Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация (иерархия) потребностей.

Лекция 9.

Мотивация и деятельность.

 

Основным содержанием жизненного процесса человека является деятельность.

Деятельность - это специфический вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира и самого себя.

Деятельность включает внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, которая вызывается побуждениями и регулируется эмоциями и волей.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной, физической). Первоначально совершаются предметные действия, и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме (интериоризация). Однако затем действия в уме, направленные в конечном счёте вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию в предметную деятельность (экстериоризация).

 

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение:

1. Уровень особых видов деятельности (игра, обучение, трудовая деятельность).

2. Уровень действий. Действия - основная единица деятельности, процесс, направленный на реализацию цели. Действия всегда осознаются субъектом.

3. Уровень операций. Операция - способ выполнения действия.

- операции первого рода - возникают путём адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; они практически не осознаются субъектом;

- операции второго рода - возникают из действий путём автоматизации и находятся на границе сознания, т.е. могут стать осознаваемыми.

Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя операций, посредством которых эти действия совершаются. Движение границы, отделяющей слой действий от слоя операций, вверх - означает, что часть действий превращается в операции (путём автоматизации), происходит укрупнение единиц деятельности. Движение этой границы вниз - дробление деятельности на более мелкие единицы.

4. Уровень психофизиологических функций - это физиологическое обеспечение психических процессов (сенсорные, мнемические, моторные функции, а также врождённые механизмы, закреплённые в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в первые месяцы жизни). Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны не только выполнение операций и действий, но и постановка задач.

 

Совокупность психологических причин, определяющих поведение человека, его начало, направленность и активность, называется мотивацией.

Мотивация предполагает объяснение поведения человека как внутренними, так и внешними причинами.

Внутренние причины – это психологические свойства человека (мотивы, потребности, цели, желания, интересы), так называемые личностные диспозиции.

Внешние причины – стимулы, исходящие из ситуации.

Диспозиционная и ситуационная мотивации тесно связаны друг с другом. Поведение человека в определённый момент нельзя рассматривать только как реакцию на определённые стимулы извне, оно – результат непрерывного взаимодействия личностной диспозиции и ситуации.

Наиболее важными из всех мотивационных понятий являются понятия потребность, мотив и цель.

Потребность – это состояние объективной нужды организма в чём-то, что лежит вне его и является необходимым условием его нормального функционирования.

Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Между потребностями может быть конфликт за право вызвать ту или иную активность субъекта.

Потребности активизируют организм, вызывают периодическое состояние напряжённости (голод, жажда), направляют поиск необходимого предмета потребности (пищи, воды).

В ходе поиска происходит "встреча" потребности с удовлетворяющим её предметом, "опредмечивание" потребности. В процесс опредмечивания потребности происходит её фиксация на первом удовлетворившем её предмете.

Предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности, называется мотивом. Таким образом, мотив - это опредмеченная потребность.

С появлением мотива поведение меняется, оно приобретает направленность.

Мотивы бывают осознаваемыми и неосознаваемыми.

Осознаваемые мотивы носят название мотивы-цели.

Цель - это ожидаемый результат, на который направлена актуальная деятельность человека. Цель всегда осознаётся.

Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в виде эмоций и личностных смыслов.

Эмоции возникают по поводу тех событий, которые связаны с мотивами (т.е. потребностями). Если человека что-то волнует, значит, затронут его мотив.

Личностный смысл - это переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, связанного с ведущим мотивом. Мотивы, придающие деятельности личностный смысл, называются смыслообразующими. Они занимают самое высокое место в иерархической системе, являются ведущими в жизни человека и при этом могут не осознаваться им.

 

Мотивы следует отличать от мотивировок.

Мотивировка - это рациональное объяснение субъектом причин его поведения. Это одна из форм осознания мотива, но нередко - попытка оправдать свои поступки или сознательная маскировка действительных мотивов поведения.

 

Теории мотивации.

1. Теория биологических побуждений. Согласно этой теории, активность человека является результатом нарушения гомеостаза. То есть его активность зависит от того, насколько сильно он испытывает голод, жажду или усталость. Не учитываются социальные потребности.

2. Теории оптимальной активации (Даффи и Хебб, 50-е гг.).Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно.

3. Когнитивные теории. Человек обычно сам выбирает вид активности, используя для этого процесс мышления (преобладает внутренняя мотивация).

 

Классификация (иерархия) потребностей.

Потребности человека носят как биологический, так и социальный характер, т.е. формируются в процессе воспитания и самовоспитания человека, приобщения его к миру человеческой культуры. В процессе жизни потребности развиваются - расширяются, специализируются и гуманизируются.

Абрахам Маслоу, американский психолог, создал иерархическую теорию потребностей. По его мнению, высшие потребности не могут проявиться, если не удовлетворены потребности более примитивного уровня.

Маслоу выделил следующие уровни потребностей (от низших к высшим):

1. Физиологические (еда, сон, продолжение рода, стремление избежать боли).

2. Потребность в безопасности физиологической и психологической (наличие жилища, отсутствие опасностей, обеспечение завтрашнего дня).

3.Социальные потребности - чувство принадлежности к группе, чувство привязанности и любви (быть любимым, быть принятым в определённом обществе, принадлежность к группе, в которой с тобой считаются).

4. Потребность в уважении (одобрении, благодарности, признании, компетентности).

5. Когнитивные и эстетические (в порядке, справедливости, красоте, симметрии). Одной из высших когнитивных потребностей человека является потребность в познании смысла собственной жизни. Она не всегда чётко осознаётся, как и многие другие высшие потребности. Условиями, способствующими появлению этой потребности, являются снижение реактивности человека в отношении внешних раздражителей и развитие его способности к самоанализу и рефлексии.

Способы удовлетворения потребности в познании смысла жизни:

- идентификация с авторитетом, поиск в своём окружении готовых образцов и подражание этим образцам;

- познание самого себя, сравнение идеального и реального "Я", концепции смысла жизни в "космическом" масштабе;

- постановка конкретного вопроса "в чём смысл жизни?".

Человечество пытается решить проблему смысла жизни человека с самого начала своего существования, что нашло отражение в мировых религиях и философских концепциях.

6. Потребность в самоактуализации - самовыражении и реализации своих способностей, талантов, совершенствовании. Самоактуализация способствует развитию самоуважения, раскрытию творческих способностей личности, умению взять на себя ответственность и заботиться о других.

 

Другая теория (Д.Аткинсон и Д.Макклелланд) утверждает, что существует 2 разных мотива, связанных с достижением успеха в различных видах деятельности: мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Это важные и относительно независимые виды человеческой мотивации, от которых, по мнению авторов теории, во многом зависит судьба и положение человека в обществе.

Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Для таких людей характерно ожидание успеха, одобрение своих действий. Эти люди адекватно выбирают профессию, любят её. Они обычно возвращаются к нерешённым задачам и пытаются их всё-таки решить.

Другой тип людей имеет целью исключительно избегание неудачи. Они не уверены в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. С работой связаны отрицательные эмоции, в целом выбирают или слишком лёгкую, или слишком сложную профессию. Уровень притязаний у таких людей обычно нереалистичный. Избегают ситуаций, где потерпели неудачу.

 

Невозможность удовлетворения потребности вызывает у человека состояние фрустрации - особое психическое состояние, вызываемое ощущением наличия непреодолимого препятствия на пути к достижению цели.

Фрустрация может привести к развитию неврозов или психосоматических заболеваний. Реакция на фрустрирующую ситуацию, как правило, выражается в агрессии. Направление этой агрессии различно - на других людей, на себя или на ситуацию.

Если ситуация фрустрации психологически непереносима для человека, он бессознательно использует механизмы психологической защиты, как своеобразное оправдание своего участия или неудачи в этих ситуациях.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...