Приемы формирования навыка правильного чтения
Методика обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайда или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект. Модель 1 Какой? Что бывает таким же? Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
– Какой самовар по цвету? – Блестящий. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. – Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). – Какой он по форме? – круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы). Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы: Какой? Что бывает таким же? Блестящий Монета Шипящий Вулкан Круглый Арбуз Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). ПР: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета. Табличка может выглядеть следующим образом: Какой? Что бывает таким же? Блестящий Начищенная монета Шипящий Проснувшийся вулкан Круглый Спелый арбуз После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не». Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми. Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз». Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом. После освоения модели «Какой – что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).
Модель 2 Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части). Что делает? Что (кто) делает так же? Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет. – Что делает ежик? – Пыхтит, собирает, семенит. – Пыхтит как кто или что? – Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»). – Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»). – Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»). – Собирает как жадина (сравнение на «занижение»). – Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»). – Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»). Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не». ПР: Составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить». ПР: Составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном». Модель 3 Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. На что похоже? Чем отличается? Протокол составления загадки про гриб: – На что похож гриб? – На мужичка. – А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды. – Еще на что похож? – На дом, но без окон. – А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка. Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Приемы формирования навыка правильного чтения
Одним из условий успешного овладения навыком чтения является достаточное развитие пространственных и временных представлений. На подготовительном этапе дети учатся ориентироваться в пространстве путем осознания схемы собственного тела, правого и левого направлений, пространственных взаимоотношений объектов, схемы тела стоящего напротив, последовательности предметного ряда, графическому обозначению направлений. Таким образом, дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «наискосок», а также предложные конструкции (на практическом уровне).
Временные представления включают в себя понятия об основных единицах времени, наблюдение и определение временной последовательности действий или событий, активизацию словаря за счет обобщающих понятий «времена года», «месяцы», «дни недели», сравнительных понятий «раньше», «позже» и т.д. Один из видов работы по уточнению пространственных представлений – это ориентировка на плоскости листа. Она сочетает в себе несколько развивающих моментов: развитие слухового восприятия, развитие графических навыков, слухомоторной координации, развитие зрительного гнозиса и умения абстрагироваться. На начальных этапах работы с учащимися, имеющими нарушения речи, отрабатывается связь звука и буквы (фонемы и графемы). Можно выделить два направления работы: развитие фонематического слуха, т.е. формирование четкого представления о звуке (фонеме) и закрепление зрительного образа буквы. Дети учатся сливать звуки в слоги и слова. Зачастую возникают трудности соотнесения данного звука с буквой (на уровне слова), а также трудности запоминания графического образа буквы. В тех случаях, когда дети смешивают буквы, обозначающие сходные звуки, проводится работа по их дифференциации. Уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок достигается путем использования различных анализаторов (речеслухового, речедвигательного и зрительного). Особенности использования перечисленных анализаторов определяются характером нарушения дифференцировок. Как правило, работа по дифференциации начинается с опоры на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Развитие кинестетических ощущений начинается с уточнения артикуляции звуков, не смешиваемых в произношении. Общая артикуляционная гимнастика, проводимая с детьми на данном этапе, позволяет не только развить артикуляционную моторику, но и подготовить детей к последующей работе по развитию слухопроизносительных дифференцировок и, в итоге, фонематического восприятия.
Дальнейшая работа по дифференциации осуществляется на конкретных звуках, смешиваемых детьми в произношении и на слух, которая проводится в определенной последовательности: Уточнение артикуляции звука с использованием зрительных, кинестетических, тактильных, слуховых ощущений. Выделение звука на фоне слога. Определение наличия звука в слове. Определение места звука в слове. Сопоставление смешиваемых звуков в произношении и на слух. Для закрепления представления о звуках можно использовать картинки – символы, отражающие артикуляционный уклад данного звука, схемы звукового состава слова, цифровые ряды и т.д. Связь звука и соответствующей ему буквы отрабатывается в процессе выполнения заданий на определение звукового состава слова. Закреплению зрительного образа буквы способствуют задания, направленные на анализ графических элементов, из которых она состоит. Предлагаются следующие задания: Найти фигуру, букву в ряду сходных. Найти заданную букву в таблице. Выделить букву среди букв и цифр. Сложить из палочек, спичек, выложить бисером по пластилину фигуры и буквы. Найти заданную букву, спрятанную в сюжетном рисунке. Выделить буквы в рисунках – изографах. Передать ассоциативный образ буквы («Букваренок» Г. Юдина). Показать правильно изображенную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных. Дополнить недостающий элемент фигуры и буквы при наличии образца. Переделать букву, добавляя недостающий элемент, например, из З–В, И – М, К – Ж и т.д. Преобразовать букву, изменяя пространственное расположение элементов, например, из Р-Ь, И-Н, И-П, Н-П, Г-Т. Определить различие сходных фигур, букв, отличающихся одним элементом: З-В, Р-В, и – ш и т.д. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве, например, р-ь, г-т, и-п. На этапе послогового чтения работа начинается с обратного слога, затем берется прямой слог. Это, на наш взгляд, способствует усвоению слитности произнесения. Закреплению навыка слогового чтения помогают таблицы. Задания, которые можно выполнить с их помощью, самые разные: чтение слогов с определенной согласной или гласной буквами, чтение слогов в определенном ряду или строке, синтез слов из слогов, предъявляемых последовательно, нахождение слогов заданного слова, синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге.
Слоговой материал позволяет избежать угадывания слова, которое происходит с опорой на смысловой и звуковой контекст и порождает большое количество ошибок у детей, которые не владеют слогослиянием в достаточной мере. Для облегчения слияния букв в слог и слогов в слово используется и графический знак – «помощник»; проводя по дуге пальцем руки, ребенок тем самым как бы задает себе некий ритм движения по строке. Навыку синтеза слов из слогов способствуют задания, в которых слоги предъявляются постепенно: в табличке с «окошечками» сначала показывается один слог, затем поочередно – остальные. Когда мы знакомим учащихся с понятием «слово», возникает опасность формирования не обобщенного представления, а конкретного, неразрывно связанного с ситуацией предъявления. Для того чтобы избежать подобного явления, можно порекомендовать начать этот процесс с абстрактного образа. Например, по клеточкам рисуется какая-либо фигурка, напоминающая знакомый предмет. Ребенок ассоциативно называет ее. Вот это называние и есть мостик к слову. Слово предъявляется схематично в виде общепринятого символа, осуществляется звуковой анализ, а затем добавляются знакомые буквы. Это позволяет формировать навык чтения целыми словами. На этапе синтетического чтения одним из тренировочных упражнений является чтение текста с помощью таблицы. Материал для занятий включает текст и таблицу, составленную из слов, входящих в этот текст, но расположенных в случайном порядке. Текст читается вслух по предложениям; учащимся предлагается отыскивать в таблице слова, входящие в данное предложение в соответствующей последовательности. Подбор текстов для чтения должен учитывать качественный состав слов, ориентируясь на слоговую и ритмическую структуру.Данный прием создает условия для целостного опознания слов, стимуляции понимания прочитанного и развития кратковременной словесной памяти. Для улучшения понимания прочитанного можно порекомендовать следующие виды работы: пересказ или подбор сюжетной картинки, соответствующих фрагменту или предложению; восстановление деформированного предложения с помощью альтернативного подбора пропущенного слова; проверочные задания, требующие ответа на вопрос без опоры на синтаксические конструкции текста и т.д. Для уточнения лексического значения слов можно использовать задания в виде кроссвордов, составленных с опорой на контекст или подобранных по определенной тематике. Поскольку нарушения чтения неразрывно связаны с недостатками устной речи, в частности, с недостаточно сформированным грамматическим строем, в коррекционной работе необходимо уделить внимание преодолению аграмматизма. С этой целью можно использовать задания, предполагающие употребление слов в той или иной грамматической форме. Например, по картинке, изображающей некоторое количество предметов (одушевленных и неодушевленных) и сопровождающейся звукобуквенной схемой выложить из букв разрезной азбуки обобщенное название, затем – изменить слово, употребив его в сочетании с числительным. При этом окончание слова следует выбрать из предложенных вариантов, опираясь на слуховое восприятие. В целях совершенствования технической стороны чтения применяются виды текстов, лексический состав которых подобран таким образом, что на стыке двух слов можно прочитать еще одно, являющееся самостоятельной частью речи и не связанное с контекстом. Например, в рассказе О. Тихомирова «Торопились в театр» спрятано 4 слова, связанные с почтой. Читая рассказ, дети должны самым внимательным образом изучать звукобуквенный состав слов. Так в предложениях «Собираться в театр мешал младший брат Эдик. Он вертелся под ногами, что-то хватал…» спрятано слово «конверт». В заданиях подобного типа процесс чтения является опосредованным, т.к. перед ребенком стоит задача поиска. Такое смещение акцента позволяет избежать проявлений негативных моментов, связанных с плохим чтением, преодолеть нежелание читать. Таким образом, данные методы помогают совершенствовать техническую сторону чтения и формировать навык осмысленного восприятия печатного слова. Во многом коррекционные занятия способствуют преодолению вторичных психологических проявлений, выражающихся в боязни чтения вслух. Игры, в которые играют люди… с ребенком в песочнице Зима заканчивается, весна наступает ей на пятки. Скоро сойдёт снег, зимние игры и забавы будут отложены до следующего года. Потом зазеленеет трава, и ребятишки переберутся с горок и катков на качели, «лазалки» и в песочницы. Всем известно, что главная «работа» малышей – хорошо кушать и много гулять и играть. Казалось бы, это так просто! Чем больше в жизни дошколёнка интересных творческих занятий и игр, тем богаче его внутренний мир, здоровее психика. Замечательно, когда у малыша много друзей, и они с удовольствием играют вместе, формируя каждый не только мир своих интересов и фантазий, но и образуя маленький социум, важную микросреду для роста и развития. Но играть с интересом вместе детки начинают годам к трем-четырем, а до этого возраста с малышом с удовольствием играют мамы и папы. С удовольствием – это в идеальном случае. Но часто мамы жалуются на однообразие занятий, на то, что всё уже перепробовано, во все игры уже поиграли и ребенка нечем занять. Режим дня малышей до 3-х лет подразумевает две прогулки в день, хотя бы по полтора часа каждая. Часто, особенно в городских условиях, это прогулка на детской площадке, в обычной песочнице. Дети обожают копаться в песке, особенно если мамы не слишком дергают и не слишком настаивают на идеальной чистоте брючек, ручек и сандаликов. Мамы чирикают рядышком на скамейке, некоторые из них жалуются на усталость и на то, что «уже видеть не могут эту песочницу»… А ведь самая простая деревянная песочница – это идеальное место для множества интересных игр с малышом. Увлекательных занятий на этом маленьком пространстве можно придумать великое множество. И если мама не ленива, любит своего малыша и любит играть, в широком смысле слова, то детская песочница может стать для неё и её ребенка не только местом для веселой игры, но и пространством для общения и способом узнать что-то новое друг о друге, многому друг у друга научиться. Как же можно развлечь малыша от года до трех лет в обычной песочнице? Предлагаю вашему вниманию несколько забавных идей для совместной игры. Напоминаю о том, что в этом возрасте детки еще познают мир через рот, пробуя всё на вкус. Поэтому не забывайте следить за тем, чтобы ваш ребенок во время игры в песке не брал в рот руки и игрушки. Итак, ваш реквизит (всем доступный минимум): пластмассовое ведерко, два совка, две формочки – маленькая и большая, машинка (игрушечная, разумеется), резиновая (или любая другая легко моющаяся) игрушка-зверюшка, игрушечная ложечка. 1) Развлечение первое, самое простое – делаем всем известные куличики. Что за магия в этом простом действии – не очень понятно, но малышам почему-то очень нравится. Не так-то просто втолковать чаду, что песок в формочки надо насыпать не сухой, а влажный. Что добыть влажный песок нужно, раскопав ямку поглубже. Что переворачивать формочку надо аккуратно, а потом еще обязательно по ней постучать. Попробуйте, сами убедитесь в том, что это занятие отнимает довольно много времени, но может быть очень весёлым, если подойти к нему с хорошим настроением. 2) Усовершенствованный способ развлечься – сделать куличик с сюрпризом. В большую формочку вложить маленькую, насыпать песок, перевернуть. Попросить чадо постучать по формочке и посмотреть – что под ней спряталось. Когда там окажется вторая формочка, восторгу не будет предела. А если под маленькой формочкой еще и игрушечную ложку спрятать… А если не ложку, а маленькую игрушку, да ещё и новую… Вы себе представляете этот восторг? 3) Развлечение сомнительное – копаем яму. Что в этом интересного – со стороны не вполне понятно. Но детям страшно нравится. Если мама не помешана на чистоте одежды, то можно налить в яму воды (принести с собой на прогулку пластиковую бутылку с водой) и запустить бумажный кораблик. Варианты забавы: плотина, ручеёк, каша-малаша или непроходимое болото для увязшей в нем машинки. 4) В дополнение к предыдущему – в ямку (сухую, без воды) закопать игрушку-зверюшку или формочку, как следует присыпать, выдать чаду совочек и попросить найти пропажу. Можно закопать несколько мелких игрушек, попросить ребенка найти их на ощупь руками и угадать, что же там такое нашлось. 5) После того как зверь успешно найден, его можно «покормить» – сделать куличик и скормить его зверюшке с ложечки. Следите, чтобы ребенок не попробовал этот куличик на вкус, соблазн велик, но последствия могут быть трагичны. 6) Сделаем домик для зверюшки. Перевернем ведро на бок, вкопаем его в песок – получится чудесная нора, буквально как после евроремонта. Зверь там будет жить припеваючи следующие минут 5. 7) Затем нору предлагаю переименовать в гараж для машинки. После чего построить также дорогу, горку, туннель и покатать машинку по автобану – по периметру песочницы. 8) Если песка много, можно выстроить волшебный замок. Особенно хорошо это получается на песчаном пляже, ближе к воде. Украшать его камушками, ракушками, веточками, желудями или другими природными мелочами, – занятие не только весёлое, но и очень интересное. Ещё один способ показать малышу, что песок – сыпучий и мягкий, камень – холодный и твердый, а деревянный прутик – более теплый и легко ломается. Всё это и многое другое можно проделать, обладая минимумом самых простых подручных средств. А ведь сейчас в магазинах появилось множество игрушек специально для песка. Это и наборы «Маленький строитель», куда входят игрушечные строительные инструменты. И многообразные машинки: подъемные краны, бетономешалки, грузовички самых разных размеров и цветов, в большом ценовом диапазоне. И интересные игрушки с лопастями и мельницами. И многие, многие другие. Песочницу можно превратить и в стройку, и в театр, и в ресторан, и в сказочное королевство, и в поле сражения. Было бы желание, была бы фантазия. Ну что, наигрались? Если да – развлеките чадо последним заданием: найти в песочнице все свои игрушки, отряхнуть их от песка и аккуратно сложить их в ведерко. А знаете ли вы о том, что и нам, родителям, полезно играть с песком? Метод песочной терапии активно используется психотерапевтами разных стран, он успешно работает не только с детьми, но и со взрослыми людьми. Юнгианская песочная терапия лечит душу, завораживает, увлекает человека в мир его фантазий и переживаний. Песок – удивительный, загадочный, простой и в то же время вечный инструмент врачевания человеческой души. С помощью подноса с песком и миниатюрных фигурок человек, проходящий песочную терапию, получает возможность пообщаться с самим собой, прикоснуться к тому, что не выразишь словами, прочувствовать то, что было скрыто раньше от сознания. Невербальные способы психотерапии, такие как юнгианская песочная терапия, оказываются способны помочь людям даже тогда, когда лечение словом (например, психоанализ) оказалось безрезультатным. «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» сказал когда-то Карл Густав Юнг, швейцарский психоаналитик, показавший всему миру, что бессознательное способно говорить с человеком на языке символов. Поиграйте в песке со своим ребёнком, сделайте игру увлекательной не только для малыша, но и для себя. Почувствуйте магию песка на ощупь, воспользуйтесь целительной силой природы, пусть даже это будет песок в обычной городской песочнице. Вы держите в руках частички вечного, пересыпаете из ладони в ладонь тайну, плетёте нить общения не только с вашим малышом, но и с маленьким ребёнком внутри себя. Играя с малышом в песке, вы и сами становитесь на какое-то время ребенком, получаете возможность окунуться в удивительный мир детских фантазий. В мир чарующий, открытый, полный тайн и приключений. И этот мир отнюдь не ограничен рамками песочницы, ведь правда?. Научитесь играть со своим ребенком, и вы увидите, как это важно – не только для него, но и для вас, для вашей семьи, для нынешних и будущих отношений. Вся жизнь – игра. А песочница – один из весёлых и интересных способов научиться играть интересно и с удовольствием. Письменная речь состоит из двух видов речевой деятельности – письма и чтения. Дисграфия и дислексия – неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе. Чаще всего дислексия и дисграфия наблюдаются у ребенка одновременно, но иногда они могут встречаться изолированно. Полная неспособность читать – алексия, полная неспособность писать – аграфия. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется. Письмо начинается с замысла. Нужно мысленно создать план письменного высказывания, определить общую последовательность мыслей и постоянно удерживать ее. Каждое предложение, которое необходимо записать, надо разделить на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. На начальных этапах овладения письмом важно проговорить каждое слово. Проговаривание (громкое, шепотное или внутреннее) помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове. Следующая операция – выделенную из слова фонему нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы. Букве, как и звуку, присущи элементы неустойчивости. По своим начертаниям любая буква может быть очень разной: большой и маленькой, заостренной, округлой, кривой. Буква не похожа на себя в зависимости от того, чем, каким цветом и на какой поверхности ее написали. Чтобы научиться писать и читать, необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. По аналогии с фонематическим слухом буквенное зрение правомерно было бы назвать графематическим. Именно это зрение вычленяет из букв спрятанные в них устойчивые признаки, элементы, которые отличают одну букву от другой. Анализ и сравнение буквы сложная задача для первоклассника. Затем ребенок должен воспроизвести с помощью движений руки зрительный образ буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. В начале обучения письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения («откуда начинать, куда вести, где закончить»). Каждый элемент на этом этапе выписывается отдельно, даже если в школе требуют писать слитно всю букву или несколько букв сразу. Ребенок постоянно контролирует то, что делает, и думает, что и как нужно делать дальше. На осознание действия, определение стратегии последующего действия необходимо такое же время, как и на выполнение самого движения. Несформированность любой операции, обеспечивающей процесс письма или чтения, может привести к определенным трудностям при обучении грамоте, вызвать дисграфию или дислексию. Причины нарушения чтения и письма являются сходными. В зависимости от того, какая операция нарушена, выделяют разные формы дислексий и дисграфий. В современной логопедии существуют несколько подходов к классификации дисграфий и дислексий. Нет общепринятой классификации, и на практике логопеды придерживаются различных взглядов на причины дефектов письма и чтения и проблем их освоения, чаще всего ориентируясь на работы тех специалистов, которые принадлежат к той же научной школе, что и они. Наиболее часто встречается фонематическая дислексия и дисграфия (по традиционной терминологии акустическая). Ее описывают под разными названиями практически все авторы. Детям с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается. А для правильного письма необходима тонкая слуховая дифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаков звука. Проявляется фонематическая дисграфия на письме в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка», слова «копия» и «копья» звучат и пишутся одинаково. Частая ошибка – замена гласных даже в ударном положении. Что-то ребенок понимает точно, а что-то очень приблизительно. Возникают трудности и при усвоении правил правописания, так как ребенок не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слов, не делает необходимых обобщений и не чувствует связи слов. Ошибки возникают и при чтении: дети путают буквы, пропускают согласные при стечении, переставляют слоги, читают по догадке. Оптическая дислексия и дисграфия (зрительная по другой терминологии) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по смыслу с тем звуком, который обозначает. В истории человечества буквы приобрели такое большое значение, что в мозге, в его левом полушарии, выделилась специальная область, отвечающая за букву. Нарушение буквенного гнозиса, пространственных представлений проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (З – Э, Р – Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л – Д, З – В), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (Н – П – И, Т – Г). Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть букву, пропустить или добавить лишний крючок. К оптическим дисграфиям относятся и зеркальные перевороты букв. Зеркальное письмо чаще встречается у левшей, которые могут прочитать, написать и скопировать букву, цифру или слово равновероятно в любом направлении. Как самостоятельную, эту форму нарушения письменной речи выделяют не все авторы. Однако, многие отмечают нарушения движений глаз в процессе чтения (окуломоторную дислексию). Неподвижный взгляд практически не воспринимает сложное по структуре изображение. Всякое сложное восприятие осуществляется с помощью активных, поисковых движений глаза. Перевод взора с буквы на букву, со слова на слово, со строки на строку имеет свои закономерности. Детям не всегда удается овладеть ими беспрепятственно. Кинетическая (моторная) дисграфия обусловлена определенными требованиями к движению руки, если они не соблюдаются, возникают характерные трудности движения руки во время письма. По поводу правомерности отнесения дизорфографии к дисграфии тоже нет единства мнений. В настоящее время это наименее изученная категория нарушений письма. Считается, что при дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, «правила знает, а применить не может». Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требует владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова по формально грамматическим признакам. Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Особый род дизорфографии представляет собой стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Дети с дизорфографией особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Все эти виды дисграфий являются первичными, т.к. обусловлены нарушением одной из базисных для письменной речи предпосылок. Отличительной особенностью вторичных нарушений чтения и письма является отсутствие специфических предпосылок к ним. Такие дети легко дифференцируют фонемы, ориентируются в звукобуквенном анализе слова, узнают сложные зрительные изображения, у них нет ограничений в движениях. В возникновении вторичных дислексий и дисграфий существенную роль играют дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания. Плохая слухоречевая память мешает запомнить прочитанный или диктуемый текст и правильно воспроизвести его. Особое значение имеет темп деятельности во время письма и чтения. Дети, которые по каким-либо причинам, не успевают писать и читать в заданном темпе, торопясь выполнить задание, делают самые разнообразные ошибки. Можно подумать, что у них присутствуют все виды дислексий и дисграфий сразу. Однако, при снижении темпа эти дети достаточно хорошо читают и пишут. Научиться писать и читать должен каждый ребенок. Многие дети не справляются с этой задачей. Как им помочь?
Логопедия и ортодонтия
Являясь педагогической наукой, логопедия в то же время тесно связана и с науками медицинского цикла, без тесного содружества с которыми невозможно ни изучение, ни преодоление сколько-нибудь серьезных нарушений речи. Самым тесным образом логопедия связана со стоматологией: в логопедии широко используются данные стоматологических исследований. В большинстве случаев речевая патология так или иначе связана с повреждениями органов речи, характер которых определяет содержание последующей работы. В данной статье мы хотели бы обратить внимание логопедов на общие моменты в работе логопеда и ортодонта и привлечь внимание этих специалистов к необходимости более тесного взаимного сотрудничества с целью улучшения качества оказываемой ими пациентам профессиональной помощи, а также своевременного выявления нарушений в строении артикуляционного аппарата, требующих специального медицинского вмешательства. Речевой аппарат человека условно принято делить на два отдела: центральный и периферический. Центральный отдел речедвигательного анализатора подразделяется на две части – воспринимающую и двигательную. К периферическому отделу речедвигательного анализатора относятся органы дыхания, голосообразования и артикуляции. Артикуляционный отдел речевого аппарата располагается в так называемой надставной трубке (полости рта и носоглотки). Основными органами артикуляции являются язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твердое небо. Наиболее активный орган артикуляции язык, являясь самым подвижным из всех перечисленных органов, способен занимать в ротовой полости самые разнообразные положения, образуя сближение или полное смыкание с менее подвижными органами артикуляции. Благодаря этому и образуются конкретные звуки речи, придающие ей членораздельность. Т.е. не только при наличии дефектов в строении челюстей, зубов, языка, но и при недостаточной подвижности последнего нормальное артикулирвание речи будет затруднено. При дефектах в строении твердого и мягкого неба будет нарушено нормальное взаимодействие ротового и носового резонаторов, что помимо дефектов звукопроизношения приведет к расстройству голосовой функции. Для выявления возможных причин аномалий в строении артикуляционного аппарата необходимо провести внимательный осмотр ребенка с учетом следующих данных: 1. На состояние артикуляцинного аппарата большое влияние могут оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни родителей. По наследству могут передаваться особенности артикуляционных органов, в частности, диастема, короткая уздечка языка, наличие расщелин твердого неба, недоразвитие или чрезмерное развитие челюстей. 2. Течение беременности первой и второй половины. 3. Осложнения при родах. 4. Доношенным или недоношенным родился ребенок. 5. До какого возраста ребенка происходило грудное вскармливание, с какого – искусственное, кормление из ложки и питье из чашки. С какого месяца ребенок начал принимать жесткую пищу. Неправильное кормление отражается в последующем на формировании жевательных и глотательных функций. 6. Какие заболевания перенес ребенок в первый год жизни и состоит ли на учете у педиатра. 7. Внешний осмотр: – прежде всего определяется динамика физического развития. Скачки роста. Физически недоразвитые дети чаще подвержены простудным заболеваниям, они вялые, страдают отсутствием аппетита, ранней потерей зубов по поводу кариеса и отставанием в развитии нижней челюсти; – выявляются особенности строения лица: пропорциональность, симметричность или ассиметричность (отмечается при косом прикусе); выраженность носогубных складок при недоразвитии верх<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|