Предмет и метод финансового права
Предмет, метод, система, источники финансового права
Содержание
1. Предмет и метод финансового права. 4 2. Система финансового права. 8 3. Источники финансового права. 11 Список использованной литературы.. 18
Предмет и метод финансового права
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов государством, субъектами Федерации, местным самоуправлением и юридическими лицами в целях осуществления их функций. Финансовое право — это самостоятельная отрасль российского права. Такой подход к финансовому праву обусловлен наличием специфического предмета и метода правового регулирования, источников права. Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства (образования, распределения и использования фондов денежных средств). К предмету финансового права в частности относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Таким образом, с помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности, которые принято называть – финансовые правоотношения. Финансовые правоотношения - это общественные отношения, которые возникают в процессе создания, распределения, использования фондов денежных средств и регулируются нормами финансового права; их участники связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.
Финансовые правоотношения, входящие в предмет финансового права, отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения. Применительно к институтам финансового права можно выделить: бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения. Отличие финансовых правоотношений от других видов правоотношений состоит в следующем: · возникают в процессе финансовой деятельности государства; · одним из субъектов этих правоотношений должен быть соответствующий орган государственной власти; · возникают по поводу денег — платежа в доход государства, государственного расхода и т. д. Эти отличительные черты, рассматриваемые в их единстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властных имущественных (денежных) правоотношений, выделяют финансовые правоотношения из других видов правоотношений. Например, административные штрафы хотя и являются денежными, но они не связаны с финансовой деятельностью государства. Поэтому подобные отношения регулируются нормами административного права. Метод финансового права — это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых производится правовое регулирование общественных отношений. По своей сути — это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Такие предписания исходят в основном от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.
Метод финансового права характеризуется следующими особенностями: - одной из сторон финансовых отношений всегда выступает орган государственной власти; - любое юридическое и физическое лицо обязано выполнить предписание, данное органом государственной власти, поскольку оно является односторонне властным; - властные предписания не основываются на отношениях подчинения “по вертикали”. Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п. При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким образом, государство ставит условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения. Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов.
Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений. Таким образом, предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и органами местного самоуправления финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. А метод финансового права — это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых производится правовое регулирование этих общественных отношений. Система финансового права
Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Финансово-правовые нормы представляют собой исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права[1]. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права. Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они, в отличие от норм других отраслей права, регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Это выражается в особенностях: а) содержания финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил; г) способов защиты прав участников финансовых отношений. Финансово-правовые нормы содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д. Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Совокупность финансово-правовых норм выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения (подотрасли, разделы), располагаемые в определённой последовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу. Следовательно, система финансового права – объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности. Наиболее крупные подразделения финансового права – части. Оно состоит из дух частей – Общей и Особенной. К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые нормы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в данной области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение[2]. Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Основными институтами финансового права являются следующие: бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и др. В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
а) бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; в) финансов государственных и муниципальных предприятий; г) государственных и муниципальных доходов; д) государственного и муниципального кредита; е) организации имущественного и личного страхования; ж) государственных и муниципальных расходов; з) банковского кредитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Таким образом, в системе финансового права находит отражение финансовая система РФ как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. Научная обоснованность системы права построением на основе объективно существующих отношений даёт возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|