Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общепедагогические принципы




Принципы коррекционно-педагогической деятельности

Цели и задачи педагогического процесса должны опираться на основные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к деятельности и поведению, вытекающие из закономерностей педагогического процесса, т. е. на педагогические принципы. В педагогической науке принципы - это основа, первоначало, в них отражаются требования к организации педагогической деятель­ности (в том числе и к коррекционно-педагогической), определяют­ся ее направления, конечная цель и результат деятельности. Прин­ципы способствуют интеграции различных средств, форм, методов и приемов в целостную систему, определяют стратегическое на­правление целостного подхода к решению задач коррекционно­педагогического процесса.

В психолого-педагогической и специальной литературе суще­ствуют различные подходы к классификации принципов коррек­ционной деятельности. Основанием для классификации ряд ис­следователей определяет диагностическую либо профилактиче­скую направленность коррекционного процесса, другие - особен­ности психического развития ребенка и своеобразие межличност­ных отношений детей с отклонениями в развитии и поведении.

Не стремясь к созданию своей оригинальной классификации принципов коррекционной деятельности, хотелось бы прежде всего развести общепедагогические принципы, выделив их значи­мость в организации и проведении коррекционной работы, и оп­ределить группу собственно коррекционно-педагогических прин­ципов, создающих базу для педагогической коррекции откло­няющегося поведения и развития детей и подростков.

Общепедагогические принципы

1. Наиболее значимыми из них в коррекционно-педагогической деятельности является принцип целенаправленности педагогического процесса. Цель как закон определяет характер и способ действий человека.

Исходя из общих целей воспитания и развития личности ре­бенка, в ходе коррекционно-педагогической деятельности проис­ходит соотнесение существующего уровня развития подростка с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности, оп­ределения этапов ее реализации, путей, способов и средств дости­жения предполагаемого результата.

2. Следующий принцип - принцип целостности и системности педагогического процесса. Если педагогический процесс рассмат­ривать как систему, т. е. совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих соответственную целостность, единство, то коррекционно-педаго- гическая деятельность будет являться ее элементом, подсистемой, субсистемой. В то же время коррекционная деятельность имеет свою структуру, упорядоченное множество своих взаимосвязан­ных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления.

Принцип гуманистической направленности педагогического про­цесса определяет необходимость гармонического сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процес­са на личностные возможности ребенка, его интересы и потребно­сти. В коррекционно-педагогической деятельности с детьми и под-ростками с отклоняющимся поведением важно понимать то, что всякий нормальный ребенок, как в свое время подчеркивал А. С. Макаренко, оказавшийся «на улице» без помощи, без общест­ва, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нерва­ми, без перспективы, - каждый нормальный ребенок стал бы вести себя так же, как те подростки, поведение которых мы определили как отклоняющееся.

3. В тесном единстве с принципами гуманистической направ­ленности педагогического процесса находится принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Разумная требовательность предполагает объективную це­лесообразность, предопределенную потребностями педагогиче­ского процесса, направленную на необходимость положительного развития личностных качеств ребенка. Педагогические требова­ния - не самоцель, они должны предъявляться воспитателем с надеждой на успех, с искренней заинтересованностью в судьбе ребенка, с пониманием его отношений к предъявляемым требова­ниям, с глубокой верой в то, что они помогут скорректировать поведение воспитанника, не нанеся ущерба его самолюбию, чувству собственного достоинства.

4. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные сто­роны его личности является естественным продолжением предыду­щих принципов. Только гуманное, уважительное отношение к ре­бенку, педагогическая прозорливость, умение увидеть среди отри­цательных черт его характера и поведения незащищенность, стрем­ление быть лучше позволяют более эффективно построить коррек­ционно-педагогический процесс. Опираясь на положительные ка­чества, усиливая и развивая их, компенсируя с их помощью отрица­тельные черты, воспитатель как бы предвосхищает процесс поло­жительного формирования личности ребенка. При достижении успеха, овладении новыми формами поведения он переживает радость внутренней удовлетворенности, веры в свои собственные силы, у него растет уверенность в победе, в достижении поставлен­ной задачи.

5. Принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе является важным звеном коррекционного процесса. Только понимая и осознавая необходимость проводимых перемен в поведении, активно помогая их осуществлению, желая и стремясь их ускорить и реализовать, можно говорить об успешно­сти и результативности коррекционно-педагогического процесса, надеяться на успех. Превращение воспитанника из объекта в субъ­ект педагогической деятельности - длительный и сложный процесс, но без него невозможно надеяться на положительный результат.

Можно назвать еще один принцип - сочетания прямых и па­раллельных педагогических действий. Этот принцип оптимизирует педагогический процесс, мобилизует в нем социально значимые силы, создает поле дополнительного педагогического влияния, подключая воздействие ученического коллектива, силу его общест­венного мнения. А для подростка, например, мнение сверстников - важный фактор развития личности, выбора направленности своего поведения.

Несомненно, и другие общепедагогические принципы находят свое достойное место в процессе формирования модели коррек­ционно-педагогической деятельности. Вместе с тем общая направ­ленность коррекционно-педагогического процесса требует углуб­ления, усиления одних и ослабления других направлений деятель­ности, более четкой и выверенной тактики воздействия.

Специфические принципы коррекционно-педагогической деятель­ности

6. Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педаго­гической деятельности является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимо­обусловленность задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, т.е. неравномерность развития. Закон неравномерности, гетерохронности, развития лич­ности ребенка свидетельствует о том, что каждый человек находит­ся как бы на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, т.е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в раз­ного рода отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо не забывать при этом, что все аспекты развития личности, ее со­знания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Поэтому при определении целей и задач коррекционно-педа­гогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития ребенка, а не сиюминутной ситуации его от­клоняющегося поведения. Своевременно принятые превентивные (профилактические) меры позволят избежать ненужных осложне­ний в его развитии и поведении, а следовательно, необходимости развертывания в дальнейшем полномасштабных специальных кор­рекционных мероприятий. Вместе с тем любая программа коррек­ции развития воспитанника должна быть направлена не столько на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предуп­реждение, сколько на создание благоприятных условий для наибо­лее полной реализации потенциальных возможностей гармониче­ского развития личности ребенка.

Реализация принципа единства диагностики и коррекции обес­печивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и разви-тия, если у нас нет объективных данных о ребенке, о причинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношений со сверст­никами и взрослыми.

Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших изменений или их отсутствия, т. е. контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагностических процедур, пронизываю­щих (охватывающих) все этапы коррекционно-педагогической дея­тельности - от постановки целей до ее достижения, получения ко­нечного результата.

7. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассматривается как принцип «нормативности» развития личности, как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возраст­ных стадий онтогенетического развития. Понятие «психологиче­ский возраст» ввел Л. С. Выготский, который видел в этом новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и соци­альные изменения, которые в самом главном и основном опреде­ляют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Д. Б. Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделя­ет три его параметра, которые необходимо учитывать при фор­мулировке коррекционных целей и организации коррекционно­педагогического процесса: 1) «социальная ситуация развития» (по Л. С. Выготскому) - единица анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе; 2) уровень сформированное™ психологических новообра­зований и их значение на данном этапе возрастного развития. Подростковый возраст, например, как никакой другой, богат на психологические новообразования (в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений с окружающими); 3) уровень развития ведущей деятельности ребенка как деятельности, играющей ре­шающую роль в его развитии. Так, например, общение и его роль в коррекционно-педагогическом процессе подростков становится наиболее значимым явлением, без которого довольно трудно по­строить коррекционный процесс.

8. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику про­ведения коррекционной работы и способы реализации поставлен­ных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достиже­нии является организация активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликт­ных ситуациях, выработка алгоритма социально приемлемого по­ведения.

Ведущая деятельность детей и подростков определяет их отно­шение к миру, позицию и взаимодействие с теми элементами социальной среды, которые в соответствующий момент являются источ­никами развития, задает типичные для данной возрастной стадии формы общения в системе отношений «ребенок - сверстник», «ребе­нок - взрослый». При планировании и организации коррекционно­педагогической деятельности следует выбирать наиболее адекват­ную целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильные слож­ные ситуации, которые ребенок в состоянии был бы разрешить, а разрешение их направляло бы его в положительное русло развития.

Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции.

9. Принцип комплексного использования методов и приемов кор- рекционно-педагогической деятельности. Ни в психологии, ни в пе­дагогике не существует универсальных приемов воздействия, спо­собствующих переориентации, изменению направленности лич­ности, резкому изменению поведения детей и подростков. Поэтому в коррекционной педагогике необходима некая совокупность спо­собов и средств, методов и приемов, учитывающих индивидуаль­но-психологические особенности личности, состояние социальной ситуации, уровень материально-технического и учебно-методиче­ского обеспечения педагогического процесса, подготовленность учителей к его проведению. Должна присутствовать при этом и„определенная логика и последовательность применения педагоги­ческих методов и коррекционных приемов, ступенчатость воздей­ствия на сознание ребенка, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечение его в активную индивидуальную или групповую дея­тельность со сверстниками или взрослыми.

10. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окруже­ния. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Его отклонение в развитии и поведении есть не только результат его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на них родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов шко­лы, т. е. сложности в его поведении - следствие отношения ребенка с ближайшим окружением, форм и способов их совместной дея­тельности и общения, характера межличностных контактов с со­циумом. Следовательно, успех коррекционной работы с детьми и подростками без сотрудничества с родителями или другими взрос­лыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависи­мости от характера отклонений в развитии и поведении оказыва­ется либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезуль­татным (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова).

Таким образом, основополагающие положения системы кор- рекционно-педагогической деятельности формирует ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают общую стратегию и конкретную тактику на соответствующих ступенях управления процессом педагогической коррекции развития и поведения детей и подростков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...