Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика объекта бизнеса.

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Бизнес-план вошел в практику российского предприниматель­ства как инструмент стратегического планирования, а также как необходимый документ для ведения деловых переговоров с инвесто­рами, кредиторами, а также для государственных управляющих органов (министерств, комитетов, административных органов уп­равления и т.д.).

Между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий.

Стратегический план составляется в целом по предприятию (или по его отдельным подразделениям) и охватывает весь комплекс целей и задач, связанных с различными стратегиями жизнедея­тельности организации.

Бизнес-план ориентирован, как правило, на конкретные цели и задачи в связи с созданием и развитием нового бизнеса, которые должны быть выполнены к определенному сроку.

Бизнес-план имеет строго очерченный горизонт планирования, в то время как стратегическому плану свойственен более широ­кий, растущий горизонт времени.

Таким образом, можно констатировать, что бизнес-план явля­ется частью стратегического плана с конкретной проработкой оп­ределенной проблемы (бизнес-план по продукту, техническому ре­шению, стратегическому центру хозяйствования и т.п.).

Наиболее близким документом к бизнес-плану является технико-экономическое обоснование (ТЭО), у которого может быть та же ориентация, что и у бизнес-плана, но ТЭО носит более узкий и специфический характер. Главное отличие ТЭО от бизнес-плана - особый акцент в структуре ТЭО на производственно-технические стороны проекта, при этом проект не рассматривает­ся как бизнес и коммерческие, рыночные аспекты остаются вне поля зрения.

Поэтому можно утверждать, что бизнес-план - это форма обо­снования предпринимательского проекта, гибко сочетающая произ­водственную, финансовую, техническую, кадровую и другие сторо­ны деятельности организации с маркетинговой ориентацией.

В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план использу­ется в различных сферах и при разных формах предприниматель­ства и помогает очертить тот круг проблем, с которыми сталкива­ется предприятие или предприниматель в условиях изменчивос­ти, нестабильности и порой непредсказуемости самых разнооб­разных рыночных ситуаций.

Бизнес-план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший методологический инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, по­зволяющий выбрать наиболее перспективные решения и опреде­лить средства для их достижения, что особенно важно для непла­тежеспособных предприятий.

Бизнес-план служит выполнению многих задач: он может по­мочь определить цели предполагаемого бизнеса и создать сам бизнес, выявить пути его развития и предусмотреть проблемы еще до их возникновения, а значит - справиться с ними более эффективно.

Цели и задачи бизнес-плана:

• основной целью бизнес-плана является обоснование предпо­лагаемого бизнеса и оценка результатов за определенный период времени. В этой связи бизнес-план может рассматриваться как индикатор степени достижения успеха;

• бизнес-план является документом, позволяющим «высветить» курс действий и управлять бизнесом. В этом аспекте бизнес-план - Неотъемлемый элемент стратегического планирования и руковод­ство для исполнения и контроля. В бизнес-плане цели и задачи переводятся на язык цифр, благодаря чему можно сравнивать свои прогнозы с реальными результатами, что помогает обеспечивать контроль;

• бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций, т.е. является «наживкой» для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса;

• бизнес-план важно рассматривать как сам процесс планиро­вания и инструмент внутрифирменного управления. Поэтому биз­нес-план представляется как постоянно обновляемый документ, который делает организацию восприимчивой к различного рода нововведениям - техническим, технологическим, информацион­ным, организационным, экономическим и др.;

• бизнес-план, создавая «деловую репутацию» и являясь свое­образной «визитной карточкой» организации, может стать хоро­шей рекламой для предполагаемого бизнеса;

• бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, следовательно, рассматривается как готовность идти на риск, что очень важно в предпринима­тельской деятельности;

• бизнес-план - это инструмент самообучения. В этом аспекте разработка бизнес-плана - это непрерывный процесс познания и самопознания.

Таким образом, можно утверждать, что бизнес-планирование -это творческий процесс, требующий профессионализма и искусства при его составлении и реализации.

Для практической реализации бизнес-планирования как про­цесса представляется важным соблюдение основополагающих принципов, присущих стратегическому планированию. Прини­мая во внимание, что в рыночной экономике существует множе­ство версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре, могут применяться различные их типы.

Заслуживает внимания, хотя и является спорной, одна из вер­сий типологии бизнес-планов, согласно которой бизнес-планы классифицированы следующим образом:

• полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестицион­ного проекта;

• концепт бизнес-плана коммерческой идеи или инвестицион­ного проекта;

• бизнес-план компании (группы);

• бизнес-план структурного подразделения (центров финансо­вой ответственности);

• бизнес-план - заявка на кредит;

• бизнес-план - заявка на грант;

• бизнес-план развития региона (страны).

типология бизнес-планов, в которой они клас­сифицированы по объектам бизнеса (рис. 6.1).

Эта типология бизнес-планов по объектам бизнеса может помочь предпринимателю выбрать соответствующее решение.

 

 

Рис. 6.1. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса

 

 

Бизнес-планы, согласно приведенной типологии, разрабаты­ваются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические ре­шения), либо по предприятию (новому или действующему). Сле­дует отметить, что бизнес-планы финансового оздоровления пред­приятия разрабатываются для неплатежеспособных предприятий, имеют свою структуру и логику изложения, однако, его разработка может оказаться полезной для всех рос­сийских предприятий, большинство из которых испытывает зна­чительные финансовые трудности.

Зарубежные и отечественные специалисты предлагают различ­ные структуры бизнес-планов. Так, например, в книге «Семь нот менеджмента» дается структура бизнес-плана с точки зрения ком­понентов менеджмента. Структура состоит из трех блоков:

• управленческий анализ всего проекта (1);

• план и последовательность мероприятий (2);

• финансовый план (3).

В зависимости от типа бизнес-плана в его структуре имеют место либо все три блока (например, в бизнес-плане для привле­чения инвестиций), либо отдельные блоки (так, в бизнес-плане венчурного предприятия присутствуют блоки (1) и (2), а в бизнес-плане стационарного производства - только третий блок - фи­нансовый план).

Рассмотрев различные структуры бизнес-планов, можно предложить следующую, оптимальную структуру:

1. Концепция бизнеса (резюме).

2. Ситуация в настоящее время и краткая информация о пред­полагаемом бизнесе.

3. Характеристика объекта бизнеса.

4. Исследования и анализ рынка (рынки и конкуренция или среда для бизнеса).

5. Организационный план, в т.ч. правовое обеспечение.

6. Персонал и управление.

7. План производства.

8. План маркетинговых действий.

9. Потенциальные риски.

10. Финансовый план и финансовая стратегия.

Нельзя рассматривать эту структуру как нечто застывшее, она может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса (табл. 6.1).

Методология разработки бизнес-планов по предлагаемой струк­туре излагается по его разделам.

1. Концепция бизнеса (резюме).

Концепция бизнеса — это сжатый, быстро читаемый обзор ин­формации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся, и является предельно сокращен­ной версией самого бизнес-плана. Это наиболее важный раздел, поскольку он должен убеждать в том, что предполагаемый бизнес интересен с точки зрения предпринимательства.

Необходимо отметить, что Концепция — это не просто введе­ние к другим разделам бизнес-плана, а важный документ, излага­ющий позицию предпринимателя либо предприятия. Следует учесть, что инвесторы (кредиторы), имеющие дело с большим количеством бизнес-планов, могут прочитать только Концепцию интересующего их бизнес-плана. И если этот раздел не сможет завоевать доверие и привлечь внимание инвестора, план будет отвергнут, его даже не станут дочитывать до конца. Ключевыми моментами могут быть: возможности для бизнеса, их привлека­тельность, важность для предприятия и для региона, необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные), возмож­ный срок возврата заемных средств, ожидаемая прибыль и ее рас­пределение, условия инвестирования и т.п.

Порядок изложения Концепции достаточно свободен, однако на­чинать ее надо, как правило, с формулирования главной цели предлагаемого бизнеса и главной цели разрабатываемого бизнес-плана.

Главной целью предполагаемого бизнеса в большинстве случа­ев является получение прибыли за счет предложения рынку кон­курентоспособных видов продукции, услуг, новых технических решений и пр.

Главной целью бизнес-плана является выработка стратегичес­ких решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза.

В Концепции также представляется важным рассмотреть, кто будет потребителем продуктов или услуг, сколько денег потребует­ся для их создания и реализации и какая ожидается отдача от этих средств.

Концепция, по сути, является рекламой предлагаемого бизнеса и должна вызывать интерес у адресата. Концепция пишется после написания всего бизнес-плана, так как она содержит «выжимки» из всех его разделов.

2. Ситуация в настоящее время и краткая информация о предпри­ятии.

В этом разделе желательно представить базовую информацию о соответствующей бизнесу отрасли экономики, а также описа­ние нового продукта или услуги с точки зрения их уникальности и ценности для потребителя. Здесь же целесообразно отразить:

• главные события, повлиявшие на появление идей предлагае­мого бизнеса;

• главные обстоятельства и проблемы, стоящие перед предпри­ятием, его менеджерами и предпринимателями в настоящее время;

• состояние и перспективы рынка и положение на рынке, ко­торого надо добиться (завоевание рынка, на рынке, его развитие и пр.).

В сжатой форме приводится основная информация о предприя­тии, указываются стратегические преимущества, связанные с мес­тонахождением предприятия, и его отличительные особенности.

Характеристика объекта бизнеса.

В соответствии с предлагаемой типологией бизнес-планов, объектом бизнеса может быть или бизнес-линия (продукция, ус ^, техническое решение) или предприятие (производственное подразделение).

Характеризуя объект бизнес-линии, необходимо подчеркнуть уни­кальность, важность для. потребителей, возможность выбора, а также экономические преимущества, которые получат произво­дитель и потребители. Например, снижение себестоимости про­дукции или же дополнительные услуги потребителю, что может увеличить цену на продукцию, но тем не менее привлечь потре­бителя уникальностью или качеством выпускаемой продукции.

Желателен перечень функциональных особенностей продукта (технического решения), если возможно — рекламный листок, либо фотография, прайс-лист.

Завершает раздел описание возможных ключевых факторов успеха. Например, новый для рынка продукт, услуга или выиг­рыш во времени с появлением продукта, услуги на рынке.

Характеризуя предприятие как объект бизнеса, желательно дать информацию как о самом предприятии, необходимости его созда­ния или развития, производимой продукции и оказываемых услу­гах, их достоинствах и преимуществах, так и кратко перечислить других производителей подобной продукции, услуг (конкурентов).

Описать пути выхода предприятия на рынок и перспективы развития. Определить основную группу потребителей и оценить возможности появления новых рынков сбыта, а также расшире­ния номенклатуры выпускаемых изделий, услуг.

Необходимо учесть специфику нового предприятия, которое может быть создано в различных организационно-правовых фор­мах и с различными формами собственности.

4. Исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция или среда для бизнеса).

В первую очередь рыночные исследования направлены на вы­явление сегодняшних потребителей продукции, работ, услуг и определение потенциальных потребителей.

Очень важно определить приоритеты, которыми руководству­ется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, надежность поставок, сервисное обслуживание и т.п. Целесообразно провести сегментацию рынка, определить разме-Pbi и емкость рынков по продукции предприятия.

Как известно, разные потребители желают приобретать раз-личные товары. Для их удовлетворения производители стремятся Вьтелить группы потребителей, которые положительно среагиру­ет на предложенные товары (продукция, работы, услуги).

 

 

Под сегментацией рынка понимается выделение отдельных частей (сегментов) рынка, отличающихся друг от друга характе­ристиками спроса на товары (услуги), т.е. разбивка потребителей по мотивации и иным признакам. Размер рынка — территория, на которой происходит реализация товаров (услуг) предприятия. Емкость рынка - объем реализованных на рынке товаров (услуг) в течение определенного периода времени. Доля рынка — это удель­ный вес продукции предприятия в совокупном объеме продажи товаров (услуг) на данном рынке.

Надо искать ответы на вопросы: кто, почему, сколько и когда будет готов купить продукцию завтра, послезавтра и вообще в те­чение ближайших двух, трех и более лет. В этом разделе необхо­димо перечислить все имеющиеся заказы на продукцию.

Целесообразно применять закон Парето (80:20), основанный на статистических исследованиях, согласно которому 20 % потре­бителей покупают 80 % товаров определенной марки. Остальные 80 % потребителей приобретают 20 % товара, не имея четкогс выбора, случайно. Производители стремятся ориентировать мар­кетинговую деятельность на эти 20 % потребителей (так называе­мая «стрельба по целям»), а не на весь рынок в целом («стрельбе по площадям»). Подобная стратегия является эффективной.

Следует проанализировать, как быстро продукция и услуги ут­вердятся на рынке, и обосновать возможности дальнейшего егс расширения. Представляется интересным оценить основные фак­торы, влияющие на расширение рынка (например, тенденции развития отрасли, региона, социально-экономическую региональ­ную политику, создание конкуренции и т.д.). Обобщенное пред ставление о рынках и конкурентах можно дать в форме табл. 6.2. Очень важны отслеживание и оценка конкурентов. В этом аспек­те можно выделить и проанализировать свои и конкурента силь­ные и слабые стороны и конкурентоспособность производимой продукции, услуг. Основываясь на оценке преимуществ произво­димой продукции, работ, услуг, оценивается возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.

Прогнозный объем продаж по потребительским сегментам рынка в натуральном выражении предлагается оформить в виде табл."6.3. При этом, учитывая известную неопределенность ры­ночной ситуации, целесообразно подготовить три сценария раз­вития: оптимистический, пессимистический и наиболее вероят­ный. В дальнейшем надо вернуться к этому разделу, откорректи­ровав его в соответствии с разделом «Потенциальные риски».

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...