Практические аспекты управления стрессом
Эффективность нашего управления своим временем и рабочей нагрузкой в большой степени зависит от глубины стресса, в условиях которого мы находимся. Недостаток или избыток стресса накладывает заметный отпечаток на нашу способность осуществлять эффективный контроль за своей работой. Как отмечалось в статье "Стресс на работе" (журнал "Mind Survey"), пятая часть руководителей опрошенных компаний считают, что до 50% дней, проведенных людьми "на бюллетене", можно записать на счет болезней, связанных с перегрузками; было также подсчитано, что из-за стрессов в Великобритании попросту пропадают 100 миллионов рабочих дней. Это сильно бьет по продуктивности любой организации. Результатом становится усиленное давление на людей, которые "не болеют" —они переживают стресс, им нужно проводить больше времени вне работы и т.д. Если стресс не регулировать, то он станет порочным кругом низкой производительности и подавленного морального состояния. К этой проблеме нельзя относиться легкомысленно, но и не стоит принимать ее слишком близко к сердцу, потому что, как описывается в этой главе, стресс — дело очень индивидуальное, и справиться с бедами, которые он за собой влечет, может только сам человек. Однако организации могут применять определенные системы и механизмы, которые окажут в этом помощь работникам. ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС? Слово "стресс" — общий термин, обозначающий оказываемое на нас давление, как изнутри, так и извне. Сам по себе стресс не всегда плох. Так повелось, что его стали связывать с чем-то негативным, хотя, в принципе, он необходим для поддержания нашей жизнедеятельности. Существуют пять путей преодоления стресса:
• Понимание и приятие самого себя. Чтобы справиться со стрессом, вам необходимо: • понимать свои нужды и побуждения; • знать свои приоритеты и ценности; • оценить самого себя и свои возможности; • определить, что является причиной стресса. Необходимо быть честным по отношению к самому себе и знать, откуда исходят наши запросы. В реальной жизни вы сами будете предъявлять себе гораздо более высокие требования, чем другие люди. Зачастую мы ставим себе абсолютно иррациональную планку, "взять" которую заведомо невозможно: быть прекрасным руководителем и отличным партнером, никогда не делать ошибок, готовить замечательные документы и т.д. Стремление всегда быть безупречным заканчивается истощением физических и духовных сил. Желание быть для всех людей сразу всем в условиях стресса часто только вредит, и мы становимся настолько поглощены тем, чем занимаемся, что не остается времени оглянуться ни на самих себя, ни на всех остальных. Определите — для себя и для других — свои ценности и приоритеты. Если вы не скажете о них людям, то они не поймут, в чем проблема. Абсолютно нормально думать, что пойти на спортивный праздник к собственному ребенку — гораздо важнее собрания на работе, даже если на нем будет присутствовать генеральный директор. Но не все думают точно так же, и не нужно предполагать, что что-то может при этом измениться. Если вы расскажете о своих приоритетах и ценностях, вы имеете больше шансов быть понятым. Аналогично: вам, например, нужно поработать в выходной день (правда, не злоупотребляйте этим, потому что уровень стресса может при этом заметно возрасти). В этом тоже нет ничего противоестественного. Объясните домашним причины такого решения и важность работы, и они наверняка вас поймут. Разберитесь с самим собой. Переживая стресс, не оглядывайтесь машинально и не ищите, на кого бы свалить вину. Загляните сначала внутрь себя - что происходит там? Может, вы слишком серьезно ко всему относитесь, или ищете причину стресса в чем-
то другом, нежели в реальной проблеме? Приносите ли вы домой неприятности, с которыми сталкиваетесь на работе, или наоборот? Преодолеть стресс - означает понять самого себя. Это значит иметь дело не только с окружающим вас миром, но и со своим внутренним. • Проблемой необходимо заниматься. Переживая стресс, первое, что нужно постараться сделать - избавиться от его причины. Но не стоит забывать, что симптом не всегда то же самое, что и проблема. Например, если вы ощущаете чрезмерную нагрузку на работе, причина этого может быть не в том, что нагрузка действительно велика, а в том, что по какому-то аспекту работы вас просто плохо обучили или проинструктировали. Вы должны заниматься проблемой, а не симптомом, потому что если заниматься симптомом, то реальная проблема ни- когда не исчезнет и рано или поздно все равно проявится. Если вы можете определить проблему, сделайте это. Если не можете — примите ее как данность и двигайтесь дальше. Бессмысленно волноваться или расстраиваться из-за вещей, изменить которые вы не в силах. • Самовоспитание. . Относитесь к своему телу, как к автомобилю. Стресс же при этом выполняет роль воздушной заслонки: небольшая заслонка полезна и "заводит" ваше тело, как стартер. Но если она выходит из строя в течение дня, то "сажает" двигатель и повышает потребление горючего. Если вы заметите, что с машиной что-то не в порядке — двигатель дымит или дает искру, — то не станете выжимать акселератор до упора. Скорее всего вы замедлите ход, и, возможно, поставите машину в гараж для техосмотра. Если вы "гоните" самого себя, то ваши умственные, эмоциональные и телесные двигатели очень скоро перегреются. Первый шаг здесь — поднимите себя в своих собственных глазах; второй - позаботьтесь о своем теле. • Выражение эмоций. Когда мы переживаем состояние стресса, то одними из самых распространенных реакций при этом становятся отказ от помощи, замкнутость и чувство одиночества. В такие моменты нам больше всего требуется поддержка — семьи и друзей. Бывает, что мы скрываем свои чувства, думая, что не стоит проявлять их на работе, боимся, что люди не захотят нас слушать, не показываем своих ощущений, опасаясь, что нас уличат в некомпетентности. Конечно, пока наши ощущения заперты внутри нас, никто не сможет нам помочь; возможно, это будет трудно сделать даже нам самим. Чтобы быть здоровыми и энергичными, мы должны поддерживать в себе положительные эмоции, не давая отрицательным
шанса взять верх. Для этого нужно выражать их, когда это уместно. Начните с того, что: • на работе и дома соберите вокруг себя круг людей, с которыми вы сможете откровенно делиться своими чувствами и которые при случае могут дать вам разумный совет; • регулярно общайтесь со своим менеджером, коллегами и группой; • говорите людям о своих ощущениях по тому или иному поводу. Необязательно пускать слезу и в гневе выбегать из комнаты — достаточно сказать: "Меня это очень сердит". Так вы дадите человеку понять, что вы чувствуете, не повышая на него голоса; • относитесь к эмоциям как к нормальному явлению —они есть у всех; • поделитесь своими ощущениями с кем-то, кому вы доверяете. • Активное отвлечение. Активно отвлекаться означает делать что-то, что помогает не думать о причине стресса. Когда нас что-то гнетет особенно сильно, мы имеем тенденцию зацикливаться на причине этой проблемы даже в тех случаях, когда изменить ничего нельзя. Сколько раз мы просыпались в два часа ночи с мыслями о какой-нибудь проблеме на работе, однако на следующий день оказывалось, что дела не так уж и плохи, да и сама проблема не особо важна. Приходя с работы домой, мы ничего не можем поделать с не- приятностями на работе, а на работе — с неприятностями дома. Всему свое время, поэтому постарайтесь заняться чем-нибудь, что поможет вам отвлечься. В качестве примера можно предложить следующее: • почитайте интересную, увлекательную книгу; • разомнитесь (неплохо сыграть в любую командную игру, где вы будете вынуждены на ней сосредоточиться); • сходите в кино или театр; • пообщайтесь с друзьями;
• займитесь своим хобби. Памятка: Как избежать стресса • Задайте себе вопрос: "Что самое худшее, что может произойти?" • Смотрите на вещи в перспективе. • Выдерживайте баланс "дом — работа". • Не будьте педантом. • Осознайте, что чувство вины — "бесполезная" эмоция. • Забудьте о том, что было в прошлом. • Сосредоточьтесь на сегодняшнем дне. • Определите пять положительных вещей, которые происходят или происходили с вами каждый день. • Работа — на работе, дом — дома. • Ведите здоровый образ жизни — занимайтесь физическими упражнениями, правильно питайтесь и оставляйте на неделе время, чтобы заняться собой. Заключение
Проблема повышения работоспособности, улучшения здоровья людей, и в частности руководителей, приобретает особое значение. Важно подчеркнуть главное: работоспособность и творческая активность руководителя являются не столько результатом действия внешних условий и обстоятельств, исходного состояния и его здоровья, сколько в значительной мере зависят от целенаправленной самоорганизации и профилактики личного здоровья, психологической мобилизации личности руководителя, разумной организации жизненного уклада, т.е. самоорганизации самого руководителя. Такое понимание проблемы само по себе является мощным мобилизирующим фактором для руководителя. Список литературы
1. Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках / Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, 1995. – 267 с. 2. Зельдович Б.З. Менеджмент в полиграфии: учеб. пос. – М.: МГУП, 2004. – 400 с. 3. Олкок Д. Управление временем и рабочей нагрузкой. – М.: Финпресс, 1998. – 96 с. 4. Резник С.Д. и др. Персональный менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 622 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|