Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая обстановка в исламском мире

 

Итак, пришло время по-иному взглянуть на глобальный процесс модернизации, где минусов оказалось больше, чем плюсов. По-новому следует рассматривать и реакцию отторжения мусульманским миром в XX веке по сути западной материалистической модели развития. Надо признать, что исламская культура, оказалась стойкой противницей этой модели. На протяжении всего минувшего столетия она с завидным упорством строила собственную альтернативу[19].

Столь непоколебимая позиция объясняется тем, что, во-первых, мусульманским народам в течение всего XX века пришлось прочувствовать на себе всю жестокость, все разрушительные проявления материалистической модернизации. И, во-вторых, в том, что в самом учении и практике ислама заложен мощный иммунитет против болезней современности. Серьезные кризисы и конфликты, охватившие ныне исламский мир, в большинстве случаев вытекают из социально-экологической дисгармонии, порожденной форсированным индустриально-потребительским развитием. Такие системные кризисы вызревают, как правило, в полутрадиционных полуиндустриалъных странах, независимо от моделей их общественно-государственного устройства.

Подавляющее большинство мусульманских стран сталкивается ныне со схожими проблемами: перенаселенностью городов и плодородных долин, бедностью, насильственными или вынужденными миграциями, монокультурной направленностью сельского хозяйства и сырьевой ориентацией промышленности, функционированием крайне опасных для местных экосистем индустриальных производств, быстрым демографическим ростом, возрастающей нехваткой водно-земельных, продовольственных и энергетических ресурсов. Начало этому бедствию было положено еще в колониальную эпоху. В постколониальный период, предвкушая быстрое процветание, мусульманские страны избрали путь индустриализации промышленности и сельского хозяйства. Однако стартовые условия и возможности Запада и мусульманского Востока оказались неравными. Речь идет не только о формационных, социально-экономических условиях, но и о природно-климатических, демографических и цивилизационных, охватывающих психологию, религию и этику, мировосприятие в целом. В результате к концу XX столетия в мусульманском мире, как и в остальных его частях, человек хозяйствующий нарушил взаимоотношения со своим жизненным пространством. Но "несущая способность" местных экосистем оказалась многократно превышена по сравнению с таковыми в постиндустриальных странах. Под влиянием ускоренной индустриальной модернизации, носившей зачастую уродливые формы, во многих мусульманских государствах вызрели глубинные социально-экологические кризисы, которые подорвали саму основу их дальнейшего поступательного социально-экономического развития. Деградационные процессы в биосфере и социуме вызывали повышенный уровень конфликтогенности, социальной агрессивности, направленной вовне и вовнутрь. Но в мусульманском мире за конфликтами и войнами надо видеть главное - нарастающая тенденция исламизации на постсоветском пространстве и реисламизации на зарубежном Востоке - это прежде всего цивилизационно-культурная, духовная реакция на забвение непреходящих ценностей человеческого бытия и разрушение гармонии мироздания. Это протест против невежества, безнравственности, эгоизма, лжи, лицемерия, цинизма, алчности, бессмысленного расточительства человеческой энергии и природных ресурсов - против всего того, что изначально было чуждо исламскому учению и в борьбе против чего оно, собственно, и рождалось. Связанные в исламе воедино вера, этика и закон сохранили до наших дней среди широких слоев мусульман такие культурно-психологические установки, как: обостренное чувство справедливости, коллективизма, взаимопомощи, ответственности за настоящее и будущее, трудолюбие, заботу о семье и нуждающихся, осуждение корысти и паразитизма. Этим принципам следуют или стараются следовать миллионы людей. Для них ислам - образ жизни, жизненный уклад, сохраняющий человеческое достоинство и духовное равновесие. Вполне естественно, что, сталкиваясь с противоположной идеологией и практикой, они не принимают их. Чем активнее навязываются неприемлемые стереотипы жизни, тем жестче ответ.


Заключение

 

Для глубоко религиозного человека Бог или иные сверхъестественные существа нередко выступают как более важная реальность, чем окружающий мир. Общение с ними занимает важное место в жизни таких людей. Заменяя реальное общение с людьми, оно создает иллюзию взаимной близости, вызывает интенсивные чувства, ведет к эмоциональной разрядке.

Бог для верующего — собеседник, утешитель, к которому можно обратиться в любую минуту жизни, он всегда доступен, всегда выслушает и утешит. К иллюзорному общению с Богом человека нередко толкает дефицит общения с людьми, дефицит внимания и сочувствия к его нуждам и потребностям. В процессе религиозного общения, имеющего место в той или иной религиозной общине или конфессии, у верующих постепенно формируется чувство «мы», происходит отделение их последователей от других верующих, верующих от неверующих, которые оцениваются как «они». В результате такого рода процессов и на основе сформировавшихся мнений, представлений, стереотипов у верующих появляется чувство единения, а иногда и превосходства. Далеко не последнюю роль в этом играют богословы и служители культа.

Что же касается современной ситуации в исламском мире, то очень много еще не изученного. Причины обострения отношений религиозных конфессий до конца не исследованы. А ведь для психологии религии это поле для деятельности.


Список используемой литературы

 

1. В.В. Лазарев. Этическая мысль в Германии и России. Кант-Гегель-Вл. Соловьев. М. 1997.268с

2. В.И. Приленский Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М. 1994. 276с

3. Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб., 2002. 342с

4. Классики мирового религиоведения. М., 1996. 364с

5. Маслоу А. Новые рубежи в развитии человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.

6. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.378с

7. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. М., 2006. 352 с.

8. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М., 1998. 378с

9. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.352с

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 234с

11. Фромм Э. Типы религии и религиозного опыта. М., 1996. 302с

12. Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994.298с

13. http://www.egrk.ru/vera_islam_02.php


[1] Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986, С. 134

[2] Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб., 2002. С.207

[3] Классики мирового религиоведения. М., 1996.С. 123

[4] Там же.С.137

[5] Маслоу А. Новые рубежи в развитии человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.С. 78

[6] Классики мирового религиоведения. М., 1996.С.135

[7]Фромм Э. Типы религии и религиозного опыта. М., 1996. С. 364-375

[8] Классики мирового религиоведения. М., 1996.С.148

[9] Классики мирового религиоведения. М., 1996. С.112

[10] Там же. С.115

[11]Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.С. 34

[12] В.И.Приленский Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М. 1994. С. 255

[13] Классики мирового религиоведения. М., 1996.С.138

[14] Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М., 2006. С.287-290

[15] Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994.С.96

[16] Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М., 1998. С. 154

[17] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.С.72

[18]В.В.Лазарев. Этическая мысль в Германии и России. Кант-Гегель-Вл.Соловьев. М. 1997.С.19

[19] http://www.egrk.ru/vera_islam_02.php

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...