, что, обогащает организм кислотой. Правда, сами предположения все равно нам ничего не проясняют, но то, что Джарвис при болезни советовал ничего не есть, а пить только кислые соки, говорит нам о многом. Говорит это прежде всего о четкой позиции Джарвиса, что при любой болезни организму помогает кислота.

В заключение я хочу сказать, что такой подробный анализ системы голодания по Брэггу был сделан не для того, чтобы показать полное несовершенство ее. Нет, эта система помогла многим больным обрести здоровье и мы должны быть только благодарны Брэггу за это. Но, так же как и уринотерапия, и волевая ликвидация глубокого дыхания, система лечебного голодания требовала своего логического объяснения. В меру моих сил я и пытался это сделать.

Кроме того, и это следует особо подчеркнуть, что долгая и здоровая жизнь самого Брэгга может служить наглядным примером правильности выводов, сделанных во 2-ой и 3-ей главах этой книги, так как Брэгг всю жизнь провел в режиме подкисления крови - и голоданием, и дистиллированной водой, и лимонными соками, и овощной и фруктовой диетами, а также и отказом от молочных продуктов.

ПОДКИСЛЕНИЕ МУРАВЬИНОЙ КИСЛОТОЙ

Муравьиная кислота содержится в хвое, в жгучей крапиве, в едких выделениях красных муравьев. По силе она немного превосходит мо-

 

лочную кислоту, но в 4 раза уступает лимонной. Она имеет резкий специфический запах.

Подкисление крови с помощью муравьиной кислоты ничем не отличается от подкисления любой другой органической кислотой, разве что своей экзотичностью. Вот что по этому поводу можно прочитать в книге В. Суворова 'Аквариум:

'Болеют только ленивые. Неужели трудно раз в месяц в лес выбраться и положить конец всем болезням? Предотвратить все грядущие недуги? Я такое время всегда нахожу.

Я далеко в горах. Меня ждут муравьи. Большие рыжие лесные муравьи. Вот их царство, город-государство. На солнечной поляне, меж сосен. Я раздеваюсь и бросаюсь в муравейник, как в холодную воду. Их тысячи. Толпа. Побежали по рукам и ногам. Вот один больно укусил, и тут же вся муравьиная свора вцепилась в меня. Если посидеть подольше - съедят всего. Но если выдержать только минуту - лечение. На муравьев времени много не надо. Нашел огромный муравейник, да и прыгай в него!

Жидкость, выделяемая железами муравьев, консервирует и сохраняет все, что угодно. А с живым телом и подавно чудеса происходят. Ни морщин, ни желтизны на лице никогда не будет. Зубы все целые останутся. Мой дед в девяносто три года умер без морщин и почти со всеми зубами.

Секретами муравьиными не один мой дед пользовался. Вся Русь. А до нее Византия. А еще раньше Египет. Муравей в Египте первым доктором почитался.

Речь в этом отрывке идет, безусловно, о подкислении крови муравьиной кислотой, хотя само слово 'подкисление в нем и не встречается. Но так как эта кислота ничем не лучше ни молочной, ни лимонной кислоты, то зачем же нам нужно подвергать себя истязаниям только ради того, чтобы наша кровь именно муравьиной кислотой?

А почему при подкислении крови лучше сохраняются зубы - об этом говорится в 17-ой главе.

ПОДКИСЛЕНИЕ АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТОЙ

Эта кислота получила свое название от ее противоцинготного действия. Считалось, да и сейчас не отказались от такого мнения, что только эта кислота спасает нас от цинги. А содержится эта кислота в разных количествах практически во всех растениях.

Но эта кислота имеет и другое название, которое даже превалирует над первым. Это всем известный витамин С.

Термин 'витамин в переводе означает 'необходимый для жизни амин, что не совсем верно определяет этого рода вещества, так как многие витамины не содержат аминогрупп.

 

В чем же заключается специфичность витамина С? Прежде всего он предотвращает возникновение цинги (скорбута). Это заболевание характеризуется общей слабостью, расстройством сердечнососудистой системы, кровоточивостью мелких сосудов вследствие повышенной проницаемости стенок этих сосудов. По-видимому, и в самом деле без витамина С нас одолела бы цинга.

А вот что говорит Н. М. Карамзин в 'Истории государства Российского по поводу причины возникновения цинги: 'Уже двадцать месяцев продолжалась осада (осада Смоленска польским королем Сигизмундом в 1610 - 1612 гг. - прим. Н. Д.): запасы, силы, все истощилось, кроме великодушия; все сносили безмолвно, не жалуясь, в тишине и в повиновении, львы для врагов и агнцы для начальников. Осталась едва пятая доля защитников, не столько от ядер, пуль и сабель неприятельских, сколько от трудов и болезней; смертоносная цинга, произведенная недостатком в уксусе, довершила бедствие - но еще сражались!

И еще у Карамзина о цинге при описании завоевания Сибири Ермаком: 'Во-первых, открылась жестокая цинга, болезнь обыкновенная для новых пришельцев в климатах сырых, в местах еще диких, малонаселенных: занемогли стрельцы, от них и казаки; многие лишились сил, многие и жизни. Во-вторых, оказался зимою недостаток в съестных припасах: страшные морозы, вьюги, метели, препятствуя казакам ловить зверей и рыбу, мешали и доставлению хлеба из соседственных юртов, где некоторые жители занимались скудным землепашеством. Сделался голод: болезнь еще усилилась; люди гибли ежедневно.

Почему в сырых и холодных местах следует ожидать цинги, особенно для неместных жителей, - говорится в 18-ой и 23-ей главах.

Но с цингой сегодня мы практически не сталкиваемся, а о необходимости потребления витамина С мы говорим почти ежедневно. Для чего же он нам нужен?

Этот витамин участвует во всех окислительно-восстановительных процессах в организме. Он не синтезируется в организме, а потребности в нем велики. Для взрослых необходимо 50 - 70 мг этого витамина в сутки, а

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...