Пьеса «На дне» как социально-философское произведение
Пьеса «На дне» была написана в 1902 году. О замысле пьесы Горький говорил так: «Это будет страшно». Место действия – ночлежка. Люди, которые живут здесь, выброшены из жизни, лишились всего, что имели. Начинается пьеса с описания обстановки, в которой живут обитатели ночлежки. Это подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Всюду нары, кровать закрыта грязным ситцевым пологом. Нищенская страшная обстановка. Утро только начинается, а обитатели ночлежки уже ругаются, Сатин рычит, Анна кашляет, Клещ точит железо. За окном весна, но ночлежники ее не замечают. У каждого из них своя судьба, общим является лишь то, что они попали на дно жизни. Клещ – слесарь, его жена Анна смертельно больна. Он надеется, что честным трудом заработает деньги и наконец выберется из ночлежки. Клещ презирает обитателей ночлежки, потому что они не трудятся, как он. Барон был когда-то богат. От прежней жизни остались только воспоминания и фраза Сатина: «В карете прошлого далеко не уедешь». Актер был когда-то известен, играл на сцене, но спился и попал в ночлежку. Однако он надеется, что сумеет выбраться со дна жизни и вновь стать актером. Эти надежды разрушает не столько Сатин, сколько сама жизнь. Васька Пепел – вор, вором был его отец, и судьба Васьки предрешена. Его в любом случае ожидает тюрьма и Сибирь. Настя – девица 24 лет. Она искренне верит в то, что есть такое красивое, светлое чувство, как любовь. Она читает книги и представляет себя их героиней, ей хочется верить в большую любовь. Однако мечты ее несостоятельны, иллюзорны, им никогда не сбыться. Настя просто не желает посмотреть правде в глаза, любовь в несправедливо устроенном обществе обречена и не может увести от социальных проблем. Жизнь так жестока, что любовь, мечты о ней не смогут спасти человека.
Бубнов – картузник. Когда-то него была своя мастерская. Но жена и ее любовник выгнали Бубнова. Он сначала хотел убить жену, но потом одумался, смирился и просто ушел из мастерской. Поселившись в ночлежке, он потерял всякую надежду на возвращение к нормальной жизни. О своем безнадежном положении он говорит грубо и прямо, не умеет сострадать. С образом Бубнова связана так называемая «теория факта», которая заключается в том, что человек остается один на один с жестокой реальностью, ему неоткуда ждать помощи и поддержки. Среди других обитателей ночлежки выделяется своей образованностью Сатин. Он был телеграфистом, но, вступившись за честь сестры, попал в тюрьму, а потом и в ночлежку. Он мог бы работать, но сознательно не делает этого. Виновником несчастий Сатин считает общество и бросает ему вызов своим поведением. В пьесе нет сюжета. Самое главное событие – убийство хозяина ночлежки Костылева. По ходу действия умирает Анна, кончает жизнь самоубийством Актер. Так же незаметно, как и появился, исчезает Лука. Но все эти события не связываются единой сюжетной линией. Главным стал разговор о человеке. В основном мысли по этому поводу высказывают два героя – Лука и Сатин. Их точки зрения не совпадают. Сатину принадлежат высокие слова о человеке, его назначении: «Человек – это звучит гордо», «Все в человеке, все для человека», «Человек – вот правда», «Правда – бог свободного человека, ложь – религия рабов и хозяев», «Когда труд удовольствие – жизнь хороша, когда труд обязанность – жизнь – рабство». Он считает, что жалость унижает людей. Его жизненная философия близка самому писателю, герой выражает точку зрения на жизнь и положение человека Горького. Иную жизненную философию проповедует Лука. Он считает, что человек, какой ни есть, он всегда жалости достоин. «Человека приласкать надо», - говорит Лука. Для него все люди равны: «Ни одна блоха ни плоха, все черненькие, все прыгают», «Человек всегда своей цены стоит», «Человек все может, лишь бы захотел».
Есть у Луки две любимые истории, которые он рассказывает, чтобы убедить в своей правде. Одна история про воров, забравшихся в дом, который сторожил Лука. Он поймал воров и выяснил, что это были нищие каторжники, что они пошли на воровство, потому что были голодны. Лука их оставил в доме до весны, за что они были ему очень благодарны. Лука считал, что он спас их, пожалев, увидев в беглых каторжниках людей. Благодаря е у они не совершили новое преступление. Такое отношение к человеку Лука считает самым нужным. Другая история была о человеке, который верил в существование земли праведной и все надеялся попасть туда. Однако ученые доказали, что такой земли нет, и тогда разочарованный человек удавился от горя. Таким образом, вновь находила подтверждение мысль Луки о том, что людям нельзя говорить всей правды, правда может убить. В своей пьесе Горький задается вопросом: где же истина? Как жить? Смотреть правде в глаза или закрывать глаза на социальную справедливость? Сам автор считал, что ложь недопустима, потому что примиряет с существующей действительностью. Смерть Анны, Костылева, Актера, арест Пепла словно пробуждают всю ночлежку от спячки, люди начинают понемногу осознавать весь ужас своего положения. К тому же Лука незаметно покидает ночлежку, не желая быть свидетелем в полиции после убийства хозяина ночлежки. Это говорит о несостоятельности его жизненной философии. Позиция же Сатина, напротив, становится ближе и понятней. Такая позиция в оценке человека и его способностей была в духе того времени, отвечала запросам революционной эпохи. Пьеса Горького «На дне» была новым словом в русской драматургии. Необычные герои с необычными судьбами ставили перед зрителями не только социальные вопросы, но и философские. Главное противостояние – это противостояние идей, в пьесе нет интриги как таковой, практически невозможно выделить среди действующих лиц главных и второстепенных. На сцене живут люди, и жизнь эта страшна. Горький призывал каждого человека задуматься над причинами горя и страданий и над тем, как облегчить эти страдания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|