Страшные городские легенды: секта скопцов в Иванове
Секта скопцов или «кастратская ересь», как их называли многие, выделилась из секты хлыстов в середине XVIII века и, несомненно, действовала на территории Ивановского края. Оба этих старообрядческих ответвления имели схожие взгляды в отношении веры и обрядов, но скопцы зашли куда дальше своих предшественников. От хлыстов скопцы заимствовали практику радений – самобичевания и кружения, доводящих до экстаза, добавив к ней принцип оскопления – кастрации. Главным проявлением телесного начала скопцы считали секс и верили, что, избавившись от первородного греха и детородных органов, сделаются ангелоподобными. «Бог создал Адама и Еву бесплтоными, то есть не имеющими половых органов. Как скоро они нарушили заповедь Божию и прельщённые диаволом съели запрещённые яблоки, подобия запретных плодов выросли на их теле: у мужчин семенные ядра, у женщин груди» - пишет А. Рождественский в статье «Хлыстовщина и скопчество в России»(журнал «Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских», 1882 год, книга 2). Воть какова была их теория, поэтому для них оскопление – единственный способ вернуться к перворазрядной ангельской и божьей чистоте. Первым проповедником секты скопцов стал беглый крепостной крестьянин из деревни Столбово Севского уезда Орловской губернии Кондратий Селиванов, известный среди своих как «Отец Скопитель», «Богатый купец, торгующий бесценным товаром», «Полковой полковник», «Государь-батюшка».
Кондратий Селиванов говорил своим последователям, что Христос приходил на землю не только затем, чтобы научить людей истинам веры и нравственности, но главным образом, чтобы ввести среди людей оскопление. Оскоплённые дети имели преимущество перед оскоплёнными взрослыми, так как «они были обречены подобно Христу навечно оставаться сыновьями, не познав отцовства» - отмечает Л. Энегльштейн в книге «Скопцы и царство небесное». Первые оскопления проводились путём отжигания раскалённым железом. Со временем методы оскопления изменялись, ведь подопытного материала хватало. «Скопцы стали прибегать к режущим орудиям – бритве, ножу, косе – но по-прежнему употребляли раскалённое железо для остановки кровотечения…» - пишет А. Эткинд в статье «Русские скопцы: опыт истории»(журнал «Звезда», 1995 год, №4). В период царствования Александра I добровольное оскопление было признано наказуемым преступлением. В результате, пойманные скопцы пытались оправдать себя тем, что якобы оскопление было сделано им чужими людьми против их воли. Подобные случаи, произошедшие с жителями ивановских земель, опубликовал в своей книге А.Е. Кабанов «Старообрядцы владимирских и костромских земель» (на основе архивных материалов УФСБ Ивановской области): «Так, например, было в случае с рядовым шуйской инвалидной команды Семёном Ивановым. В 1805 году он поступил на военную службу, в 1817 году из-за ранения уволен в отставку, в 1821 году потупил в инвалидную команду Шуи. По его словам, ещё будучи солдатом, в 1811 году в Севастополе он познакомился с какими-то девицами, называвшимися грузинками, которые его пьяного однажды и оскопили за городом в степи, о чём он никому не сказал. В 1815 году Иванов также в Севастополе познакомился с другими скопцами. В 1826 году он был арестован».
В книге А.Е. Кабанова есть подобный пример, но с совершенно удивительным исходом: «По-другому обстояло дело с крестьянином Шуйского уезда деревни Большое Среднее Дмитрием Афанасьевым, 47 лет от роду, работавшим сторожем хлебных магазинов. 27 октября 1835 года он был пойман на ярмарке в селе Палех сельским зеседателем Доброхотовым и при обозрении оказался не имеющим детородного органа, то есть скопцом. Одного этого достаточно было для отправления его в земский суд. Туда же были приглашены лекари, которые профессионально засвидетельствовали отсутствие необходимого. Но начавшееся было дело не получило продолжения. Обвиняемый убедил всех, что он свой уд нечаянно на печи ожёг и от случившейся болезни оной у него отвалился. В итоге решено было Афанасьева освободить от суда и предоставить ему те убытки, какие понёс он от напрасного привлечения его к делу и заключения его в тюрьму. Взыскать деньги с Доброхотова и членов уездного суда, без должной причины употребивших крайнюю меру». Даже в те давние времена, когда город Иваново был ещё селом, на ивановских землях проживало немало скопцов, и тому есть реальные подтверждения. В следующем выпуске Городских легенд вы узнаете, как фамилия Небурчиловых, известных купцов нашего края, была связана с сектой скопцов. А. Родионов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|