Характеристика объекта бизнеса.
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ Бизнес-план вошел в практику российского предпринимательства как инструмент стратегического планирования, а также как необходимый документ для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а также для государственных управляющих органов (министерств, комитетов, административных органов управления и т.д.). Между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий. Стратегический план составляется в целом по предприятию (или по его отдельным подразделениям) и охватывает весь комплекс целей и задач, связанных с различными стратегиями жизнедеятельности организации. Бизнес-план ориентирован, как правило, на конкретные цели и задачи в связи с созданием и развитием нового бизнеса, которые должны быть выполнены к определенному сроку. Бизнес-план имеет строго очерченный горизонт планирования, в то время как стратегическому плану свойственен более широкий, растущий горизонт времени. Таким образом, можно констатировать, что бизнес-план является частью стратегического плана с конкретной проработкой определенной проблемы (бизнес-план по продукту, техническому решению, стратегическому центру хозяйствования и т.п.). Наиболее близким документом к бизнес-плану является технико-экономическое обоснование (ТЭО), у которого может быть та же ориентация, что и у бизнес-плана, но ТЭО носит более узкий и специфический характер. Главное отличие ТЭО от бизнес-плана - особый акцент в структуре ТЭО на производственно-технические стороны проекта, при этом проект не рассматривается как бизнес и коммерческие, рыночные аспекты остаются вне поля зрения.
Поэтому можно утверждать, что бизнес-план - это форма обоснования предпринимательского проекта, гибко сочетающая производственную, финансовую, техническую, кадровую и другие стороны деятельности организации с маркетинговой ориентацией. В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план используется в различных сферах и при разных формах предпринимательства и помогает очертить тот круг проблем, с которыми сталкивается предприятие или предприниматель в условиях изменчивости, нестабильности и порой непредсказуемости самых разнообразных рыночных ситуаций. Бизнес-план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший методологический инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения, что особенно важно для неплатежеспособных предприятий. Бизнес-план служит выполнению многих задач: он может помочь определить цели предполагаемого бизнеса и создать сам бизнес, выявить пути его развития и предусмотреть проблемы еще до их возникновения, а значит - справиться с ними более эффективно. Цели и задачи бизнес-плана: • основной целью бизнес-плана является обоснование предполагаемого бизнеса и оценка результатов за определенный период времени. В этой связи бизнес-план может рассматриваться как индикатор степени достижения успеха; • бизнес-план является документом, позволяющим «высветить» курс действий и управлять бизнесом. В этом аспекте бизнес-план - Неотъемлемый элемент стратегического планирования и руководство для исполнения и контроля. В бизнес-плане цели и задачи переводятся на язык цифр, благодаря чему можно сравнивать свои прогнозы с реальными результатами, что помогает обеспечивать контроль; • бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций, т.е. является «наживкой» для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса;
• бизнес-план важно рассматривать как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Поэтому бизнес-план представляется как постоянно обновляемый документ, который делает организацию восприимчивой к различного рода нововведениям - техническим, технологическим, информационным, организационным, экономическим и др.; • бизнес-план, создавая «деловую репутацию» и являясь своеобразной «визитной карточкой» организации, может стать хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса; • бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, следовательно, рассматривается как готовность идти на риск, что очень важно в предпринимательской деятельности; • бизнес-план - это инструмент самообучения. В этом аспекте разработка бизнес-плана - это непрерывный процесс познания и самопознания. Таким образом, можно утверждать, что бизнес-планирование -это творческий процесс, требующий профессионализма и искусства при его составлении и реализации. Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение основополагающих принципов, присущих стратегическому планированию. Принимая во внимание, что в рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре, могут применяться различные их типы. Заслуживает внимания, хотя и является спорной, одна из версий типологии бизнес-планов, согласно которой бизнес-планы классифицированы следующим образом: • полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта; • концепт бизнес-плана коммерческой идеи или инвестиционного проекта; • бизнес-план компании (группы); • бизнес-план структурного подразделения (центров финансовой ответственности); • бизнес-план - заявка на кредит; • бизнес-план - заявка на грант; • бизнес-план развития региона (страны). типология бизнес-планов, в которой они классифицированы по объектам бизнеса (рис. 6.1). Эта типология бизнес-планов по объектам бизнеса может помочь предпринимателю выбрать соответствующее решение.
Рис. 6.1. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса
Бизнес-планы, согласно приведенной типологии, разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), либо по предприятию (новому или действующему). Следует отметить, что бизнес-планы финансового оздоровления предприятия разрабатываются для неплатежеспособных предприятий, имеют свою структуру и логику изложения, однако, его разработка может оказаться полезной для всех российских предприятий, большинство из которых испытывает значительные финансовые трудности. Зарубежные и отечественные специалисты предлагают различные структуры бизнес-планов. Так, например, в книге «Семь нот менеджмента» дается структура бизнес-плана с точки зрения компонентов менеджмента. Структура состоит из трех блоков: • управленческий анализ всего проекта (1); • план и последовательность мероприятий (2); • финансовый план (3). В зависимости от типа бизнес-плана в его структуре имеют место либо все три блока (например, в бизнес-плане для привлечения инвестиций), либо отдельные блоки (так, в бизнес-плане венчурного предприятия присутствуют блоки (1) и (2), а в бизнес-плане стационарного производства - только третий блок - финансовый план). Рассмотрев различные структуры бизнес-планов, можно предложить следующую, оптимальную структуру: 1. Концепция бизнеса (резюме). 2. Ситуация в настоящее время и краткая информация о предполагаемом бизнесе. 3. Характеристика объекта бизнеса. 4. Исследования и анализ рынка (рынки и конкуренция или среда для бизнеса). 5. Организационный план, в т.ч. правовое обеспечение. 6. Персонал и управление. 7. План производства. 8. План маркетинговых действий. 9. Потенциальные риски. 10. Финансовый план и финансовая стратегия. Нельзя рассматривать эту структуру как нечто застывшее, она может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса (табл. 6.1). Методология разработки бизнес-планов по предлагаемой структуре излагается по его разделам.
1. Концепция бизнеса (резюме). Концепция бизнеса — это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся, и является предельно сокращенной версией самого бизнес-плана. Это наиболее важный раздел, поскольку он должен убеждать в том, что предполагаемый бизнес интересен с точки зрения предпринимательства. Необходимо отметить, что Концепция — это не просто введение к другим разделам бизнес-плана, а важный документ, излагающий позицию предпринимателя либо предприятия. Следует учесть, что инвесторы (кредиторы), имеющие дело с большим количеством бизнес-планов, могут прочитать только Концепцию интересующего их бизнес-плана. И если этот раздел не сможет завоевать доверие и привлечь внимание инвестора, план будет отвергнут, его даже не станут дочитывать до конца. Ключевыми моментами могут быть: возможности для бизнеса, их привлекательность, важность для предприятия и для региона, необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные), возможный срок возврата заемных средств, ожидаемая прибыль и ее распределение, условия инвестирования и т.п. Порядок изложения Концепции достаточно свободен, однако начинать ее надо, как правило, с формулирования главной цели предлагаемого бизнеса и главной цели разрабатываемого бизнес-плана. Главной целью предполагаемого бизнеса в большинстве случаев является получение прибыли за счет предложения рынку конкурентоспособных видов продукции, услуг, новых технических решений и пр. Главной целью бизнес-плана является выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. В Концепции также представляется важным рассмотреть, кто будет потребителем продуктов или услуг, сколько денег потребуется для их создания и реализации и какая ожидается отдача от этих средств. Концепция, по сути, является рекламой предлагаемого бизнеса и должна вызывать интерес у адресата. Концепция пишется после написания всего бизнес-плана, так как она содержит «выжимки» из всех его разделов. 2. Ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии. В этом разделе желательно представить базовую информацию о соответствующей бизнесу отрасли экономики, а также описание нового продукта или услуги с точки зрения их уникальности и ценности для потребителя. Здесь же целесообразно отразить: • главные события, повлиявшие на появление идей предлагаемого бизнеса;
• главные обстоятельства и проблемы, стоящие перед предприятием, его менеджерами и предпринимателями в настоящее время; • состояние и перспективы рынка и положение на рынке, которого надо добиться (завоевание рынка, на рынке, его развитие и пр.). В сжатой форме приводится основная информация о предприятии, указываются стратегические преимущества, связанные с местонахождением предприятия, и его отличительные особенности. Характеристика объекта бизнеса. В соответствии с предлагаемой типологией бизнес-планов, объектом бизнеса может быть или бизнес-линия (продукция, ус ^, техническое решение) или предприятие (производственное подразделение). Характеризуя объект бизнес-линии, необходимо подчеркнуть уникальность, важность для. потребителей, возможность выбора, а также экономические преимущества, которые получат производитель и потребители. Например, снижение себестоимости продукции или же дополнительные услуги потребителю, что может увеличить цену на продукцию, но тем не менее привлечь потребителя уникальностью или качеством выпускаемой продукции. Желателен перечень функциональных особенностей продукта (технического решения), если возможно — рекламный листок, либо фотография, прайс-лист. Завершает раздел описание возможных ключевых факторов успеха. Например, новый для рынка продукт, услуга или выигрыш во времени с появлением продукта, услуги на рынке. Характеризуя предприятие как объект бизнеса, желательно дать информацию как о самом предприятии, необходимости его создания или развития, производимой продукции и оказываемых услугах, их достоинствах и преимуществах, так и кратко перечислить других производителей подобной продукции, услуг (конкурентов). Описать пути выхода предприятия на рынок и перспективы развития. Определить основную группу потребителей и оценить возможности появления новых рынков сбыта, а также расширения номенклатуры выпускаемых изделий, услуг. Необходимо учесть специфику нового предприятия, которое может быть создано в различных организационно-правовых формах и с различными формами собственности. 4. Исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция или среда для бизнеса). В первую очередь рыночные исследования направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, работ, услуг и определение потенциальных потребителей. Очень важно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, надежность поставок, сервисное обслуживание и т.п. Целесообразно провести сегментацию рынка, определить разме-Pbi и емкость рынков по продукции предприятия. Как известно, разные потребители желают приобретать раз-личные товары. Для их удовлетворения производители стремятся Вьтелить группы потребителей, которые положительно среагирует на предложенные товары (продукция, работы, услуги).
Под сегментацией рынка понимается выделение отдельных частей (сегментов) рынка, отличающихся друг от друга характеристиками спроса на товары (услуги), т.е. разбивка потребителей по мотивации и иным признакам. Размер рынка — территория, на которой происходит реализация товаров (услуг) предприятия. Емкость рынка - объем реализованных на рынке товаров (услуг) в течение определенного периода времени. Доля рынка — это удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме продажи товаров (услуг) на данном рынке. Надо искать ответы на вопросы: кто, почему, сколько и когда будет готов купить продукцию завтра, послезавтра и вообще в течение ближайших двух, трех и более лет. В этом разделе необходимо перечислить все имеющиеся заказы на продукцию. Целесообразно применять закон Парето (80:20), основанный на статистических исследованиях, согласно которому 20 % потребителей покупают 80 % товаров определенной марки. Остальные 80 % потребителей приобретают 20 % товара, не имея четкогс выбора, случайно. Производители стремятся ориентировать маркетинговую деятельность на эти 20 % потребителей (так называемая «стрельба по целям»), а не на весь рынок в целом («стрельбе по площадям»). Подобная стратегия является эффективной. Следует проанализировать, как быстро продукция и услуги утвердятся на рынке, и обосновать возможности дальнейшего егс расширения. Представляется интересным оценить основные факторы, влияющие на расширение рынка (например, тенденции развития отрасли, региона, социально-экономическую региональную политику, создание конкуренции и т.д.). Обобщенное пред ставление о рынках и конкурентах можно дать в форме табл. 6.2. Очень важны отслеживание и оценка конкурентов. В этом аспекте можно выделить и проанализировать свои и конкурента сильные и слабые стороны и конкурентоспособность производимой продукции, услуг. Основываясь на оценке преимуществ производимой продукции, работ, услуг, оценивается возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении. Прогнозный объем продаж по потребительским сегментам рынка в натуральном выражении предлагается оформить в виде табл."6.3. При этом, учитывая известную неопределенность рыночной ситуации, целесообразно подготовить три сценария развития: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. В дальнейшем надо вернуться к этому разделу, откорректировав его в соответствии с разделом «Потенциальные риски».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|