ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Картотека фокусных задач
ФОКУСЫ И ТРИЗ
© Уральская Валерия Львовна, 1992-2003
ВВЕДЕНИЕ
1. ЧТО ТАКОЕ ФОКУС?
2. ФОКУСЫ И ТРИЗ
ВЫВОДЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАРТОТЕКА ФОКУСНЫХ ЗАДАЧ
Фокусы для показа
Фокусы для рассказа
Фокус- шутка
Разгадки фокусов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПОПЫТКА СОЧИНЕНИЯ ФОКУСА
ЛИТЕРАТУРА
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
В действительность можно войти с главного входа,
а можно влезть в нее - и это куда забавнее - через форточку.
Дж. Родари.
ВВЕДЕНИЕ
Учитель - это человек, дающий ответы на
вопросы, которые ему не задавали.
Первая проблема, с которой сталкивается преподаватель - как сделать, чтобы у детей возникли нужные вопросы. Или, более конкретно, как сделать, чтобы детям захотелось решать изобретательские задачи. (Увы или ура, но не каждого ребенка увлекают задачки о травлении кубика.) Есть разные способы: поощрение (призы, похвалы, "пятерки"), решение задач в игре, обрамление задачки в сказочный сюжет. Однако все эти приемы воздействуют на ребенка через слова, а слова не каждого ребенка могут тронуть. Хотелось найти что-то такое, что действовало бы безотказно на всех детей. Идея обратиться к фокусам была подсказана публикациями И.Л. Викентьева (Костер, 1990, № 11).
Корней Чуковский пишет: "Законы, которым мы должны подчиняться всю жизнь, так неумолимы и властны, что даже мнимое их нарушение (в этом и состоит каждый фокус) доставляет немалую радость" [1].
Итак, фокусы - это радость, волшебство, тайна, зрелище и… изобретательская задача.
ЧТО ТАКОЕ ФОКУС?
Хотя фокус - это искусство, мы подойдем к нему строго по-научному, а потому прежде всего договоримся о терминах.
- Многих удивляет, что воду можно вскипятить в бумажном стаканчике на открытом огне [2, с.53]. Однако никакого подвоха здесь нет, просто используется физико-химический эффект. Это удивление - от незнания.
- Фокусник кладет два пальца руки на стол. Взмах руки - и наперсток перелетает с одного пальца на другой [3]. Как это получилось? Секрет прост: ловкость рук и наша невнимательность. Фокусник в первый раз положил на стол указательный и средний палец с наперстком, а во второй - средний палец и безымянный.
- Фокусник осторожно кладет яйцо на скатерть, и вдруг оно убегает от него [4]. В этом фокусе используются специальные секретные приспособления. Под скатертью лежит кольцо, в которое фокусник кладет яйцо, а помощник фокусника тянет из-за кулис кольцо за ниточку.
Итак, вернемся к вопросу: что же такое фокус?
"Словарь иностранных слов" дает следующее определение: "Фокус (нем. Hokus-pokus) - ловкий прием, трюк, поражающий зрителей кажущейся сверхъестественностью. Основан на особой точности, ловкости движений или применении специальной аппаратуры, на физических и химических явлениях".
В соответствии с этим определением фокусы можно классифицировать следующим образом:
Такое деление на группы полезно при решении задач, но достаточно условно, поскольку в одном фокусе могут сочетаться все три направления. В этой работе речь пойдет, главным образом, о третьей, "аппаратурной", группе фокусов, основанной на специальных приспособлениях, так как именно такие фокусы часто являются сильными и яркими изобретениями (примеры фокусов, основанных на различных эффектах, даны в приложении).
ФОКУСЫ И ТРИЗ
"Иллюзионизм - показ фокусов, основанный на применении специальной аппаратуры... illusion (франц.) - заблуждение, illusioner - вводить в заблуждение [5, с.133]. Иначе говоря, задача фокусника - "задурить нам голову" и направить нашу мысль по ложному пути. А наша задача - распутать головоломку и от "фокусной ситуации" прийти к решению изобретательской задачки.
Попробуем это сделать.
Фокус - прежде всего искусство. Цель его - удивить зрителей кажущейся сверхъестественностью. Если в реальной жизни взаимодействие элементов А и В приводит к следствию С, то в фокусе возникает видимость того, что взаимодействие элементов А и В приводит к следствию D.
Противоречие между реальным и видимым выражено сразу в усиленной форме.
В результате анализа рассмотренных фокусов предложен следующий мини-алгоритм перехода от "фокусной ситуации" к изобретательской задаче.
Шаг 1. Сформулировать противоречие "реальность - видимость".
Шаг 2. Выявить взаимодействующие элементы и ВИДИМУЮ связь между ними (краткий функционально-структурный анализ видимого).
Шаг 3. Выбрать изменяемый элемент.
Шаг 4. Сформулировать изобретательскую задачу в виде двух подзадач:
а) как изменить (или - что должен сделать) изменяемый элемент, чтобы выполнить требования реальности;
б) как сделать эти изменения невидимыми для зрителя.
Рассмотрим в качестве примера трогательную задачу с распиливанием девушки. Фокусная ситуация (описание фокуса с точки зрения зрителя): фокусник приглашает из зала зрителей, которые привязывают к запястьям и щиколоткам девушки веревки. Девушка заходит в ящик, концы веревок продевают сквозь отверстия в ящике, фокусник закрывает ящик. Зрители натягивают веревки. Фокусник распиливает ящик, обрезает веревки и выпускает девушку.
Шаг 1. Реальность (результат фокуса): пила не распиливает девушку.
Видимость: пила распиливает девушку.
Шаг 2. Элементы системы и их видимая взаимосвязь: пила пилит ящик, ящик скрывает девушку, веревки держат девушку, зрители держат веревки, фокусник закрывает, открывает ящик, пилит пилой.
Шаг 3. В качестве изменяемого элемента выбираем девушку. (Здесь нужно оговориться, что выбор различных элементов приводит к различным решениям одного и того же фокуса. Возможная подсказка: девушка скрыта от зрителя.)
Шаг 4. а). Как изменить параметры девушки (что должна сделать девушка), чтобы ее не распилило пилой? Девушка должна уклониться от пилы, согнуться в ящике (прием "динамизации"). Противоречие: девушка должна согнуться в ящике, чтобы ее на распилило пилой, девушка не может согнуться в ящике, потому что ее держат веревки. Формулируем изобретательскую задачу: веревки должны держать девушку (по условию задачи), веревки должны отпустить девушку (чтобы она могла уклониться от пилы). От противоречия "видимость - реальность" перешли к обычному для изобретательских задач противоречию. Противоречие разрешается в пространстве: веревочки натянуты там, где их видят зрители, веревочки не натянуты в ящике.
б). Как скрыть эти изменения от зрителя? (Приемы - "предварительное действие" и "копирование"). Решение: фокусник завязывает узелки (или крепит прищепки) и делает несколько лишних оборотов веревки на руках и ногах девушки. Перед тем, как закрыть ящик, незаметно обрезает веревку на правой руке девушки. Зрители не замечают этого, так как веревка стопорится узлом. Девушка обрезает остальные веревки и "складывается" в ящике.
Попробуем решить обратную задачу - сочинить фокус о распиливании девушки в ящике, используя этот же алгоритм, слегка его видоизменив.
1. Реальность: пила не распиливает девушку.
Видимость: пила распиливает девушку.
2. Пила, девушка, фокусник.
3. а). В качестве изменяемого элемента выбираем пилу. (Этот фокус показывает Игорь Кио: любого желающего из зала "распиливают" на столе между двумя фанерками на глазах у зрителей; фанерки распилены, а человек между ними - нет).
б). В качестве изменяемого элемента выбираем девушку.
4. а). Что должна сделать девушка, чтобы ее не распилило? Уклониться от пилы, согнуться в ящике.
б). Как скрыть эти изменения от зрителей? Прием "матрешка" - девушка скрыта в ящике. Появляется новая задача: как создать видимость того, что девушка не "изменилась" в ящике? Одно решение мы уже рассмотрели, но, как обычно бывает, это не единственное решение. Второе решение: копирование, переход к бисистеме. В столе, на котором лежит ящик с девушкой, спрятана вторая ассистентка. Первая девушка скрыта в одной половине ящика (видны только руки и голова), а вторая скрывается во второй, так что видны только ее ножки в таких же тапочках. Ненаблюдательные зрители думают, что это те же самые ножки первой девушки.
Первое решение с веревочками интересно еще тем, что мы вводим в систему новый изменяемый элемент (веревочки) - то есть, возвращаемся к шагу 3, а затем снова решаем задачу (шаг 4) уже относительно нового изменяемого элемента (узелков).
Итак, мы получили алгоритмическое "дерево" с разветвлениями на шаге 3, и циклами, возникающими при введении новых элементов в систему.
Интересно было бы попробовать этот алгоритм для сочинения нового фокуса (см. Приложение 2).
ВЫВОДЫ
- Показано, что фокус может быть использован как учебная изобретательская задача.
- Выявлены особенности фокуса, как учебной изобретательской задачи:
- первый этап решения - прием обращения исследовательской задачи в изобретательскую;
- противоречия практически всегда разрешаются в пространстве и во времени;
- появляется не очень привычный для нас ресурс: свойства человека (его психика, знания, особенности зрения и пр.);
- часто используются приемы копирования, матрешки, посредника, предварительного действия;
- решение фокуса - хорошее упражнение на развитие фантазии и борьбу с психологической инерцией.
- Предложен мини-алгоритм перехода от фокусной ситуации к изобретательской задаче. Этот алгоритм может быть применен для придумывания фокусов (см. Приложение 2).
- Отобран ряд фокусов, которые можно использовать в качестве учебных задач (см. приложение 1).
Более подробный вариант методики описан в работе [16].
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Картотека фокусных задач
Фокусы для показа
- [6, с. 103] Из пустой коробочки достают всякую всячину.
- [6, с. 128] Кольцо, взятое у зрителей, оказывается в середине клубка шерсти.
- [6, с. 249] Человек вылезает из завязанного мешка.
- [7, с. 122] Сумма чисел, задуманных зрителями, появляется на дощечке после заворачивания в газету.
- [2, с. 14] Кольцо бегает по палочке и соскакивает с нее.
- [2, с. 39] Кукла -матрешка, проходя через полый цилиндр, превращается в зайчиху.
- [2, с. 94] Как достать монету из тарелки с водой, не замочив рук.
- [2, с. 103] Как сварить яйцо без огня?
- [8, с. 14] Воду из графина наливаем в стакан и четыре рюмочки. Цвет воды везде одинаковый (она прозрачная). Выливаем воду из рюмок, вытираем насухо. Воду из стакана выливаем в рюмочки, вода окрашивается в каждой рюмке в свой цвет.
- [8, с. 44] Цвет трех дисков определяется с завязанными глазами.
- [9, с. 256] Спички плавают вертикально.
- [10, с. 9] Шарик катается по веревке и не падает с нее.
- [10, с. 65] Из платочка в шляпу все время сыплются шарики.
- [12, с. 27] Волшебный коробок скользит по веревочке, продетой сквозь него, и, останавливается, когда хочет.
- [6, с. 74] Волшебная палочка по воле фокусника изгибается у него в руках.
- [8, с. 46] Фокусник перерезает нитку, и бусины съезжают с нитки в стакан. Из стакана фокусник достает целую нитку бус.
Фокусы для рассказа
- [15, с. 41]
Юрий Коваль
СУНДУК
Висел замок. Никто не мог Открыть замок ключом. На сундуке висел замок Железным Калачом. А в сундуке С ключом в руке Иван Петров сидел. И много лет На белый свет Он в щелочку глядел. Но вот подходит к сундуку Огромнейший медведь. Иван кричит ему: - Ку-ку! Попробуй отпереть!
| Сопел медведь, Пыхтел медведь, Медведь от пота взмок! Но отогреть Не смог медведь, Не смог медведь Замок! Пришли барсук и бурундук, Но не смогли открыть сундук. Никак не открывался! Скрипел, но не сдавался! А после прибежал щенок, Куснул сундук, Лизнул замок, Сказал Ивану, - Слушай, друг: Каким путем ты влез в сундук?
|
| - Друзья! - сказал Иван, - Друзья! Задача не трудна. Сундук, друзья! Ха-ха! Друзья! Совсем, друзья, Без дна!
|
|
| | | |
- [7, с. 88] Девушку прошивают насквозь иголкой с лентой. Девушка улыбается и сходит с ленты.
- [13, с. 46] Номер "Отрубленная голова" (болгарский фокусник ХХ века Сенко Христов). Артист появлялся на сцене и становился спиной к боковой кулисе. Ассистент стрелял в него из старинного длинноствольного пистолета - и у фокусника слетала с плеч голова. Он брал ее под мышку и выходил на авансцену, за его спиной закрывался занавес. В этот момент голова начинала разговаривать с публикой, отпускала шуточки, смеялась.
- [14, с. 239] На одном из магических гала-шоу в Чикаго фокусник на глазах у зрителей надул синий воздушный шар до гигантских размеров, затем прикоснулся к нему пальцами другой руки, и воздушный шар мгновенно сменил цвет, из синего став красным.
Фокус- шутка
- [9, с. 251] Возьмите спичку в правую руку, расставьте обе руки как можно дальше одну от другой и объявите зрителям, что вы, не сближая рук, можете переложить спичку из правой руки в левую. Вам скажут, что это невозможно.
Разгадки фокусов
- Для доказательства пустоты коробочки откидывают ее стенки. Откинута последняя стенка, и все видят, что коробочка пуста. На обороте задней стенки - потайной ящик. При откидывании задней стенки ящик скрыт откинутой передней стенкой.
- Клубок заранее наматывается на четырехугольный цилиндр, с его помощью кольцо вводится в середину клубка и маскируется.
- Шнур состоит из двух шнуров. Один охватывает половину отверстия мешка: первый его конец прикреплен у бокового шва "намертво", второй охватывает половину горловины мешка и выходит свободно. Другой шнур крепится у дна мешка и проходит свободно в боковом шве; перед входом в горловину мешка он крепится булавкой; шнур охватывает другую половину горловины мешка и выходит свободно рядом с первым. Кажется, что это два конца одной веревки. После завязывания мешка булавка открепляется, боковой шов стягивается в сборочку, открывая отверстие мешка.
- Зрители записывают числа на одном листке блокнота, а для подсчета фокусник вырывает им из блокнота другой листок с заранее приготовленными числами и отдает его зрителю.
Можно предложить вариант, более подходящий для демонстрации в классе: написать заранее сумму на листке молоком, а затем подогреть на свече - появится записанная сумма. - От конца палочки к поясу исполнителя протянута нитка.
- Половина тела куклы - матрешка, другая половина - зайчиха; у пояса пришита юбка, которая скрывает одну из половинок. Выворачиваем юбку - видна другая кукла.
- Сыпем тальк. Достаем монету. От талька создается "воронка" для рук.
- В горшочек кладут сырое яйцо и наливают воду. В горшочек заранее положена негашеная известь. Выделяется тепло - яйцо сварено вкрутую.
- На край стакана наносят три точки из мыльной пасты, их макают в пакетик с краской. Точки маленькие - не видны. Перед демонстрацией фокуса надо потренироваться в выливании воды из стакана.
- В дисках отверстия, которые кажутся одинаковыми. Реальный размер отверстий проверяется штырьком. Диаметр отверстий соответственно больше, меньше и равен диаметру штырька.
- Отрежьте головку у обыкновенной булавки и вставьте эту булавку в спичку так, чтобы ее совсем не было видно.
- Берется нитка, которая должна быть немного короче, чем отрезок веревки, и ее концы прикрепляются к концам веревки. Когда исполнитель натягивает веревку, одновременно натягивается и нитка. Между веревкой и ниткой надо просунуть большие пальцы обеих рук. В промежутке, который возник между двумя направляющими, держится и скользит шарик.
- Шарик висит на нитке. Платок нужно сложить так: угол Ж с З, И с К. Если теперь углы Ж с З опустить ниже, чем И с К, шарик выпадет, если выше - нет.
- Внутри коробка вставлена изогнутая пластинка. При натяжении веревочки коробок останавливается - действует сила трения.
- Палочка подменяется на копию, состоящую из нескольких фрагментов (цилиндриков). Они вставляются в чехол-ножку и соединяются по оси ниткой. Натягиваем нитку - прямая палка. Ослабляем нитку - изгиб.
- Иллюзия рассыпания. Бусы держатся на второй нитке.
-
- Игла заменяется на гибкую копию, проходит через корсет вокруг талии, лента выходит через щель в корсете.
- Артист становился спиной к кулисе. В момент, когда ассистент производил выстрел из старинного пистолета с дымом и пламенем, внимание публики было обращено на стреляющего. В это мгновение Сенко исчезал за кулисой, а не его место вставал второй ассистент, одетый в точно такой же костюм, но ровно на голову ниже Сенко. Сверху на нем было приспособление, состоящее из "шеи" и "головы", после выстрела искусственная голова слетала с шеи и оказывалась под мышкой у ассистента. Далее он выходил на авансцену, за его спиной закрывался занавес. Сенко становился за спиной ассистента и просовывал через прорезь в занавесе свою голову ему под мышку, одновременно убирая муляж. Вспомним выступление Воланда (Булгаков, "Мастер и Маргарита").
- Вложив красный шар внутрь синего, фокусник надувает оба, а надув, касается внешнего шара острием иголки. Трюк обычно выполняется, когда звучит громкая музыка, заглушающая хлопок лопнувшего шара.
Воспользуйтесь поиском по сайту: