Классификация экстремальных ситуаций.
Память. Типологии, свойства, закономерности памяти. Память – это одна из психологических функций и видов умственной деятельности предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить инф-ю. Память позволяет длительно хранить инф-ю о событиях внешнего мира и реакциях орг-ма и многократно исп-ть ее в сфере сознания для организации повседневной д-ти. Существуют различные типологии памяти: 1) По сенсорной модальности: зрительная(визуальная), моторная, звуковая(аудиальная), вкусовая, болевая. Зрительная память отвечает за сохранение и воспроизведение зрит-х образов. 2) По содержанию: образная, моторная, эмоц-ая. 3) По организации заполнения: эпизодическая память (память о событиях уч-ми или свидетелями кот-х мы были), семантическая (память о таких фактах как табл. умножения или значение слов), процедурная (это запоминание того как нужно что-то делать). 4) По временным хар-м: долговременная, кратковременная, ультрократковременная. Кратковрем память основана на электро-физиологических механизмах поддержания возбуждений связанных нейронными системами. Долговременная память фиксир-ся структурными изменениями в отдельных клетках, входящих в состав нейронных систем и связана с химич трансформацией, образов-ем новых в-в. 5) По физиологическим принципам: Определ структурой связей нервных клеток(она чаще долговременная) и определ текущим потоком эл-ой активности нервных путей(она же кратковременная). 6) По наличию цели: произ-ая и непроиз-ая. 7) По наличию средств: опосред-ая, неопосред-ая. 8) По уровню развития: моторная, эмоциональная, образная, словестно-лочическая. Св-ва: точность, объем, скорость процессов запоминания, воспр-я и забывания.
Зак-ти памяти: 1) Память имеет ограниченный объем, 2) Успешность воспр-я большого объема материала зависит от хар-ра распределения, повтор-й во времени, 3) Имеет место такая зак-ть как кривая забывания. Законы памяти. Приемы запоминания. Процессы памяти. Нарушения памяти. Законы памяти: 1) Закон интереса (Интересное зап-ся легче), 2) Закон осмысления (чем глубже осознать запомин-ю инф-ю тем легче она запоминается), 3) Закон установки (Если человек сам себе дал установку запомнить запомнить инф-ю то зап-е произойдет легче), 4) Закон действия (Инф-я участвующая в деятельности запоминается легче, т.е. происходит применение знаний на практике), 5) Закон контекста (При ассоциативном связывании инф-ии с уже знакомыми понятиями новое усваивается легче), 6) закон торможения (При изучении похожих понятий наблюдается эффект перекрытия старой инф-ии новой), 7) Закон оптимальной длинны ряда (Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна на много превышать объем кратковременной памяти), 8) Закон края (Лучше всего зап-ся инф-я кот предст-ая в начале или в конце), 9) Закон повторения (Лучше зап-ся инф-я кот повторили несколько раз), 10) Закон независимости (Лучше всего зап-ся не завершенное действие, а задачи не досказанные фразы). Приемы запоминая: 1. Образование смысловых фраз из нач-х букв запомин-ой инф-ии, 2. Рифмизация, 3. Запомин-е длинных терминов или иностр-х слов с помощью созвучия, 4. Нахождение ярких необычных ассоциаций кот-ые соед-ся с зап-ой инф-ей, 5. Тренировка зрит памяти, 6. Развитие простр-ого воображ-я, 7. Методы зап-я цифр. Процессы памяти: 1) Запоминание – это процесс памяти по средствам которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышление или пережив-е в сист-му ассоциативных связей. Основу запоминания сост-ет связь мат-ла со смыслом в одно условие. 2) Хранение – это процесс накопления мат-ла в структуре памяти включ-й его переработку и усвоение. 3) Воспроизведение и узнование – это процессы актуализации эл-ов прошлого опыта, т.е. образов мыслей, чувств, движений. Узнавание позволяет уст-ть сходство м/ж объектом и образом его в памяти. Воспр- бывает произвольным и непроизв-м. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий чел-ка. 4) Забывание - потеря возм-ти воспроизвед-я, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забыввем то что не значимо. Выделяют временно и длит-ое заб-е.
Нарушение памяти. Гипомнезии – ослабление памяти (может возникнуть с возрастом или как следствие мозгового заб-я). Гипермнезия – это аномальное обострение памяти по сравнению с норм-ми показателями (Люди забывают события с большим трудом). Парамнезия – подразумевается ложные восп-я, а также смещ-е наст-его и прошлого, реального и воображаемого. Детская амнезия – потеря памяти на события раннего детства. Посттравматические стрессовые расстройства(ПТСР). Развивается в следствии перенесенной тяжелой психич травмы. Психич травмой для этого растр-ва явл-ся событие разрушающее сущ-ее копинг механизмы индивида. Это механизмы совладения определ успешную или неусп-ю адаптацию. Переживания людей, переживших катастрофу, войну, если даже они не получили телесных повреждений бесследно не проходят. Спустя несколько лет переживший опасность у них разви-ся различные невратич. расстройства. Распростр-ть ПТСР достигает 30 % среди неселения подвергшегося влиянию бедствия или катастрофы. Основные критерии ПТСР: 1) уст-е факта перенес-ого стрессового сост-я во время бедствия, катастрофы, войны. 2) наплывы воспоминаний об имевших место жизн сит-ях, возникновение вины за выжив перед погибшими, мучаются сновидениями с кошмарными сценами пережитого. 3) стремл-е избегать эмоц-х нагрузок. Результатом явл-ся отклад-е принятия решений. 4) комплекс невростенич-х р-в. 5) тенденция к формир-ю психопотии. Жертвы ПТСР всегда эмоц-но перегружены. В рез возд-я психич травмы возникают: Психобиологич-е эффекты, нейрогумор-е эф-ы, найроанатомич эф-ты, уменьшение имунологич ответа. Выделяют 3 типа ПТСР: 1) Острое ПТСР (Протекает 1-3 месяца). 2) Хронич симптомы ПТСР (более 3-х месяцев). 3) С задерж началом (симптомы появляются спустя 6 месяцев после травмы).
Признаки сопутствующие ПТСР: Чувство вины выжевшего, нарушение межличностных отношений, нарушена способность упр-ть своими чувствами, самодиструктивное импульсное поведение, инт-ое чувство стыда, соц-ая самоизоляция. Классификация экстремальных ситуаций. ЧС-это обстановка на опр террит сложившаяся в рез-те аварии, опасного прир явл-я, катастрофы, стихийного или иного бедствия кот могут повлечь за собой чел жертвы, ущерб здоровью людей или окр среде, значит мат потери и наруш-е условий жизнедеятельности людей. ЧС классифицируют по след признакам: 1) По степени внезапности: Внезапные, ожид-е. 2) По скорости распр-я: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспр-ся или умеренный, плавный характер. 3) По масштабу расп-я: локальные,местные, территориальные,региональные,федеральные,трансграничные. 4) По продолжит д-я: могут носить кратковременный хар-р или иметь затяжное течение. 5) По хар-ру: преднамеренные (умышленные), непреднамеренные (неумышленные). 6) По ист-ку происхождения: техногенного и природного хар-ра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|