Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие бывают ресурсы?




ТРИЗ: меньше проблем, больше жизни

Литература

1.Г.С.Альтшулер. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. //Новосибирск Изд. «Наука». 1991. 125с.

2. Г.С.Альтшулер и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии. //Кишинев. «Картя Молдовеняска».1989. 382с.

3. Правила игры без правил. /Сост А.Б.Селюцкий.– Петрозаводск. 1989. 280с.

4. В.А.Рогов и Г.Г.Позняк. Методика и практика технических экспериментов. //М. «Академия». 2995. 286с.

5. А.И.Половинкин. Основы инженерного творчества. //С.-П., Москва, Краснодар. «Лань». 2007.384с.

5. Р.М.Хусаинов. Основы научно-технического творчества. //Набережные Челны. ИНЭКА.2008.155с.

 

Иногда для проблем нет готовых решений. Или же старые способы конкретно не подходят. Чем круче проблема и неочевидней решение, тем больше "научных тыков" требуется от нас. Как можно систематизировать поиск? Этим же вопросом задался Генрих Альтшуллер. Анализируя патентные фонды, он выявил общие закономерности в основе многих изобретений. На этих законах была позднее построена Теория Решения Изобретательских Задач - ТРИЗ. Что она дает реально?

Во-первых, позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям. Во-вторых, прорешать эти задачи с помощью приемов и принципов. В-третьих, получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие. В-четвертых, спрогнозировать и предупредить проблемы и аварии.

Инженер, владеющий ТРИЗ, эффективно совершенствует технические системы. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление. Сценаристам и писателям технологии Развития Творческого Воображения (РТВ - раздел ТРИЗ) помогут развить сюжеты произведений, придумать неординарные фантастические объекты. Тризовцы-бизнесмены обходят конкурентов и повышают свои доходы за счет более эффективного использования ресурсов...

ТРИЗ - технология творчества

Долгое время единственным инструментом решения творческих задач - задач, не имеющих четких механизмов решения, - был "метод проб и ошибок" ("метод научного тыка"). В 20 веке резко возросла потребность в решении творческих задач. Это привело к появлению различных модификаций "метода проб и ошибок". Наиболее известны из них "мозговой штурм", "морфологический анализ", "метод контрольных вопросов".

Суть этих методов - повысить интенсивность генерации идей и перебора вариантов. Главная проблема при их использовании - можно сэкономить время на генерации идей, но это приводит к большим затратам времени на их анализ и выбор наилучшего варианта.

Г. С. Альтшуллер поставил задачу иначе: "Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?"

Решить эту задачу помогут принципы, лежащие в основе ТРИЗ:

Принцип объективности законов развития систем - строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам.

Cильные решения - это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам. Это решения, преодолевающие противоречия.

Принцип противоречия - под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий скрытых или явных.

Принцип конкретности - каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними - теми, на которых строится система, и внешними - той средой и ситуацией, в которой находится система.

ТРИЗ включает в себя:

механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;

механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений (неординарные решения трудно находить без преодоления наших устойчивых представлений и стереотипов);

обширный информационный фонд - концентрированный опыт решения проблем.

 

Как решать задачи с помощью ТРИЗ?

Как же лучше решать творческие задачи? Вот небольшой алгоритм.

Определите тип задачи

В каждой задаче указан ее тип: изобретательская или исследовательская.

Изобретательская задача - это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: "Как быть?".

Исследовательская задача - это когда происходит некоторое явление, и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоит вопрос "Почему? Как происходит?".

Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: "Как сделать, чтобы происходило именно это явление?"

ПРИМЕР Исследовательская задача: Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?

Изобретательская задача: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться пока она приблизиться - опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?

Ответ: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму. А дожидаться, пока чужой медведь приблизится, опасно. Поэтому они залезают на тонкие деревца, куда взрослому медведю влезть не под силу.

 

К большинству задач здесь дается только один ответ. Однако, творческая задача может иметь множество решений.

Найденные решения желательно оценить с позиций идеальности. При этом можно задавать себе вопросы:

Насколько сложно и дорого осуществить решение?

Задействованы ли ресурсы системы?

Появились ли нежелательные эффекты при внедрении полученного решения?

 

Законы развития технических систем

 

Законы развития технических систем можно разделить на группы: "статику", "кинематику" и "динамику". Познакомимся поближе с этой классифкацией. Из книги "Творчество как точная наука", Г.С. Альтшуллер, М. "Советское радио", 1977 г, стр. 122-127.

Противоречие

 

Формулирование Противоречия помогает лучше понять корень вашей проблемы и найти ее точное решение.

 

ПРИМЕР Сергей Фаер, консультант по выборным кампаниям:

 

Перед выборами в Госдуму РФ из типографии вышла книга-биография Ирины Хакамады. Изучив книгу, я понял, что если ее прочитает каждый житель округа, то Хакамада победит — несмотря на распространяемый оппонентами компромат.

 

Противоречие: Избиратели должны купить и прочесть содержательную книгу, чтобы узнать о Хакамаде как можно больше хорошего. Но избиратели не будут ни покупать толстую книгу, ни, тем более, ее читать (даже если раздавать книгу бесплатно).

 

Иными словами: книга должна быть тонкой, чтобы избиратель хотел и мог с ней быстро познакомиться и книга должна быть толстой и содержательной, чтобы донести в полном объёме информацию о кандидате. Как быть?

Решение: Мы выбрали самые яркие эпизоды из книги, а из фотоархива выбрали фотографии Ирины в разном возрасте. И выпустили серию открыток, на обороте которых — пара абзацев из биографии. Людям открытки понравились. Это не агитки, которые хочется сразу бросить в урну. К тому же, покупая открытки, избиратели видели, что там стоит номер (от 1 до 12), и старались собрать целую серию. Сами искали в киосках, приходили в штаб, просили у агитаторов...

(Это, кстати, и есть тот самый "идеальный конечный результат", когда избиратель сам ищет информацию о нашем кандидате).

Как формулировать противоречие?

"Данная часть системы должна обладать свойством "A", чтобы выполнять нужную функцию, — и свойством "неA", чтобы удовлетворять существующим ограничениям и требованиям".

Или по-другому:

"Должно выполняться действие "А", чтобы задача была решена, — и должно выполняться (выполняется) действие "неА", потому что такова реальность".

Способы разрешения противоречий

При решении задачи обязательно нужно выполнить два требования (условия), а не одно!

Противоречия могут разрешаться во времени, пространстве (в т.ч. структуре), в воздействиях.

Разрешение противоречий во времени

"В интервал времени Т1 рассматриваемая система обладает свойством "А", а в интервал времени Т2 — свойством "неА".

ПРИМЕР Противоречие: Сумчатой кунице "сумка" нужна, чтобы носить в ней детенышей, и не нужна, чтобы не мешала, когда детеныши подросли.

 

Разрешение противоречия: Пока не настало сумчатой кунице время рожать, сумки у нее нет. Когда приближается пора размножения, у нее отрастает сумка, емкостью в шесть детенышей.

Разрешение противоречий в пространстве/структуре

"Одна часть системы (или система в целом) обладает свойством "А", а другая часть (части) — свойством "неА".

ПРИМЕР Рыба, обитающая в южноафриканских водах, охотится за насекомыми над поверхностью воды. Однако, в этот момент она сама может стать лёгкой добычей для хищников.

Противоречие: Глаз рыбы должен быть приспособлен для воздушной среды, чтобы хорошо видеть добычу — насекомых, и глаз должен быть приспособлен для воды, чтобы видеть хищников.

Разрешение противоречия: Рыба-четырехглазка имеет в каждом глазу по два зрачка. Она выставляет половину своего глаза наружу и смотрит, что над поверхностью, а нижняя в это время наблюдает, что делается над водой. К тому же сетчатка глаза разделена на две части — рыба видит не раздельную картинку, а общую.

Разрешение противоречий в воздействии

"При Воздействии-1 система обладает свойством "А", а при Воздействии-2 — свойством "неА".

ПРИМЕР Геологи, ведущие исследования на Аляске, жаловались на лис, которые перегрызали кабели, идущие от измерительных приборов.

Противоречие: Лисы не должны грызть провода, т.к. этим наносят ущерб людям, и лисы грызут провода (наверное им вкусно...).

Разрешение противоречия: В оболочку проводов вводится кайенский перец, самый жгучий из известных сортов. И нападения лис сразу же прекращаются.

Формулировка противоречия — наполовину решенная задача.

 

Ресурсы

Понятие ресурсов

 

В основе красивых и эффективных решений лежат Ресурсы, уже имеющиеся в нашей Системе (Система — "контекст", в котором возникает задача, ситуация, обстановка): то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный Ресурс.

При решении задач вначале используйте то, что уже имеете — ресурсы.

ПРИМЕР На радиостанции "Европа плюс" цензуры нет. Но контролировать качество передач нужно. Поручать это отдельному человеку? Нежелательно. Поэтому во всех комнатах и автомашинах, где находятся корреспонденты, радиоприемники настроены на волну "Европы плюс". Использован ресурс "Коллеги".

ПРИМЕР На элеватор партиями привозят зерно. Необходимо определить его качество, в том числе обнаружить, не завелась ли в зернах вредная личинка-зерноедка, пожирающая зернышко изнутри.

Для обнаружения личинок брали на пробу сто зерен, раскалывали каждое из них и рассматривали под микроскопом… Это слишком медленно и недешево: несколько лаборанток днями смотрели в микроскоп. Нужна идея попроще.

И тут сообразили, что личинка, жующая зерно, издает звуки (звук — ресурс системы). Оставалось только пододвинуть чувствительный микрофон к кучке зерна, и можно услышать в динамике скрежет челюстей вредителя.

Какие бывают ресурсы?

Принято классифицировать ресурсы следующим образом:

Материально-вещественные (вещества, предметы, товары, деньги, оборудование и т.д.).

Информационные (каналы и носители информации):

Ресурсы времени.

Ресурсы пространства (площадь, объем и т.д.).

Энергетические ресурсы и поля (тепловая, электрическая, электромагнитная, атомная энергия, звуковые сигналы и т.д.).

Человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание).

Другие ресурсы (события прошлого, имидж, культура и др.).

 

ПРИМЕР Автомобиль с контейнером должен проехать под аркой моста, но контейнер оказался буквально на сантиметр выше нижней балки. Решение задачи в использовании пространственного ресурса. Ведь в шинах находится воздух, а это почти "свободное пространство". Частично выпустили воздух из шин, и автомобиль свободно проехал под мостом.

И еще одна важная хитрость. Мы знаем, что свойства веществ под неким воздействием могут меняться. Например, железо в магнитном поле само становится магнитом, вода от холода становится льдом, а шелк начинает светиться под ультрафиолетовым излучением... Иногда в системе нет ресурса с нужным свойством, но мы можем его получить, изменив имеющиеся вещества, систему или её части.

Как использовать ресурсы (последовательность действий)

Сформулируйте задачу.

Определите: какие Ресурсы нужны? В каких количествах?

Просмотрите Ресурсы. Сначала уже имеющиеся в Системе, потом — те, которых в самой Системе нет, но легко и дешево получить. И лишь в последнюю очередь редкие, дорогие, "трудоемкие" ресурсы.

Оцените ресурс. Каков будет эффект от его использования? Каковы затраты на использование или добычу (приобретение) этого ресурса?

Определите: каким образом применить ресурс?

 

ПРИМЕР 1. Задача. Продуктовой фирме нужно выпустить новые марки продуктов питания, которые быстро бы набрали популярность в народе и, соответственно, объемы продаж.

2. Нужно нечто известное, популярное, актуальное для людей: имя, событие и т.д.

3. Скоро Пушкинский юбилей. Похоже, в России власти решили отметить его довольно помпезно.

4. Ресурс хороший: бесплатный, авторскими правами не защищен.

5. Решение. "Красный Октябрь" выпустил серию сладостей "Ай, да Пушкин!". Торговый дом "Смирновъ" спустя сто лет возобновил производство водки "Пушкин". Масса других компаний наладила выпуск сухарей, кетчупа, тортов и другой снеди под созвучными марками.

Решать задачу проще, если заранее знаешь ответ. Но как быть, когда перед нами творческая задача, ответа на которую не знает никто?

В таких случаях тризовцы советуют представить себе идеальный образ решения, или Идеальный Конечный Результат (ИКР).

Идеальный конечный результат — это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), усложнений и нежелательных эффектов.

 

ПРИМЕР При выплавке чугуна в домнах образуется шлак — смесь расплавленных окислов магния, кальция и т.д. Шлак, раскаленный до 1000 градусов, сливают в большие, размером в комнату ковши и на железнодорожных платформах отвозят на переработку.

Но пока везут шлак в открытых ковшах, его поверхность охлаждается и возникает твердая корка. Так не только теряется часть сырья, но и значительно затрудняется слив шлака. На заводе, чтобы слить шлак, пробивали корку специальным устройством. Но дырявая корка все равно задерживала часть шлаков, да и удалять ее — трудоемко.

Если сделать теплоизоляционную крышку для ковша, она будет слишком тяжелой. Одевать и снимать ее придется подъемным краном, что тоже затруднительно. Как быть? идеальная крышка — это такая крышка, которой нет, а функция ее (изолировать шлак от воздуха) выполняется.

ИКР: Шлак сам защищает себя от холодного воздуха. М. Шарапов предложил вспенивать поверхность шлака в ковше. При этом застывшая пена образует термоизоляционный слой (крышку), который легко разрушается жидким шлаком при сливе его из ковша.

Степень достижения ИКР демонстрирует коэффициент идеальности, который должен быть как можно больше:

Коэффициент идеальности = Сумма полезных функций

Затраты + Нежелательные эффекты

 

Как формулировать ИКР при решении задачи

Правила формулирования ИКР:

Система сама (за счёт ресурсов) выполняет нужное действие и при этом не допускает нежелательных эффектов.

При формулировании ИКР желательно применять слово "Сам" (Сама, Само, Сами).

Обычно используют три основные формулировки ИКР:

"Система сама выполняет данную функцию".

"Системы нет, а функции ее выполняются (с помощью ресурсов)".

"Функция не нужна".

 

ПРИМЕР ИКР: Рекламы нет, а СМИ и общественность сами говорят о Вас.

 

Осенью 1999 г. в Санкт-Петербурге было выпущено новое пиво под маркой "Windows 99". Инициатор затеи — предприниматель Андрей Солонин. Марка пива без труда была зарегистрирована по классу напитков. Также был заимствован (но изменен) графический образ "Windows": летящие форточки.

Так производители пива сознательно нарываются на скандал, рассчитывая завоевать моментальную популярность, ведь пробиться на российский рынок пива с обычной маркой без огромных вложений уже невозможно.

ПРИМЕР ИКР: Оберегать предметы от краж не надо.

Постояльцы германских гостиниц тянут все, что не "прибито гвоздями" — от дорогой пепельницы до мешочков с ароматной травой и пульта от телевизора. Но менеджеры гостиниц не слишком огорчены этим. Во-первых, все расходы уже включены в цену номеров. Во-вторых, на все предметы нанесены эмблемы отеля, так что их похищение — дополнительная реклама гостиницы. Ведь украденное зачастую проходит через несколько рук.

 

 

Достичь ИКР практически невозможно, но это верный ориентир при решении задачи и оценке идей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...