Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пользователи финансовой отчетности




 

Постановка и ведение финансового учета на Западе относятся к компетенции самого предприятия. Однако принципы и правила такого ведения учета, а также составления отчетности регулируются либо национальным законодательством, либо национальными общепринятыми стандартами, разрабатываемыми профессиональными организациями бухгалтеров. Такое регулирование обусловлено необходимостью объективной и содержательной информации для принятия обоснованных решений различными группами пользователей.

Основной целью финансовых отчетов в соответствии с международными стандартами учета является представление информации о финансовом положении, деятельности и изменении в финансовом положении компании, которая полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений.

Одна из проблем, стоящих перед бухгалтерами, такова, что целый ряд различных групп пользователей может быть заинтересован в финансовых отчетах компании, и, скорее всего, невозможно точно удовлетворить все их потребности. В большинстве стран требуется, чтобы финансовые отчеты отвечали потребностям членов или акционеров компании. Эта группа наиболее вероятно заинтересована в непосредственных результатах деятельности организации и имеет наиболее широкие требования. Обычно считается, что если их потребности будут удовлетворены, то в значительной степени будут удовлетворены и потребности других пользователей.

Пользователей учетной информации можно классифицировать по различным «группам пользователей», а удовлетворение информационных потребностей таких пользователей как раз и является функцией учетного процесса.

Обычно выделяют две группы пользователей информации, представляемой финансовой отчетностью:

¾ непосредственно заинтересованные;

¾ опосредованно заинтересованные.

К первой относятся собственники средств предприятия, кредиторы и поставщики, потенциальные акционеры, кредиторы и поставщики, менеджеры, налоговые органы, служащие компании, покупатели. Ко второй - консультанты по финансовым вопросам, биржи ценных бумаг, юристы, регулирующие органы, статистические органы, пресса, экологические организации и др.

Акционеры, являющиеся владельцами компании, в первую очередь заинтересованы в финансовой выгоде, которая накапливается у них в результате капиталовложений в компанию. Акционеры будут решать, покупать или продавать акции компании, и эти решения предполагают рассмотрение многих факторов и информации. Бухгалтерская информация является лишь одним из видов информации, но она часто составляет основу этого процесса оценки, так как инвесторы будут постоянно рассматривать инвестиционные возможности, открывающиеся для них из различных источников.

Кредиторы - это те лица и организации, которые предоставляют компании возмещаемые финансовые средства. Кредиторы разделяются на тех, которые продают компании товары и услуги (торговые кредиторы) и тех, кто обеспечивает финансирование с помощью денежных ссуд (кредиторы по ссудам).

Торговые кредиторы заинтересованны в способности компании быстро оплатить товары. Поэтому торговых кредиторов будет интересовать кассовое положение компании и связанные с ним активы, например, счета к получению, банковские депозиты, противопоставленные срочным обязательствам.

Использование финансовой информации необходимо правительственным учреждениям для осуществления государственной политики и контроля. Политика правительства распространяется на многие области - от налогообложения до регулирования слияний и приобретений. Во всех этих вопросах понимание учетной информации имеет большое значение. К тому же государство является важным покупателем товаров и услуг, производимых частным сектором. Во многих случаях цена, которую платит государство, определяется условиями рынка. Перечисление основных пользователей финансовой информации представлено в Приложении А.

Структура собственников будет определять те задачи, которые собственники ставят перед акционерным обществом, имея в виду улучшение (сохранение) своего благосостояния. Во многих случаях оно, прежде всего, определяется рыночной стоимостью акций. Собственникам будет небезразлично, каким образом предприятие проявляет свою активность, чтобы повысить их благосостояние (если предприятие ведет рискованные операции, инвесторы могут начать в панике извлекать свои вклады).

Но поскольку на любое решение предприятия следует посмотреть глазами собственников, а интересы собственников не идентичны, то и оценка действий организации должна проводиться с учетом минимум трех выделенных типов акционерных обществ по структуре собственников. При этом следует также обратить внимание на характер собственника. Как правило, краткосрочные инвесторы заинтересованы в получении именно денег для финансирования своих текущих потребностей, они предпочитают дивиденды; долгосрочным инвесторам требуются не столько денежные средства, сколько увеличение стоимости их вложений, так как получение денег может вызвать только лишние расходы по их последующему вложению и необходимость уплаты налогов.

Коммерческая организация (акционерное общество), пытаясь выполнить основную задачу, поставленную собственниками, будет вынуждена идти по пути приспособления к внешней среде, что предполагает скрупулезное планирование своей деятельности, использование всех полезных данных, формирование из них системы коммерческой информации, включающей в себя целый комплекс сведений в различных областях (маркетинг, менеджмент, финансы и др.) с обязательным ранжированием исходного материала по востребованности, полезности в процессе принятия решения. Создание системы коммерческой информации облегчит предприятию процесс принятия решения, который является многоэтапным и наиболее сложен на стадии оценки сформированного (сформулированного) решения.

Заинтересованные пользователи при помощи учетной информации решают следующие задачи:

¾ оценивают эффективность использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов руководством организации;

¾ определяют перспективы развития организации и оценивают целесообразность предоставления ей кредитов и займов;

¾ подтверждают надежность деловых связей.

Сторонние (опосредовано заинтересованные) пользователи используют учетную информацию, представленную в формах отчетности, для следующих целей:

¾ контроль правильности расчета и выплаты налогов;

¾ проверка соответствия представленных документов законодательству и принятым принципам и правилам ведения бухгалтерского учета;

¾ обобщение и статистическое сравнение данных по отраслям, регионам и т.п.

Поскольку существуют различные группы пользователей, естественно было бы предположить, что каждая может иметь разные информационные потребности. Кроме того, внутри каждой группы пользователей есть разные уровни сложности. Например, некоторые акционеры компании могут быть высокообразованны в области интерпретации финансовых отчетов, тогда как другие могут быть безграмотны в финансовом отношении. Следовательно, один из методов определения информационных потребностей пользователей состоит в изучении различных решений, принятых каждой группой пользователей, и в составлении предположений относительно информации, необходимой для их принятия.

Различные решения, принимаемые каждой группой пользователей, будут оказывать воздействие на фирму. Например, без акционеров не может быть капитала, а без служащих не может быть рабочей силы. Решения, принимаемые этими отдельными лицами, будут основываться частично на учетной информации и частично на информации, не связанной с учетом.

Если говорить о финансовой отчетности, составленной по стандартам МСФО, то Совет по МСФО под внешними пользователями в первую очередь подразумевает инвесторов, хотя круг пользователей финансовой отчетности обозначен в целом как достаточно широкий и включает также кредиторов, контрагентов, клиентов, сотрудников предприятия и даже государственные органы и общественность. «Концептуальные положения по подготовке финансовой отчетности по МСФО» (так называемый Framework) в параграфе 11 упоминают и нужды менеджмента, которые могут решаться путем использования финансовой отчетности, составленной по МСФО, но допускают, что управленцам для принятия решений по планированию и контролю за деятельностью компании может потребоваться и дополнительная информация.

Руководство предприятия несет основную ответственность за подготовку и представление финансовой отчетности предприятия. Руководство также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности, даже, несмотря на то, что имеет доступ к дополнительной управленческой и финансовой информации, которая помогает ему выполнять свои обязанности по планированию, принятию решений и контролю. Руководство имеет возможность определять форму и содержание подобной дополнительной информации с тем, чтобы она отвечала его потребностям.

 


Заключение

 

К сказанному необходимо добавить, что несомненным достоинством российской системы представления финансовой отчетности являются ее стандартные формы, позволяющие с помощью использования номеров строчек отчетов быстро и легко обрабатывать финансовую информацию организаций, занимающихся различными сферами деятельности. Однако в определенных ситуациях отчетность не в состоянии отразить специфику деятельности данного предприятия (например, при особенно больших объемах операций по одному виду деятельности), тогда необходима дальнейшая расшифровка позиций баланса, отчета о прибылях и убытках или о движении денежных средств.

В этой связи было бы целесообразным разработать более гибкие формы финансовой отчетности. На наш взгляд, российские правила составления отчета о движении денежных средств нуждаются в доработке, особенно в отношении классификации деятельности предприятия и классификации активов как денежных средств или их эквивалента. Дальнейшее совершенствование правил финансовой отчетности будет способствовать большей прозрачности организации для внешних пользователей, что является одной из основных составляющих инфраструктуры рынка ценных бумаг и капиталов, способом привлечения инвесторов, в том числе и западных.

В соответствии с вышеизложенным развитие концепции финансового учета должно, на наш взгляд, включать в себе следующие цели и задачи:

¾ исследование методологических проблем финансового учета в коммерческих организациях как наиболее ярких представителях хозяйствующих субъектов рыночной экономики (с акцентом на роли финансового учета в формировании финансовых ресурсов компаний; повышении их конкурентоспособности;

¾ обслуживании акционеров и потенциальных инвесторов;

¾ разработка системы производных показателей бухгалтерской отчетности, позволяющей оценить сложившееся финансовое состояние предприятия и одновременно составить прогноз его развития с учетом собственных возможностей и коммерческой привлекательности его акций;

¾ разработка методологии построения информационной базы (включающей разнообразную внешнюю информацию), необходимой предприятию для расчета перечисленных ранее показателей, для эффективного формирования и использования финансовых ресурсов;

¾ сравнительный анализ действующей методологии финансового учета с IAS и национальными стандартами учета развитых стран, оценка перспективных направлений развития IAS;

¾ совершенствование методологии и методики учета и оценки существующих современных финансовых инструментов.

Области, в которых пользователям требуется информация для принятия решений, включают следующие проблемы:

¾ принятие решений о сохранении, увеличении или продаже своих инвестиций;

¾ утверждение прежнего или смена руководства;

¾ предоставление ссуды компании;

¾ перспективы развития торговли с компанией.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...