Корпоративная культура гостинично-туристского комплекса
Корпоративная культура ГТК – совокупность ценностей и убеждений, разделяемых его работниками и определяющих нормы их поведения в процессе обслуживания гостей (туристов). На корпоративную культуру коллектива оказывают влияние его репутация, стиль руководства, морально-психологический климат, отношение администрации к своим сотрудникам, партнерам, отношения между самими сотрудниками. В корпоративной культуре ГТК сфокусирована система его материальных и духовных ценностей. От поведения работников по отношению к посетителям зависит, станут ли эти они постоянными клиентами гостиницы, а от этого, в свою очередь, зависит рост объема продаж, стабильность работы, конкурентоспособность ГТК на рынке, его экономическое развитие и прибыль. Поэтому весь круг вопросов корпоративной культуры имеет непосредственное отношение к конечным результатам деятельности гостинично-туристского комплекса. Суть корпоративной культуры ГТК проявляется в ее функциях. ■ воспроизводственная функция — воспроизводство лучших элементов накопленной культуры, проектирование новых ценностей обслуживания гостей (туристов) и их накопление; ■ оценочно-нормативная функция — сравнение реального поведения работника и трудового коллектива ГТК в целом с действующими общепринятыми нормами культуры сервиса; ■ регламентирующая и регулирующая функция — корректировка поведения сотрудников ГТК в соответствии с принятыми культурными нормами; ■ познавательная функция — знакомство и усвоение сотрудниками всех элементов корпоративной культуры, что способствует ее полноценному включению в жизнь коллектива;
■ смыслообразующая функция — корпоративная культура непосредственно влияет на мировоззрение работника, поскольку корпоративные ценности должны превратиться в его личностные ценности (не вступать с ними в конфликт); ■ коммуникационная функция — ценности корпоративной культуры гостинично-туристского комплекса должны обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание сотрудников; ■ функция восстановления духовных сил работников в процессе реализации корпоративной культуры. Реализация возможна лишь в случае высокого нравственного потенциала корпоративной культуры и разделения сотрудниками ее ценностей; ■ функция общественной памяти — сохранение и накопление опыта корпоративной культуры в гостинично-туристском бизнесе. ГТК с точки зрения корпоративной культуры представляет собой: ■ гармоничную организацию, в которой отдельные компоненты культуры сервиса не противоречат, а соответствуют и дополняют друг друга; ■ социально-экономическую и техническую систему, опирающуюся на современные научно-технологические достижения; ■ организацию, в которой людей воспринимают как главную ценность и осуществляют взаимодействие между ними на этическом и психологически грамотном уровнях; ■ организацию, которая строит свои отношения с субъектами внутренней и внешней среды на основе понимания их сущности и признания их уникальности. ■ организацию, которая не жалеет усилий для по Особо важную роль в формировании корпоративной культуры ГТК играют лица, обладающие властными полномочиями: руководители, линейные и функциональные менеджеры и владельцы. Интересы этих трех групп подчас не совпадают, но от удовлетворения интересов и потребностей каждой группы зависит будущее ГТК. Так, превращение сотрудников в совладельцев ГТК, их причастность к его делам, повышает преданность ГТК, стимулирует рост производительности труда, высокую культуру обслуживания гостей (туристов).
Важными показателями корпоративной культуры ГТК служат отношение его руководства к посетителям, акционерам и своим сотрудникам. Эти отношения подразумевают: ■ определение целей и формулировку миссии ГТК; ■ рейтинг и имидж ГТК; ■ проявление социальной ответственности ГТК. Определение целей ГТК осуществляется при решении руководством наиболее важного нравственного вопроса: должен ли гостинично-туристский комплекс действовать на рынке ради получения максимальнойприбыли или служить гостям (туристам)? Такой нравственный выбор определяется той или иной системой ценностей, присущей данному гостинично-туристскому комплексу. Эта система основывается не только на экономических функциях ГТК, но и на культуре сервиса, традициях, собственном опыте и личных склонностях руководителей. Внимание сотрудников ГТК к посетителям, учет их потребностей определяют его устойчивое положение на рынке. Эта истина, к сожалению, с трудом находит понимание у многих современных руководителей ГТК. Между тем многие успешные и процветающие ГТК сформулировали для себя систему основных ценностей и убеждений, которыми они руководствуются при решении важнейших вопросов как хозяйственной деятельности, так и в отношении гостей (туристов), своих сотрудников и партнеров. При этом основными ценностями корпоративной культуры ГТК являются: ■ получение прибыли и развитие ГТК при соблюдении взаимной выгоды гостиницы (турфирмы) и гостей (туристов); ■ проведение честной конкурентной борьбы; ■ участие работников в управлении ГТК; ■ обеспечение высоких индивидуальных достижений сотрудников и создание слаженной команды; ■ достижение высокой производительности и внедрение прогрессивных технологий обслуживания, стимулирование активности и креативности работников; ■ создание общей атмосферы удовлетворенности работой в ГТК, причастности к его достижениям. Как уже отмечалось, при определении основных целей деятельности ГТК формулируется его миссия — социально значимая роль гостинично-туристского комплекса.
Объективная и субъективная сторона корпоративной культуры. Объективную сторону корпоративной культуры связывают непосредственно с предприятием: самим зданием и его дизайном, местом расположения, оборудованием и мебелью, цветом и объемом пространства и т. п. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данное предприятие. Субъективный аспект создает больше возможностей для поиска как общих моментов, так и различий между людьми на предприятиях. К примеру, корпоративная культура ГТК может быть охарактеризована с помощью следующих признаков: ■ определение места работника и осознание им с его места. В одних ГТК ценят сокрытие работником своих внутренних настроений и устремлений, в других — поощряют их внешнее проявление. В рамках одной корпоративной культуры независимость и творческое отношение к своим обязанностям проявляются через сотрудничество и взаимопомощь, а в других — через индивидуализм; ■ коммуникационная система и язык общения сотрудников. Использование устной, письменной, невербальной коммуникации, степень открытости коммуникации различны для различных ГТК. Кроме того, в зависимости от территориальной, отраслевой, функциональной принадлежности ГТК различными являются профессиональный жаргон, аббревиатуры, жестикуляции и т. п.; ■ внешний вид, одежда. В данном случае учитываются вполне обоснованно существующие различия делового стиля, наличие униформы или спецодежды, опрятность, косметика, прическа и т. п.; ■ организация рабочего времени и отношение к нему работников. Степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это; ■ взаимоотношения между людьми. Различия в общении по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов и т. п.;
■ ценности. Существующий набор ориентиров относительно того, что хорошо и что плохо, и нормы как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения. В данном случае необходимо выявить, что люди ценят в своей производственной жизни (свое положение, статус, титулы или саму работу и т. п.), и как эти ценности сохраняются; ■ вера во что-то или расположение к чему-то. Вера в руководство, успех, свои силы, взаимопомощь, этическое поведение, справедливость и т. п.; отношение к коллегам, клиентам и конкурентам, злу и насилию, агрессии и т. п.; влияние религии и морали; ■ процесс развития работников и научения. Оценивается отношение к работе — бездумное или осознанное выполнение задания и своих обязанностей; на что больше полагаются сотрудники при выполнении работы — на собственный интеллект, опыт или на помощь коллег; процедуры информирования работников; признание или отказ первичности логики в рассуждениях и действиях; подходы к объяснению причин успехов и неудач и т. п.; ■ этика в работе и мотивирование. Отношение работе, чувство долга и степень ответственности; разделение, совмещение обязанностей; чистота рабочего места; качество работы; оценка работы и вознаграждение; индивидуальная или групповая работа; продвижение по службе.
Управление корпоративной культурой осуществляется с целью повышения общего уровня эффективности ГТК или для решения конкретных задач его развития. Именно поэтому представляется важным определить содержание корпоративной культуры, которое нельзя сводить лишь к механической сумме отдельных элементов. В содержании корпоративной культуры главное заключается в том, как эти элементы связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения сотрудников ГТК. Основной характеристикой той или иной корпоративной культуры является последовательность, в которой располагаются базовые ценности и установки, насколько она позволяет определить, какая политика и какие принципы считаются более важными и должны превалировать в случае возникновения конфликта. Например, два разных гостинично-туристских предприятия могут провозглашать одинаковые ценности — сотрудничество и внутреннюю конкуренцию в работе. Однако в одном гостинично-туристском предприятии сотрудничество больше приветствуется при принятии решений, а конкуренция — при планировании карьеры, а в другом акценты расставлены иначе. Поэтому содержание корпоративной культуры в этих ГТК будет различным, несмотря на то, что набор базовых предпочтений и ценностей одинаков.
Каждый ГТК имеет собственную корпоративную культуру, но назначение у нее одно: сплочение трудового коллектива на основе общих норм и ценностей для достижения общих целей. Поэтому корпоративная культура - мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и каждого работника на решение коллективных задач развития предприятия. В связи с этим формирование корпоративной культуры — это попытка конструктивного влияния на морально-психологическую атмосферу и поведение сотрудников ГТК. Как правило, первичными объединяющими ориентирами являются миссия и стратегия ГТК на тот или иной период, целевое сопровождение этой стратегии, соответствующие правила поведения. При этом следует отметить, что формирование корпоративной культуры происходит под влиянием как внешней, так и внутренней среды ГТК. Формирование корпоративной культуры является результатом и следствием взаимодействия ГТК, имеющего свою специфическую внутреннюю среду, с внешним окружением. Внешняя среда ГТК — это совокупность всех имеющих отношение к данному ГТК факторов, которые ему необходимо учитывать в своей деятельности, но изменить которые ГТК не в состоянии. Это властные, финансовые и т. п. структуры, акционеры, поставщики, потребители, клиенты, общественность, местное сообщество граждан и т. д. Внешняя среда оказывает существенное влияние на все стороны жизни ГТК, в том числе и на его корпоративную культуру. Влияние внешнего окружения на формирование корпоративной культуры ГТК связано со многими факторами: это деловая среда в целом в стране и в отрасли в частности; образцы национальной культуры; правовое поле; общие социально-экономические условия ведения бизнеса и т. д. Принятие ГТК определенной корпоративной культуры может быть связано со спецификой деятельности, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, вкусами и предпочтениями потребителей и т. п. Известно, что предприятиям отраслей высоких технологий в большей степени присуще наличие культуры, содержащей «инновационные» ценности и веру в позитивность изменений. Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой функционирует эта компания. К факторам внешней среды относятся также уровень социально-экономического развития страны, состояние общественной морали, политическая и экономическая стабильность, общие условия ведения бизнеса — в том числе инвестиционный и налоговый климат, рыночная конъюнктура, роль общественного мнения в процессе принятия и реализации государственных и хозяйственных решений. Влияние внешней среды проявляется также через характер хозяйственных связей и отношений ГТК с поставщиками, потребителями и конкурентами. Более подробного рассмотрения заслуживают факторы внутренней среды, которые находятся в пределах возможного регулирования со стороны коллектива и руководства ГТК. Внутреннюю среду ГТК составляют люди, организационная структура, технологии, задачи, корпоративная культура, которые образуют определенные отношения и поддаются регулированию. Это касается условий повседневной трудовой деятельности. Конкретное содержание трудовых функций работников ГТК, состояние рабочих мест оборудования, качество исходных материалов, квалификация работников не могут не влиять на формирование и проявление корпоративной культуры. Большое значение имеют особенности организации труда— сменность, ритмичность производственных процессов, возможности взаимозаменяемости работников, санитарно-гигиенические условия, системы оплаты и стимулирования труда. Рациональная и эффективная организация труда, удобный график работы и распорядок рабочего дня, наличие возможности отдыха и своевременного полноценного питания благоприятно влияют на физическое и психологическое состояние работников и атмсферу в коллективе ГТК. Важным фактором внутренней среды, который оказывает влияние на формирование корпоративной культуры ГТК, являются неформальные межличностные и межгрупповые связи. Причины их возникновения лежат вне сферы производства. Установлению неформальных связей способствуют такие обстоятельства, как совпадение или близость выполняемых трудовых функций, принадлежность к одним и тем же демографическим группам, уровень образования и квалификации сотрудников, общие интересы и разделяемые ценности и т. п. Работники испытывают естественную потребность в товарищеских и дружеских отношениях с коллегами, хотят поделиться своими переживаниями и эмоциями с другими людьми, оказать помощь или получить поддержку. Характер таких неформальных связей, их стабильность в значительной степени определяют морально-психологический климат в коллективе, способствуют формированию неформальных групп. Имидж ГТК Имидж ГТК является результатом систематической работы по формированию и поддержанию положительной репутации. Этот процесс осуществляется не только через рекламу в средствах массовой информации, но и в ходе непосредственного общения сотрудников ГТК с клиентами, покупателями, деловыми партнерами, друг с другом. Имидж предприятия выступает фактором доверия клиентов к ГТК и его продуктам (услугам) и является, таким образом, важным фактором его процветания или упадка. Имидж ГТК зависит и от наличия таких форм деятельности, которые соответствуют общественным интересам и расцениваются обществом как позитивные. Поэтому одним из важнейших элементов внешнего проявления корпоративной культуры следует считать социальную ответственность гостинично-туристского комплекса, которая не сводится только к юридической ответственности за соблюдение норм гражданско-правового, антимонопольного, экологического законодательства и т. п. Социальная ответственность ГТК рассматривается как его добровольное и активное участие в решении социальных проблем общества. Это готовность ГТК как части общества обеспечивать интересы его членов, прежде всего сотрудников, акционеров, потребителей, партнеров.
О солидности ГТК, о его репутации, о доверии к нему судят по таким параметрам, как: ■прогрессивность ГТК; ■наличие значительных ресурсов; ■творческий подход к решению проблем; ■активный маркетинг; ■лидерство в отрасли; ■компетенция сотрудников ГТК; ■способность решать сложные проблемы; ■высокое качество услуг и культура обслуживания; ■ценовая политика; ■доверие со стороны клиентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|