Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь воображения с органическими процессами. Психогении.




Воображение представляет собой одно из субъективно самых ярких психических явлений, где качество психического как идеального проявляется наиболее отчетливо. В этом плане воображение кажется совершенной противоположностью органическому как материальному. И тем удивительнее факты, говорящие о том, что воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. Рассмотрим некоторые из этих фактов подробнее.У людей с достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут изменяться органические процессы, например появляться признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т.п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Неуемная фантазия у особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может даже вызывать некоторые виды заболеваний, в том числе и такие серьезные, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные. Некоторые современные врачи, верящие в психогенную природу подобных заболеваний, утверждают даже, что, например, желудочные заболевания чаще случаются не от того, что мы едим, а от того, что "ест" нас, т.е. от разного рода переживаний, сопровождаемых фантазиями.

Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальное явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Теми или иными, осознаваемыми или неосознаваемыми органическими изменениями сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты, пантомимика), широко используется людьми в невербальном общении. Подсознательно замечая их, мы судим об эмоциональных состояниях другого, лучше понимаем его и выбираем правильные реакции на его действия. Идеомоторным актом помимо сферы повседневного общения пользуются артисты эстрады, демонстрирующие со сцены способность находить предметы, спрятанные в зале (по улавливанию микродвижений рук или глаз, производимых рядом с ними находящимся человеком, знающим, где спрятан соответствующий предмет), так называемые "экстрасенсы", угадывающие мысли людей по невольно производимым ими движениям.На фактах существования связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий, в том числе и тех, которые получили популярность в нашей стране за последние годы (А.Кашпировский, А.Чумак и др.).Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит нам о том, что во сне активным образом работает память.

Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Родители, например, особенно мать, весьма чувствительно реагируют на движения своего ребенка и моментально просыпаются, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).Режим сна и бодрствования у разных людей и детей различного возраста неодинаков. Новорожденный все свое время проводит в систематической смене состояний сна и бодрствования. Время сна у него колеблется от 13 до 16 часов в сутки. Большинство взрослых спят в среднем 7,5 часов, однако индивидуальные различия у них довольно велики. Есть, например, люди, которые спят всего лишь три часа в сутки, и этого им вполне хватает. Есть такие, кого не может удовлетворить даже сон, продолжающийся девять и более часов. Различия в индивидуально нормальном времени сна зафиксированы и в обыденном сознании людей, в представлениях о так называемых "совах" и "жаворонках". Первыми называют тех, кто ложится поздно и встает поздно, а вторыми — тех, кому свойственно ложиться и вставать рано.Вместе с млекопитающими люди образуют единую биологическую группу, для которой характерен ритм, называемый биологическими часами. В науке он известен под названием циркадного ритма и представляет собой периодические изменения в организме, происходящие в течение суток. Они связаны с состояниями сна и бодрствования, имеют период полного цикла, примерно равный 24 ч. Он несколько увеличивается, приблизительно до 25 ч, когда человек не имеет возможности спать и не в состоянии внешне отличить время дня от времени суток. У людей, слепых с рождения, этот ритм также может несколько отличаться от зрячих, но и у них его индивидуальная продолжительность весьма устойчивая. Известен случай, когда у слепого человека он систематически продолжался 24,9 ч, причем с удивительным постоянством, так что каждые две недели он выбивался из ритма и для того, чтобы не опоздать на работу, вынужден был принимать снотворное или предпринимать что-либо другое, обеспечивающее ему сон. Попытки изменить циклические наступления сна и бодрствования за счет применения психотропных и иных воздействий обычно оканчиваются неудачей. Циркадный ритм поэтому можно считать довольно стойкой психофизиологической характеристикой человека.

Психогении (от психо... и греч. -géneia — часть слова, означающая происхождение, возникновение), группа психических болезней, возникающих как реакция на тяжёлую жизненную ситуацию (психическую травму). Основные виды П. — неврозы и реактивные состояния.

Психогении (psychogenia; греч. psychē душа, сознание + genea порождение; синоним реактивные состояния) — психические болезни, обусловленные психической травмой. К ним относят неврозы, реактивные психозы, психогенные патохарактерологические реакции, а также ностальгию и ятрогении. Для психогении характерна выраженная связь клинических проявлений с психической травмой и эмоциональным состоянием больного. Проявления психогении не имеют четких границ, возможны переходные состояния между расстройствами невротического и психотического уровня.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА психогении обусловлена силой, внезапностью психической травмы, а также преморбидными особенностями больного. Условно к психическим травмам относят ситуации, угрожающие жизни, тяжелые конфликты, потерю близкого, отрыв от родины и др. В ситуациях, угрожающих жизни, например при землетрясениях, наводнениях, кораблекрушениях, могут наблюдаться аффективно-шоковые психозы, характеризующиеся аффективной суженностью сознания, страхом и ужасом, двигательными нарушениями (возбуждением или ступором) и вегетативными расстройствами; воспоминания о пережитом у больных либо отсутствуют, либо фрагментарны. В ситуациях тяжелого конфликта, при угрозе лишения свободы чаще развиваются истерические реактивные психозы. Неврозы отмечаются при длительных личностных конфликтах.Психогеные патохарактерологические реакции проявляются различными отклонениями в поведении ребенка или подростка, ведущими к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождающимися невротическими расстройствами. Отклонения в поведении выражаются реакциями оппозиции (протеста), имитации, компенсации и гиперкомпенсации, а также эмансипации, группирования со сверстниками и др. При реакциях оппозиции в основе нарушенного поведения лежит так называемый комплекс аффективно заряженных переживаний (обиды, ущемления самолюбия, конфликты с близкими и др.). Эти реакции направлены против тех лиц, с которыми возник конфликт. Реакция активного протеста проявляется агрессивным поведением с оттенком жестокости и сопровождается вегетативной симптоматикой. К реакциям пассивного протеста относят отказ от еды, уход из дома, суицидальные попытки, которые обычно не обдумываются. Реакции имитации характеризуются изменением поведения, связанным с подражанием поведению человека, пользующегося авторитетом (положительного или отрицательного лидера). К реакциям компенсации и гиперкомпенсации относят фантазии, в которых слабый подросток представляет себя сильным, самооговоры, в которых мальчик сообщает об ограблении или выполнении особых поручений милиции. Реакции эмансипации выражаются в повышенном стремлении к самостоятельности, независимости. В тяжелых случаях подростки уходят из дома, бродяжничают. Психогенные патохарактерологические реакции у взрослых чаще проявляются невротической, истерической, астенической, ипохондрической, депрессивной реакциями. Невротическая реакция характеризуется разнообразными по интенсивности вегетативными расстройствами. Истерическая реакция, как правило, отмечается в виде вегетативных и сенсомоторных расстройств. Астеническая реакция возникает в большинстве случаев в ситуации длительного психического напряжения; характеризуется раздражительной слабостью, нарушениями сна и аппетита, вегетативными расстройствами, снижением трудоспособности. Ипохондрическая реакция развивается чаще после обследования при подозрении на наличие серьезного заболевания, в ряде случаев — ятрогенно. У больного появляется тревога, он может постоянно вспоминать вопросы врача, думать, что он что-то скрыл; начинает прислушиваться к своим ощущениям. Обычно больной отмечает те симптомы, о которых спрашивал врач или те, о которых узнал при чтении популярной литературы. Ипохондрические реакции могут наблюдаться у студентов-медиков («болезнь третьего курса»), когда они начинают изучать соматические болезни.

ЛЕЧЕНИЕ проводит психиатр и психотерапевт. Целесообразно оградить больного от психотравмирующих моментов; при выраженных реакциях желательно поместить больного в стационар. Показаны лекарственные средства, психотерапия. В связи с тем, что при патохарактерологических реакциях у больных выражены вегетативные и эмоциональные нарушения, целесообразно назначить транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики обычно в малых дозах. В профилактике, как и в терапии большое значение имеет нормализация психологической обстановки. Прогноз обычно благоприятный, однако при длительных неразрешимых травмирующих ситуациях наблюдается затяжное течение, присоединение стойких изменений личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...